Он особой судьбою отмечен

Людмила Корина
О Леониде Бородине (из писем, записей, общения) 94-97гт

Запахи леса и шум прибоя. Домик из слов дал приют нам двоим.
Мы просыпаться себе не позволим. И разбудить не дадим другим.
( посвящение на моей книжке, подаренной емy, этот вариант я выбрала из возможных и yже надписанных 60ти, в нём мотив, использованный затем в”Разлуке”).

…Заканчиваю свой лирический цикл, сюжет близится к развязке. Перед отъездом в литературном отделе ДЗЗ меня настоятельно просили взять у него интервью. Михаилу Сергеевичу Аристову, вовлечённому в мою тематику одного героя, хотелось услышать наши голоса рядом. Подготовилась – в моей режиссуре это были отрывки всего, что я ему посвятила, и это прозвучало по канве нашей беседы. Опять эфир на весь мир про нашу любовь. И он смущённо молчит. Сидя рядом со мной, иногда посапывает носом в наиболее деликатных отрывках:” Ну это у вас как частный случай” ( про миниоперу “Женщину в море”).

Господи, помоги ему выжить, помоги на этой земле моему братику…

НЕБЕСНАЯ ПЕСНЬ

Ты не буди меня ночами
Своей печалью и молчаньем.
Вдали ты молишься, я знаю.
Спасает Он и я спасаю.

То встреча с Богом, просветление
Течёт невидимым струением.
И мне слышно святое пенье -
Источник силы и спасенья.

Словами не исчерпан смысл,
Отступит неизбежность.
Доверчивость объятья длись,
Мистическая нежность.

Ты преклонись к небесной песне,
Мой зов услышан в поднебесье.
Уходит ночь и с нею тени
Недавней боли и сомнений.

Ты не буди меня ночами
Своей печалью и молчаньем.
О чём ты молишься, я знаю.
Спасает Бог и я спасаю.


Синицыной Тане
Дорогая Танечка, пишу тебе в день светлого праздника-Рождества Христова, поздравляю тебя с ним!
Позавчера позвонила в редакцию “Москвы” секретарю Тане Питюковой. Узнала – Л.И. поправляется, уже встаёт.
Вспоминаю, как на Пасху 93г поздравила Юлия, в студии перед записью мы похристосовались, и он так вдохновенно без репетиций, с листа спел «Русский романс» Соснина, что стало очевидно –это неповторимо. Потом вместе с тремя музыкантами спел для меня «Гимн любви»,и моя душа откликалась им ответно. Душа человека наиболее полно выражается в пении. На твой день рождения буду в Москве. Пусть длится и радует людей твой певицин –Синицын путь!6.1.95 Генуя

Слободкиным(Юлию Павловичу и Тамаре Ивановне) в деревню Дылдино

…Мой последний этап по изданию пластинки был похож на аналогичный осени 92го года. Казалось бы, в чем проблема - сделать за деньги слайд для обложки пластинки с хорошей цветной фотографии? Получился только с шестой попытки – теряли, портили.
Когда Апрелевка стала подавать первые признаки жизни после простоя, впечатление от бывшего производства было грустное. Раньше тиражи десятитысячные ( как и моя первая пластинка, выпущенная в конце 91го), а в 94м тысячный тираж обходится заказчику в полторы тысячи зеленых. После моего заказа в конторе включили телефон(отключён был за неуплату).

В Геную приехали ближе к Рождеству и пробудем полтора месяца. Хочется дышать свежим воздухом, Москва стала удушающей.
Попробую преодолеть накопившуюся усталость от радийной каторги и общения с редакторшей-она только мешает.

Италия восстанавливает мои силы и возвращает к жизни. Особенно когда я слушаю записи Юлия Павловича, вспоминаю, как мы пели, смотрю на видео записи репетиций и общения. Я перепишу для вас и пришлю.
Наши записи услышат загнанные страшной жизнью люди, теперь, и потом. Не исчезнет то, во что мы вложили своё сердце.14 января 95 года Генуя

Соснину Степану Михайловичу
…Вы просите песен? Их есть у меня! Иногда пою, редко. После паузы молчания от «поставленного» голоса вернулось естественное пение, но голос на опоре. По приезде надо воспользоваться этим и записать и переписать многое. Начнём с готовых минусовых фонограмм.

