Лето в лагере

    Ощущение у Саши было двоякое: с одной стороны, новые знакомства, свобода от родителей, а с другой – опять дразнить будут, а это так неприятно.
    В апреле Саше стукнуло четырнадцать. «Вот и паспорт дали, совсем взрослый» – думал тогда Саша. Да, он ждал паспорта. Очень-очень ждал. А как получил, даже во дворе хвастался перед младшими ребятами: «Вот, смотрите: теперь я Гражданин. С документом теперь».
    Но и недели не прошло, как мысли сменились. И Саша уж думал: «Ну дали и дали. Ну и что?» Да, человек быстро ко всему привыкает. Вот и Саша привык. Не человек он что ли?
    Оклик мамы вывел Сашу и задумчивости:
    – Мыльные взял?
    – Какие ещё «мыльные»?
    – Принадлежности, конечно.
    – А да, это взял.
    Саша часто думал, зачем столько всего берёт с собой мама перед поездкой. Зачем-м-м? «По-моему, достаточно зубной щётки, ну пасты, полотенца, мыла, майки да трусов с носками (про запас), ну тапочки. Всё. Остальное – не нужно».
    Тем не менее, отправляясь куда-либо с мамой, у них был всегда настолько огромный чемодан, что он с трудом закрывался.
    И сейчас мама собирает его. И  опять Саша думал: «Зачем мне столько?» Но спорить не стал.
    Вот они вышли из подъезда. Вот уже у остановки.
    «Целый месяц без друзей буду, – мелькнуло в голове Саши, – как же это плохо! А Мишка с Ванькой? А Антон? А ежедневные футбольные матчи, которые они с ребятами устраивали во дворе?»
    Но большой автобус уже подъезжал.
    Минута прощания, и он уже внутри.
     – Коля, – вдруг раздалось справа от него.
    Рядом с ним сидел рыжий веснушчатый мальчик.
    – Саша, – представился он.
    – Учусь в  орловской «Гимназии № 40», 8 «Б», точнее уже девятый. А ты?
    – А я из пятой школы Рязани, тоже в девятый перехожу.
    – Ну вот и познакомились.
    Ехать до лагеря было часа полтора. За это время Саша с Колей успели наговориться обо всём на свете: о любимых и нелюбимых учителях и предметах, о своих увлечениях, о футболе… Коля даже рассказал своему новому знакомому про одну девочку из класса, которая ему уже давно нравится.
    Когда ребята выходили из автобуса, Саша считал Колю своим другом, и чувствовал, что знаком с ним уже очень давно.
    В лагере друзья попросились в один и тот же отряд, что им охотно разрешили. Соседями по комнате стали их однолетки Витя, Руслан и Вадим.
    Витя – русый мальчик из Тулы, со стрижкой под бокс и довольно длиной чёлкой на лбу учился на «хорошо», любил читать, преимущественно приключенческие книжки, но не только читать. По мнению Вити, наша жизнь – это ни что иное как приключение. А если вдруг приключения нет, то просто необходимо его создать. С чем, собственно, он всегда справлялся: организовывал походы, создавал квестовые игры с друзьями, сюжет которых придумывал всегда сам. Эх, чего только он не делал…
    Руслан был из Калуги. Брюнет, небольшого роста, в общем-то троечник, но с претензиями на эрудицию. Учиться в школе ему не нравилось, а вот узнать что-то новое самостоятельно – его конёк. И надо отдать ему справедливость: школа учит, но учишься ты сам.
    Каштановый Вадим, родом из Брянска – хулиган. Пожалуй, это самая ёмкая его характеристика. Не проходило и дня, как он чего-нибудь не натворил: вчера разбил окно, сегодня подрался с друзьями… И даже не хочется думать, что он сделает завтра.
    Не прошло и дня, как, казалось бы, самые разные характеры, сошлись.
    Ребят ждал двадцать один день совместной жизни. А лагерь, при всей  свободе, это ещё и режим. Да, дорогой читатель, режим – это неприятно, хотя, как нам внушают с детства, и очень полезно. Но согласись со мной сам, часто ли ты его соблюдаешь? Встаёшь и ложишься каждый день в одно и то же время, принимаешь пищу по часам, или, скажем, гуляешь с друзьями строго по расписанию?
    Да? Неужели?
    Но соглашусь и я, мой друг, что наша жизнь подчинена часам, тем самым, которые, возможно, сейчас на твоей левой руке, и в то же время часам космическим. И  есть вещи, которые просто необходимо делать по расписанию: идти в школу к определённому часу, или, допустим, если ты любишь фигурное катание, на каток. Иначе придёшь, а там никого, кроме тебя, и не будет.
