Неудачная рыбалка

– Пап, клюет! Похоже, это что-то очень большое, – Инна тянула и аккуратно подматывала леску. Отец положил свою удочку и схватил подсак.
– Тащи-тащи! – раздался его радостный голос – за все время это первая поклевка и такая крупная.
Рыба на крючке не оказывала сопротивления, и вот на поверхности воды показался … кусок ткани, а когда девушка еще подтянула леску, отец и дочь увидели утопленника. От неожиданности Инна чуть не выпустила удочку из рук.
– Вот так улов! – Иван Дмитриевич присвистнул.
– Его, наверное, нужно достать, – неверным голосом проговорила Инна и посмотрела на отца. Тот кивнул.

Через полчаса приехала полиция. Васнецова сидела на берегу, обхватив колени руками, когда услышала знакомый голос:
– Подводник. Еще один донырялся!
– Игорь Александрович? – девушка подошла к судмедэксперту, осматривавшему труп.
– Васнецова? – Игорь выпрямился, повернулся к девушке и удивленно улыбнулся.
– Это я его… поймала, – Инна отвернула глаза от утопленника.
– Молодец, – похвалил Игорь. – Хороший улов.
– А как вы здесь оказались?
Лебедев рассмеялся.
– Игорь, ты что ржешь? – к ним подошел мужчина в гражданской одежде. – Тебе смешно, а нам еще его личность устанавливать! О-о-о, Инна Васнецова! Ты-то тут что делаешь?
– Здравствуйте, – девушка вспомнила этого человека. Это был следователь Ларионов, расследовавший дело об умерших с голоду. Около месяца назад Инна вместе с Лебедевым заходила к нему за делом Латкиной.
– Игорь, скажи нам все, что знаешь, – Ларионов обратился к судмедэксперту.
– Это будет слишком долго. Ну, а насчет водолаза… Время смерти, на вскидку, 48 часов плюс-минус. А остальное после вскрытия, как обычно.
– Спасибо, Игорек. Ну, оставляю тебя с девушкой. Инна, потом подпишешь протокол. Приятной встречи.
Лебедев проводил его взглядом и спросил Инну:
– Как рыбалка? Что поймали?
– Кроме него – ничего, – Инна развела руками.
Заморосил легкий дождик, весело прыгая по совершенной ровной глади тихого лесного озерка, отражавшего низкое свинцовое ноябрьское небо.
– Жаль, – заключил Игорь. – Я тут был на той неделе. Вообще ничего не ловится. Рыбы нет. Прям как говорил директор стадиона. Все, ребят, забирайте! – он окликнул санитаров и снял перчатки.
– Поедешь с нами в дежурку? – поинтересовался вернувшийся Ларионов. – Мы тебя кофе с шоколадкой угостим, – Лебедев неодобрительно зыркнул на следователя.
– Что? – тот рассмеялся. – Игорь, ты – собака на сене. И сам не ам, и другим не дам!
– Макс, помни, у тебя жена.
– Вот, всю малину обломал!
Инна засмущалась и покраснела.
– Если надо, поеду, – она несмело улыбнулась. – Игорь Александрович, вы чай будете?
– Не откажусь.
– Вот так, – Ларионов покачал головой. – Мы тут ее шоколадками соблазняем, а она нашему судмедэксперту чаек предлагает! Васнецова, вот распишись здесь.
– Хорошо, – девушка поставила подпись под протоколом.
– Надо водолазов вызывать. Короче, мы тут застряли надолго. Игорь, ты в бюро?
– Да с вами побуду. Может вы еще кого-нибудь вытащите.
– Все с тобой понятно, Игорек. Можешь не оправдываться, – с этими словами Ларионов ушел.
Отец Инны, тихо матерясь, собирал снасти, сдувал лодку, которую сегодня так и не удалось намочить. Девушка посмотрела в его сторону, потом взглянула на Игоря и, улыбаясь, опустила глаза.
– Ты вроде как чай мне обещала, – напомнил Лебедев.
– Ой, точно! Пойдемте к машине.
– Значит, вы тоже тут рыбачите? – поинтересовалась Инна, протягивая ему кружку с чаем.
– Да, – ответил Игорь и взял свой чай. Их пальцы соприкоснулись на мгновенье, и девушка отдернула руку. Мужчина обратил на это внимание, но вида не подал. – Я здесь часто бываю. Но раньше вас никогда не видел.
– Мы вас – тоже, – Инна опять заулыбалась, а Игорь ей в ответ. Их улыбчивую идиллию нарушил отец Инны, он пришел к машине с удочками и сказал:
– Следователь просит нас побыть понятыми. Так что мы теперь еще задержимся. Жаль, рыбачить не получится! – расстроено выговорил он и махнул рукой. – Мы тут с восьми утра, и хоть бы одна рыбешка! – Васнецов показал размер рыбки с ладонь.
– Это еще хорошая рыба, –  выговорил Игорь. – Надо с Иннину ладонь показывать, – Инна радостно закивала головой. – Да тут похоже рыбы нет, – продолжил Лебедев. – Вообще нет. Не клюет, не играет, одни мальки хлеб дербанят! Я тут в прошлую субботу весь день провел. Хоть бы одна, су…, собака, клюнула! Только зря замерз, как собака!
– Тоже рыбак? – уточнил Васнецов.
– Ага, – Игорь кивнул. – Я сюда с детства хожу. Когда маленький был, рядом с ГАИ жил, каждый день сюда летом на велике мотался. И рыба была. А в этом году – ничего. Чертовщина какая-то. В эту субботу на другое место пойду.
– Туда машина не пройдет, – с легким разочарованием сказал Иван Дмитриевич. – А бросить – так сопрут ведь. В прошлом году у мужика здесь машину угнали.
– Пешком пойду, – Игорь развел руками. – Здесь, конечно, удобно, есть куда подъехать.
– Слушай, а Санек Лебедев – случайно не твой отец?
– Случайно мой.
– Так это мой друг! Сослуживец. Мы с ним на рыбалку ездим. Инн, помнишь, дядю Сашу? – спросил Васнецов у приунывшей дочери.
