Бабушка

     Вспоминая бабушку, первое что всплывает в памяти - это её руки. Большие ладони, всегда горячие, с гладкой тонкой кожей, очень загорелые.

     Многое выпало на долю моей бабушки, Агурьяновой Людмилы Карловны (в девичестве Мержвинской). Родилась она 24 сентября 1912 года в Санкт-Петербурге. Была вторым ребёнком в семье. Они были все погодки: старший брат Леонид (1911 года рождения) и младшая сестра Елена (1913 года рождения). Жили в дружной семье, дворянского происхождения.

     Бабушка пережила Первую мировую войну 1914 года, Революцию, войну с бело-финнами 1939-1940 годов, Вторую мировую войну 1941-1945 годов, перенесла Блокаду Ленинграда.

      Она была совершенно неконфликтный человек, добрая, щедрая, мудрая (всегда старалась помочь своими советами). Мало рассказывала о своей жизни. В первый блокадный год потеряла ребёнка, единственного, родившегося у неё, сына. До него родилась моя мама (12 июля 1939 года), а после - родились ещё 2 дочки в декабре 1944 года и в октябре 1946 года. Она всю жизнь очень переживала, жалела о том, что ничего не смогла сделать, чтобы сохранить сына в то очень тяжёлое и голодное время. Его похоронила младшая сестра Елена на дальнем Волковском кладбище У бабушки не было сил туда дойти зимой по снегу из другого конца города), где в то время хоронили своих близких многие ленинградцы, в общих могилах. Это трагедия. Но пришлось пережить и её.

      Больше помню бабушку на даче, в летнее время, когда мы там с младшим братом находились с раннего детства. У бабушки с дедушкой была дача в Дубочках. Это красивое место в 50-ти минутах езды на электричке от Санкт-Петербурга. Дачу получили в 1956 году, тогда многим давали участки под застройку. Недалеко Финский залив. Когда ехали на электричке знали: как проезжаем небольшую станцию "Бронка" - следующая станция уже наша - "Дубочки". Садоводство называлось так же - "ДУБОЧКИ".

      Бабушка много сажала на даче овощей, зелени. Высадила большие клумбы с редкими цветами. Цветы цвели круглое лето. Начиналось цветение с разноцветных люпинов. Затем, расцветали огромные колкие оранжевые махровые маки с фиолетовыми сердцевинами. Ну, а потом: разных расцветок пионы, разбитое сердце, дельфиниум, турецкая гвоздика, японская гвоздика, незабудки (очень любимые цветы дедушки Василия Прокофьевича, родился 11 февраля 1909 года). Китайские фонарики (фезалис), флоксы, астры, золотые шары. Так же на участке было много розовых кустов: крупных ярко-розовых и очень пахучих белых (цветы не очень большого размера). Дедушка по бокам крыльца у маленькой веранды высадил кусты жасмина, а так же, вдоль забора посадил кусты садовой сирени лиловой и белой. Такие ароматы гуляли всё лето - вспоминаются - как счастье земное. Особенно в жаркие летние дни. Рано утром выходишь из дома, а по участку уже плывут запахи сирени или жасмина  в начинающем разогреваться воздухе, их будто размаривает и всё вокруг ими окутано. Дедушка очень любил заниматься садовыми деревьями. Всегда ухаживал за яблонями, сливами, вишнями, грушей. Каких только сортов не было в саду дедушки: белый налив, ранет, анис, китайские райские яблочки, антоновка, розовые и зимние (несколько сортов). Сливы были желтые медовые и 1 красная (с круглыми темными плодами, с неё были очень вкусные компоты). Много было различных сортов крыжовника, малина.

     Часто вспоминаю, как мы ещё с малых лет с младшим братом ходили с бабушкой в лес (он был совсем рядом). Она нас учила как собирать грибы, какие ядовитые, а какие нет. Мы очень любили с ней ходить. Ходили в лес и с дедушкой. Он очень быстро ходил, мы едва за ним поспевали. Дедушка в конце апреля ходил в лес ставить банки под берёзовый сок и брал нас иногда с собой. А когда шел к избушке лесника (очень далеко), чтобы наломать берёзовых веников для бани, мы тоже просились с ним.

     Когда уезжали после лета в город, бабушкины припасы ели весь год до следующего лета. Тут и компоты, и варенья, и соки из выжатых ягод (сморода, малина, клубника, земляника садовая, каринка, крыжовник) и, конечно, солёные и маринованные грибы. Много сушили грибов за лето. Это всё, что мы вместе собирали в лесу. Бабушка пекла удивительно вкусные открытые пироги с яблоками, заливая их сметанным соусом (сама его делала из сметаны). Любимые пироги дедушки и моего младшего брата. Я и сама их очень любила и люблю.

     Золотое время было.. А потом всё рухнуло как в 1 день в конце 80-х годов. Будто и не было того времени. Остались только воспоминания. Бабушки и дедушки давно уже нет, а я их помню. Помню их руки, их слова, запахи тех лет, что мы были вместе и радовались друг другу. Их образы до сих пор во мне живы. Спасибо им, самым дорогим и любимым, что были в моей жизни и в жизни моего брата.


Рецензии