Конституция для социальной справедливости

       Исследование социальной справедливости как фактора эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем развития теории социально-экономических отношений в обществе. В настоящее время в России получили широкое распространение  нарушения хозяйствующими субъектами правовых норм и этических правил экономического поведения.  В частности, часто нарушаются законы и требований социальной справедливости в природопользовании, в жилищном законодательстве и прочее, и многим предпринимателям и чиновникам это сходит с рук. В этих условиях система государственного регулирования нуждается в мощной системе обеспечения законности, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях.

       Многие политики, эксперты и ученых в области экономики утверждают, что эффективность  экономики и построение социально справедливого гражданского общества в России во многом зависят от того, насколько соблюдаются принципы социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, включая экономику и от того, как реагирует население на нарушение законов.

       Так, академик Л. Абалкин подчеркивает, что главный ориентир социальной политики на современном этапе - это всемерное стимулирование экономической активности, формирование предпосылок, при которых каждый человек сможет своим общественно необходимым трудом, энергией, инициативой и талантом обеспечивать достаточные условия жизни для себя и своей семьи. Это отвечает как требованиям эффективности, так и принципу социальной справедливости общества.  Для реализации данных целей необходимо создание социально ориентированных и экономически эффективных способов не только ведения национального хозяйства, но и способов распределения необходимых каждому средств для жизни.

        Именно поэтому неотъемлемой обязанностью, миссией и доминирующей компетенцией в области ведения хозяйственной деятельности должно быть  ГОСУДАРСТВО!  Именно его провозащитным органам власти  должны быть  присущи функция и роль в создании и закреплении в обществе законов, и в обеспечении законности при соблюдении правил и норм общественной жизни страны, которые избрал для себя народ в процессе демократических парламентских выборов.

        Социальную справедливость в экономических отношениях необходимо рассматривать как особый вид социально-экономической деятельности государства! Поэтому для обеспечения этой деятельности на государственном уровне необходимо разработать соответствующий механизм решения этой проблемы.


        Научный подход к решению проблемы социальной справедливости.

       Уровень социальной справедливости в экономических отношениях можно определить по образу существования человека в качестве основного элемента любой социально-экономической системы. Начиная с уровня жизни отдельного гражданина, активно участвующего в экономике общества, по отношению его к труду и до получения им вознаграждения за труд, можно определить уровень развития социально-экономической справедливости в обществе.

        Современные методы и подходы к решению проблемы социальной справедливости  в России пока носят чисто теоретический характер и почти не применяются на практике  государственного и внутрифирменного регулирования экономических отношений. Поэтому представляется более продуктивным подход, суть которого состоит в создании определённой среды, способствующей соблюдению принципов социальной справедливости в экономических отношениях на законодательном уровне.   Рассмотрим некоторые конкретные формы проявления такого отношения, исходя из типовых ситуаций нарушения социальной справедливости, которые наблюдаются в практике российского хозяйствования.

        Рассмотрим два примера таких типовых ситуаций. На микроуровне это несправедливая оплата труда, формы и способы обеспечения материального стимулирования, не соответствующие реальным результатам труда и индивидуальному трудовому вкладу по потребностям  работников предприятий. На макроуровне - это отсутствие какой-либо системы в обеспечении социальной справедливости, нарушение принципов справедливого распределения средств для жизни и развитая система игнорирования экономических интересов отдельных социальных  групп населения.

        Ввиду разнообразия ситуаций не существует единого рецепта решения всех возникающих проблем, но для каждой типовой ситуации по нарушению законных прав трудящихся необходимы единые принципы и критерии обеспечения социальной справедливости на уровне законодательно оформленных социальных гарантий. Под принципами социальной справедливости в экономических отношениях можно понимать те исходные положения, правила и установки, которыми нужно руководствоваться при создании условий и механизмов ее достижения, а под критериями - признаки, на основе которых производится оценка меры социальной справедливости и последствий от несоблюдения ее принципов.

