Ехали мы ехали




По некоторым, от меня независящим причинам, мне приходится по несколько раз в год бывать в городе Новороссийске. Добираться туда не столь уж сложно. Можно машиной, если она у вас есть, можно автобусом, рейсов и прямых, и проходящих туда много. Можно и удобнее всего поездом, но здесь имеются некоторые нюансы. К примеру: удобно ехать в плацкартном вагоне. Приемлемая цена, чистое бельё, чай, кофе, особенно хорошо, когда есть кондиционер, но это не во всех вагонах. Как-то раз нам с мужем пришлось ехать в купе. Скажу прямо, это было здорово! На весь вагон всего три занятых купе, тишина, покой, прохлада. Если бы не цена билета, которая пробила большую брешь в и без того не тугом пенсионерском кошельке. Она оказалась на тридцать процентов выше стоимости билета на самолёт до Москвы.
Этим летом, а точнее ранней осенью по календарю и серединой лета по погодным условиям, изрядно истощив свой  несчастный кошелёк, я решила, что пора научиться, хоть немного экономить. Билетов в плацкартные вагоны до Минеральных Вод не было, о купе я уже не могла и мечтать, пришлось взять билет в вагон с сидячими местами.
«Ничего страшного, – думала я – всего одиннадцать часов и я дома». Поезд Новороссийск – Владикавказ отправлялся в шестнадцать часов. Температура воздуха – тридцать шесть градусов. В вагоне стояла адская духота. Сын уложил наверх мою сумку с вещами и компьютером, пакет с перекусами, журналами и кроссвордами поставил под  ноги. Мы попрощались и вскоре поезд тронулся. В вагоне было не более десяти – пятнадцати человек и это радовало. Моё место оказалось на солнечной стороне, а шторки на окна видимо не предусматривались. Минут десять спустя все пассажиры, сидевшие на солнечной стороне, незаметно переместились на противоположную. Я увидела, как по проходу движется наша проводница, проверяя билеты и сверяя число пассажиров со своим списком.  И каждый второй объяснял ей, что его место напротив, но там очень жарко и он ( или она) пока посидит здесь. Она же в ответ каждому, даже если они сидели рядом, говорила:
- У нас в вагоне биотуалет, поэтому прошу вас бумагу в него не бросать. Место для мусора находится в проходе перед туалетом.
Я, чтобы не объяснятся лишний раз, заблаговременно пересела на своё место. Билет я брала через интернет и при посадке предъявляла лишь паспорт. Подойдя ко мне, проводница спросила фамилию, долго водила пальцем по списку и неожиданно объявила:
- А вас нет в списке.
- Посмотрите ещё раз, ведь при посадке вы находили мою фамилию.
Прошло ещё пару минут и наконец:
- А, вот вы где! Значит так: у нас биотуалет…
Я молча выслушала положенную мне информацию, вежливо поблагодарила проводницу, за что она одарила меня улыбкой и добавила:
- Если пожелаете чай, кофе, приходите, пожалуйста, я вам налью.
Я ещё раз произнесла слова благодарности, вернула ей улыбку и женщина двинулась дальше по проходу. В течение следующего часа, достав из пакета журнал, я усиленно обмахивалась им благодаря мысленно СМИ за то, что капли пота не текут хотя бы по лицу. Неожиданно возле меня материализовалась проводница и с ласковой улыбкой предложила чай или кофе. Я, выжав из себя ответную улыбку, произнесла:
- Спасибо большое, но может чуть позже. Сейчас ещё слишком жарко.
Из-за моей спины раздался голос:
- Я брала билет в вагон с кондиционером, он у вас есть?
- Конечно. – Улыбка исчезла с лица проводницы. Значит, она предназначалась только мне. На душе стало даже теплее градусов на пять – десять. Нет, не больше пяти, иначе бы я закипела. – Конечно есть, но вы должны понимать, что вагон целый день стоял на солнце, сильно накалился. Если я сейчас включу кондиционер, когда это он сможет остудить вагон. Потерпите, солнце сядет, вагон остынет, будет прохладнее.
Пассажиры молчали сражённые такой железной логикой. Женщина вновь одарила меня улыбкой:
- Надумаете, приходите.
На этот раз я лишь молча кивнула головой. Ещё через час в вагоне действительно стало чуть свежее. В открытые окна задувал вечерний ветерок. «Скоро Краснодар, – думала я – наверняка народу будет много. А не сходить ли мне познакомиться с этим широко разрекламированным биотуалетом, пока мало людей».
И я пошла!
Я возвращалась на своё место с идиотской улыбкой на  лице. Вспомнилось детство, когда мы ездили отдыхать с севера на юг, когда состав тянул паровоз, извергая клубы чёрного дыма, когда зайдя в туалет и нажав на педаль, ты мог увидеть мелькание шпал.  Я не хочу сказать, что здесь было также, нет! Интерьер отличался наличием туалетной бумаги и бумажных полотенец. И, конечно, при нажатии педали не было мельканья шпал. На этом различия заканчивались, и ребром вставал вопрос: «А куда девать бумагу?» Перед глазами всплывает образ проводницы: «Место для мусора в проходе, перед туалетом». А вдруг там люди стоят? Там как раз розетка для зарядки телефонов. Прислушалась. Вроде тихо. Вышла. Передо мной, на оконной ручке был привязан открытый, большой чёрный пакет. Мой рот тоже открылся, от удивления. «Почему здесь? А почему нельзя такой же повесить в туалете?» и мысленно представила ответ: «А зачем вешать два, когда можно обойтись одним?» Железная логика!