– Конечно, помню, – ответила та. Инна вспомнила, как отец и ее друг безобразно напились на прошлой рыбалке, и девушке пришлось самой везти их домой. А машина, как на зло, застряла. Еле до дома добрались.
– Вот так бывает! Я передам папе привет от вас.
– А я смотрю, у тебя лицо знакомое какое-то. Слушай, Игорь, а пойдем вместе. Одному тяжело без машины сюда тащиться.
– А пойдемте, – согласился Лебедев без раздумий.
– Пап, а можно мне с вами? – тихо спросила Инна. Игорь удивленно посмотрел на нее.
– Конечно, доченька! Будешь главным кашеваром!

Где-то через полчаса приехали водолазы. Пока они обыскивали дно, нашли четыре ружья для подводной охоты, шесть надувных лодок, три рюкзака и останки около десяти человек. Когда работы закончились, Игорь мрачно произнес, глядя на черные пакеты:
– Кажется, работой я надолго обеспечен, – он запустил пальцы в волосы. – Вот тебе и тихое спокойное место! Одиннадцать трупов! Не зря я с лодки не рыбачу!
– Игорь Александрович, – Инна подошла к нему сзади, – это все – подводные охотники?
– Не знаю, – Лебедев присел на корточки, покрутил в руке засохшую травинку, достал сигарету и закурил. – Вот у того, – он показал на третий пакет от себя, – огнестрел. Дырка в черепе. А остальные… Инн, – мужчина поднял глаза на Васнецову, – а хочешь, я тебе практику с костями устрою?
– Как это? – девушка села рядом с ним и посмотрела ему в лицо.
– Попрошу свою начальницу, что она разрешила тебе поработать вместе со мной над этими останками. Ты – моя студентка. Наталья Петровна не должна быть против.
– Вот здорово! – Васнецова обрадовалась. От радости она чуть было не кинулась его обнимать, но вовремя сдержала порыв.
– Кстати, как твоя практика в школе? – поинтересовался Игорь. – Я тебя уже две недели не видел.
– Плохо, Игорь Александрович, – честно ответила Инна. – Я разочарована в профессии учителя.
– Вы все воркуете! – Ларионов подошел сзади. – Все, Игорек, можно ехать. Прощайся со своей подругой.
– Так координально? – спросил Игорь, выпрямляясь в полный рост. – Ты прям будто на фронт меня забираешь.
– И фронт твоей деятельности в этот раз будет особо велик.
– Мне не привыкать, – засмеялся Лебедев.

Весь следующий день Игорь отсыпался после дежурства, а когда проснулся, вспомнил, что завтра собрался на рыбалку. Погоду обещали хорошую. Теплый солнечный день без осадков, ветер юго-западный, без порывов. Лебедев блаженно потянулся в кровати, нащупал телефон на тумбочке и набрал Васнецова.
– Ну как? – спросил Игорь после стандартного приветствия. – Завтра все в силе? Отлично! Тогда я сейчас к вам приду.

Через пятнадцать минут Лебедев был уже у Васнецовых. Когда мать Инны его увидела, покачала головой. Инна вчера рассказала ей о том, что ее научный руководитель – сын маминой подруги, тети Люды. «Так вот кто ее непутевый сынок!» – воскликнула женщина. «Мам, а почему непутевый?» – Инна никогда не интересовалась детьми маминых подруг и не была в курсе того, кто путевый, а кто – нет. «Вырастешь – узнаешь,» – ответила на это мать.
Лебедев вместе с отцом Инны договаривались, кто что возьмет и понесет. И пока жена крутилась на кухне, муж старательно избегал вопроса о водке. Лишь только Нина Андреевна вышла, Васнецов спросил шепотом:
– Сколько?
Игорь показал пальцем: одна. Васнецов скривился: мало – и кивнул в сторону комнаты Инны. Игорь отрицательно покачал головой: нельзя. Иван Дмитриевич расстроился.
– Вы что тут притихли? – мать вошла на кухню. – Обсуждаете, сколько водки брать?
– Нет, Ниночка, что ты!
– Да знаю я тебя! Вы с Сашкой в прошлый раз мне тоже обещали, что пить не будете. А потом Инна вас обоих на себе тащила. Смотрите, Игорь Александрович, дочь мне не угробьте! Инночка, доченька, – Васнецову разбудили голоса на кухне, и она пришла туда в легком халатике на голое тело, – надеюсь, ты нырять в этот раз не будешь?
– Нет, мам, – ответила девушка, наливая в стакан воду, – что-то не хочется. Да и холодно там.
– Нырять?! – удивился Игорь.
Инна подпрыгнула на месте от неожиданности и сильно запахнула халат на груди.
– Игорь Александрович?! – испуганно вскрикнула она. – Предупреждать же надо! Я тут голая хожу, – Инна быстро ретировалась в комнату.
– Инна у нас подводной охотой увлекается, – прокомментировала мать.
– Теперь понятно, почему она такая подавленная была, – догадался Игорь.
– Игорь Александрович, не разрешайте ей нырять ни под каким видом, – попросила мать. – Вас-то она послушается.
– Нина Андреевна, я вам обещаю, что с Инной ничего не случиться. И нырять она будет только через мой труп.
– Игорь Александрович, – Инна вернулась на кухню в джинсах и футболке, – а от чего тот мужик умер?
– Вскрытие будет только в понедельник.
– А-а-а, – протянула Инна.
– Все, давайте обедать, – скомандовала Нина Андреевна. – Игорь Александрович, и вы присаживайтесь. Судя по рассказам вашей мамы, готовить вы умеете только макароны.

Деревья практически полностью облетели, и желтая листва стояла в черной неподвижной воде озер. Лес был тихим, кое-где раздавался звук ломающейся ветки или всплеск воды. Рыбаки расположились у озера за огромной бетонной трубой. Спуск в воде был хороший, покатый. Дно – песчаное, кое-где заросшее водорослями. По берегу росли деревья и кустарник. Синоптики не обманули, и день выдался теплым и безветренным.
Расположившись у костра, Васнецов достал из своего рюкзака бутылку водки.
– Давай выпьем что ли? – спросил он у Лебедева, присевшего на поваленное дерево.