    А всё же режим – это больше для больниц, тюрем, но и, к сожалению, для лагерей.
    Теперь ребятам, хочешь-не хочешь, предстояло вставать в восемь утра, идти на зарядку, после которой делать уборку комнат. Далее их ждали дневные кружки и мероприятия, каждый день разные: полузабытая лапта, пионербол, футбол и волейбол с баскетболом, гончарное дело и рисование на стекле, оригами… Да разве всё упомнишь?
    Обед. Тихий час. Полдник. И снова подготовка, но теперь уже к вечернему мероприятию, такому, например, как «День индейца». Вечернее мероприятие. Отбой.
    Дни шли за днями, и при такой загруженности, многим казалось, что они приехали только вчера. Но календарь говорил обратное: минула уже половина срока. И тут в жизни ребят  случилось событие, про которое они ещё долго не забудут.
    Однажды вечером, уже после отбоя, когда в отряде все заснули, и слышался тихий храп или просто мерное дыхание спящего человека, Вадим и Саша тихо, очень тихо, чтобы другие вдруг не услышали скрипа кроватей, поднялись и начали бесшумно одеваться.
    – Вы куда? – шепнул Руслан.
    – Тсс – послышалось в ответ, – что не спишь?
    – Да так, не спится… А куда вы это собрались?
    – Да тихо ты, других не разбуди… А знаешь, пошли с нами.
    Руслан тут же начал одеваться.
    И вскоре все трое вышли из комнаты.
    На улице мальчики оказались через окно первого этажа, которое оставили приоткрытым, чтобы потом вернуться через него же обратно. И только теперь заговорили снова:
    – Тут рядом с лагерем есть небольшое озеро, – сказал Вадим, – я знаю. Мы с Пончиком (уже все в отряде знали фамилию Саши – Пончиков, но «Пончиком» называл его только Вадим) собрались покупаться. А то, что у нас в лагере – один бассейн, да ещё мелкий, и лишь раз в неделю ходить можно… А там – тишина, природа, и день был очень жарким – вода будет тёплой. Наверняка. Идёшь с нами?
    – Да, конечно иду, – сразу же согласился Руслан. Я тоже очень хочу поплавать.
    Ночь была безлунной и ясной. Пространство открытым, ибо выйдя из лагеря, им предстояло перейти через поле, и на небе высыпало множество звёзд, каждая из которых была величиною с грецкий орех. Нечасто такое увидишь!
    – Давай быстрее! Что отстал? – крикнул Вадим Руслану. – А то до утра не доберёмся!
    – Ребята, да вы только посмотрите, какие звёзды… Тут же почти все летние созвездия видны! Вы какие знаете?
    – Я только Большую Медведицу, – сказал Саша, – ковш такой из семи звёзд. Да вот же она!
    – Всё верно, – ответил Русик. А если провести линию через две крайние звезды ковша, то можно найти Полярную звезду. Вот она. Видишь?
    – Кажется, да.
    – Полярная звезда – это крайняя звезда ручки ковша Малой Медведицы. В ней тоже семь звёзд, но хорошо видны обычно только три из них: Полярная и две на дне ковша, не знаю, как они называются. Но сегодня такая ночь, что я вижу все.
    Если от Полярной звезды провести прямую линию, то упираемся в центр английской буквы «W». Это созвездие называется «Кассиопея».
    Проводим большую ломанную линию между Большой и Малой Медведицами – это извивается Дракон. Вон тот неправильный четырёхугольник, вроде трапеции, его голова. Видишь?
    Чуть-чуть продолжим хвост Большой Медведицы. Эта очень яркая звезда – Арктур из созвездия Волопаса. А вот и само созвездие. Чем-то похоже на кусочек пиццы, не знаю, как тебе объяснить.
    А есть ещё зодиакальные созвездия…
    – Да идёмте уже, звездочёты… – закончил звёздную экскурсию Вадим, которому, впрочем, тоже стало интересно.
    К озеру подошли около часа ночи.
    – Я первый – сказал Вадим, раздеваясь. – Зайду в озеро, попробую водичку, поплаваю минуты две-три, а потом пойдём все вместе.
    Ребята согласились.
    – Вода тёплая, – отметил Вадим, – только тут глубоко. Заходишь – дна нету. Плавать все умеют?
    – Я умею, – сказал Руслан.
    – И я, – подтвердил Саша.
    – Тогда поплыли.
    Прошло около четырёх минут.
    Было слышно, как кто-то плюхнулся в воду.
    – Тону! Тону! Помогите! На помощь!
    Ближе всех к берегу был Саша. Вадим с Русланом отплыли уже далеко. Но лишь заслышав крик о помощи, все три мальчика бросились назад.
    Над водою был лоб и барахтающиеся руки.