В Краснодаре вагон заполнился, как говорится «под завязку».  Рядом со мной остановилась молодая девушка с большим чемоданом на колесах и рюкзаком. Ни здравствуйте, ни до свидания. Уши заткнуты наушниками, взгляд отсутствующий, но обращён в мою сторону. Удивлённо смотрю на неё, затем опускаю глаза вниз и вижу, что мой пакет нарушил границу. Быстро возвращаю на место нарушителя. Девушка с большим трудом втискивает чемодан и пытается пристроить на нём рюкзак, при этом ни на минуту не прекращая разговор. Трогаю её рукой и глазами показываю крючки на стене. Она кивает головой и вешает рюкзак. Продолжаю наблюдать. Чемодан занял всё свободное место. Интересно, как она будет сидеть? Оказывается – очень просто. Девушка хлопается на своё место и закидывает ноги на чемодан. Высоковато. Пытается положить чемодан на бок и вновь смотрит на меня отрешенным взглядом, не уберу ли я свой пакет, а за одно, видимо и ноги. Я отрицательно качаю головой. Ехать восемь часов с пакетом на руках и с поджатыми ногами мне совсем не хочется. Девушка смотрит вдоль прохода, наполовину заставленного вещами, затем решительно опускает чемодан на бок и закидывает сверху стройные белые ножки. Ну и что такого, что чемодан и ножки торчат на половину прохода? Не у неё одной.
Поезд трогается, и вскоре я слышу знакомый голос:
- Уважаемые пассажиры!  У нас имеется биотуалет….
А у меня почему-то поднимается настроение. Наконец проводница добралась и до нас. Вновь одарила меня своей улыбкой, получила ответную и постучала пальцем по плечу девушки. Той пришлось вынуть из ушей наушники, предварительно с кем-то трогательно попрощавшись.
«Ваш билет. Наш туалет. Нет, биотуалет…» - это уже  заработала моя фантазия.
- Да я знаю, знаю. Я часто ездю!
- Я не знаю, как часто вы ездите, но я обязана вам сказать;
- У нас в вагоне биотуалет…
Я отвернулась, чтобы скрыть свою улыбку. Голос постепенно удалялся, и я задремала под стук колес. Не знаю, как долго это продолжалось, но кто-то тронул меня за плечо. Я открыла глаза. На меня с улыбкой смотрела проводница. Видно здорово я ей понравилась. В руках, словно карты раскинутые веером, она держала лотерейные билеты.
- Не хотите ли приобрести билетик?
Я замотала  головой, выражая явный протест, но губы сами собой сложились в улыбку и вежливо произнесли:
- Большое спасибо, но нет.
- Ну, что же это такое? Никто не покупает билетики.
Я вновь задремала, и вновь меня разбудил ставший почти родным голос. Но на этот раз он обращался ко всем:
- Уважаемые пассажиры! Закройте, пожалуйста, окна, работает кондиционер.
И снова голос из-за спины:
- А кто у вас включает кондиционер?
- Я.
- Н-Да! Вопросов больше нет.
Вскоре пришлось не только закрыть окна, но и вынимать из сумок тёплые вещи, полотенца и даже покрывала, на которых ещё сегодня утром лежали на пляже. Как же я ругала себя за то, что взяла с собой тёплую кофту, когда укладывала вещи в сумку. Как же хвалила я себя сейчас за то, что взяла её с собой. А кондиционер продолжал работать, вдувая в вагон холодный ночной воздух.
Вот сейчас мне действительно захотелось выпить чашечку горячего чая, но… Я мысленно представила себе, чего будет мне она стоить: надо будет потревожить соседку и попросить её убрать с дороги чемодан, перешагнуть через него я бы не смогла при всём желании, потом пройти по заставленному вещами проходу к проводнице, взять чай и вернуться обратно. Вновь потревожить соседку и её чемодан, сесть на место, стараясь при этом не облиться и…. А куда же поставить стакан? Ни столика, ни полки, ни даже широкого подлокотника не было. А ведь к чаю захочется достать из пакета вкусняшки. Открыть упаковку одной рукой не получится. Разве что вновь тревожить соседку. А потом надо отнести стакан, или сидеть, держа его в руках, и ждать когда пройдёт проводница. А вдруг усну? А вдруг после чая опять захочется посетить биотуалет? Дальнейшее я даже не захотела представлять. Мне уже расхотелось пить чай, и я уснула. В половине третьего ночи проводница вновь тронула меня за плечо:
- Не проспите. Скоро Мин-Воды.
И хотя я уже не спала, я совершенно искренне поблагодарила её за заботу.
Мне пришлось разбудить спящую рядом со мной девушку, и я вышла в тамбур со своими вещами. Постепенно пространство стало заполняться пассажирами. Вышла и наша проводница.
- В какую дверь выходить будем? – задал кто-то вопрос.
Женщина пожала плечами. «Может это её первый рейс на этом маршруте» - подумала я. Одна из пассажирок заговорила высоким истеричным голосом:
- Я знаю! Сюда выходим. И вокзал с этой стороны.
Проводница подошла к двери, вглядываясь в темноту. Все пассажиры, как по команде повернулись за ней.
- По-моему, выходим все-таки в другую сторону. – И она пересекла тамбур.
Люди молча развернулись на сто восемьдесят градусов. И только одна пассажирка продолжала убеждать неизвестно кого:
- Вы не правы! Мы будем выходить в эту дверь! – но её уже никто не слушал.
Поезд замедлил  ход и перед глазами поплыл перрон. Истеричная дама захлопнула рот, все зашевелились, задвигались, заторопились. И только в машине я вспомнила, что в суматохе встречи, не поблагодарила  проводницу, не подарила ей свою самую тёплую улыбку и не получила такую же в ответ.


2017 г.



Рецензии