Летний отпуск

  Август 1989. Мы с Ленкой сидели в зале ожидания и смотрели,  как за окном темнеет небо.  Вылет рейса Ленинград–Кишинёв  задерживали.

  На это путешествие Ленку подбила я. Много лет назад, ещё школьницей,  я поехала с классом на каникулах в Брянск. После Ленинграда серый пыльный маленький городок не произвёл на меня впечатления. Но в гостинице я познакомилась с ровесниками из Молдавии. Мы обменялись адресами, началась переписка. Каждую неделю я получала по несколько писем. Мы выросли, письма стали приходить всё  реже, но одна из девушек продолжала мне писать. И однажды пригласила приехать к ней в отпуск. Мама согласилась меня отпустить в это путешествие в южную республику, но  с условием, что я поеду не одна.  Я позвала с собой Ленку.
    И вот мы в аэропорту.

 ...Наконец объявили посадку. Мы сели в самолёт и в три часа ночи приземлились в Кишинёве. Нам нужно было на автобусе пересечь почти всю Молдавию. Валя, моя подружка по переписке, жила на границе с  Румынией, в Кагуле.

  – Остановите у автовокзала, –попросила я водителя автобуса, ехавшего из аэропорта в центр. За окнами чернела южная молдавская ночь. Мы задремали, и когда услышили громкое :"Вокзал!", выскочили, схватив чемоданы.Оказалось, что мы вышли раньше времени.  Это была привокзальная площадь, но вокзал был железнодорожный. Автобус уехал, а мы сонные стояли в растерянности на небольшом, освещенном тусклым фонарем островке остановки в ночном незнакомом городе. К нам из темноты шли какие -то люди.
  – Красавицы, куда подвезти?–юркий парень начал тянуть у Лены сумки из рук. Я схватила подругу за руку,  выхватила у парня  неподъёмный чемодан, и побежала к припаркованному неподалёку такси. Мы запрыгнули в машину и я выдохнула: " На автовокзал!" Таксист обернулся и сказал: "Я занят."
  –Не важно,–ответила я, –Платим двойной счётчик!
Таксист ухмыльнулся и машина двинулась в темноту. Мы медленно ехали по ночному Кишинёву. Вокруг чернели какие-то кусты, я не понимала, как водитель что то видит в темноте.
  – Ты знаешь, где мы едем?–шёпотом спросила меня подружка. Я пожала плечами.
  – Приехали!–вдруг остановил машину шофёр. – С вас семьдесят копеек.
  – А где же автовокзал?
  – Там,–таксист  махнул рукой в ночь.
 Мы вышли. За кустами и правда  оказались "здание" автовокзала. Маленькая будка со скамейками, которых явно не хватало на всех желающих уехать. Вокруг сидели люди, кто на чемоданах, кто на тюках.
  – Когда откроют кассы?
  – В половине шестого.
 Я заглянула за угол и увидела цыган. Они сидели и лежали прямо на земле. Дети спали на руках у матерей. 
  Когда из - за виднеющихся вдали многоэтажек неторопливо показался яркий кусочек солнечного диска, народ встрепенулся, к окошкам касс выстроилась  длиннющая очередь.

    Автобус был ржавый, дребезжащий, мы сели и попытались открыть окно. Не получилось. В проходах, прямо на полу расселись цыгане. Плакали дети.
– Долго ехать?–поинтересовалась я 
– Пять часов, –кто-то ответил мне.
– Я умру, –прошептала Ленка.
    Солнце  всё с большей силой нагревало автобус. На одной из остановок, мы вышли в каком то селе, в надежде подышать свежим воздухом. Но на улице было не легче– это тебе не питерское лето. Кустарники и деревья были серыми от пыли, воздух плавился от жары.
– А нас точно встретят?– спросила Лена .
– Да! –как можно увереннее попыталась произнести я, хотя сама уже не верила ни во что.