– Папа, – Лебедев еще ничего не успел сказать, как Инна выхватила бутылку из рук отца. – Ты не находишь, что для водки еще рановато?
– Инна, доченька, ну что!
– Я все расскажу маме.
– Но…
– Мне было достаточно, что я тащила вас с дядей Сашей в прошлый раз до машины. Но тогда машина была. А в этот раз я что вас обоих на себе потащу?
– Если подумать, – проговорил Игорь, – Инна права. Тут утонуло 10 человек, и одного пристрелили. Я бы не рискнул баловаться водочкой.
– Не думал, Игорь, что ты такой же зануда, как моя дочь. Вся в мать пошла! Я, когда познакомился с Ниночкой двадцать пять лет назад, она такой не была. Красавица, высокая, рыжеволосая, спортсменка! Я, как ее увидел, сразу влюбился! Я тогда был энергетиком на машиностроительном, а Нина – членом сборной по легкой атлетике.
– А что случилось потом? – наивно спросил Игорь.
– А потом выяснилось, что Ниночка – зануда мрачная! Вот твоя жена, она запрещала тебе выпивать с друзьями на рыбалке?
– Нет, – Лебедев пожал плечами. – Я ж только четыре года как вернулся обратно. У меня тут толком и друзей не осталось.
– А где вы были? – спросила Инна.
– В Ростове. Там моя часть была расквартирована.
– Часть? – Инна присела на корточки перед Лебедевым. – Вы военную кафедру заканчивали?
– Нет, академию в Питере. Защищался там же.
– Офигеть! Какой вы умный! А какая у вас специальность была?
– Хирург. Потом переквалифицировался.
– А почему ушли?
– Все, надоело. На гражданке интереснее. Пойду прикормлю.
Инна посмотрела в след уходящему Игорю и приуныла.
– Что, дочь, – усмехнулся отец, – не ожидала?
– Чего, пап? То, что он – умный, я и так знала, но что настолько! Пап, ты кушать будешь?
– Давай, раз уж выпить нельзя, так хоть чаю отцу налей!
Все утро Инну мучило какое-то странное чувство, будто за ней кто-то следит. Девушка несколько раз оборачивалась, но никого не видела. У девушки стало нарастать чувство тревоги, она то и дело озиралась по сторонам.
– Васнецова, что с тобой? – спросил ее Лебедев, когда Инна грела на костре чайник. – Ты сегодня вся извертелась.
– Игорь Александрович, – прошептала Васнецова, – мне кажется, что за мной кто-то следит. Так и смотрит в затылок. Мне немного страшно.
Игорь огляделся вокруг.
– Никого. Наверное, у тебя воображение разыгралось.
– Сказал стражник с торчащей в колене стрелой, – прошипела Инна. – Те одиннадцать трупов, что лежат в вашем морге, наверное, тоже так думали.
– Какое у тебя богатое воображение, Васнецова! Ладно, пойдем посмотрим, кто за тобой следит. Главное, чтобы твой отец не подумал, что мы пошли за чем-то более интересным.
– Игорь Александрович!
– Хотя я думаю, что он обрадуется, что ты ушла и неважно с кем и зачем. Не дала мужику выпить?
– И не дам, – Инна поднялась на ноги.
– Думаю, у него не одна бутылочка припасена.
Игорь аккуратно раздвинул ветви кустарника и посмотрел вниз.
– Слушай, Инн, извини, – проговорил он, присаживаясь на корточки, – ты была права. Тут кто-то долго стоял, – Лебедев сфотографировал следы на земле. – И следы свежие. Судя по всему, это подросток или женщина, – он прикинул ладонью размер ноги наблюдателя. – Инн, можешь не ставить свою ногу, а просто подержать над следом? – Васнецова кивнула и выполнила то, что просил Игорь. – Ну, да, точно. Женщина или ребенок. Приблизительный рост… – он посчитал на калькуляторе, – 160 сантиметров. Хотя, может, это мужик такой мелкий. О, следы биологической активности!
Инна заулыбалась. По сравнению с самим Лебедевым многие мужчины казались «мелкими».
– Игорь Александрович, тут ветка обломана, – сказала ему Инна.
– Так, Васнецова, оставить трогать руками.
– Так точно, товарищ… А кто вы по званию?
– Майор.
– Вот это да! – глаза Инны заблестели от интереса. – Вы такой молодой и уже в таком звании!
– Было за что, – сухо ответил Лебедев.
– Извините, Игорь Александрович, если я что-то не то спросила, – Инна поняла, что он не хочет говорить на тему армии.
– Да нет, все в порядке, – Игорь достал из кармана складной ножик и, аккуратно держа ветку платком, отпилил ее. – Что там говорят в таких случаях? Эпителий, потожировые… Надо это нашим криминалистом отдать. Пусть проверят. Ну, что пойдем дальше посмотрим, куда следы ведут.
– Пойдемте, – Инна шагнула в кусты.
– Смотри следы не затопчи, – Лебедев подал ей руку. Инна несмело взяла ее. – Васнецова, смелее. Я не кусаюсь.
Следы петляли между деревьев и, приведя незадачливых следопытов к другому озеру, оборвались прямо у входа в воду. Лебедев походил по берегу, сфотографировал, почесал затылок и сказал, повернувшись к Инне:
– Ничего не понимаю, – мужчина пожал плечами и закурил. – Интересный уход от преследования! – Он глянул на гладь озера, в которой отражалось безоблачное небо и голые деревья. – Я б еще понял, если бы было лето!
– А может тут лодка стояла? – предположила Инна.
– Тогда остались бы следы.
– А может она была на якоре? Он разулся и взлез в нее.
– На песке следов разувания нет. Такое ощущение, что он как бежал, так и прыгнул в воду. В одежде, обуви… Странно все это. Все, пошли отсюда.
– Игорь Александрович, я боюсь, – честно призналась Инна.
– Не бойся, я же здесь!
– А если у него оружие есть? Вон кого-то пристрелили. Места здесь глухие.
– Никакие не глухие. Не выдумывай. Как не приедешь, вечно тут то рыбаки, то туристы, то еще кто-то.

– Грибы, грибы… Я ж тебе говорил, нет там никаких грибов!
– Игорь Александрович, вы же обещали мне научить меня грибы собирать! – заныла Инна.
