Голиб-Виктор

Прочитала  превосходную  прозу   земляка  из  Бухары  --  Голиба  Саидова.  Превосходная  проза!!!   И  вспомнился  мне   один  из  моих  учеников  по  учетному  - бухгалтерскому  делу  -  тоже  по имени  Голиб  Фамилия его  - Иронкулов.    Моложе  меня  он  лет  на  25. А потому  он  меня  звал  на  работе  не  иначе  как  «Она» ,  что с узбекского  переводится  как  «мама»  или  просто  мать.     Просто  ему  довольно  трудно  было  произносить  моё  отчество..  И  вот  я  была  -  ОНА.

       Учила  я  его  и  это  было  лет  тому  более тридцати.  Голиб  был  в  те  годы  молодой  йигит – парень – красивой внешности, лет  20ти , и  был  он  выпускником  коммунального  техникума  из  Коканда.   И  мы  считали  себя  земляками,  хотя  родом Голиб  был  из  степного  кишлака,  где,  в  основном,  проживали  узбекские  арабы.  Давние,  очевидно,  выходцы  из  Курдистана  или  Ирана – я даже  и  не  знаю  точно.  Много  у  нас  такого  народа.  Вроде  бы  и  узбеки, ан нет – в родословной  -  и  курды,  и иранцы,  и  уйгуры,  и  арабы,  и  туркмены,  и  таджики,  и  всякие  другие  народности  и  нации, но все они – УЗБЕКИ.  Со  своими  обычаями,  одеждами,  искусством,  танцами  и  музыкой.

     Ну вот,  учу  я  его.  Отчеты  составлять,  финансовые  расчеты  производить,  потребность  в  материальных  и  строительных  ресурсах  -  город  строился…  И  заметила  я,  что  его  все  зовут -  ГЕНА.   Странно,  думаю  себе.  И  ему  говорю  -  Голиб,  -  ты  же  не  ГЕНА,  а  по  русски   ты  ВИТЯ,  Виктор.  Он  меня  спрашивает  -  -почему?   А  потому  --  говорю,  что  Голиб  от  слова  ГАЛАБА,  а  ГАЛАБА  -  это  ПОБЕДА,  а  победа  с   французского  -  ВИКТОРИЯ  или  ВИКТОР.  Удивился  он,  конечно,  и  всем  потом  говорил,  что  он  не  ГЕНА,  а  Виктор.

     Однажды  Голиб – Виктор  мне  говорит  -  Она,  сизга  рус тили  китоблар  бор-ми?
То есть  -  Мама,  у  вас  есть  книги  на  русском  языке? 
Спрашиваю  -  канака  китоблар?  Он  тогда  говорит  -  почитать  интересное,  художественный  литература.   Снова  я  удивляюсь.  Говорю  -  как  читать  будешь?  Ты  же  русский  язык  не  очень  хорошо  знаешь. 
-  Нет  -  говорит  - не  я  буду  читать…
 и  далее  рассказывает,  что  у  него  здесь ,  в  городе,  на  квартире  живет  «беглая»  русская  молодая  женщина  с  ребенком…
       Вот  это  новости.  Ну-ка,ну-ка  - говорю  - поподробнее.
       И  он  рассказал,  что  женщина  сбежала  от  русского  мужа-алкоголика, который её чуть было  не убил,  и  паспорт  её  сжёг.  И  угрожал  ей,  что  он  её  из-под  земли  достанет.   
       Спрятал  Голиб  эту  женщину  у  себя.  Уходя  на  работу ,  запирает  её  на  замок.  Даже  соседи  не  знают  о  том,  что  она  живет  у  него  дома.  Но  ей  -  он говорит  - очень скучно, и она  просит  его  хоть  книги  какие  ей   принести,  любые,  чтобы  хоть  читать  и  для  себя,  и  для  дочки  /девочке  всего  лет  шесть  было  тогда /
   
     .  На  выходные  дни  он  её  увозил  в  свой  кишлак,  откармливал  её  и  девочку  вкусной  едой.  Спрашиваю  -  а  жена?  Как?  Не  ревнует?  Жанжал  не  устраивает?
    - Нет – говорит-  Эта  Алина  живет  у  него  в  кишлаке  в  отдельном  домике  -  мехмонхона  называется  -  гостевой  домик.  На  одну  комнату.  В  этих  «мехмонхона»  полы  устилают  коврами – паласами,  и  в  уголке  -  стопка  узбекских  одеял  - «курпачи»  и  круглых  подушек.  Есть  еще  столик  низенький,хан-тахта называется, у многих  эти  столики  покрыты  резьбой  по  дереву  или  инкрустацией  из  медной  проволоки.  За  такими  столиками – гости – устраиваясь  на  полу,  -  на  курпачах,  а  под  локти  или  под  спину  -  круглые  тугие  подушки   обычно  чай  пьют  и  пловы  кушают.   И  у  меня  такой  столик  есть  дома.   Теперь  уже  на  веранде.  Просто  под  что-то  употребляется.  А  когда-то  и  мы  с  семьёй  за  таким  столиком  там  пили  чай,  играли  в  карты  или  дети  играли  в  домино  или  лото.

      Ну,  принесла  я  ему  кое  какие  книги  -  и  про  любовь, и детские  книжонки  от  моих  детей  оставшиеся.

      Проходит  время.    Как-то  я  спрашиваю  Голиба  -  как, до сих  пор  Алина  у  тебя?   Нет  -  говорит  - уехала.  В  Россию  уехала.   Я  ей  паспорт  выправил,  тогда  еще  были  советские  паспорта  /  до  1995го  года./

   Вот  так  закончилась  эта  удивительная  и  совершенно  незаметная  история.

    А  с  Голибом  я  и  сейчас  иногда  в  городе  встречаюсь.
 Пообнимаемся  с  ним  по  узбекским  обычаям,                он  тоже  уже  «пожилой»  и  скоро, очень скоро  выйдет  на  пенсию
                . Но до сих пор  я  для  него  ОНА -  Мама – мать.


Рецензии
Да, трогательная история...
Эти Голибы-Викторы вечно в какие-то передряги попадают. Вот и я по жизни, жалею, люблю и укрываю женщин. По доброте своей природной. Правда, если жена узнАет - от "победителя" только рожки да ножки останутся.
С улыбкой и теплом, -

Голиб Саидов   03.10.2017 19:26     Заявить о нарушении
Спасибо вам, что почитали мои так сказать рассказки из жизни.... А как моё повествование про узбекскую свадьбу? там и фото моё собственное с какой- то свадьбы... наверное на 100 свадьбах я перебывала и в разных наших степных условиях и у людей разных сословий - от богатых до просто дворовых, обычных свадьбах...

Алла Растворцева 2   03.10.2017 20:21   Заявить о нарушении