Трудности при изменении сознания

В размышлении «Вместо третьей мировой…» (http://www.proza.ru/2017/08/28/670)  задаётся вопрос: ЧТО надо изменить внутри нас всех, чтобы отказаться от власти силы, угрожающей гибелью человечества, и  признать естественную власть Жизни. И для людей, и для всего живущего на земле.
Оказалось: менять надо общечеловеческое сознание.

Слышна реплика: «всего лишь?!» И, к сожалению, скрытая ирония этой реплики обоснована опытом многовековых радужных «утопий» и не совсем внятной пословицей: «Благими намерениями устлана дорога в ад». 

 Но! В каждом, даже самом лукавом противодействии, таится подсказка!
Так что задумаемся: если в самом начале любого светлого, но непривычного замысла кто-то, сразу же, торопится наложить насмешливое клеймо «утопия!», то… не является ли это «быстрым реагированием» тёмных сил? Причём, того же лукавого змея, который тёмным намерениям, наоборот, покровительствует и помогает уверовать в них. 
Так что… выйдем «на воз-дух» из компании насмешников понятия «утопия». 

Туманнее смысл изречения «Благими намерениями устлана дорога в ад». 
На мой взгляд, оно тоже от лукавого. Хотя бы потому, что слишком витиеватое. Почему бы, наставляя ученика, не требовать просто и ясно: «надо меньше говорить, а больше делать»! (Подробнее на эту тему см. в примеч. 1).

Конечно: когда все привычные методы лечения недугов только ухудшают здоровье, нужно признавать, что речь идёт о системных ошибках в твоём отношении к жизни. И нужно  менять сам образ жизни, привычки, отношение к  людям, к природе... То есть, по сути, о смене твоего мировоззрения. А, значит, и о твоём отношении к Богу!
Наконец, вспомним, что речь одёт не о тебе, не обо мне, а… о нас ВСЕХ !

Вывод: снисходительно-насмешливая критика необходимости изменения общечеловеческого сознания (ОС) – поверхностна, вредна и уводит от самого нужного в сегодняшней людской жизни дела.

Теперь можно вникать в само Дело изменения ОС.

Да,  самим людям почти непосильно взрастить понимание: как правильно жить ВМЕСТЕ без войн, без желания одного народа обмануть и обхитрить другие народы…
Поэтому для начала – надо обратиться к опыту предков.
Что делали великие Мастера прошлого, когда брались за очень трудное дело? Сначала они переходили на постную пищу.  Это вынуждало «дурь и блажь» земного тела угомониться, мыслям сосредоточиться на духовных устремлениях, а про-СВЕТ-лённой душе лучше внимать голосу Бога.
Взор Мастера устремлялся в Небо, а душа молилась: помоги, Боже, в делах праведных!!
И необъятное Дело начинало наполняться Духом созидания и становиться Творением на века!

Значит, и общечеловеческое светлое Дело сможет черпать СИЛЫ, надеясь на помощь Неба!
И пусть одному народу в этом ОБЩЕМ светлом Небе будет виден Бог, другим Аллах, Будда… Главное, что верующая часть человечества сможет обрести помощь Духовного мира.

А как же неверующие люди – атеисты? Ведь нынешняя шаткая стабильность жизни, опирающейся на постоянную угрозу взаимного разрушения, – это ЗЛО, которое незаметно приучило людей… считаться со злом, как необходимым опасным хищником. Мы потакаем желанию Зла менять свой внешний оскал, в соответствии с запросами моды на обновляемые виды вооружения… Но, только ли виды вооружения? Нет, конечно!
Везде, куда проникает ИЗОЩРЁННЫЙ человеческий разум, не сдерживаемый запретами праведного жития, – там всё получает лукавые подсказки! И Зло проникает в космос, лазерную технику, искусственный интеллект, информационные технологии… А через СМИ и рекламу – начинает управлять сознанием потребителя.

И люди не заметили, что именно хищное ЗЛО стало хозяином в нашем  земном жилище. А мы – его «обслуживающим персоналом»! Так человеческая гордыня попадает в рабство изощрённости собственного разума!  Змея, кусающая себя за хвост!
А с чего начиналось? С суетной и кричащей свободы, с гордыни звания «человека разумного», с неумения ценить простоту, но похваляться хитростью.

Так что и умные атеисты, понимающие, что безнравственная жизнь – порочна, созрели в желании отвергнуть привычное зло и утвердить стремление к взаимной доброжелательности. Одним из ярких примеров такого понимания у мыслителей прошлого является известный всем философ 18 века.