         Сформулированные принципы и критерии должны быть оформлены и закреплены законодательно при создании соответствующего органа прокурорского надзора для решения этих проблем посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов и законодательных норм, которые бы регулировали экономические взаимоотношения граждан для обеспечения гуманизма, равноправия и социальной справедливости.  Создание механизма и реализации такой схемы определяется необходимостью  преимущества закона над беззаконием для построения модели общества социальной справедливости в экономических отношениях по законодательным нормам.  Это во многом обусловлено потребностью  моделирования социальных процессов вообще и социальной справедливости в частности. Поэтому традиционные методы  обеспечения справедливости для капиталистического общества необходимо дополнить определёнными правилами ограничения монополии капитала регулированием экономических взаимоотношений основных экономических субъектов, например,  физических лиц с юридическими лицами в виде предприятий,  организаций и корпоративных структур, отраслевых и региональных комплексов и, наконец, с такими, как центральные государственные структуры.


        Социальная справедливость как сущность социально-экономических взаимоотношений.

         В социально-экономических структурах России одной из наиболее важной должна стать структура обеспечивающая социальные гарантии в социально-экономических взаимоотношениях граждан. Воздействие этой структуры должно обеспечивать соблюдение всех норм социальных гарантий и охватывать отношения между всеми типами экономических субъектов на всех уровнях управления и обеспечивать соблюдение этих гарантий при распределении базовых средств для жизни относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как количества труда, а  качество благоустройства жилья, приготовления пищи и изготовления одежды можно пока сохранить по зарплате от результатов квалификации  труда каждого на рабочем месте в экономике страны при сохранении рынка вне социальной сферы.  В настоящее время этот метод из-за во многом непродуманной политики государства в нашей стране не получил достаточного развития, хотя, судя по отзывам на мои статьи, подобный принцип распределения базовых средств для жизни должен быть востребован широкими слоями населения.

          К сожалению, сегодня в России нет распространённого представления населения о том, что экономические отношения в обществе должны быть подчинены законодательно оформленным актам и нормам для обеспечения реализации в обществе принципов социальной справедливости.  Как социальный институт справедливости законодательные нормы должны быть одной из форм организации, регулирования и упорядочения общественной жизни и поведения людей в экономической сфере. Как экономический институт эти нормы должны быть представлены в виде конкретных законов, правил, норм и ограничений  в социально-экономических взаимоотношениях всех субъектов экономики.

          Требования социальной справедливости в экономических отношениях могут носить как формальный, так и неформальный характер. Формально эти требования могут определяться в виде официально принятых правовых норм и законов, закрепляющих тот или иной допустимый уровень или меру справедливых социально-экономических взаимоотношений в экономике общества. Неформально устанавливаются для всех субъектов экономической деятельности согласованные и принятые в обществе  нормы поведения, складывающиеся на основе общей и экономической культуры, системы ценностей и привычек, традиций и менталитета, которые влияют на поведение экономических субъектов и на процессы развития любой социально-экономической системы в целом.

          Формальные и неформальные нормы данных социально-экономических взаимоотношений находятся в тесном взаимодействии. Например, при распределении фонда социальных гарантий и вознаграждения за труд на малых предприятиях, где почти все люди связаны дружескими и семейными отношениями, как правило, имеет место почти полное соответствие норм справедливости для всех трудящихся предприятия.  В то же время вводимые во многих крупных предпринимательских структурах этические кодексы не соответствуют сложившимся в России нормам справедливости, поэтому нормы неформальных межличностных отношений могут не обеспечить  хороший  социально-психологический климат в данной организации.


        Особенности новых норм социальной справедливости в экономических отношениях.

           Стратегия смены монополии административно-командной системы управления в России на товарно-рыночную при монополии капитала с товарно-денежными отношениями без внедрения каких-либо законов о социальных гарантиях хотя бы в социально-бытовой сфере, привело только к резкому ухудшению социального и экономического положения большинства трудящегося населения страны, а инфляция и последующий социально-экономический кризис в свою очередь повлекли за собой ухудшение жизни детей трудящихся и их родителей-пенсионеров.

           Установление норм социальных гарантий в социально-экономических отношениях по количеству и квалификации труда во многом обусловлено и ухудшающимися социальными условиями жизни трудящихся  от непродуманных и финансово не обеспеченных попыток коммерциализации жилищно-коммунального хозяйства.