    Саша подплыл сзади и взял утопающего под мышки. К счастью, берег был совсем близко.
    Подоспели Вадим с Русланом.
    – Витя?.. Ты… ты как здесь оказался?
    Их друг только приходил в себя от полученного шока.
    Все молчали. Каждый из ребят думал о чём-то своём. Прошло несколько минут.
    – Спасибо, друг, – Витя обхватил руками Сашину руку. – Я не знаю, как и благодарить тебя, но чувствую, что теперь тебе обязан. Вовек обязан. Ты спас мне жизнь.
    Саша увидел, что в глазах Вити блеснули слёзы.
    И снова тяжёлое затяжное молчание. Все ощутили, что будто какая-то сила сдавливает их изнутри и не хочет отпускать.
    – Так ты объяснишь, наконец, как ты здесь оказался? Ведь, когда мы выходили из комнаты, ты спал и даже, кажется, сопел – нарушил тишину Вадим.
    – Нет, не спал, – ответил Витя, – я притворился. Услышал, что вы с Русланом куда-то собираетесь. Потом ваш диалог с Сашей. Понял, что намечается какое-то приключение, и мне не хотелось его пропустить. Я быстро оделся и пошёл за вами.
    – Что ж ты, дурень, нам не сказал, что не спишь? Мы бы тебя с собой и так взяли, – рассердился Руслан.
    – Да думал, что не возьмёте. Ну а дальше…
    – Дальше не надо, – отозвался Вадим. Дальше понятно: пошёл за нами, увидел, что мы плаваем, и сам плавать пошёл. А, видно, не умеешь. А тут глубоко. Вот, чуть было и не утонул…
    – Да, если б не Саша…
    Все посмотрели на Александра. На его лице не было ничего похожего на гордость, напротив, он стоял, несколько осунувшись и опустив глаза.
    – Слава Богу, что всё обошлось, – заключил он.
    Назад они шли гораздо медленнее. Когда друзья подходили к лагерю, было уже около четырёх часов утра – скоро рассвет. До своей комнаты ребята добрались тем же путём: через окно, никем не замеченные.
    Отряд спал.
    Войдя в комнату, Вадим, Руслан, Витя и Александр плюхнулись на кровати и, едва успев снять одежду, сразу же уснули.
    Да, вряд ли кто-нибудь из взрослых, испытав подобное душевное потрясение, смог бы спать. Но ребятам было только четырнадцать и, хотя каждый из них был уверен, что он уже давно взрослый, они были ещё детьми. А сон для ребёнка, что для птицы крылья.
    Правда, спать им долго не пришлось. Без десяти восемь к ним вошла вожатая Лена с криком «Подъём!»
    А легко ли встать после такой ночи?
    Тем не менее, преодолевая сонливость и вялость, наши мальчики поднялись с кроватей, и день начал свой привычный ход.
    Говорят, что если знают двое – значит знают все. Но, вопреки известной поговорке, про этот случай в отряде никто не узнал. Да и сами ребята не говорили больше между собой на эту тему. Лишь однажды Вадим, забывшись, крикнул:
    – Эй, Пончик, иди сюда!
    Но оказавшийся рядом Витя, сразу же его поправил:
    – Не Пончик, а спасательный круг.
    Вадим покраснел. Но их тогда никто не понял.
    Оставшиеся дни пролетели незаметно. Смена закончилась, друзья разъехались по своим городам, и быстротечная жизнь закружила их в вихре событий.
    Больше они никогда не встретятся.
    Известно, впрочем, что Вадим, на удивление всем, перестал хулиганить, Витя, вскоре после описанных нами событий, научился плавать и даже победил на школьных соревнованиях по этому виду спорта, а Руслан, окончив школу, поступил на астрономический.
    «Ну а Александр?» – спросите вы? А вот про него я ничего не знаю. Живёт где-то молодой человек, спасший однажды жизнь своего друга...
    Недавно мне довелось слышать о том, что, по мнению некоторых учёных, в этом мире среди людей нет дружбы. Есть только события, случайные встречи, но при этом каждый живёт отдельно от остальных, своей собственной личной жизнью.
    Но я уверяю вас, что это не так. Может там у взрослых всё по-другому, но друзья детства живут в нашем сердце всю жизнь. И  пусть встреча была короткой, и пусть другой уже не будет, но каждый из ребят, говоря о дружбе, всегда вспоминал про то лето в лагере.

Кирилл Гизетдинов
2 октября 2017


Рецензии
А мне нравится!)) И Дружба есть. Обязательно есть. Если б не было на свете Дружбы, не было бы и Добра.

Алеся Вереитинова   03.10.2017 11:23     Заявить о нарушении
Алеся, спасибо огромное!

Кирилл Гизетдинов   20.07.2018 07:35   Заявить о нарушении