– А я умею? По-моему, это тебе во сне привиделось. Говорил я тебе, не спи на парах!
– О! Вернулись! – воскликнул Васнецов, увидев Игоря и Инну. – Долго вас не было!
– Хотели грибов найти, на костре пожарить, – ответила Инна.
– Ты уже и Игоря своими грибами достала! – по виду отца было понятно, что за недолгие пятнадцать минут отсутствия дочери, он уже успел выпить грамм двести-двести пятьдесят. – Что-то и тут с рыбой какая-то хрень.
– Не клюет, – мрачно проговорил Лебедев.
– Может домой? – спросила Инна.
– Уже? – удивился отец. – Давай еще побудем. Может что-то клюнет.
– Еще один покойник, например, предположила Инна.
– Типун тебе на язык, Васнецова! – отозвался Игорь и закурил.
– Игорь Александрович, это уже вторая за десять минут!
– Черт! – Игорь вздохнул и закатил глаза. – Пить нельзя, курить – тоже. Хорошо женщин, кроме тебя, тут нет. А то б ты тоже сказала – нельзя.
– Сказала бы, – обиделась Инна.
– Поэтому у тебя и нет парня. А тот, что был, – это не парень.
– А у вас жены нет, потому что… потому что…
– Ну, скажи, почему?
– Потому что вы – зануда.
– От зануды, Васнецова, слышу.
– О, как у вас все весело! – Васнецов отхлебнул из фляжки. – Десять минут по лесу поболтались – и уже семейная сцена!
– Папа! – гневно крикнула Инна. – Я все маме расскажу, что ты опять пил!
– Да рассказывай. Мне уже все равно будет к тому времени, – Васнецов усмехнулся и еще глотнул. – Нашла, чем пугать, глупая!
– Игорь Александрович!
– А я-то что? – Лебедев развел руками.
Инна хмыкнула и ушла к костру.
– Игорек, будешь? – отец Инны протянул ему фляжку.
– Да давайте!
– Во, молодец! Нечего под бабскую дудку плясать!
– А я и не пляшу. И вообще, Васнецова – только моя студентка, а не жена. С чего я вообще буду ее слушаться! Не пей, не кури…
– Молодец! Весь в папу пошел!
Инна заткнула уши и закрыла глаза. Дядя Саша Лебедев был знатным алкоголиком, запойным. «И какого черта я поперлась на эту рыбалку? – спросила саму себя Инна. На душе все еще было тревожно. Она посмотрела в то место, откуда за ней наблюдали и тяжело вздохнула. – Эх, неладное что-то творится в наших лесах!»

Утром в понедельник Васнецова пошла на практику в школу. Первый урок тянулся безобразно долго, несмотря на то, что обычно по ту сторону учительского стола время летит неправдоподобно быстро. Мысли Инны крутились вокруг останков одиннадцати человек и таинственного наблюдателя в лесу. Девушка ждала вечера, когда можно будет позвонить Лебедеву и спросить у него о результатах вскрытия. Но Лебедев сам позвонил ей в начале одиннадцатого, как раз тогда, когда начался третий урок.
– Хорошие новости, Васнецова, – обрадовал ее научный руководитель, – Наталья Петровна разрешила тебе придти. Жду тебя сегодня. Только приходи раньше трех.
– Здорово! – воскликнула Инна. – Игорь Александрович, а вы уже вскрытие сделали тому мужику?
– Нет, вот сейчас собираюсь.
– А можно мне поприсутствовать?
– На вскрытии?
 – Игорь искренне удивился.
– Да.
– Можно, – благодушно разрешил Лебедев. – Я даже ведро для тебя приготовлю, – он рассмеялся. – Когда ты придешь?
– Да часов в двенадцать, наверное.
– Отлично. Буду тебя ждать.

– Готова? – Лебедев зло ухмыльнулся и достал труп из холодильника. Инна коротко кивнула головой.
– Тогда начнем. Все начинается с внешнего осмотра тела. Подходи ближе, не бойся. Я не кусаюсь, и он уже тоже. Посмотрим, есть ли у него прижизненные травмы, исследуем подногтевое содержимое. Вот смотри, на левой ноге гематома, – Инна подошла ближе к столу.
– Интересно, от чего это? – спросила она.
– Сейчас будем узнавать.
Как Васнецова не старалась, ей пришлось несколько раз воспользоваться ведром. Лебедев ее уверял, что многие через это проходят, и заверил, что и к этому можно привыкнуть. После того, как Игорь закончил работу и заполнил нужные бумаги, он отвел девушку в ординаторскую выпить чая.
– Это ты после костей такая зеленая? – поинтересовалась Наталья Петровна, увидев Инну.
– После вскрытия, – слабо ответила девушка.
– Игорь? Зачем? – удивилась начальник бюро.
– Она сама просила, – он пожал плечами.
– Лебедев, ты – садист. Я бы не хотела быть твоей студенткой. А что там с утопленником?
– Утопление в холодной воде при быстром погружении. Утонул 48 часов назад. Я бы сказал, что это сом его утащил. Но только в этом озере отродясь сомов не было! Хотя все возможно. Я буду еще все проверять.
– Хорошо.
При слове «сом» Васнецова схватилась за сердце.
– Ты чего? – Игорь испугался.
– Я там ныряла всего месяц назад, – тихо выговорила Инна. – Такие большие сомы за месяц не вырастают. Им нужно лет пятьдесят, чтобы стать такими. Если это правда, то мне повезло, что я не оказалась радом с этим мужиком. Больше никогда не полезу за рыбой в воду!
– Это правильно, – согласился Лебедев.
– Ты – подводная охотница! – догадалась Шишкина и мило заулыбалась. – Какая интересная у тебя девочка, Игорь!
– Спасибо, – промямлила Инна.
– Ладно, ребятки, работайте. Только чай сначала попейте.
– Какая она милая! – восхищенно проговорила Инна вслед вышедшей из кабинета начальнице.
– Что верно, то верно, – проговорил Лебедев.

В полной тишине пустого бюро раздался скрип открывающейся двери.
– Лебедев! Ты вообще нормальный? Сам не отдыхаешь и другим не даешь!