         Конечно, есть сомнения, что в ближайшем будущем многие социальные и профессиональные группы в нашей стране согласятся с такой концепцией развития социальной справедливости.   В то же время в нормах социальных гарантий, которые  господствуют в экономике развитых стран,  признается необходимость социального неравенства по количеству и квалификации труда как основа социальной справедливости.  Пока эти нормы и вытекающие из них требования несовместимы с этнопсихологическими и культурными традициями российской экономической жизни. В наших условиях, даже если кто-то и  принимал подобные нормы  справедливыми, то сегодня в сознании наших людей эти понятия уже атрофировались или  переродились в деятельности новых русских предпринимателей, приняв одиозные формы и став источником формирования деструктивных стратегий в экономике России.

         Примером активизации альтернативной нормы социальной справедливости может служить распространение "серых" схем оплаты труда, что противоречит формальным нормам и принципам социальной справедливости, установленным государством. Активизация подобной нормы может привести к формированию так называемых «экономических ловушек».  Поэтому отторжение ряда норм института социальной справедливости наблюдается в тех случаях, когда существует пример отрицательных явлений при внедрении новых правовых норм, которые устанавливаются властными структурами без должной подготовки и в принудительном порядке. Например, введение высоких ставок прогрессивного налогообложения может содействовать уходу предпринимателей в теневую экономику, созданием двойной бухгалтерии и прочими негативными явлениями.

        Созданная в России налоговая система душит развитие экономики, криминализирует механизмы платежей и создает целый криминальный образ жизни для миллионов граждан и предприятий России, готовя для неё коллапс экономики.  Предприниматель в России ходит по лезвию между тюрьмой и невероятными ухищрениями, чтобы спасти свой бизнес и рабочие места для наемных работников. Хуже всего то, что экономическая система России настолько шаткая, что если государство сумеет искоренить теневые схемы, такие как обналичивание ценных бумаг и "серые" схемы оплаты труда — то, парадоксально, но экономика России вместе с её финансовой системой может опять обвалиться, ибо криминальный механизм стал ее стержнем! Вынь этот стержень и если население не будет необходимым образом организовано и подготовлено к новому экономическому коллапсу, то вся система вновь рухнет вместе со страной.

        Парадокс заключается в том, что в результате внедрения западных социально-экономических принципов в первые годы рыночных реформ, когда  Россия отказалась от командно-административного распределения, которое осуществлялось  выборочно, без всякой системы и зависела от воли администрации, что формировало чрезвычайно низкий уровень жизни большей части населения, но воспринималось некоторой частью населением как справедливое. В таких условиях страна перешла к дикому капитализму, очень напоминавшему период первоначального накопления капитала, а уровень социальной несправедливости превысил все разумные границы. Таким образом, из-за ослабления России западные страны, инвестировавшие свои деньги в нашу страну оказались в выигрыше, а народ нашей страны опять оказался  проигравшим как в экономическом, так и в социальном и морально-нравственном отношении.

         Чтобы уменьшить негативные последствия  дисфункций при внедрении прогрессивных социально-экономических технологий, необходимо оценить всю возможную и ожидаемую экономическую эффективность вводимых норм социальной справедливости. Для этого необходимо смоделировать все возможные процессы, спрогнозировать последствия ее внедрения и провести полный анализ всех предлагаемых мер с тем, чтобы минимизировать все негативные последствия использования этой системы и сделать всё возможное, чтобы она стала интересной всем социальным группам населения.


         Предлагаемая модель как инструмент обеспечения социальной справедливости в экономических отношениях.

         Важную роль в процессе разработки, внедрения и адаптации норм института социальной справедливости играют инструменты проектирования и совершенствования предлагаемой системы национальной экономики. Ниже предлагается описание одной из основных моделей, выполняющей проектировочную функцию.

         Предлагаемая модель создается как инструмент достижения основной цели  проектирования и построения системы согласованных между собой экономически эффективных и социально справедливых норм права. Возможны различные основания для для некоторой классификации этих норм:

- степень экономической эффективности,
- степень социальной справедливости,
- степень рациональности  предлагаемой системы.

         Кроме этого можно выделить факторы, сдерживающие развитие национальной экономики, которые условно назовем негативными.

         Однако подобная классификация не позволяет построить действующую модель национальной экономики, так как в ней отсутствуют критерии целевых ориентиров. Исходя из этого предлагается выделить три основные группы: актуальные, идеальные и консенсунсные.