Он утверждал: что невозможно доказать существование Бога, но доказывал, что люди нуждаются в вере в Бога. По его мнению, «разумному существу должно быть ясно, что моральные правила не имеют исключений. Это означает следующее. Все без исключения, а не только возлюбившие добродетель, должны быть правдивыми, честными и т.д. Такова обязанность каждого человека, даже если он этого не осознаёт. Во-вторых, человек должен быть неизменно правдивым и честным. Даже если ложь сулит вам огромную выгоду, вы не должны лгать».  (Ссылка на литературу в прим. 2). Там же приведены максимы этого философа. Его имя – Иммануил Кант.

Так что нравственность – убедительна не только для людей веры. Она – некая земная потребность притяжения к духовным ценностям! И  вселяет надежду, что наука о Жизни, опирающаяся на праведные Нормы жития, сможет овладеть общим сознанием.
В наше время (и многие десятки лет ранее) – с проповедями о нравственности успешно выступал и выступает нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Выводы.
1. В наше время, когда хищное зло «стало домашним животным», вере нужен союз с высоконравственным разумом, даже если он пока не пришёл к выводу, что раз-ум  чело-века – одна из данностей Бога. (См. пояснения в прим. 3)
2. С другой стороны, сегодняшнему разуму нужна контролируемая светлыми устремлениями ДУМАЮЩАЯ вера!  А традиционная вера наших предков, не меняясь по сути, может менять внешнюю форму. Например, уделять проповедям, разъяснениям  половину времени службы. Или, совмещая одно с другим. Это – тоже трудности «приближения к Богу» ОС ! Ведь даже язык изменяется, потому что он – живой!
3. Итак, что имеем? Основанная на опыте предков вера в Бога. Атеизм, избавившийся от фанатизма и наполняемый необходимой для жизни нравственностью, доросший до согласия с выводами И. Канта. И готовый ДУМАТЬ о Боге. Пусть начальное понимание Бога для атеиста станет единственным Звеном, связывающим логику разума с алогичными, но абсолютно необходимыми Данностями понимания всех граней Жизни!

Но и это не всё. Нельзя забывать о большой массе людей «ведомых», готовых согласиться с мнением убеждённых идейных «поводырей». Да, они не претендуют на звание «личностей, ведущих за собой». Но! Вспомним, что для жизни нужен и простой бытовой труд обслуживания потребностей земного тела. Разум должен уважать ведомых!
Есть ли у идущих за «поводырями», свой способ чувствовать законы Жизни?

Да! Это – наблюдения за Природой, утверждающие Её гармонию  и чувство справедливости! Оно есть у всех народов. Особенность нашего народа в том, что он долго «запрягает», не торопясь преодолевая разные сомнения. Но, обретя уверенность в праведности выбранного пути, далее он двигается, никуда не сворачивая.

Итак, слагаемые общего сознания: Надежда на помощь Бога в праведных начинаниях ОС. Необходимость жить по-человечески – нравственно выверяя свои поступки. Постоянно вглядываться в Книгу Природы и читать Священное Писание. (См. примеч. 4).
Наконец, контролировать свои поступки, опираясь на чувство справедливости и сверх-разумную взаимосвязанность в природе. Это четыре необходимых опоры для становления праведного сознания человечества!

А, в первую очередь, общему сознанию нужно отвергнуть не только власть силы, но и «потемнение разума»: хитрость, изощрённость, заумные логические построения, гордыню, вседозволенность,… Всё это – благодатная среда обитания зла, ведущая к погибели всего живого и светлого!

Надо убедить думающих атеистов, что мысль человеческая имеет и вещественную (земную), и мнимую (духовную) составляющие общего комплексного ПОНИМАНИЯ Мира. А общая комплексная мысль управляет нашим поведением!
Для этого надо создавать науку о Жизни. Жизни такого ВЫСОКОГО СМЫСЛА, который позволяет приблизиться к пониманию не только того, «каков вещественный механизм»  возникновения жизни, но и «для чего она создана»? А это, по сути, равносильно признанию разумом праведных Заповедей Создателя.

Нужно создавать законы праведной Жизни! В которой Всё во Всём будет опираться на простоту, гармонию, творческий труд, доброжелательность и справедливость!  Какие-то нужные качества остались не упомянутыми? Да! например, любознательность, вечный голод мысли, поэзия, Красота… И, конечно, Любовь!


ПРИМЕЧАНИЯ

Примечание 1.
Обоснуем лукавство изречения «Благими намерениями устлана дорога в ад».
Добавим к этому изречению лишь одно слово: «ЛЮБЫЕ благие намерения… ведут в ад»
«Нет, заявлять об этом напрямую, не следует!» - заюлит защитник лукавого толкования. Достаточно, что это подразумевается. Зло взращивается завуалированными намёками!
Теперь вспомним, что имя «Благой» связано с обращением к Святому Духу. («…и спаси, Благий, души наши!).
Наконец, разве не с благих намерений начинался Промысл Бога перед Творением Мира?