– Петрович, ты чего? – Игорь поднял глаза от микроскопа.
– Ты хоть знаешь, сколько сейчас времени, бессовестный ты человек?
Лебедев посмотрел на часы, часовая стрелка которых подходила к девяти вечера.
– Девчонку твою, поди, родители ищут уже. А ты ее в морге держишь. Давай собирайся уже! Завтра еще на своих мертвецов налюбуешься! А ты, девочка, нашла с кем дружить! Сама такая же станешь, как он. Тоже ненормальная будешь.
– Ладно, Петрович, сейчас уйдем. И впрямь надо идти отдыхать, – Игорь встал из-за стола. – У меня с потожировыми что-то не то происходит.
– В смысле? – Инна отложила большую берцовую кость в сторону и подошла к нему.
– А они не человеческие. Наверное, я переработал. Завтра все еще раз проверю. Итак, что у нас получилось? Десять трупов некриминального характера. И один с огнестрелом. Я буду им сам заниматься. Так и запишем: убийца – сом. И Ларионову меньше хлопот. Единственное, что меня смущает, так это то, что труп нашли в десяти метрах от берега. Если бы его сом утащил, он был бы где-нибудь под топляком. Но там дно ровное, без коряг. Ты, кстати, когда последний раз заплывала, рыбу-то видела?
– Видела, но как-то мало. Обычно больше бывает. А если этого мужика утопил человек? А сом уже позже нарисовался?
– Гематома прижизненная. Следов веревки нет. Как нет и следов сопротивления. Ладно, пойдем по домам. Утро вечера мудренее.
– А давайте у Яня спросим, – предложила Инна. – Он может у этого мужика сам спросить, как дело было.
– И охота тебе занятого человека отвлекать?
– Ну, Игорь Александрович! Ну, пожалуйста!
– Так и скажи, что ты по китайцу соскучилась.
– Да нет же! Игорь Александрович, это облегчит нашу задачу.
– Нашу? – уточнил Лебедев.
– Ну, я же вам помогаю.  Я вам даже что-нибудь приготовлю.
– Ладно, Васнецова. Уговорила.

– Сом-убийца? – переспросил Янь-младший после того, как Лебедев и Васнецова рассказали ему всю историю.
– Ну, это очень смелое предположение, – Игорь пожал плечами и закурил.
– Плохо, его нужно поймать.
– Мы еще не уверены в этом.
– И за вами кто-то следил? – уточнил китаец.
– Да.
– А потом как в воду канул?
– Именно так.
– Надо съездить в это загадочное место и самому все исследовать. На моем участке творятся какие-то безобразия, а я ни сном, ни духом! Игорь, ты завтра до скольки работаешь?
– До трех, как обычно.
– Давай-ка наведаемся на то озерцо.
– Давай.
– Я с вами, – вставила свое слово Инна.
– Да понятно! Куда ж без тебя! Ты же вся изойдешься, если я скажу «нет», – Игорь тяжело вздохнул. – Ночью спать не будешь.
– Вот спасибо, Игорь Александрович!
Лебедев лишь покачал головой.

Следующий день выдался холодным и промозглым. То и дело срывался мелкий дождик, тучи низко нависли над землей. В четыре вечера, когда уже начинало темнеть, Лебедев подъехал к спуску, ведущему к трубе. Проехать к озеру никак не получалось – уже слишком узкой была тропинка. По ней одновременно мог идти только один человек. Видя, что мужчина затормозил и отстегнул ремень безопасности, Васнецова вышла из машины.
– Спорут, – проговорил Игорь.
– Да не переживай ты! – сказал на это Янь. – Если даже угонят, мы быстро найдем преступников.
– Если ты так говоришь, то не буду переживать, – Игорь вышел наружу.
– Ну, веди нас, Сусанин, веди нас герой.
– Я сам здесь впервой.
Янь долго созерцал не успевшие растечься следы на земле рядом с деревом, а потом проговорил:
– Плохо. Очень плохо.
– Что плохо-то? – уточнил Игорь. – Ты уточняй, пожалуйста.
– Игорь Александрович, – молчавшая до этого Инна вставила свое слово в разговор, – а вы проверили еще раз те улики, которые мы в субботу нашли?
– Проверил, – Игорь вздохнул и затянулся. – Ничего нового. Это был не человек, а рыба. Кто-то измазал рыбой все в округе. Я, конечно, сделал анализ ДНК, только вот он не за день делается, к сожалению.
– Рыбой, говоришь? – Янь поднял глаза на судмедэксперта. – Так вот я тебе скажу. Никто не мазал тут ничего специально. Я исследовал энергетические токи, исходящие от следов. Плохо все. У нас завелся сом-оборотень.
– Оборотень? – Лебедев рассмеялся в голос.
– Лебедев, это совсем не смешно! Ни разу. Прекрати ржать! – Янь обиделся. Игорь от смеха чуть не сложился пополам. – Ты вообще понимаешь, что вы чуть в беду не попали здесь на рыбалке?
– Игорь Александрович, – сказала Инна с укором, – может это и впрямь не так смешно, как кажется? Мне вот было не до смеха в субботу. И папа еще напился, – Игорь вспомнил, как помогал тащить пьяного Васнецова домой.
– Идем дальше, – скомандовал китаец.
Когда они подошли к озеру, в котором, по мнению Лебедева и Васнецовой, скрылся злоумышленник, Янь с пару минут смотрел в его гладь. Следов на песке уже не осталось, но Игорь показал ему фотографии. Китаец грустно вздохнул и, повернувшись к воде, произнес какие-то слова на китайском. Через пару минут над водой поднялась женская голова, а затем на берег вышла невысокая худенькая женщина в традиционной китайской одежде чиновника эпохи династии Тан. Ее голову украшала чиновничья шапка, а халат черного цвета был запахнут на мужскую сторону. С ее одежды стекала ручьями вода, и Васнецова поежилась от холода, глядя на несчастную. Женщина пала в ноги Яню прямо на мокрый песок и поклонилась.
– Позднерожденная приветствует принца Яня!
– Встань, – повелел Янь.
Инну потрясла эта сцена из жизни средневековья. Она с некой неприязнью посмотрела на гнущую спину женщину и прямо стоящего Яня-младшего.