Надо спешить, пока Сатурн не задавил. Ваш знак Рыб под ним сейчас – чувствуете, когда ходите как со свинцовой гирей на ногах и тяжёлой головой? Но у вас расположение планет хорошее - всегда что-нибудь помогает.
Л.И. поправляется. Я написала стих о любви отца и дочери, ей, медсестре, дежурившей у его постели. Дар любви даётся немногим. Она из тюрьмы выносила его стихи, заучивая наизусть.янв.95

Леночке – дочери писателя Леонида Бородина

Он особой судьбою отмечен.
Час рожденья – под утро иль вечер?
Знает мать, но теперь не ответит.
Светел пятый был дом, где дети.

Заучив те заветные строчки,
Из тюрьмы выносила их дочка.
У постели в критичные ночи
Медсестрой была, нянечкой.
Дочью.

Бог послал, а не генов причуда,
Это милое скромное чудо.
Дар любви – среди всех вариантов
Для отца нет желанней таланта.

Ночь длинна, но, похоже, светает.
Он вздохнул, кто-то рядом вздыхает.
Можно тихо лежать. Можно боль превозмочь.
У постели сегодня Леночка, дочь. 6 января 95 Генуя

Ребровым Славе и Тане в Москву
...Обогатилась моя “Бородиниада”. Мой герой примкнул к галерее шуточек и юмора. Есть и серьёзное, окончательное, грустное. Он так и не преодолел свои запреты. Чуть потеплел в конце, ещё не понимая, что я с ним прощаюсь в прямом эфире.”Мне жаль с вами расставаться”,- повторила я свою фразу давнего рассказа и он, чуть замешкавшись :”Мне жаль...Надеюсь на дальнейшее сотрудничество”.

В буфете ДЗЗ купил пирожки с мясом. Их положили в прозрачный пакет, и нести так в редакцию было неудобно. Предложила для них свой чемоданчик и вызвалась проводить. Шли коротким путём дворами, от Качалова до Старого Арбата. В буфете он чуть заспешил, предположив, наверное, что я польщусь после рассказа о Шукшине на описание буфета. Лето 95

ВСЕ УСТАЛИ

По нашей лестнице взбираемся вдвоём.
Она узка. Я пропускаю. Скачи наверх кузнечиком,
Спеши...И поднимаюсь неспешно выше, а там,
Пристроясь в уголке, я пью горячий чай.
Пиши, ведь строки посвящения не услышат.
Но в почерке всё сокровенное не измельчай.
Живое слово - пусть оно подышит !

Певица за окном устала, дав отдохнуть Арбату.
Пристойнее без неё его наряд. Устали окна.
Не смеются. Устала я - пою который год подряд.
За верность вот меня благодарят...
Я не служу. Живу в Кижах.
Кормлю заверченных кижат
Словами на сердечке-блюдце.

Рассказ о расставании в эфире. Должно быть,
Звёзды заговорили, всё сошлось. В сценарии сгодится.
Два голоса - две перелётных птицы сегодня рядом.
Один то зазвенит, то затихает робко.
Другой - живой, доверчивый,
Смущённо оскользнулся с ветки ломкой.

Любовь не отпускает в отпуска, на пенсию.
Певица за окном споёт тебе “Разлуку”.
И эту песню-муку попробуешь заесть
Хрустящим пирожком - он с мясом, луком.
Слова теснятся. Ведь и они устали не звучать,
Скрываться, не сбывшись.
Выплеснулись. Строятся в строку.

Сам же в последней повести “Ловушка для Адама” подошёл к описанию баньки, но, вспомнив “Алёшу Бесконвойного”, соревноваться с Шукшиным не стал по той же причине - было, и лучше не получится.”Банька, как банька”- оборвал себя.
...Рассматривая надпись Л.И. в подаренной мне книге, нарисованную мелким почерком, Слава Ребров улыбнулся. Слова посвящения - благодарность за верность. От кого он прячется ?

Я это ему вернула в стихах “...и сокровенное в почерке не измельчай. Живое слово, путь оно подышит”.Там у них под окнами редакции на Арбате который год певица, побираясь, поёт дурным голосом народную "Разлуку"(разлука ты, разлука -чужая сторона. Никто нас не разлучит, лишь мать-сыра земля). Он знает, за что ему это наказание. Перечитываю толстые журналы 89-90 гг. Клад !По рассказу Михаила Кураева в Новом мире написала своё - ”Хеппи енд”, про нас с ним, упрямых стариков.

