Рассказы моей мамы. Бабушкины пироги

В продолжение рассказов о бабушке и дедушке.

О бабушкиных пирогах хочу написать отдельно. Пусть пекари других стран почитают и послушают о русских пирогах!

Кухня у нас была летняя, отдельно от дома, вырытая в земле (землянка).
Там стояла русская печь, сложенная дедушкой, деревянный верстак и кухонный стол.
Верстак летом бабушка использовала для противней, для расстаивания пирогов. А зимой дедушка что-то на нём мастерил.
Противни он делал сам, сама видела!

Закваску для теста бабушка ставила на хмелю. Мы со старшей двоюродной сестрой ходили за ним в соседнюю деревню. Там его было видимо-невидимо! Сушили его и на зиму.

Что ещё бабушка добавляла в закваску, я не знаю, но она была очень ароматная и пахла вкусной кислинкой.

Тесто она «нянчила» всю ночь. Я-то знаю, сколько раз она вставала к нему за ночь, так как спала с ней.

Противней было шесть. Все устанавливались на верстак для расстаивания. Начинки – самые разные. Вспоминаю, слюнки текут: с капустой и рыбой, с зелёным луком, рисом и яйцами, с солёными огурцами и пшённой кашей. Сладкие пироги: с тыквой, с чёрным паслёном, который на бахчах срубали как сорняк, с калиной, и со всеми ягодами, что росли на огороде и в маленьком садике. А ещё были открытые «кухи» - открытые пироги с посыпкой из муки, сливочного масла и сахара.

А пирожки? О них отдельный разговор! Большие, пышные… Один съешь, и сыт! А ещё блины, оладьи, «всхожи» в заливке (французам и не снились), запеканки (лапшевники).

Потом я тоже всю жизнь удивляла пирогами и пирожками с таким же составом. Все удивлялись: «Почему так вкусно?» Да потому, что каждой составной частью начинки занималась отдельно, а потом уже все их соединяла вместе.

…Был сказочный момент, когда бабушка вынимала пироги с их жаркой углевой подстилки: в середине каждого пирога делалась дырочка, из которой выходил сок. Казалось, что пирог «дышит». Такой румяный, толстый, и пыхтит ноздрёй-дырочкой… А аромат!

Пироги немного вылезали над бортиком противня, и эта поджаренная корочка была самая вкусная!

Противни ставились на верстак и накрывались полотенцем «на отдых». А я готовилась к разносу пирогов. Из пяти семей бабушкиных детей две жили далеко за городом. Для них она сберегала куски пирогов, если я не могла до них дойти.

Спасибо, дорогая моя бабушка! Я всю жизнь буду помнить запах твоих узловатых рук! Я унесу аромат и вкус твоих пирогов с собой в могилу. Таких больше никто и никогда не испечёт!

Шумейко Галина Михайловна,
Записала Морозова Маргарита
03.10.17


Рецензии