– Рассказывай, Щукина, что у вас тут происходит, – повелел китаец.
– В вверенных мне владениях все в порядке, – ответила женщина, кланяясь.
– Сейчас ты только что заработала пятьдесят палок.
– Помилуйте, Янь ванцзы! – женщина закланялась опять.
– Ты хочешь сказать, что одиннадцать трупов – это все нормально? – и без того узкие глаза китайца сузились еще больше. – Игорь, скажи, сколько времени прошло со смерти первой жертвы?
– Первая жертва – мужик с огнестрельным ранением головы, – ответил Игорь. – Он там лежит с середины  90-х. А вот первый из некриминальных утонул год назад, как раз в это время. Середина ноября. Точнее сказать не могу. Кости слишком долго пролежали в воде.
– Спасибо, Игорь. Машенька, ты меня огорчаешь! И если продолжишь в том же духе, то я буду накидывать количество палок по десять за каждое расстройство. Рассказывай всю правду.
– Помилуйте, Янь ванцзы! – женщина опять упала в ноги китайцу. – Я не понимаю, о какой правде идет речь.
– Шестьдесят палок.
– Сергей, – Инна вмешалась в разговор, – тебе не кажется, что это как-то немного дико? А если она и правда не знает?
– Тем хуже для нее, – Янь повернулся к Васнецовой. – Зачем мне дух местности, если он ничего не знает? Десять трупов за год в одном месте. Ты не находишь, что это слишком даже для такого захолустья, как это?
– Каких трупов?
– Хватит прикидываться! Семьдесят палок.
Женщина сникла.
– Сергей, так ты ее не разговоришь, – Игорь покачал головой и закурил. – Может старый добрый метод допроса применим?
– Игорь Александрович! – возмутилась Инна.
– А я что делаю? Игорек, все начинается с палок. Потом тиски достанем.
– Да нечего мне рассказывать! – Щукина не выдержала. – Тут постоянно кто-то тонет. Мне, что за всеми следить? Может еще и спасать всех?
– Восемьдесят, – Янь поставил жирную точку. – Бесполезная тварь.
– Янь ванцзы, объясните, пожалуйста, что происходит?
– Ладно, – Янь вздохнул еще раз. – Сегодня я добрый. Ты тут сома не видела?
– Сома? – удивилась женщина. – Нет, не видела. Тут километр от Волги. Не мог же он ногами придти!
– Ты совсем бестолковая или прикидываешься? Ладно, идем другим путем. Странное тут что-нибудь происходило?
– Да вроде нет, – Щукина пожала плечами. – Рыбы, правда, маловато как-то за последний год стало. Но тут и браконьеров хватает. Сети ставят, сволочи, чуть ли не каждый год. А прошлом году слишком рано воду сбросили. Вся икра на деверьях осталась. Вот, пожалуй, и все странности.
– Либо ты врешь, либо он слишком хорошо прячется.
– Янь дажень, кто он?
– Оборотень.
– Оборотень? – женщина побелела. – Так вот в чем дело! Клянусь, господин Янь, я никаких оборотней тут не видела! Иначе я бы уже доложила.
– А в субботу ты никого не видела ныряющим в воду?
– Нет. Я субботу в другом озере была. Там вот эти рыбачили, – Щукина показала на судмедэксперта и студентку.
– Ясно. Поэтому он и ушел в это озеро. Ладно, Щукина, будешь помогать нам. Иди собирай духов, пусть они каждый уголок обыщут.
– Слушаюсь, господин! – Щукина в мгновенье ока исчезла в воде.
– Кто их вообще ставил на эти должности? – Янь посмотрел вдаль. – Вот и где мы будем его искать? И сколько времени на этой уйдет? Ведь он может в Астрахань по Волге уйти!
– Серег, ты действительно ей всыпешь столько, сколько насчитал?
– Если найдет оборотня, то – нет. А если не найдет… Пойдемте по лесу пройдемся, может еще что-нибудь найдем.
Через час блуждания по лесу Васнецова совсем сникла. Девушка продрогла до мозга костей. Уже стемнело. Лебедев достал из кармана фонарик. Китайцу, похоже, свет был не нужен, он хорошо ориентировался в темноте. А вот у Инны фонарика не было, и ей приходилось медленно шагать в потемках за Лебедевым, наступая след в след, чтобы не упасть и не переломать себе ноги. Янь останавливался каждые десять метров, замирал на месте, крутил руками какие-то загадочные круги, качал головой из стороны в сторону от недовольства и продолжал идти дальше. Инна устала, ноги налились свинцом, руки замерзли, на обувь налипла слоями грязь. Пару раз она падала, ободрала руку о корень дерева, но ни разу не пожаловалась. Когда они нарезали солидный круг между двух озер и одной протоки и вернулись к исходной точке своего путешествия, Игорь сказал:
– Слушай, Сереж, мы, наверное, погреемся в машине. Васнецова уже замерла, – мужчина посмотрел на скукожившуюся девушку.
– Да, давайте, – согласился китаец. – Я пока схожу духов проверю. Не нравится мне это молчание в эфире. Есть подозрение на сговор.
– Хорошо, мы подождем тебя в машине. Васнецова, чай будешь?
Инна коротко кивнула. Лебедев залез в машину, завел мотор и достал термос с горячим чаем.
– Только не говори, что тебе очень нравится эта нудная прогулка, – недовольно проговорил Игорь.
– Бывало и лучше, Игорь Александрович, – ответила девушка, принимая кружку из его рук. – Кстати, а что за старый добрый метод допроса?
– Подкуп, пытки… – буднично ответил патологоанатом. Инна поперхнулась чаем.
– Игорь Александрович! – она возмущенно покраснела.
– Что? – Лебедев улыбнулся.
– Нет, ничего, – Инна отвернулась от него. Она молча выпила свой чай и стала выходить из машины.
– Ты куда? – спросил Игорь.
– Сейчас вернусь.
