Сорок лет спустя, Или по местам боевой славы

 Воинский эшалон проскочил Одер, и через несколько минут прибыл на вокзал Франкфурта-на-Одере, в котором располагался пересыльный пункт ГСВГ... Поколесив на поезде-«вертушке» уже по немецкой земле, на рассвете 22 июня 1971 года я, и девять таких-же как я, сверхсрочников, прибыли в городок Вердер-на-Хафеле, для прохождения службы в в/ч пп 38---. Ребята с вещичками остались на железнодорожном вокзале, а я, автор этих строк, и Виктор Павлов отправились, как говорится, «на разведку», и вскоре вышли к этому переезду.

(Это фото сделано 22-го августа 2017-го года, т.е. 46 лет спустя). Строение переезда осталось прежним, только тогда, в 1971году,  оно не было размалёвано «художествами»-графити...
 
....Июньская ночь начала бледнеть; узенькая серая полоска, прочертившая на востоке небосвод, предвещала близкую зарю, которая зальёт своим сиянием неизвестный нам город. Мы шли по улице с довольно крутым подъёмом...

По правую сторону дороги на возвышенностях вырисовывались на фоне зачинающей зари сказочные для меня особняки, утопающие в кущах цветущего жасмина и множества разных  благоухающих цветов. Интуитивно мы поняли, что шагаем «не в ту степь» и повернули обратно. Вскоре увидели КПП, что неподалёку от ж.д. вокзала. Сходили за поджидавшими нас ребятами.

С КПП дежурный по части провёл в здание штаба, в комнату на первом этаже, и сказав: «Располагайтесь!», - вышел.

С приходом штабистов, вызвали в кабинет, где оказалось несколько майоров, и среди них - один седовласый старшина. Один из майоров, такой же седовласый, как и старшина, кратко познакомившись с каждым из нас, сказал:
 
«Вам, сынки, выпала честь служить Родине здесь, на месте одного из бывших авиаполков  Германа Геринга. А это - бывший его кабинет. В сорок пятом из этого кабинета уже командовал Василий Сталин. А теперь командую я, майор Журавлёв».

Затем он представил нам начальника штаба и своих заместителей, фамилии которых я хорошо помню, и в своих «минироманах» не раз называл.

Напоследок он сказал:
 
-Старшина Подолян укажет места вашего расквартирования...

Меня в то время не интересовала история Вердер-Хафеля. Интерес пришёл значительно позже. Мои изыскания в кратком изложении истории этого городка таковы.
 
...Вердер-на-Хафеле (Werder Havel) расположен в 35-ти километрах юго-западнее центра Берлина. Исторический центр города находится на острове реки Хафель, которая в этом месте достигает ширины 1,5 км. Вердер (дословно – "речной остров"). Во времена третьего рейха, и до 1993-го года (позорного горбачёво-ельцинского вывода российских войск из Германии) провинциальный прусский городок Вердер-Хафель служил военным и для военных.

С 1934 года в Вердере-Хафеле был создан новый (LKS3) центр, выполнявший дополнительные функции  секретного командного центра ВВС.

В Вердер-Хафеле появились не только помещения-казармы для жилья курсантов и инструкторов, но и учебные помещения, а так же аэродром, с ангаром, в котором стоял личный самолет Рейхсминистра Германии, командующего Люфтваффе Германа Геринга. Подобные центры существовали в Дрездене (LKS1) и Берлин-Гат (LKS2).

Эти центры называли «воздушной военной школой».
 
Поскольку Люфтваффе (ВВС) было новым видом вооруженных сил нацистской Германии, прецедента использования женского персонала в военно-воздушных силах не было.

Тем не менее с самого начала после возникновения Люфтваффе здесь стали служить женщины. Первоначально им приходилось выступать в традиционной роли служащих, телефонисток, поваров и официанток, уборщиц и т.д.

