Человек без Родины

Сегодня в медийном пространстве Северодвинска случилось событие.   В город прибыл мэтр журналистики Владимир Познер. Главной «изюминкой» этой поездки стало посещение предприятия «Севмаш». Ну, а после – встреча с местной пишущей братией.  Воспользовалась этой возможностью и я.
Времени на встречу было отведено немного, так как этим же вечером Познера ждали в Архангельске. В областном Драмтеатре он проводил творческий вечер.
Коллеги по перу активно задавали вопросы, тематика которых, конечно же,  соответствовала и специфике города,  и направленности СМИ.  По традиции подобных встреч звучали вопросы, ответы на которые из уст самого же Познера, легко можно найти в интернете.  Эдакий ликбез «о журналистике».  Но были и вопросы,  ответ на который лично мне было очень интересно послушать.
Например, представитель Архангельской  епархии поинтересовался, надеется ли Владимир Познер на то, что под влиянием внешней и внутренней критики, касающееся современного курса РПЦ, она со временем преобразуется? 
Ответ мэтра прозвучал очень жестко:
«Не надеюсь. То что я говорю я не говорю с точки зрения  воспитательного момента. Я считаю, что те люди, которые сегодня являются иерархами церкви, это люди бессовестные. И я часто сомневаюсь, что они верующие».
Вот так. Ни много, ни мало. Пожалуй, мне сложно подобрать слова, чтобы прокомментировать этот ответ.
С человеком неверующим бессмысленно, бесполезно, а зачастую даже вредно заводить разговор о вере и Православии. Вредно, в первую очередь, для самого себя.  Все равно, что пустить страдающего жаждой человека  напиться из своего колодца, а он вместо этого возьмет, да и плюнет в него.   
 Удалось мне задать и свой вопрос. Прекрасно зная точку зрения ВВП на проблемы (а вернее, их отсутствие, по его мнению) фильма «Матильда» и его воинствующий атеизм, я построила его таким образом, что ни в коей мере не затронула главную -  религиозную составляющую  темы. Мне как писателю, действительно, было очень интересно, что же служит для художника (в самом широком смысле этого слова) нравственным критерием, тем тормозом, который в тот или иной момент заставляет приостановить бурный полет художественного домысла. Особенно, если идет работа на основе исторического материала.

В своем ответе мэтр почти слово в слово повторил все то, что можно прочесть на его персональном сайте – гонениях на Пастернака и осуждении романа «Доктор Живаго», который не читал почти никто из осуждающих.  О Льве Толстом и том, как он работал с историческим материалом в «Войне и мире».  И, конечно же, о той «безобидной» фабуле картины, которая , вроде бы, яйца выденного не стоит:

«О чем по сути фильм Матильда?  О том, что Николай еще не будучи императором, влюбился в балерину.  Что плохого? Я бы даже сказал – симпатично. По-человечески.  Но, понимая свой царский долг, он … прекратил эту любовь, женился, стал царем».

В конце концов Познер резюмировал: «Вообще так между нами говоря, это был очень плохой царь.  Он очень плохо управлял страной.  Из-за него мы проиграли первую мировую войну, войну с Японией.  И в значительной степени из-за него была революция. Да он был зверски расстрелян. Это правда. И вся его семья. Но хочу вам сказать, что не он один. Почему-то всех тех людей  расстрелянных во время гражданской войны и после не считают великомучениками. А его считают. Ну, так церковь решила. Я не знаю почему…В чем его достоинство?».
А, между тем, Владимир Владимирович подчеркнул в ходе беседы, что , в отличие от многих, очень хорошо знает Библию.  Но, как видим, знания остаются голой теорией.
Конкретного ответа на свой вопрос я так и не услышала. Видимо потому, что у каждого этот тормоз, этот критерий, который не позволит преподнести вариации на ту или иную историческую тему в извращенном, комичном или неуважительном  виде, свой.  Возможно, у Владимира Познера, как художника , этого критерия нет. А ведь именно эту «художественную правду» наши потомки могут принять за истину.  Как сказал классик: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…».
Позволю себе ответить за мэтра. Коротко и четко:  стоп-краном,  критерием внутренней оценки правильности выбранного направления  для художника, создающего произведение (книгу, фильм, картину) должны служить НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. Если полет его фантазии идет в противовес им – значит, надо либо остановиться, либо… Впрочем, многие наши «художники» ориентируются на национальные интересы, но только не наши. (За «правильный» фильм о России Оскар не получишь).
Хотя, о чем я? Национальные интересы – это понятие для тех, у кого есть Родина.  Познер своего рода «человек мира».  Не единожды он озвучивал в своих интервью, что с Россией его связывает работа.  Но вопрос на данную тему все-таки прозвучал. И, отвечая на него, мэтр был уже более мягок в формулировках.  Отметив, что такой работы как в России у него не будет нигде («в 82 года работу уже не предлагают»). 
Встреча завершилась.  Владимир Владимирович раздавал автографы и по-свойски шутил с журналистами. Всем видом показывая, что никакой разницы в профессиональных величинах, по сути, нет. «Просто я дольше работаю»..

А  я смотрела на него и, вдруг, неожиданно для самой себя мне стало жалко… Жалко этого старого, устало улыбающегося  человека. Человека без Родины. И без Бога…
Наверное, трудно жить, когда впереди - пустота.

P .S.
На «Матильду» я обязательно пойду. Потому что «врага нужно знать в лицо». И аргументировать свою точку зрения уже со знанием предмета беседы. Ну, а в свою очередь хочу предложить прочесть по ссылке ответ Владимиру Владимировичу. Не мой. Но лучше не скажешь:

http://www.proza.ru/2017/02/16/934

03.10.2017

Фото автора


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.