Мартин Клаассен 1820-1881

Мартин Клаассен (1820-1881)

Фото с компьютера


Мартин Классен оставил дневник, где по дням записывал переход с Пруссии на Волгу, строительство колонии Ам Тракт, а потом новый переход в Азию. Он всё же дошёл до страны восходящего солнца, и там закончилась его жизнь. Дневник он писал на старом немецком /готическом/, его потомки перевели его на английский, найти можно по адресу-Дневник и журнал Мартинa Клаассен

http://ketiltrout.net/klaassen/Martin_Klaassen_Diary.pdf

Почему они поехали????, наверно я не буду искать ответ, каждый человек волен решать свою судьбу сам, а значит и только сам сможет ответить
Будучи два года в России перед их походом, а Пруссии в Россию, он выучил русский язык. И это дало ему возможность в последствии быть в центре всех основных событий их колонии и потом в Азии. Чтобы переселяться в Россию нужно было иметь деньги, внести залог, да и на дальнейшие проблемы, у Мартина не было столько денег и вот в силу своих способностей его взяли руководить самим процессом переселения, ну а настоящими руководителями были состоятельные, уважаемые господа.
Мартин вырос глубоко верующим человеком. И поэтому сомнений ни у кого не было что он впитавший в себя веру в бога и всецело приклоняясь и исповедуя религию, продолжит и дальше и поведёт народ за собой. К тому времени уже многие меннониты покинули Западную Пруссию, они обосновались в России. Мартин чувствовал, что его будущее может быть тоже реализовано в этой стране, и что Россия и есть та страна, где он может практиковать свою веру в соответствии с его убеждениями.
К середине восьмидесятых годов колония Ам Трак была уже вполне жизнеспособна. Но в 1871-м колонисты лишились привилегий и оказались приравненными к русским крестьянам. В 1874- было отменено освобождение от воинской повинности, что особенно задело немцев-меннонитов, поскольку служба в армии несовместима с принципами их вероучения. Такие новости настораживали предков. Были отправлены депутаты в Петербург, чтобы попытаться выработать какой-то способ, получить возможность обосноваться где-то и жить в соответствии с их верой. Мартин Классен отправился в Петербург. Место в Центральной Азии стали рассматривать как одной из подходящих территорий где они могли иметь свободу от военной службы. В Петербурге депутаты встретились с генерал-губернатора Кауфманн из Ташкента, который пригласил их приехать туда и обещал им свободу от военной службы.  На экстренной консультации у B. Jantzens были выбраны делегаты для поездки в Центральную Азию. Это были Jacob Hamm от Ам Тракт и P. Wiebe от Molotschna Депутаты вернулись с положительным ответом. Генерал-губернатор фон Кауфман обещал свободу и землю. И начались подготовительные работы для путешествия в Центральную Азию. Долгое путешествие решили с их собственными транспортными средствами.
Мартин Клаассен. „Где это последнее место сбора истинной церкви? Ответ: это должно быть в пустыне. Но где? Пожалуй, да, скорее всего, в одной из стран восходящего солнца. Там Бог спасёт небольшую группу, малое стадо.
Так писал Мартин Клаассен, учитель меннонитов в колонии Ам Тракт, в своей исторической книге Defenceless/ Крещение мыслящих. Всю жизнь он посвятил поиску этого последнего места. 
Про их переселение в Азию я напишу в моём сборнике «Меннониты связь времён»
Был уже март 1881 год, постоянные и ежедневные проблемы казалось, уже не будет такого момента, когда можно всё это забыть, хотя бы на мгновенье. И Мартин решил сделать для своей жены такое мгновенье. Он пригласил свою жену Марию на прогулку, они пошли посмотреть гнездо Аиста. На улице весна, прекрасная погода.
В мае Мартин с Br.. Пеннер пошли в Ташкент с петицией к генералу Кауфману в отношении их проблем. Утром Мартин перевёл эту петицию на русский язык и ещё одно благодарственное письмо было подготовлено. Но в Ташкенте они узнали, что случилось трагическое и это, наверняка коснётся их. Они узнали, что генерал Кауфман умер и с ним его обещание освобождения Меннонитов от военной службы.