Но в земной жизни есть примеры, когда лукавство «помогает» благим намерениям. 
Например, воспитываешь ребенка, стараясь делать для него все возможное и невозможное. Из самых благих побуждений. А вырасти может совершенно недостойный человек. Поэтому, прежде чем пытаться сделать нечто «благое», не худо бы разобраться, что для того или иного человека является по-настоящему благом. Для этого нужно не только женское самопожертвование, но и трезвый мужской подход. 
   
Так что, лучше опираться на  другую ПРОСТУЮ пословицу: «меньше слов, а больше дела». И утверждать такое  правило: «Если благие намерения – всего лишь, прикрытие рекламной шумихи, то они могут привести к беде». Но! Благие намерения всегда лучше, чем скрытая злоба. И любое серьёзное благое дело начинается с благого замысла.
А шумливая реклама – приспешница зла.

Примечание 2.
Приведен текст со стр. 77 из книги «Философия» авторов Дженни Тейчман и Кэтрин Эванс. М., 1998.
Там же приводятся и максимы И. Канта:

МАКСИМЫ Иммануила Канта (1724 – 1804).
Быть правдивым.   Быть честным.   Не давать ложных обещаний. Быть благородным и благожелательным.
Не растрачивать впустую свои таланты.  Быть готовым наказать убийц и других, заслуживающих наказания.
Быть добрым по отношению к животным. Не совершать самоубийства.

Примечание 3.
Разум человека. Обратим внимание на корневые составляющие этих двух слов. И удивимся простой подсказке: «раз-ум чело-века» – это «раз»-овый ум личности («чело» это лицо), которой дан «век», чтобы, вникая в окружающий мир, понять некоторые законы земного мира. И, подключая в помощь чувство, уверовать в Бога, создавшего эти законы.
С позиции корневых подсказок, делаем вывод: словосочетание «Вселенский разум» - лишено смысла. 
А Знание Вечности (несопоставимое с разумом человека!), позволило Богу создать всё Мироздание. И Жизнь, и природу, и человека, и его раз-ум.

Примечание 4.
М.В. Ломоносов учил:
«Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величие, в другой Свою волю. Первая книга – видимый мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на величие, красоту и стройность его частей, признавал Божественное всемогущество, по мере дарованного ему понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано благоволение Спасителя к нашему спасению... Наука и вера суть две сестры родные, двери одного Всевышнего Родителя».


Рецензии
Здравствуйте, Юрий! Ваше философское эссе как всегда достойно многия прочтения. Оно проникнуто именно благими намерениями, которые конечно же ведут не только в ад (это иногда бывает), но и в рай (с другими намерениями туда вход ведь заказан).
Вообще читать ваши эссе всегда интересно и созвучно многим мыслям, которые присутствуют и в моей голове. Это как мощная грибница, из которой выделяются то там, то тут боровики смысла и подосиновики толка. А чего в ней нет, так это поганок вздора и мухоморов глупости. И это действительно так!

Комментировать такое сгущённое повествование гораздо труднее. Ибо с очень многими мыслями ты согласен и как-то неохота перечислять длинную вереницу этих ваших мыслей, тупо повторяя, что это разумно и здорово. Поэтому отмечу одно: ваше благоговейное отношение к Матушке Природе, без которого крайне трудно найти твёрдую почву под ногами наших доводов. Городские мудрованы очень часто совершенно оторваны от неё, и это сразу заметно, и не делает им чести.

Остаётся заметить что дураки с возрастом становятся ещё дурнее, ни то ни сё в массе своей озлобляются и погружаются в унылый мир бытовых дрязг и своих болячек, а у умных есть два пути: первый - обратить свой ум на отъём блага у ближнего своего в масштабах многократно превышающих способность этого жадного ума и тела переварить захваченное. И второй путь - довольствоваться необходимым и отдавать свои способности на благо чего-то большего, чем есть твоё собственное и привычное. А это и есть образумление. Или дорога к Разуму, Единому, Общему Благому Уму.
С уважухой

Владимир Радимиров   04.10.2017 09:45     Заявить о нарушении
Добрый день, Владимир!
Спасибо за прочтение, за высказанные мысли, за доброжелательность. Ваше мнение всегда открыто-личностное, поэтому и нужное, и интересное.

С пожеланием оставаться собой, пытаясь стать лучше!

Юрий Анников 2   04.10.2017 12:01   Заявить о нарушении