Старины завеса
На седых конях скачА,
Едут воины скоронно*
Цвет лазУревый топча.
Они едут во столицу
В сердце матушки РусИ,
Чтоб поймать за хвост Жар – птицу
С ними вера – Господи спаси.
Посреди большой дороги
Камень с росписью стоит,
Кто – то совершал налёты и поджоги
Соловей, не уж – то здесь чудит?
В Муром тропка первая ведёт,
А другая – то в Чернигов – град лежит,
Третья в Киев – свят зовёт
Богатырским воинам, что судьба сулит?
- Надобно братУшки ехать не спеша
Соловей не дремлет – окаянная душа.
Кони не стреножены, не отнят наш дух
Этот лес россейский всё ж дремуч и глух.
Смердящий ужас их сковал
Когда они завидя зЕмли,
Народ, склоняясь горевал
В цепях он шёл по склонной жЕрди.
- Что ж вы братья, жены, дети
В кандалах душИ томя
Спины подставляя под огненные плети
Вражью силу КАлина* в дом к себе маня?!
Землица покрыта кровью и горем
Слезами пропитана жён, матерЕй
И в каждом челе, и в каждом том взоре
Нет взгляда, и мыслей мрачней и черней.
Эка зараза спустилась в сторонку
Поганое иго подкралось в тенИ,
С пелёнок внушали тому татарчонку,
Что русскими править они лишь должны.
Было привольно в русских лесах,
Как колосилась родная сторонка
И плыли барашки в голубых небесах
И цветик в косу заплетала девчонка.
Русь умывалась в росе полевой
Пращуры*, РОссов землёй одарили
Жили славяне под звездой путевой,
Но счастье своё всё ж в реке обронили.
Калин на Русь вороньём поспешает
Задумал он разорить Киев – град,
Лавры над Киевом давно уж вкушает
И мысленно он от этого рад.
Церкви все сжечь, купола золотые
По ветру пустить и развеять в полях,
Чтобы не били набаты звонкИе,
Чтобы не выжил ни чернь, ни монах.
Князю Владимиру голову с плеч
Всех мужиков порубить на куски
Град тот дотла, как свечу словно сжечь
Желание и мысли его так жесткИ.
Въехали богатыри в сам Киев – батюшку
Да, вошли в палаты белые, да, светлые,
А в них знать* пьёт, ест вволюшку
Да, Владимиру – красно Солнышку всё советуют.
-Ай, Владимир ты, князь Киевский
Разгулялись по свету добры молодцы,
Где же сила, сила Ильи Муромца
Где навет твой государьевский?
А над Русью дремлют тучи хмурые
Данью обложил нас Калин царь,
В деревнях дома – то все сутулые
Словно все живут не наяву, а встарь.
А и славный защитник Русской земли
Могучий и добрый наш княже,
Вороги* вновь ко двору поползли
Измажем в смоле их и саже.
Сын Святослава – княжьих кровей
А мать – то МалУша была всё ж рабыней,
РобичИчем* ты был средь её сыновей
Но для родителей был ты святыней.
В Киеве русском ты воздвиг пантеон*
Язычество мы принимаем – бояре!
На трон Святославом ты посажён
Ты смел, справедлив, хоть, враг и коварен.
Русь, Беларусь, Украина – одно
Новую эру открыл ты славянам,
Духовный фундамент един всё ровно
Всем людям честнЫм, всем этим селянам.
- Ой, бояре и купцы седовласы
Я и сам кручиною извёл себя
Иссекают в граде уж давно запасы
Отдаю последнее, Русь – матушку хроня.
А и где же сильные ребятушки
В трудную годину нужно быть сильней
Слёзы льют их жёны, матушки
По врагу ударить нужно, да, и по – больней.
Бьют челом, поклоняются воины
Князю Владимиру, да княгине его,
Быть им на княжьем пиру – удостоины
Сажают за стол их подле него.
Друже* за кЕдровый стол усадили
Ратные мЕчи свисают с колен,
Чарки медовые всем им налили
Княжеский стол тот благославен.
- Гой еси Вы * люди добрые
Почитавшие законы отцов,
На Руси мы первые, не втОрые
Не манЯт нас светлицы дворцов.
Люд честнОй на колени не встанет
Будет Бога молить о спасенье души,
Супостата в силки заарканим
У подножия Киева в тёмной тиши.
На пиру подавались ложки злачЁные
Из серебряных чашек – мёд лился рекой,
А в бочках дубовых плоды – то мочёные
В одежде вся знать сидит дорогой.
Стол ломИтся от соленья и мяса
Лебедь белая – украшенье стола*,
Дым коромыслом от пьяного пляса
Веселье гудит аж до утра.
Веселье Руси, есть питиЕ
Так уж говОривал княже великий
Так уж устроена Русь в бытие
Все соглашались с речами владыки.
Путь уготован трудной дорогой
Через пустырь, в гнездо Соловья,
Поступь тверда, но смОтрят с тревогой
Матушка – Русь, твои сыновья.
Долго ли, коротко ли едут воины
Соколиным взором вдаль смотря,
А вокруг пожары, да всё вороны,
Но не сломить дух русского богатыря.