HAPPY END ( По мотивам рассказа М.Кураева)

Ему под семьдесят, и столько же невесте.
Плюс испытания, болезни. Случайно встретились,
И вспомнилось, как сватался, а тут беда, война.
Расстались. Теперь состарились. Он не женат.
Она одна. Живёт с чужими, далеко, без своего угла.
Но сколько в женщине спокойной гордости, тепла !
Попробовать быть вместе ? Да разве дело в свадьбе ?
Пусть игра, но только по законам чести.

Он так о ней мечтал, не просто о подруге.
Не вдруг ей сердце предложил и руку. Но разве понял
И подумал, что сам себя он загоняет в угол ?
Что её последней не прощённой мукой станет
Его скупость на добрый жест, воображенья скудость.
Он протянул ей руку, но у старика пустая была рука.
В ней не было цветка.

Из зала вышли как провинившиеся дети. Их расписали
В муниципалитете. Он распрощался на бегу.
Горел талончик в поликлинику. И это всё ?
Она бежала к себе в тайгу. Ни слова упрёка, ни слёз.
И даже не вопрос жестокой жизни, что всё Уже,
Вся почти ужЕ. Два слова, брошенных судьбе :”Ужо тебе !”

Пора домой. Готово ложе на сельском кладбище,
И там покой. В оставшиеся месяцы так хорошо ему,
Вкусившему свою несбыточную мечту.
Ведь счастье идеальное всё ближе, совсем уж близко,
И ничем земным и никакими прописками не унижено.

Он ей писал на разлинованных двойных листах,
И не жалел бумагу. В последнем под конец он изложил
План жизни, соединения сердец и испытал слегка
Пьянящую отвагу. Она тех писем не ждала, не ждёт.
От этого волнующего светлого будущего
Было одно средство - в могилу бегство.
Туда и ускользнула. Его письмо в пути. Ещё идёт.

И другое,”Последняя страница”, что не скоро ему покажу. Пусть поживёт на волнах моей мистической “Разлуки” в стилистике ноктюрна Глинки, в ней мы ещё не в земле, а в мечте, небесах.

Соснину Степану Михайловичу
…Пишется !Стихи сначала разбойно-комические, потом грустные, серьёзные и, наконец, романс и какой ! на тему моей любимой Глинковской “Разлуки”, которую я с детства играю. Высылаю вам стихи. Хотелось бы, чтобы музыка была в стилистике ноктюрна Глинки с его цитатой. Слова стилизованы под 19 век - я так чувствую в 20м. Надеюсь, с этими словами мы перешагнём в 21й.
Мне кажется, что “Разлука” может стать моим любимым романсом, как и “Расставание”. К основному тексту есть стихи, их можно читать на музыку : Прощальные слова, я знаю их печаль. Тебе пишу : ”Спасибо дорогая !” Мы расстаёмся, но не говорим “прощай”. Последняя любовь не догорает.25.7.95

От Соснина
Людмила Сергеевна, дорогая !Получил от вас письмо. Хочу вас порадовать - романс “Разлука” мною сочинён, но пока не оформлен в клавире. Посылаю нотную строчку, думаю, что вы её прочитаете. Ваше письмо было грустным, и может быть моё послание вас порадует. Те годы свободного и радостного творчества вспоминаю сейчас как подарок.

Мой ответ
Дорогой Степан Михайлович, получила нотную строчку” Разлуки”. Она вам удалась, в стилистике ноктюрна Глинки. Ваш листочек сохраню как композиторский автограф, творческий след нашей переписки. Запишем со скрипкой и виолончелью, когда приеду. Спою дуэтом с Женей Андриановым и с Юлием. Сложный инструмент человеческий голос. Мой - звучит всё естественнее на дыхании. Внутренний голос - инструмент ещё более сложный, чем певческий. Новое лирическое идёт не так густо, как раньше, но напоследок - достаточно сильно.

РАЗЛУКА

В поющей тишине ты различишь те звуки,
Как будто голос мой окликнул, прозвучал.
И Глинковский ноктюрн напомнит о разлуке,
Романс без слов - в нём всё, и чудо и печаль.