Кстати, в Германии времён Гитлера существовал Немецкий союз женщин и Ассоциация немецких девушек “Вера и Красота”, которые фактически поставляли идейно подкованных жриц любви, в какой бы роли они не выступали. Эта работа считалась почетной: немецкие девушки искренне считали, что они вносят свою лепту в процветание великой Германии.

Во время войны на службе в военно-воздушных силах было задействовано немалое количество женщин в возрасте от 17 до 45 лет. Не исключая почётных обязанностей Ассоциации «Вера и Красота», женщинам приходилось нести службу и в других подразделениях.
               
Сотрудницы вспомогательной службы воздушного наблюдения первыми в июне 1940 года получили свою собственную форму. Эта форма состояла из кителя, юбки, блузки, пилотки и туфель.

(На фото вверху сотрудницы вспомогательной службы воздушного наблюдения,источник - Отто Шпронк).

В Вердер-Хафеле девушки из Ассоциации “Вера и Красота” жили не в казармах «военно воздушной школы», а в роскошной вилле, которая с 1938 года значилась как «школа вспомогательных служб НСДП». Вилла располагалась на обширных площадях на северо-западе города Вердер-Хафель. Построена в 1925-26 годах для доктора Пол Кемпнера, судебного поверенного и совладельца «банковского дома Мендельсон и Ко», эмигрировавшего из-за  своего еврейского происхождения в 1938 году в Америку.

В конце войны здание виллы использовалось в качестве госпиталя. Как известно, наиболее качественное обслуживание предполагалось в госпиталях Люфтваффе, любимого детища Геринга, где предусматривалось наличие одной штатной фрау на 20 летчиков или 50 техников из наземного обслуживающего персонала.

Согласно неукоснительно выполняемым правилам поведения, сотрудница вспомогательной службы встречала летчика в модной одежде, с аккуратным макияжем; безукоризненно чистое нижнее белье, как и постельное, должно было меняться для каждого «железного сокола».
 
Вот что представляли собой секретная школа ВВС и так называемая «Дача Геринга» в Вердер-Хафеле до 1945-го года.
 
Дальнейшая история такова: 22 февраля 1945 года Гвардии полковник В.И. Сталин принял командование 286–й истребительной авиационной дивизией 16–й воздушной армии 1–го Белорусского фронта, которая «шла» на Берлин. После захвата Вердер-Хафеля советскими войсками в начале 1945 года  Штаб 286-й а.и.д. разместился в Вердер-Хафеле в бывшем штабе секретной школы ВВС Люфтваффе, а бывшая «дача Геринга» была превращена в казино для Красной Армии.

Там же, как в прошлом Герман Геринг, вольготно зажил и Василий Сталин, который не отказывал себе в развлечениях. Командовал дивизией не талантом полководца, а больше страхом подчинённых, которых мурдовал, как последний фельдфебель.
 
А по пьяной лавочке куралесил Василий Иосифович так, что немки при одном его имени прятались куда кто мог. В этой должности комдив Василий Сталин  пребывал до 18 июля 1946 года. Затем был назначен командиром 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса в составе ГСОВГ (штаб авиакорпуса находился в Виттштоке). С назначением на новую должность Василий Сталин покинул Вердер-Хафель.

 Читатель, я с сыном вождя не служил, но о необузданности его пишут в своих мемуарах многие выдающиеся военноначальники. На мой взгляд, наиболее привлекательны не их воспоминания, а Евгения Васильевича Лукина, служившего некоторое время в Вердер-Хафеле в должности командира роты уже в период позорного вывода наших войск из Германии.
 
Вот что он пишет: «.... Фильмы демонстрировались в огромном помещении. Оно выглядело как ангар. Оказалось, что это и был когда-то ангар. В нем стоял личный самолет рейхсминистра Германии, командующего люфтваффе Германа Геринга. Из этого ангара самолет выкатывали на поле, где у нас теперь размещался полигон связи и автодром. На этом месте был у немцев в ту пору аэродром. А жил Геринг, когда приезжал в Вердер, на своей даче. Впоследствии ее переоборудовали под дом престарелых. Этот дом был виден, когда выйдешь за КПП и пойдешь в сторону второго городка.