  Приехали!!! Красные,как варёные раки, с промокшими от пота блузками, мы стояли на пыльной площади. Женщин в джинсах видимо здесь были в редкость–нас окружила местная ребятня. Где же встречающие? ...
– Девочки, вы из Ленинграда?–к нам шли двое мужчин,– Валя просила вас  встретить.
Сейчас мы объедем кордоны, чтобы не выписывать пропуска, здесь ведь приграничная зона.
– Надеюсь нас не везут в рабство в Румынию...–пыталась шутить Ленка.
– Нет, мы едем в Кагул–засмеялись наши спутники. Мы сели в серую"Волгу" и вскоре–о чудо!!! –были наконец-то на месте. Сияющая Валя кинулась нам на встречу, мы тоже улыбались, из последних сил...
– Где у вас тут душ?–выдохнула Ленка, когда мы поднялись в светлую уютную квартиру.
– Милые мои, душ только вечером, у нас вода по часам.
– Даже холодная?–взвыли мы хором.
– Пойдёмте, пойдёмте , полью из кувшина.
  Слегка ополоснувшись, мы легли спать. Сквозь сон я слышала,как бьют часы на стене, как плачет ребёнок.
   Через несколько часов мы уже сидели за столом, щедро накрытом по поводу приезда дорогих гостей. Домашнее вино, фрукты, вкусная выпечка... Валя с годовалой дочкой жила в квартире родителей мужа, который ушёл  служить в армию.
  –Сегодня отдохните, а завтра поедем к моей маме, в село. 

   Улыбчивая старушка в вышитой блузе и в цветастом платке, словно сошла с иллюстрации молдавских сказок.
  –Здравствуйте, гости дорогие, расцеловала она  нас. –Валюша, всё село ждёт твоих подружек, уже приходили, спрашивали, когда приедут?
   Мы с Леной переглянулись. Валя засмеялась и произнесла:–Что же, ничего удивительного, все твои друзья по переписке помнят тебя и ждут в гости. 
    Оказалось, что ждут  чуть ли не в каждом доме... И везде накрыт стол...
  – Отказать нельзя, обидятся,– шептала Валя, когда нам вновь и вновь предлагали , отведать вина и домашних блюд и  поднимали тост.
   –Девчонки, я больше не смогу, шептала за моей спиной Ленка, я пыталась улыбаться и лишь пригубить вино.
  –Нет, нет, до дна...
 Вечером мы возвращались  в окружении новых друзей, а попросту нас сопровождало всё  село, у дома Вали нас расцеловали и отпустили наконец. .
   –Девчонки, устали, проголодались небось, –хлопотала у плиты Валина мама. – Вот варенички подоспели, с вишней, горяченькие...
 На плите пыхтела десятилитровая кастрюля с варениками.
   –Неет, спасибо,– лепетала заплетающимся языком моя подружка. Я уже ничего говорить не могла....
   – Завтра поедете к морю, на лиман, –сказала нам утром Валя, я уже договорилась, родня едет, и вас с собой возьмут.
    
   Несколько часов в автобусе, и мы пересекли границу Молдавии и Украины, которые тогда еще  были границами только на карте. Выехали рано, затемно, а когда подьезжали к морю,  вместе с нами встречали солнце стаи пеликанов. Палатки поставили прямо на побережье, весь день мы не вылезали из воды, я учила плавать малышню, а Ленка все чаще уходила на прогулки в сопровождении загорелого Валиного  родственника, кажется двоюродного брата. Вся атмосфера вокруг распологала к курортному роману: море, закаты,  усыпанное светлячками ночное побережье, кажущиеся розовыми в лучах  рассвета пеликаны. Мы ловили в море бычков и другую мелкую рыбёшку,  варили уху. Я смотрела на счастливые глаза подруги и радовалась за неё. 
   Через несколько дней мы вернулись в Кагул. Что может быть интересного в провинциальном приграничном городке? Во времена советского дефицита мы открыли для себя шопинг в местных магазинчиках, качественные  недорогие вещи румынского производства перекочевали в наши чемоданы.
     Но первым делом мы конечно посетили местную книжную лавку.  –Это Шекспир? Ущепни меня. –громко сказала Ленка, чем ввела в ступор местную продавщицу. Однако та быстро  пришла в себя и заверещала : –Шекспир с нагрузкой. Набор открыток "Молдавские ковры " прилагается.
 Вместе с Шекспиром мы вынесли из магазина книги Стругацких и зарубежную фантастику.
–Мы наверное  выполнили им месячный план–смеялась Ленка.   
  Вечерами, когда спадала жара я гуляла с Валей и её маленькой дочкой в парке, Ленка же пропадала на свиданиях со своим поклонником.
  Отпуск пролетел незаметно, пора было возвращаться. Слава богу, нам не пришлось трястись на автобусе, нас довезли до Кишинёва на уже знакомой серой Волге. Всю дорогу моя подружка была задумчива.
 
   В аэропорту "Пулково" нас встречали мамы,мы все вместе сели в такси.
  –Ну, как вам поездка? Как отдохнули?
   –Замечательно,–ответила я, а Ленка промолвила:–Я замуж выхожу, мама. Сергей  прилетит через неделю знакомиться.

  В октябре мы гуляли на свадьбе.   


Рецензии