         Под актуальными мы понимаем совокупность действующих формальных и неформальных взаимодействий и совокупность тех мер, которые, необходимы для развития  экономики. С учетом нарастающего спроса населения России на нормы социальной справедливости они должны занять достойное место в сознании населения.
         Идеальную группу определяют совершенные во всех отношениях нормы поведения экономических субъектов и задают лишь своеобразный ориентир, к которому нужно стремиться, но который на практике трудно достижим.  В такой идеальной группе может  быть гражданское общество, которое включает в себе регуляторы социально-экономических отношений с позиции критериев содействия гуманизации и открытости общества для повышения его экономической эффективности и социальной ответственности для развития социальной справедливости.
          Консенсунсная часть представляет собой систему согласованных между собой экономически эффективных и социально справедливых групп населения, при этом очевидно, что любой консенсус в социально-экономических отношениях никогда не бывает оптимальным. Основополагающей характеристикой такой среды является согласованность составляющих ее и взаимодействующих между собой социальных групп, поэтому консенсунсная часть и все составляющие её  нормы должны быть наилучшим образом согласованы между собой.


          К построению конституционного механизма обеспечения социальной справедливости в экономических отношениях.

         Сущность понятия социально оформленного механизма для внедрения нового законодательства до сих пор  недостаточно раскрыта в научной литературе. Например, такой механизм часто определяется как система трансформации хозяйственных взаимоотношений субъектов в направлении их иерархического упорядочения в соответствии с требованиями традиционно существующего или легитимно установленного обществом института.

         Такое определение этого механизма даже не охватывает целевые, структурные и функциональные аспекты его строения, действия и развитие, а также конкретную предметную область его применения. Исходя из этого можно  предложить такое его определение. Законодательно и конституционно оформленный механизм обеспечения социальной справедливости в социально-экономических взаимоотношениях общества должен включать в себя как систему целей и регулирования  обеспечения социальных гарантий на базовые средства для жизни от их общей производимой массы по количеству и квалификации труда, так и типовые экономические условия обеспечения социальной справедливости при внедрении закона о социальных гарантиях при формальных и неформальных нормах их внедрения.

        А ведь подобные системы предлагали и Карл Маркс, и Джон Роулз, и даже лидер российских социал-революционеров Чернов! -

        http://www.proza.ru/2017/10/04/1003


        В качестве авторов, создающих и внедряющих данные социальные условия жизни общества могут быть государственные органы законодательной власти и управления, общественные организации, представляющие интересы различных слоев населения в своём административном округе, а также экономические субъекты на всех уровнях системы хозяйствования, которые формируют и распространяют в экономической среде соответствующие нормы и конституционные ограничения.

       В состав функций внедрения механизма социальной справедливости в масштабах национальной экономики России можно включить маркетинговые исследования состояния спроса на нормы социальных гарантий; конструирование  норм и правил поведения экономических субъектов; тиражирование, продвижение и внедрение норм регулирования экономических отношений; методы взаимной адаптации норм и экономических субъектов и способы выбора ими стратегий поведения в соответствии с требованиями конституционной среды.

       Предлагаемый  механизм обеспечения и регулирования социальной справедливости в экономических отношениях должен способствовать тому, чтобы экономические субъекты в лице их представителей, наделенных правами подготовки и принятия решений, следовали принципам социальной справедливости, выбирая стратегии экономического поведения. Это достигается с помощью конституционного механизма и законодательства при определении целей субъектов – улучшение условий жизни в комплексе при соблюдении принципов социальной справедливости экономическими субъектами, что  должно содействовать укреплению деловой репутации среди экономических партнеров и обеспечит более рациональное развитие экономики для улучшения условий жизни и благосостояния всего общества.

       Определяя возможности мотивации экономических субъектов с тем, чтобы они соблюдали принципы социальной справедливости, социально-экономически завязанные коллективы должны осуществлять выбор стратегии своего поведения на основе психологического взаимодействия и согласованности внутренних мотивов и внешних стимулов, проявляющихся в виде формальных и неформальных норм при развитии равноправия и социальной справедливости. Условие выбора оптимальной стратегии экономического поведения, которые должны содействовать соблюдению  принципов социальной справедливости, это максимальная согласованность внутренних мотивов с внешними стимулами для достижения необходимого уровня благосостояния членов общества для физического и морально нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития каждого.

       По теме - 

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам понравилась статья и у вас есть желание и средства разместить её анонс для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Благодарю всех, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!
        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!


Рецензии