Работал у нас в полку один старый немец. Он отлично резал стекла и следил за инженерными коммуникациями городка. Он был ровесником Брежнева. Этого немца звали Эрик. Работал он здесь много лет и рассказывал нам про то время, когда в нашем военном городке размещался штаб истребительной авиационной дивизии, которой командовал Василий Сталин.

- Ох, и пил Сталин часто! А когда напьется, то из окна своего кабинета, вот этого, стрелял по уткам.

И тут выясняется, что кабинет Сталина находился не там, где сейчас кабинет командира полка, а где кабинет начальника политического отдела полка. У нас был отдельный полк, поэтому имелся политический отдел. И еще интересный факт: стрелял он только из охотничьего ружья. И, наконец, в 1945 году на месте плаца находилось небольшое озеро и на нем садились утки.

Были еще интересные места. Поехало командование полка отмечать день рождения командира полка. Были приглашены и командиры батальонов. Ехали минут двадцать. Наконец нам открылось красивейшее озеро. Оно имело протоку на Хафель. Живописный берег. Подъехали к причальчику. На нем никого не было, хотя на соседних мостках сидели немцы.

    - Это сталинский мостик, - пояснил мне Вербицкий, - это место немцы с 45-го года не занимают. Здесь Василий рыбачил. Вот посмотри - он показал мне рукой на стоящие вокруг вековые деревья. На высоте пяти-шести метров были видны расплывчатые буквы. С трудом читались фамилии и года: 1945 и 1946. За столько лет деревья выросли и текст оказался на такой высоте.

Мне все время казалось, что я уже когда-то бывал на этом месте. Что-то уж сильно знакомое чудилось в этом озере, мостике, деревьях. И только через месяц я обнаружил, где я этот сюжет видел. Над дверью в ленинскую комнату 4-й учебной роты связи висела огромная картина.

Её размеры были два на полтора метра. На ней было изображено это самое озеро, мостик и окружающие его деревья. Деревья были меньше высоты. Я приказал снять картину и вытащить ее из рамки. В углу стояла фамилия автора. Она была грузинская. Какая, точно не помню, но конец фамилии был «швилли». А год прочесть было невозможно. Вот такая история.»
 
Правдивая «история»! А упоминание о старом немце Эрике просто потрясло! Дело в том, что во время моей службы этот Эрик был на двадцать лет моложе и работал «вольнягой» в том же качестве в гарнизоне, и в нашей части в частности.

Он довольно хорошо говорил по-русски, и, бывало, рассказывал очень интересно, о чём Е.В. Лукин, может быть, и слышал, но не написал об этом.

По рассказам Эрика мне (и не только мне), под военным аэродромом люфтваффе находился завод по ремонту техники, который, был немцами затоплен при оставлении Вердер-Хафеля. Рассказывал, что наверху находилось 2 сборочных ангара, а под землёй - производственные цеха. И что все нижние цеха затоплены. В советские времена из них несколько раз пытались откачать воду, спускали водолазов, в конечном итоге наглухо заварили.

Очень правдоподобно. И вот почему – на части бывшего аэродрома, заросшего кустарником и бурьяном, располагался свинарник артполка (наши соседи), в районе которого воды Хафеля были сильно загрязнены мазутом и временами на поверхность подымались пузыри.
 
Ещё он рассказывал, что прямо из штаба секретной военной школы ВВС люфтваффе Вердер-Хафеля шёл подземный ход до штаба в Цоссене. И это вполне возможно, так как от Цоссена, где размещался штаб сухопутных войск Германии до конца войны, пролегали подземные, капитально сработанные, тоннели, начинённые кабелями связи.

Немудрено, что и к «даче Геринга» существовал подземный ход.

И только с 1957-89 годы бывшая «дача Геринга» использовалась как "Альтерсхайм" (дом престарелых «Мир»), а позже, как общежитие для переселенцев и беженцев.

