С железным другом БТРом

Мы сидим  в тихой летней кухне с Ниной Павловной Бердилэ, перелистываем альбом с армейскими фотографиями её сына Юрия. Молчаливо стоят грампластинки в книжном шкафу. С конверта одной из них улыбается София Ротару.
-Юра очень любит музыку, у него большая коллекция записей и я всё бережно храню,-говорит Нина Павловна,-рада, что наши вкусы совпадают. И ему, и мне очень нравятся русские народные песни, которые поет Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо». Сейчас смешно вспоминать, но когда сюда переехали, мы русского языка не знали.
Это, конечно, отразилось на учёбе Юрия. Ох, и доставил он хлопот учителям! Уповать приходилось только на усидчивость и терпение, но девятилетку он всё же одолел. Мама считает, что в жизни сын не пропадет: и голова соображает, и руки золотые, никакой работы не боятся. До армии он и в хозяйстве помогал, и косметический ремонт в доме провел.
Юрий сам сделал выбор. В то время, когда все матери вздрагивали только при слове «Чечня», он «успокоил»:
-Мама, я пойду служить в Чечню.
Пора учёбы в Зеленокумске на Ставрополье с весны до осени пролетела быстро. Нина Павловна, продав полученное на пай зерно, набрала денег на поездку к сыну—на принятие присяги. В дороге, наверное, всю жизнь Юры по листочку перевернула. От самого рождения.
…Достался он нелегко. Врачи роддома уж было расписались в своей беспомощности, но потом стали принимать меры: дольше обычного пришлось шлёпать младенца по попке, делать какие-то уколы, и младенец, наконец, закричал! Зато каким вырос. Высокий, статный. Девчонки это без внимания не оставили. Есть девушка по имени Люба, что преданно ждёт Юру, к Нине Павловне частенько заглядывает и называет ласково «Мама Нина». Пишет письма в Чечню своему другу. А от него и в Красноармейский, и в Раздорский приходят короткие весточки. Порой спокойные: «У меня всё путём». Порой—отчаянные: «Мамочка, не верится, что я вернусь отсюда, но я вернусь!». Это—из Шелковской, Урус-Мортана. Названия населённых пунктов знакомы каждому по телевизионным репортажам. Их не смотрит, пожалуй, только один человек—Нина Павловна. Сломался «ящик»-ну и ладно.
Мать солдата признается, что сейчас она всё воспринимает спокойнее, всё-таки второй год службы сына пошёл, закалилась. Когда ездила в часть на принятие присяги, ещё раз убедилась: вырос её мальчик. Хотя дома, ещё до призыва, между матерью и сыном были такие серьёзные разговоры, что Нина Павловна поняла—это не мальчик, но муж, способен стать и хозяином в доме, и опорой матери.
А Юрий верно несет военную службу. За это время словно породнился со своим боевым конем—БТР. Даже фотографию прислал, на которой он рядом с боевой машиной. Командование же направило матери письмо с грамотой, подписанной командиром войсковой части А.П.Хоружиным: «Награждается рядовой Бердилэ Юрий Васильевич за усердие, инициативу, мужество и отвагу, проявленные при выполнении служебно-боевых задач в Чеченской республике и в честь празднования Дня весны и труда».
Нина Павловна частенько достаёт её, прочитывает, радуется за сына. Смотрит фотографии в альбоме. Вот он рядом с БТР—кажется, любые невзгоды ему нипочем. А вот с друзьями несет дежурство вблизи железной дороги. На минутку присел на корточки по-мальчишески, подпер щеку ладонью, задумался… О чём? Может, позвала дорога в родной дом?
Весной будущего года закончится срок службы в армии для Юрия, и он сможет вернуться домой. Вот только поскорее бы Чечня перестала быть «горячей» точкой на планете…
2002 год.


Рецензии