Словам позволив жить и чувствам воплотиться,
В стихийности мольбы себя не утесняй.
И сокровенный смысл на чистые страницы
Ты выплеснешь легко и слёз не осушай.

Поэты видят сны, и радостно нам снилось,
Мечталось о любви в тисках своей судьбы.
Но явь нам не по силам, и с этим согласились,
Расстались. И осталось о той мечте забыть.

Наш домик у сосны, четыре ветви-руки,
Цветы саранки, шелест и шёпоты ручья.
Не просыпаться, плыть, дышать под эти звуки...
Нам можно вместе быть, но не при свете дня.

Прощальные слова - я знаю их печаль.
Ты пишешь мне -“спасибо, дорогая”
Мы расстаёмся, но не говорим “прощай”.
Последняя любовь не догорает. 27.7.95


Вере Бутиной(подруге и певице)в Англию
В декабре 94го Леонид Иванович перенёс операцию на сосудах ног. На вечере в ЦДРИ перед тем представил меня как помощницу в творческих делах.

На его день рождения 14 апреля в том же 94м я устроила, согласовав , концерт в редакции. Пришла с Женей Андриановым, Дубовицким Владимиром Михайловичем, который сам напросился, Бородина хотел увидеть, и с новым гитаристом Вадимом Ефимовым. Юбиляр не явился. Отключил телефон, говорят, что накануне отмечал выход книги своего друга Игоря Шафаревича. Вела концерт я, стоя за столом Главного.

Дубовицкий, как гитарист и певец народного репертуара, был неподражаем. Ничего не понявший в создавшейся ситуации Андрианов старательно выводил: “Бегут недели, тают месяцы. В себе волнение погасив, стою перед знакомой лестницей, тебя заранее простив…”(Но потом выяснилось, что Женя всё всегда понимал).

ЛЕСТНИЦА
Музыка Евгения Андрианова

Бегут недели, тают месяцы,
В себе волнение погасив,
Стою перед знакомой лестницей,
Тебя заранее простив.

Круты той лестницы ступени,
В любви то радость, то беда,
И одолеть ли постепенно
Дорогу эту в никуда ?

И опасений привкус горький,
И безнадежности туман,
И возбуждения оговорки,
Всё это робкий наш роман.

Не можем врозь, не можем вместе,
И невозможностью маня,
Звучит мелодия в оркестре -
Люби меня! Люби меня!

14.4.94 Не знавшая о параллельной “музыкальной” жизни Главного,его заместительница Шугаева, видимо, перетрусила и шугануть нас хотела, но сотрудники заходили в его роскошный кабинет, где мы выступали, и с интересом нас слушали. Была и дочь писателя Лена(она работает в редакции наборщицей текстов) с сыном Васей. Всё снято мной на плёнку. Отдала впоследствии имениннику. Во всей чистоте намерений и исполнения задуманного - упрёк его привычной оглядчивости. Концерт этот был первый, он же и последний на нашем веку.

Радиотеатр Людмилы Кориной-сайт раздел ПЕСНИ и ВИДЕО, радиопередачи 2   5.12.17

1.Любовь до встречи (О встрече автора рассказа в редакции журнала «Москва» с писателем Леонидом Бородиным. Рассказ посвящён судьбе политзаключённых. Запись ДЗЗ, редактор Аристов М.С., эфир 1993г, звучат романсы на слова Л. Кориной: 1.“Любовь до встречи” Л. Кориной и “Разлучили нас” Б. Рощина, поют Л. Корина и Ю. Слободкинhttp://radioteatr.su.swtest.ru/Files/ldv.mp3)

2. «Я не боюсь моря» (Интервью с Леонидом Бородиным. Звучат отрывки из его произведений в исполнении Л. Кориной, эфир радио 1 Останкино 27.06.1995)
http://radioteatr.su.swtest.ru/Files/ynb.mp3

6. Стихи Леонида Бородина (Читает Л. Корина, музыкальное сопровождение гитариста Вадима Ефимова. Музыкальный антракт: композиция Вадима Ефимова “Байкал” и вариация для гитары Владимира Дубовицкого “Не пробуждай воспоминанья” в исполнении Вадима Ефимова.)
http://radioteatr.su.swtest.ru/Files/sbck.mp3

Людмила Корина 19.3.17 Генуя


Рецензии