В начале 1990-х годов брошенные здания были разгромлены вандалами и оставлены в запустении.
            
С выводом войск из Германии в 1993 году, вилла была приобретена в частное владение, реконструирована, и вскоре выставлена на продажу.

...Чтобы сократить путь от дома до части, мы обычно шли мимо дома престарелых, кстати, мы его именовали «дом престарелых фашистов», и на то были основания.

Нередко из его окон нас, идущих в часть или из части домой, из-за штор сопровождали ненавидящие глаза его обитателей.

К этому дому «старперов» прилегал великолепный персиковый сад, через который протоптали тропинку служивые задолго до 1971 года.

Скорее всего, ту тропинку протоптали спецназовцы-десантники, которые сменили переведённых в иное место «соколиков» дивизии Василия Сталина.
 
О десантниках в нашем батальоне говорил и наш комбат-фронтовик, майор Журавлёв.

Писал о них и один из служивших в Вердер-Хафеле:

«В Вердер-Хафеле, на берегу озера, находились военный госпиталь и часть ВДВ. Ребята из этой части рассказывали, что их часть ориентирована на выполнение спецопераций на территориях западнее ГДР. Это был 1965 год...».

Разумеется, проходя через сад, персики мы рвали, несмотря на запрет комбата, которому довелось воевать в тех местах, а затем и служить в качестве командира батальона спецназ РЭП (радиоэлектронного противодействия), где предстояло служить и мне в качестве начальника станции СПБ 10.
   
Над Вердер-Хафелем семидесятых годов возвышался и славился особняк 19-го века «Hotel u. Gaststatte Bismarchohe», который до и во время войны был шикарным рестораном для высшего немецкого офицерства.

Разумеется, обслуга из Ассоциации «Вера и Красота», как и сам особняк, была на высшем уровне (имею довоенное фото этого отеля). Во время моей двухлетней службы в Вердер-Хафеле, молодые офицеры-холостяки посещали то злачное место, именуемые меж ними «Палуба» из-за большой веранды под открытым небом.
 
В Вердер-Хафеле в годы моей службы посещаемый нами (офицерами и сверхсрочниками) уютный ресторанчик, который именовали «Три сестры», находился неподалёку от железнодорожного вокзала, а так же гаштет при самом вокзале.
 
Но самым посещаемым местом попить пивка и прочее был гаштет, который мы именовали «У Курта». Он находился в пределах второго городка, где мы и жили в ДОСах (домах офицерского состава) со своими семьями.

Военнослужащие и члены их семей проживали не в самом Вердер-Хафеле, этом старинном красивом городке, стоящем на реке, а как бы в окрестностях, а точнее - в его пригороде, где жили и немцы. Их домики с большими, всегда безупречно чистыми окнами были окружены прелестными двориками, с газонами, цветами, елочками за невысокими декоративными заборчиками.

Близкими «соседями» нашего  батальона были "артполкачи", которых мы любезно поддразнивали и называли «артциркачи». Было за что!

Тут же рядышком располагались вечные труженники – рембатовцы, которых мы, подтрунивая, называли - «мазутики». И то же было за что! Их страшно было видеть!

Всегда в мазуте! У них, даже, парадная форма одежды была в маслянных пятнах!

Один из таких «мазутиков» - Саша, со своей женой - Верой, жили в одной из комнат в квартире, где кроме моей семьи жили ещё две – Юровы и Гуцаевы. К сожалению, фамилию «мазутика» Саши не помню, но он, как и его жена, были замечательны, и счастливы когда у них родилась в 1972 году доченька, а мы, зубоскалили:
 
- Сашка, а дочька твоя тоже в мазуте родилась?!
 
На что он беззлобно отвечал:
 
- Не в мазуте, а в госпитале.
 
И вместе с нами хохотал. Моей судьбе было угодно, и я в мае 1973-го года с семьёй убыл в Союз. А в 1993 году из Вердера-на-Хафеле ушёл последний солдат...