Встав из-под куста, Инна огляделась. Вокруг стояла непроглядная тьма. В нескольких метрах от нее светились фары машины Лебедева. «Если кто-нибудь захочет со мной что-то сделать, – испуганно подумала Инна, – то и следа потом не найдут. Надо возвращаться.» Но не успела девушка пройти и метра, как что-то выпрыгнуло из кустов и набросилось на нее. Она успела только вскрикнуть. Нападавший стал тащить девушку в сторону воды, Инна пыталась упираться и кричать, но преступник зажал ей рот рукой. Васнецова исхитрилась и укусила его за палец. Нападавший отдернул руку.
– Игорь А…!  – что было мочи закричала Инна, но тут же ей прилетел удар по лицу. – Помогите!!! – удар коленом пришелся прямо в солнечное сплетение. И вновь удар по лицу. Васнецова сложилась пополам от боли.
Игорь услышал крик о помощи. И вроде как голос был Васнецовой. Мужчина выскочил из машины и побежал на шум. В свете фонаря он увидел, как какой-то мужик тащил девушку к воде. Увидев Лебедева, преступник бросил Васнецову, и накинулся на Игоря. Игорь был покрепче Инны, но нападавший оказался сильнее. В результате борьбы он сбил Лебедева с ног и несколько раз ударил по лицу. От одного из ударов у него зазвенело в ушах. Видя, что ситуация совершенно безнадежна, и ему никак не удастся одолеть врага честным способом, Игорь, изловчившись, достал из голенища берца скальпель и воткнул его нападавшему под ребро. Тот взвыл и, бросив Лебедева, попытался скрыться. Но не тут-то было. У Игоря в кармане оказался еще один нож – складной. И его лезвие как нельзя лучше пристало в сонной артерии неизвестного, имевшего неосторожность повернуться к патологоанатому спиной.
– Васнецова! – крикнул Игорь. – Ты жива?
– Да, – простонала девушка.
– Сними с меня ремень и свяжи ему руки. Стоять, сука! Дернешься – башку отрежу, – падавший сделал попытку освободиться, то лезвие ножа прорезало кожу на шее, и из пореза потекла тонкая струйка крови.
– Но, Игорь Александрович! – застонала Васнецова, медленно поднимаясь с земли.
– Васнецова, с такой реакцией ты была бы уже трупом. Давай пошевеливайся!
– Игорь Александрович… – Инна несмело подошла к мужчине.
– Инна, – в голосе Лебедева просквозило недовольство.
Инна подошла к нему сзади и, нащупав бляшку ремня, стала аккуратно расстегивать.
– Двигайся быстрее. Наш пациент сейчас кровью истечет. Ты же не хочешь сделать из меня убийцу!
Девушка сняла ремень и затянула его на запястьях пленника. Игорь, держа нож плотно у горла, проверил крепость узла. Убедившись в том, что пленник не развяжется, он убрал нож и повалил мужика на спину.
– Это было близко, мужик. Близко к печени, – проговорил он. – Васнецова, неси аптечку из машины. Да шевелись же ты быстрее! – Инна побежала к машине настолько быстро, насколько могла в ее состоянии. – Ну, что, мужик, – Игорь сел на ноги задержанному, – рассказывай, кто ты и что тебе моя Васнецова сделала?
– Я… – прохрипел мужик, – я… местный, – него изо рта потекла кровь.
– Ладно тебе прикидываться, – Лебедев ухмыльнулся, – все не так плохо. Майор медицинской службы в запасе тебе это гарантирует. Залатаем тебя, и будешь, как новенький. Но сначала, – Игорь достал из кармана складной нож, – ты мне все расскажешь. Иначе… – мужик нервно сглотнул. – Я ж не только лечить умею…
– Я – местный, – повторил мужичок. Игорь посмотрел на него: небольшой рост ¬– всего метр шестьдесят сантиметров, вес – около 60 килограмм. Но зато очень сильный, коренастый.
– Ты зачем на девушку напал?
– Она мне понравилась, – тяжело дыша, ответил мужичок.
– Мужик, ты что берешь всех, кто тебе нравится? Маньяк что ли?
– Нет, просто мне все равно хана, а девушку я давно заприметил, когда она еще летом ныряла за рыбой здесь.
– Та-ак, с этого момента поподробнее. Значит ты следил за ней?
– Да.
– И что ты хотел с ней сделать? Нет, я, конечно, догадываюсь, что. Но мало ли!
– Правильно ты догадываешься, – у мужика больше не было сил отвечать на вопросы врача.
– Очень хорошо. Имя-то у тебя есть?
– Нет. Меня никто не называл никак. Я просто родился и вырос.
– Очень странно. Васнецова! Ты где? Сейчас твой тайный воздыхатель ласты склеит!
Когда Инна прибежала с аптечкой, мужик уже потерял сознание. Лебедев велел Васнецовой светить ему фонариком, продезинфицировал руки спиртом, вытащил из него скальпель и сделал простенькую операцию в полевых условиях. Инна смотрела во все глаза за действиями своего преподавателя.
– Ничего, жить будет. Его надо в больницу, – Игорь поднялся с ног прооперированного преступника. – Где этот чертов Янь? Без него я не могу уехать.
– Игорь Александрович, а что если это, – Инна показала на лежащего на земле в бессознательном состоянии мужика, – наш оборотень?
– Мужик как мужик, – Лебедев закурил.
– Может вы зря его прооперировали?
– Инна, я давал клятву Гиппократа. Мой святой долг – спасти пациента, даже если он преступник, террорист, маньяк-убийца.
– Понятно, – Инна вздохнула.
– Давай обработаю твое лицо, – Игорь потянулся за аптечкой.
– Не надо, – Инна закачала головой.
– Васнецова, – Лебедев сделал ударение на последний слог. Инна опустила голову. – Ты мне еще объяснишь, зачем ты пошла за пять метров от машины. Чего ты там искала? Приключений? Жаль, ты не моя дочь! Я бы тебе всыпал хорошенько дома!
– Игорь! Инна! Вы где?! – раздался голос Яня.
– Мы тут! Сереж, иди сюда! – ответил ему Игорь.
– Опа! – китаец с удивлением посмотрел на избитых Лебедева и Васнецову, а потом на связанного мужика. – Это еще что?
– Если я знал! Говорит, что местный. Как зовут, не знаю. Сказал, что нет у него имени.
Янь подошел к мужику поближе, рассмотрел его со всех сторон.
