Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена

 Мадонна канцлера Николя Ролена - Ян ван Эйк. 1435. Дерево, масло. 66x62.ЛУВР.

    Самым крупным из всех голландских живописцев XV века был, безусловно, Ян ван Эйк. Он по праву считается основателем жанра светского портрета в Нидерландах. Художник много ездил по Европе, служил у Иоанна Баварского, работал в Гааге, Брюгге, путешествовал по Испании. В 1425 году он стал придворным живописцем Филиппа Доброго - герцога Бургундии. Там им и была написана одна из замечательных картин, вошедшая в историю искусства как «Мадонна канцлера Ролена». В коллекцию Лувра она поступила в 1800 году.

           Своим названием картина «Мадонна канцлера Николя Ролена», созданная одним из основоположников Северного Возрождения, фламандским художником Яном ван Эйком (1385/1390-1441), обязана заказчику - бургундскому канцлеру Николасу Ролену.

   Ван Эйк использовал в своих работах образы реальных людей, явив миру первые образцы портретного искусства. И это полотно правильнее было бы назвать портретом всесильного канцлера бургундского двора Николаса Ролена, хотя на картине присутствует и Мадонна с Младенцем Христом.

         На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях, коронуемая ангелом и сидящая напротив канцлера Ролена. Действующие лица располагаются в итальянской лоджии, декорированной колоннами и барельефами. На заднем плане виднеется город с пересекающей его рекой. Вероятно, это бургундский город Отён, родина Ролена. Некоторые из многочисленных земельных владений канцлера в окрестностях Отёна включены в пейзаж.
      
     Ролен изображен сбоку, хотя и не в полный профиль, стоящим на коленях и опирающимся на молельный столик, покрытый турецким ковром. Его глаза направлены прямо на Богоматерь, сидящую напротив него с нагим Младенцем на коленях, в то время как Младенец благословляет Ролена. Такая расстановка фигур необычна.

  Ван Эйк подробно изображает знаки старения на лице Ролена. Складки и морщины, однако, не уступают в точности изображению артерий на подбритых висках Ролена. Ван Эйк, хотя он и не был (несмотря на последующие утверждения Вазари) подлинным изобретателем масляной живописи, поднял это новое искусство до ранее беспрецедентного мастерства, выявив, благодаря повторным лессировкам, жизнь, пульсирующую под кожей Ролена.

  Ролену противопоставляется пейзаж с жилыми домами, Марии – панорама церквей, а линии расположенного по центральной оси далекого моста с движущимися по нему фигурками пешеходов и всадников как бы устанавливают связь между Роленом и благословляющим жестом младенца Христа.

    Маленький сад с цветами: розами, ирисами и лилиями, традиционно символизирующими Богоматерь – намекает на «заключенный сад» (hortus conclusus) из «Песни Песней» , метафорически в средневековых толкованиях приравненный к Деве Марии.

     Позади сада просматриваются две мужские фигуры, стоящие спиной к зрителю. В человеке, облаченном в синие одежды с красным тюрбаном на голове и с посохом в левой руке, многие видят автопортрет самого художника.
 Рядом с фигурами видны два павлина, символы бессмертия и гордости.

      Эмиль Кисер убедительно показал, что мост через реку, на котором можно разглядеть крошечное распятие, следует рассматривать в связи с убийством Иоанна Бесстрашного, отца Филиппа Доброго, на мосту Монтеро 10 сентября 1419 года. Аррасский договор, заключенный Роленом 21 сентября 1435 года, включал пункт о том, что на мосту в память об убийстве должно быть установлено распятие. Число лет между убийством и недавно заключенным Миром можно сосчитать по количеству плиток между аркадой и границей картины.

         
О КАНЦЛЕРЕ РОЛЕНЕ.
 
   Ролен был один из влиятельнейших людей в Северной Европе 15 века, вершивших судьбами Франции и Бургундии почти полвека. Кроме того, Николя Ролен был личностью незаурядной: карьерист, неутомимый собиратель земель и накопитель богатств, хитрый политик и интриган, но в то же время меценат и любитель искусств.

     Николя был родом из бургундского города Отён, родился он в 1376 году.
 Его родители принадлежали к среднему классу. Семья владела внушительным состоянием и даже небольшим замком благодаря удачной женитьбе деда Ролена на богатой наследнице.

          Он начал службу при герцогах Бургундских еще в 1404 году, сначала как скромный молодой адвокат при герцоге Филиппе Смелом. Затем он стал обращать на себя внимание знати благодаря обширным знаниям, дару пламенного оратора и небывалому красноречию; Ролен потихоньку стал продвигаться по «служебной лестнице». Более высокое положение Николя уже занимал при сыне Филиппа, Иоанне (Жанне) Бесстрашном. Высокие посты занимал с 1413 года. Герцог Иоанн был настолько благосклонен, что стал крестным отцом одного из сыновей Ролена.

            В Отёне до сих пор сохранился дом, в котором Николя родился и вырос, ныне в 20 его залах расположен городской «музей Ролена» - дом довольно большой, почти замок, это говорит о высоком достатке семьи. Отец Ролена умер рано, оставив вдову с двумя сыновьями. Мать Николя, скорее всего, не бедствовала, и он получил очень хорошее образование и выучился на адвоката.

            Интересна история первой женитьбы Ролена: в 1398 году повторно выходила замуж его овдовевшая мать Эми (к слову, за одного из городских старейшин), и одновременно с ней женились два ее сына на дочерях ее жениха! В народе есть поверье, что такие двойные, а тем более тройные «семейные» свадьбы не приносят счастья. Это всё, конечно, ерунда, но в случае с Роленами не повезло всем трем невестам – они умерли в скором времени, включая жену Николя, Мари Лайре. Ролен овдовел, не успев обзавестись детьми, и вскоре женился повторно.

             Вторая жена, Мари Ландэ, из семьи известных французских банкиров, родила Ролену четверых детей, включая любимого старшего сына Жана, и тоже умерла относительно молодой, года в 32-33 примерно.

                За свою жизнь Ролен скупил множество земель, владея чуть ли не половиной Бургундии. О его стяжательстве ходили легенды, говорили, что еще в бытность судьей Николя был весьма нечист на руку. Современники отзывались о нем, как о человеке жестком, беспощадном к врагам, неуживчивом, но хитром и изворотливом.

            Он любил все красивое, много средств тратил на строительство, покровительствовал живописцам. Известно, что картины он заказывал не только Яну ван Эйку. Сохранилось еще одно изображение Ролена – на алтаре Рогира ван дер Вейдена «Страшный суд». Здесь мы можем видеть его с третьей супругой Гигуаной-Игуаной.


Рецензии