...Спустя сорок шесть лет, 22-го августа 2017 года, я, моя жена и наш сын на авто посетили «места боевой славы»: Вюнсдорф, Рехаген, где служил сын ещё до начала позорного вывода войск, затем  Вердер-на-Хафеле, где ранее служил я и жила моя семья.
 
От вида заросшего бурьяном, кустарником, деревьями и разрушенного военного городка Рехагена хотелось плакать. Мы остановились перекусить неподалёку от так называемой «дачи Дин Рида». К нам подошла немолодая немка.
 
Познакомились. Это она, Роза-Луиза, глядя на наши грустные глаза, сказала:
 
- Здесь была советская воинская часть.
 
Стала показывать фотографии, где среди группы офицеров была запечатлена и она, молодая и красивая. Показывая на фото лицо одного офицера, сказала:
 
- Я была влюблена в него. Хорошее было время, и люди были хорошие, а теперь тут живут бомжи и алкаши. Вот смотрите, один из них появился, не запылился, - говорит она, указывая на появившегося из кустов явно нетрезвого мужика. А тот, проходя мимо нас, изрёк: «Гутын тах» - и попёр дальше.
 
А Роза-Луиза и говорит ему вслед: «Тах гутын!» и смеётся.
 
И нам:
 
- Сворует что-нибудь и пропьёт. Какой он немец?! Это же румын. Или болгарин.

Их тут, как клещей на куршивой свинье.
 
- Роза-Луиза, - взволнованно обращается сын к ней, - да это же наш командир полка на фото! Я в Рехагене пять лет служил, и многих офицеров на фото узнаю.

На прощание, Роза-Луиза подарила то фото ему. И когда мы прощались, в глазах её была такая радость и такая тоска, от которой и до сих пор у меня щемит сердце...
 
...Перечитываю написанные мною ранее «минироманы» о службе в ГСВГ :
«Классный парень» (http://www.proza.ru/2016/02/23/1597),
«Маршал Хала-Бала» (http://www.proza.ru/2015/04/28/2085),
«Зинка Тарахтелка» (http://www.proza.ru/2016/07/06/683),
«Грошик, он же «Ослик»(http://www.proza.ru/2014/11/10/2310),

и в голове уже роятся воспоминания, которые, надеюсь, продолжат вышепоименованный список... 


Рецензии
Михаил, здравия желаю.
Мы с Вами прибыли в ГСВГ в один и тот-же год, с разницей около месяца.
http://proza.ru/2020/10/11/1748
Поэтому Ваш рассказ прочитал "на одном дыхании".
С армейским приветом,

Сергей Васильевич Королёв   17.11.2020 12:15     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей Васильевич, ЗДРАВСТВУЙТЕ благополучно многие годы.

Прочёл по твоей наводке и будто встретился много лет спустя с товарищем по оружию. Рад! Очень рад!!!

Сергей, бедалаги Вы - пехтура. Но мужества в вас много. А мне "лахва" по службе выпала в 1959 году: после окончания Первой Военной Школы Радиомехаников и Специалистов Связи (1-Я ВШРСС)в 1960 году "загремел" я на остров Наргин (Бёюк Зиря) в Каспийском море (там и ползать то негде!). Служил на командном пункте одного из полков ПВО (Противовоздушной Обороны) Бакинского Округа. Довелось 10-ть месяцев побыть воином-интернационалистом в одной из стран, которую американцы душили напалмом. После чего снова ставший родным о.Наргин, затем дембель, гражданка, работа и учёба на вечернем отделении в Государственном Университете, после окончания которого добровольно, в звании старшины, уехал в ГСВГ. И там, где вы,"пехтура" землю брюхом утюжили (!), мы, спецназовцы, "дурку валяли(!)для всей авиации НАТО!. А чтобы ты, Серёга, представлял что это за служба, скажу: нас "смертникаи" называли, так как наши станции СПБ-10 вызывали огонь на себя. Личный состав той "дурки" - это я, её начальник и солдат-водитель. Всё! Гуляй, Вася! - как говорится. Бежать в случае бомбёжки(не учебной, а настоящей)- без пользы дела! Никакая казка не поможет! Так как эемля дыбом становится!