– Так это же наш сом! – воскликнул он. – Игорь, ты как его поймал?!
– Ты не поверишь. На живца, – Лебедев показал на Инну. – эта бестолковая д… девчонка решила отойти в кусты…
– Эка она зашла! – Янь присвистнул.
– … и поймала вот этого, – Игорь показал на мужика. – Здоровый он все-таки. Если бы не скальпель в берце, то померли мы оба к твоему приходу.
Янь почесал затылок.
– Извини, Игорь, что бросил вас одних. Духи у меня взбунтовались, – он тяжело вздохнул. – По темной дорожке пошли. Эта дама, Щукина, оказалась заодно с оборотнем.
– И как ты это узнал?
– Мелкого духа поймал и допросил. Мелочь, она боится меня, как огня. А те, что поопытнее и постарше, – к сожалению, нет. Думают, что если я – сын князя Яня, то обязательно бездарщина, которую нужно было хоть куда-то пристроить. А я, между прочим, цензор, – Янь грустно посмотрел на оборотня. – Ну, не Ди Жэньцзэ, конечно! Ладно, хватит о грустном. Надо его в ямынь тащить. Игорь, поможешь?
– Помогу, конечно. Надо его на носилки положить.
– Обойдется! За руки – за ноги возьмем и хватит с него. Пусть радуется, что не в канге пойдет, а в машине поедет.
– И куда тебя доставить?
– На кладбище.
– Тогда поехали.
Лебедев попрощался с Янем у старой заброшенной могилы. Китайца встретили служащие его ведомства и приняли у него оборотня.
– Даже не знаю, как тебя благодарить, Игорек! – воскликнул Янь. – Чаем и сигаретами тут не обойдешься! Ты спас мою шкуру от гнева отца. Папе явно не понравился бы разгуливающий свободно по лесу оборотень и одиннадцать трупов в придачу!
– В других-то озерах мы не смотрели. Может там еще найдется, – предположил Игорь.
– Будем смотреть. Как найдем, к тебе обратимся.
– Буду жать. Но надеюсь, что новых трупов не будет. Слушай, я вот все хочу спросить тебя.
– Спроси.
– За что тебя к нам сослали?
Янь грустно улыбнулся и посмотрел в небо.
– Из-за женщины. Может быть когда-нибудь я расскажу тебе эту историю. Пользуйтесь тем, что вы – обычные люди, – китаец усмехнулся. – Вас не держат никакие ранние помолвки, обещания родителей, династические браки… И, кстати, Игорь. Если герой спасает красавицу, она должна выйти за него замуж. Так, во всяком случае, в сказках бывает.
– Слушай, Серег, а если герой спасет не одну красавицу, а несколько?
– Тогда у него будет гарем.
Лебедев задумался на минуту, а потом сказал:
– Нет, что-то я гарем не хочу.
– И это хорошо!

– Что я теперь скажу папе? – Васнецова, сидя в машине, разглядывала себя в зеркальце. – И мама на той неделе приедет! – нижняя губа девушки безнадежно распухла. – Это завтра уже станет синим! Как я пойду на практику?
– А мне по фиг, – равнодушно произнес Лебедев. – Если кто спросил, откуда у меня следы подвига, скажу, что с пьяным на улице подрался.
– Везет вам! – с завистью воскликнула Инна. – Вот и как я сейчас буду объяснять папе, где я была до десяти вечера, и почему я вся в синяках?!
– Васнецова, – вкрадчиво проговорил Лебедев, – тебя никто не заставлял ехать с нами и уж тем более даже не звал! Так что все претензии только к самой себе.
– Ну да, – Инна убрала зеркальце, – от вас сочувствия, видимо не дождешься!
Лебедев хотел было рассмеяться, но вздрогнул от боли. Его лицо выглядело еще хуже, чем у Инны.
– Да тебе палок пятьдесят всыпать надо за твой самоотверженный энтузиазм и любовь к приключениям! Я тебе говорю, если бы ты была моей дочерью, я бы тебя наказал так, что ты бы потом долго сидеть не могла, – он остановил машину около подъезда Васнецовой. – Сочувствие! Я тебя кстати новый ремень. Свой я, кажется, никогда не увижу больше.
– Хорошо, – Инна насупилась. – Игорь Александрович, а вы, правда, могли убить его?
– Мог, – тот пожал плечами. – Но не хотел. Пошли провожу, пока ты нового маньяка на свою задницу не нашла.
– Зачем же так грубо?
– Ну уж извини. Я думал, что все, кирдык тебе, Васнецова. Как бы я тогда твоим родителям в лицо смотрел?
– Интересно, а как сейчас мы будем это делать, если папа выйдет меня встречать?
– Если он не воспользовался отсутствием твоей мамы и не радуется во всю жизни. Приложишь холодное к лицу. И смотри не грей, Инка. Хуже будет.
– Спасибо, Игорь Александрович!
Инне очень повезло, и ее отец уже спал и видел третий сон, когда она тихонько открыла входную дверь.
– Спасибо за то, что спасли меня, – Инна опустила голову. – Извините, что из-за меня вы чуть не пострадали.
– Да ладно, Инн, не переживай, – Игорь не удержался и потрепал расстроившуюся девушку по волосам. – Не впервой на передовую лезть, – он улыбнулся. – Жду завтра тебя в бюро.
– Я приду, – Инна улыбнулась ему в ответ. – До завтра.
– Спокойной ночи, Васнецова.
– Спокойной ночи, Игорь Александрович, – она еще какое-то время смотрела на то, как мужчина сбегает вниз по лестнице, а потом заперла дверь и привалилась к ней. «Вот тебе и Игорь Александрович! – подумала Васнецова. – Хороший мужик он все-таки!» – девушка постояла немного в коридоре и тихо, стараясь не шуметь, зашла в комнату. На столе, издавая волны тоски, грусти, печали, боли, страдания, унижения, лежала первая глава диплома студентки четвертого курса Васнецовой Инны Ивановны с пометками и исправлениями научного руководителя. Девушка глянула на это безобразие и взвыла, повернувшись лицом к набирающей силу луне. И не было в мире ничего печальнее этой песни.


Рецензии