Друже спЕшились с коней в чистом полюшке
Их дорога побратала* давно,
Но за тучами нет ясна солнышка
Смрадом запахло, и стало темно.
А в шатре с расписными узорами
Чахнет Калин над златом, словно Кощей
И владенья его дозорами
Стерегут басурманы прочней.
С сорока царями, с сорока королями
Калин собрался на Русь вековую,
Грезил мечтой он всеми годами
Чтоб завершить свою жизнь кочевую.
Собака Калин царь – татарин
Воспылал всем сердцем и гнилой душой,
Что он в задумках – то своих шикарен
И план был в общем – то простой.
- Иду на Русь, на Киев стольный!
С лица Земли сотру я всё ровно,
Мне Соловей послужит ветром вольным
Ведь он со мною вместе заодно.
Уж нЕкому стоять за веру и за правду
И нЕкому стоять за Киев – град,
Я земли русские так жажду
Не вижу я ни трудностей и не преград.
Иду на Русь, снарядте мне коня!
Я церкви белые топтать копытом буду
Владимира с позором в полОн ко мне гоня
Пусть будет худо, русскому сей люду!
Орда собралась в войско поутру
Надела устрашающий наряд
И поединщик* хана к столичному двору
Повёл чрез поле свой отряд.
Но удивленьем было жутким
Когда увидев рать славян,
Окаменев будто бы на сутки
Татары выстроились в грозящий караван.
В широком поле по – средине
Пошла орда звеном на рать,
Но русский дух не сокрушимый
СилЫ велит беречь и ждать.
- Не посрамим мы меча боевого
Русские земли отберём у татар,
Вон, поединщика возьмём основного
Ворога гнать! Мы одержим удар!
Помогите боги быть сильнее в поле
Грозную орду развеять навсегда,
Чтоб не видеть Киеву от татар и горя,
Чтоб не жглись, не пачкались наши города!
Будем мстить за жён, да, детушек
За пролитую кровь всех славян,
За церковных наставниц и проповедушек
Не допустим в Руси масульман.
Встанем братья стеной за обиды и слёзы,
За налёты лихие и грабежи,
Чтобы боги хранили в ясный день или в грозы
Мирным покоем славян рубежи.
И лишь только над полем туман растворился
Натиск ордынцев был страшно велик,
Сам супостат в вороньё превратился
Из чрева его доносился лишь крик.
Полыхнуло поле брани огненной стрелой
Заклубилась сторона дымом и пожаром,
Меч булатный пОднят над могучею главой
Всё слилось, увенчалось под утренним кошмаром.
Вороги пали под русским мечом
Татары пустились в бега,
Славянские боги солнца лучом
Озарили границ берега.
Калин теряет орду на глазах
Славяне в бою так ретивы,
Русь умывалась в дождливых слезах,
Что после напишут былины.
Гусли и дудки потЕшат народ
Бояре, князья встречают дружину,
Никто и кусочка не украдёт
Богатыри прочь прогнали вражину!
Вино сладко – фиоское течёт по усам
Славят удаль молодецкую посадники,
Будто божие приемники и всадники
Отдавали дань, на пире светлым небесам.
- Ай, богатыри вы мои удалые
Слава и сила вам на все времена,
Киев наполнит казны кладовые
Пусть же не дрогнет на ворога ваша рука!
Ой, защитники ратные, славные
Грудью стоять вам за землюшку – мать,
Пусть восславляют вас православные
Будь не приклонна, крепка ваша стать.
Не скакать супостатам по нашей земле
И в полон им не брать красных девиц,
Быть им запЕртыми в тёмной скале
Не рУшить им заветных границ.
Будет Русь стоять на миру веками
Будет в ней богатырский дух жить,
Не купить её златом, шелками
Не порвать её крепкую нить.
А и сильные добры молодцы
Прославляя Русь на земле живут,
Не заманишь их ярким золотцем
Нечисть лютую с родных мест сотрут.
Призовут к ответу ирода нахального
Призовут к ответу нечисть бранную,
Кто проказы вершит опальные
Кто имеет силу окаянную.
* Скоронно - медленно
* Калин – царь - эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами. Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. Калин осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей, и посылает с татарином письмо князю Владимиру с требованием без боя сдать Киев. Освободителем города, по одним былинам, является Илья Муромец, по другим — его племянник Ермак Тимофеевич.
*Пращур - предок
*Знать – люди знатного рода
* Ворог - враг
*Робичич – человек, рождённый от рабыни
* Пантеон - храм, посвященный всем богам
*Друже - товарищ
* Гой вы еси - приветственно-величальная формула в значении «будь жив!» или «будь здоров!». Характерна для устного народного творчества и встречается прежде всего в текстах былин («Ой ты гой еси, добрый молодец!»).
*Лебедь белая – главное блюдо на пиру. Согласно правилам застольной процедуры, сама княгиня Евпраксия начинает разрезать роскошную птичью тушу, чтобы оделить из своих рук гостей.
*Дорога побратала – обет взаимной дружбы
*Поединщик – самый сильный воин
автор: Евгения Белоглазова
Свидетельство о публикации №217100300592