2. 4. Марионетки. Предваряющая глава
Его использовал и Апулей в своих "Метаморфозах", и Данте в своей "Комедии" (как открыл Рене Генон).*
Его использовал и Александр Сергеевич Пушкин, - например, - придумав 11 инициалов рассказчиков "Повестей Белкина".
И марионеток Сарры Лебедевой к "Коньку-Горбунку" так же - одиннадцать. Это значит, они предназначены для п о с в я щ ё н н ы х.
Поскольку мы претендуем на этот эпитет, то, значит, тайну одиннадцати марионеток нам и разгадывать.
Посмотрим же, что они нам скажут.
Мы разбирали уже этих марионеток в начале нашей книги, но это был - предварительный разбор. Сейчас мы рассмотрим этих куколок более масштабно и более детально одновременно. Они, - право, - этого заслуживают!
И так долго они ждали своего часа!
В 1940 году вышла эта книга искусствоведа Бориса Николаевича Терновца - "Сарра Лебедева", - то есть, уже семьдесят семь лет прошло с тех пор, как опубликована эта фотография. А сами марионетки были созданы, - как указывает справка, - в 1936 году, - как бы к Пушкинскому юбилею.
Но, - возможно ли было в 1936-м иллюстрировать "Конька-Горбунка" так, как иллюстрировал его в 1934 году художник Н.Б. Розенфельд; то есть, - снова "внедрять" Пушкина в эту сказку?
Ведь в 1935, - "благодаря" статье М.К. Азадовского, - было окончательно постановлено, что сказка целиком принадлежит одному П.П. Ершову, а Пушкин к ней не имеет вообще никакого отношения (ну, разве что он внёс в её текст какие-то мелкие правки).
Видимо, Лебедева решила здесь разыграть д у р о ч к у: действительно, - отчего же в 1934 году это было можно, а в 1936 - нельзя? А она так стремилась выразить свою любовь к Пушкину! Она, - может быть, - не знала, что зачин сказки уже не считается пушкинским; (действительно, не все же обязаны знать какие-то литературоведческие статьи).
Большой вопрос: зачем это нужно было самой Сарре Дмитриевне Лебедевой? Зачем нужно было так рисковать? И, - прав ли наш Оппонент, заявив нам, что мы слишком много приписали этой скульпторше, чего у неё не было, поскольку "художники так не мыслят"?
Итак, вглядимся ещё раз в её марионеток.
Впрочем, сначала немного напомним вам рассказ о нашем споре с Оппонентом. В общем-то, и не споре. Мы тогда благоразумно заткнулись и ничего не ответили на неожиданно высказанные нам аргументы. Мы ожидали, что нас поддержат, - но этого не случилось, - и мы временно оказались в "нокауте".
Нам сказали: "в этот Пушкинский юбилей чего только с Пушкиным не делали! Могли и на Кобылицу вместо Ивана посадить - это вовсе ничего не значит".
Мы робко вставили: "но Сталин..." И нам ответили: "а что - Сталин? Ему тоже могло это понравиться и показаться остроумным. Он тогда всеми силами приветствовал внедрение пушкинского образа в сознание масс". Что-то такое или подобное этому нам сказали. Мы не сумели тогда возразить. Да и разговор был слишком дорогой (междугородний),- чтобы длить его - за счёт Оппонента.
Конечно, в тот Юбилей все посходили с ума - по заказу Правительства.
Николай Сванидзе в своих "Исторических хрониках" пишет:
"На могиле Пушкина в Святогорском монастыре состоялся пятитысячный митинг. Выступил председатель колхоза имени А.С. Пушкина товарищ Андреев. Он сказал: "Стихи Пушкина помогают нам жить и весело работать. И все это происходит от того, что у нас наша Советская власть, что живем под руководством нашего любимого товарища Сталина".
Приезжие гости, академики, писатели, представители партийных и советских организаций осмотрели музей и парк. Праздник закончился показом колхозной художественной самодеятельности. Вспоминает литератор Виктор Шкловский: " Колхозники устроили маскарад на льду . Проходила Татьяна Ларина , надевшая ампирное платье на тулуп . Шли богатыри, царевна-лебедь, в кибитке ехал с синей лентой через плечо бородатый крестьянин Емельян Пугачев, рядом с ним - Маша Миронова, капитанская дочка. И за ними на тачанке с Петькой ехал Чапаев. Я спросил устроителя шествия - ведь про Чапаева Пушкин не писал? - А для нас это все одно, - ответил мне колхозник ».
Перед гостями промчалось более 300 троек, украшенных портретами Сталина, Горького и Пушкина с зеленью и флажками. Поэт Безыменский записал в книге для гостей: «То, что было сегодня – грандиозный праздник советской культуры. Имя ей – ленинизм, сердце и знамя ее – Сталин»".
По идее нашего Оппонента, рядом с Пушкиным на Кобылице, в композиции Лебедевой, должен быть товарищ Сталин, довольно улыбающийся в усы...
Но - никакого Сталина здесь нет. Есть только некто, отдалённо похожий на Ленина.
Продолжение:http://www.proza.ru/2017/05/18/1073
* "Вне этих различных значений, которые можно связать с 11 и его произведениями, использование, придаваемое ему [числу 11] Данте, составляет настоящий "знак отличия" в самом точном смысле этого слова"... / Рене Генон. Эзотеризм Данте.
Свидетельство о публикации №217100401657