Из Санкт-Петербурга получили разрешение, чтобы поселиться в Бухаре. Создали план их маршрута от Каплан Бек через Ташкент в Бухару. Br. С. Квиринг получил ещё одно приглашение на военную службу. Срочно принято решение выходить в дорогу вечером, но по непредсказуемым причинам произошла задержка и вышли позже. Был поздний вечер, но яркий Лунный свет, когда остановились на ночь у реки Айрис
Надвигалась зима, а они, практически оставались под открытым небом.  Утром 8 октября 1881, после скитаний, гонений в течение нескольких дней они ожидали в Самарканде, Мартин и Дж. Пеннер пошли в город, и купили груши. Мартин съел 2, и ему стало плохо. Надо было нанять повозку, чтобы забрать его домой. Он всё время лежал, с того дня ему становилось всё хуже. Сила покидала его. 12 ноября он дал детям своё отцовское благословение.  Последние 14 дней они жили у Dyck, а до этого были в палатке или в вагоне. Временами было довольно холодно. Мартин почти закончил землянку-24 футов в длину и 12 футов в ширину. Но 24 Бек из Бухары сказал им, что они должны освободить место.  И они перебрались к Герману Jantzen. Свирепствовал Брюшной тиф, который многих тогда скосил. В некоторых семьях почти все заболели. В семье Мартина все кроме Марии. А 19 летняя дочь Мария умерла. В семье Генриха Jantzen умерло два старших сына, 21 и 22 лет. Мартин тоже не переборол эту болезнь.
25 ноября1881. Среда. Мартин лежал совершенно неподвижно в течение всего дня. Во второй половине дня он попросил еды, и немного поел.  Вечером сын Михаил сидел с ним, он, казалось, спал. Но Мартин больше не проснулся, он мирно скончался. Но бухарцы были настойчивы. Они заставили снести землянки и уходить. любой, кто не пойдёт сам, отправят на Российскую территорию силой. Первые вагоны были вынуждены уехать в Sarabulak. К вечеру Мартина похоронили. Гроба не было, так что пришлось каркас кровати обложить щитами, и накрыть крышкой. Вот такой получился гроб. Его родные должны были спешить, он был похоронен в очень мелкой могиле. Toews дал похоронную проповедь на могиле Мартина Классен
Его дневник продолжил его сын Михаэль. Вот от него мы и узнали о последних днях Мартина Классен.
Мартин Клаассен был человек разнообразных интересов и талантов. Когда он прибыл на тракт, он работал в качестве инспектора, измеряя земли для новых поселенцев, и составляя планы. Он был также своего рода архитектором и плотником, когда здания необходимо построить. Как преподаватель он нашел множество способов заинтересовать детей, писать собственные учебники и уроки по различным предметам: истории России на немецком и русском языках, Всемирная история, История Церкви, русской грамматике, грамматике немецкого языка, атлас для изучения природы, диаграмма звезд и планет. Он сделал свой собственный глобус. Вечерами он учил русский язык для взрослых. Изучал ботанику, сделали много поездок в ущелье собирать растения и цветы для своей школы. Его ученики наслаждались природой, он брал их в походы. Он был художественно одарёрнным во многих отношениях: музыка, поэзия, язык и изобразительное искусство. Он руководил церковным хором, преподавал пение в гармонии, пел соло для особых случаев. В своем дневнике он использовал 4 языка: немецкий, русский, греческий и немного французский. Сохранился Буклет из 49 карандашных рисунков Святой Земли, а также картина села Tiegenhagen, В. Пруссии. Эта картина висела на стене столовой. Прежде всего, Мартин Клаассен любил писать. Он написал пять тетрадей стихов, одна из которых была сохранена. Его размышления и молитвы в своем дневнике показывают, что он был глубоко предан человеком веры. У него было твердое убеждение в принципы мира. В различных случаях он был посредником в урегулировании спора. Благодаря 400-страничный дневник Мартин Клаассен, мы чувствуем, что мы познаем его как человека. Он разделяет его веру и его внутренним убеждениям, а также его желание служить Богу и обществу. К сожалению, Мартин Клаассен умер на пути в Центральную Азию, в раннем возрасте 61 года, но он оставил потомкам прекрасный наследие в его произведениях. Его опыт демонстрирует непоколебимую веру в Бога, а также практическое применение принципов непротивления. Пусть потомки учиться у него и следуют по его стопам./Викепедия/


Рецензии