Малина красная

 
У нас если любят - зацелуют досмерти. Если ненавидят - забьют досмерти. Вот попробуй, признайся, что ты Достоевского не любишь. И ты уже враг народа.Хотя совсем недавно мы его ненавидели всеми фибрами пролетарской душим. Или скажи, что чтишь Лескова больше, чем Толстого. Результат тот же.
Любить надо того, кого велено.
А всех остальных велено ненавидеть.
Вот поэтому наш народ всеми широкими массами любит Шукшина. Есть общая установка. Хотя сегодня, в день его 43-й годовщины со дня его смерти, даже на канале "Культура" о писателе  не прозвучало ни звука.
Тогда попробую я.
Да простят меня запредельные патриоты, но я скажу. Пишу телеграфно, потому что еду в машине, с клавиатурой на коленях.
Шукшин был очень хорошим артистом, средним режиссером и посредственным писателем. Конечно, в пролууголовном обществе "Калина красная" пошла на ура, но, по сути - это блатная кинобайка. Это типичное мыло, спресованное до плотностит пемзы. И в рассказах его - сплошь карикатурные чудики,не встречающиеся в жизни. Пожалуй - только роман "Любавины" можно назвать полноценной удачей,поиском. А дальше писал уже баловень угорелой публики и удачи.
Понимаете - Шукшина ставят в ряд Бунина, Чехова,вообще классиков русской литературы. Но он - из другого ряда. Высоцкий, Белов, Балашов, Давлатов... Это авторы-симулянты, с выдуманной болезнью. Шушкина невозможно представить в одном ряду с Астафьевым, Виктором Некрасовым, Рубцовым - теми, кто болел за Родину по-настоящему, без дураков, извините.
Беда Шукшина в том, что он пытался утвердить не литературу в себе, а себя в литературе. Отсюда неразборчивость в выборе сюжета и героев. Чтобы далеко не ходить за примерами - посмотрите хотя бы рассказ "Верую". Вещь на потребу дня. Хлёсткая и умелая, но написанная исключительно ради красного словца.
Шукшин в хрестоматиях - явный признак занижения планки русской литературы. Хотя бесспорно, что талант он был выдающийся. Более того, если и назвать его классиком, то именно русской, а не советской литературы. Он сумел пронести свое ненавязанное слово через поле с обломками вековой русской культуры. Но от замашек жигана избавиться ему так и не удалось. Увы.


Рецензии