16. 1. Снова в путь

25 октября командующий 3-м Украинским фронтом генерал армии Малиновский получил шифротелеграмму из Москвы.
Полевому управлению 1-й гвардейской армии с имевшимися частями усиления, боевым обеспечением,
учреждениями обслуживания и армейскими тылами было приказано отправиться по железной дороге
в Резерв Ставки ВГК, в район Конотопа Сумской области.
Штабу армии надлежало разместиться в Полтавке, в двадцати километрах от города.
{10.12, л.57} 

Погрузка началась, как было определено директивой, на следующий день в 18 часов на станции Павлоград.
Выгружались по прибытии на станции Сыроватка.
 
29-го совершили погрузку в эшелоны соединения и части, в том числе отцовский 555-й стрелковый полк.

Подобные хлопоты на станции красочно описал в романе «Крещение» И. Акулов:
«В маленькие двухосные вагоны бойцы на лямках втягивали упиравшихся лошадей, закатывали пушки,
вносили ящики со снарядами, патронами, штабными бумагами, медикаментами, старшины разносили по взводам
сухой паек: хлеб, масло, брикеты горохового супа-пюре, сахар-сырец, махорку со спичками – полкоробка на курящего».
{14.67, с.17}

Двинулись в новый район сосредоточения.

Не знаю, донеслось ли в пути до наших бойцов известие о том, что 30 октября завершилась Московская конференция
министров иностранных дел СССР, США и Великобритании.
На ней кроме всего прочего рассматривались вопросы послевоенного устройства, в частности о Германии, Италии,
Австрии, Польше.
Шла интенсивная подготовка к встрече руководителей трех держав – участников Антигитлеровской коалиции в Тегеране.
{14.5, с.261–262}

Наверное, не сразу дошла менее важная для страны, но вполне значимая  в масштабах дивизии новость:
начальник штаба подполковник  Мазурин  был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
В представлении к награде полковник Рухленко отметил, что Василий Яковлевич сумел организовать
планомерную работу штаба соединения, благодаря чему обеспечивалось твердое и непрерывное управление боями
во время наступления частей на Ново-Бахмутский, высоту 168.5 и Чистяково.
{Оп.3, д.1167, л.8 об.,18}

1 ноября полетел вдогонку перемещавшимся частям приказ № 097 Военного Совета 58-й армии.
В нем фигурировали несколько человек из соединения.

Бог весть когда отцовский первый батальон узнал о том, что его командир капитан Васильев удостоен
ордена Красной Звезды.
Александра Яковлевича догнала награда за действия в августе.
Тогда по приказу командования он с группой бойцов захватил высоту 207,8 в районе Саур-Могилы и удерживал её
до подхода основных сил.
{Оп.3, д.741, лл.220, 223}

Так же  оценили участие заместителя начальника политотдела дивизии майора Григория Васильевича Богомаза
в ожесточенных боях за ту высоту.
{Оп.3, д.741, лл.220, 222}

Такую же награду заслужил капитан Шишкин, начальник ветслужбы дивизии.
Его хорошо знали и глубоко уважали артиллеристы и минометчики, ездовые и командиры, –
все, кому приходилось иметь дело с лошадьми.
Он знал и любил животных и требовал того же от всех, кто находился в его подчинении.

Был Григорий Николаевич по солдатским меркам пожилым человеком, поскольку стукнуло ему сорок лет.
Родился он в Пензенской области, но в армию призвали в самом начале войны из Симферополя:
по-видимому, работал там.

С августа 1941-го – на Крымском и Северо-Кавказском фронтах.
А с июля 1942-го – на Сталинградском и, соответственно, Южном фронте.

Во время боев он делал все для того, чтобы сберечь животных.
Из трех сотен раненых и больных лошадей силами руководимой им ветслужбы вылечено и возвращено в строй 270.
Да и позже в дивизии не допущено ни одного случая падежа конского состава. {Оп.3, д.741, лл.220, 224}

Добрая слава ходила о начальнике ветлазарета 555-го стрелкового полка военфельдшере Таначе.
Федор Константинович, по национальности грек, родился в 1912-м.
Призванный Мариупольским райвоенкоматом, он уже 30 июля 1941-го оказался на фронте.

В полку был с момента его формирования.
С тех пор неутомимо повышал боеспособность конского состава части.
С 17 июля по 24 сентября усилиями полкового ветлазарета в полевых условиях было вылечено и возвращено в строй
13 больных и 49 раненых лошадей.
Не было допущено ни одного случая падежа лошадей.
{Оп.3, д.741, л.245}


Рецензии