Серёжа, почитай и по моим ссылка в конце "Сорок лет спустя. Или по местам боевой славы. Там всё о службе в ГСВГ как говорится без Б".

С самыми добрыми тебе пожеланиями.

Михаил Ханджей   17.11.2020 14:17   Заявить о нарушении
Прочитал, Михаил.
Вопрос возник.
Вы - с Дона? Откуда? Из казаков?

Я родился и вырос в Волгоградской области,
все известные предки - казаки.
http://proza.ru/2020/10/13/1661



Сергей Васильевич Королёв   17.11.2020 14:37   Заявить о нарушении
Отвечаю кратко на вопрос: Зародился я в глуши лесов Нагорного Карабаха (в зоне Степанокерта) в семье раскулаченных ссыльных с Дона (точнее - Приазовья). Родился я в Краснодаре, и ещё будучи в пелёнках был достален родителями в АЗОВ, где и пережил войну. В 1947-м году оказался у деда с бабушкой в одном из степных хуторов Приазовья. В 1950-м мама и отчим (ставший моим неродным родным отцом)забрали меня в Ростов-на-Дону. В город, ставший для меня родным и любимым, так как там была моя подростковая, юношеская и взрослая жизнь. К твоему разочарованию - я и мои родичи, жившие на землях Области Войска Донского, казаками не были, несмотря на то, что с Указа Екатерины II были переселены с Украины. Это были так называемые "государственные крестьяне". Таких на Дону было полным-полно, а реестровых казаков - мизер по сравнению с ними. Казачьи полки в большинстве своём формировались именно из государственных крестьян и крестьян "частновладельческих"(помещичьих) то есть всякими способами приобретённых тем или иным путём помещиками из числа не только казаков, но и офицеров царской армии. Так что многие на Дону к казачеству не имеют кровного родства.

Удивительно, но и по линии моей жены, живших ещё в столице Донского казачества - Черкасске оказались не казаки! Даже там жили далеко не все казаки! Столица состояла из многих (12-ти) станиц, где жили не только казаки. К примеру - в станице Татарской - татары, в Прибылянской - торговцы из разных мест и так далее. Бабушка моей жены со станицы Татарской в Черкасске (фамилию до смерти сохранила Татаринова), дедушка - Греков(из ст. Прибылянской) содержал в Черкасске амбары и занимался торговлей не только рыбы, но и многим другим. Дочь их, Грекова, выйдя замуж в соседнюю станицу, понесла фамилию _ Попова. И в их семье действительно пошли дети, одни стали церковнослужителями, другие казачьими офицерами! Один (церковнослужитель) лежит на армянском кладбище в Ростове-на-Дону у стен церкви Святог Карапета. Другой, казачий офицер, схоронен во Франции, где жил в эмиграции после Гражданской войны до смерти.

Ни по отцовской, ни по материнской линиям я не казак.

P.S. Примерно та же истинная история с понятием "казак, казачка" существовала и существует до сих пор по всей территории земель бывшего Войска Донского. Если, Сергей, покопаешься в своей родословной, то может быть ты такой же "казак" как и Будённый то есть - иногородний. Это я говорю как историк по образованию.

С добрыми тебе пожеланиями.


Михаил Ханджей   18.11.2020 02:43   Заявить о нарушении
Меня этот вопрос заинтересовал достаточно давно. Выкроил время, поехал в ГАВО (в Волгограде), нашел метрические книги, в которых сохранились записи, начиная с 30-х годов 19-го века. Так что знаю имя одного своего ПРПРАПРАдеда, который воевал с Наполеоном. )))
Насколько смог - сумел восстановить свою родословную.

Из того, что нашел.
У всех венчавшихся мужчин (моих прадедов) записано - "казак", или "сын казачий", у всех девушек (моих прабабушек), выходивших замуж - "казачья дочь".
Когда и как они все попали в "казачье сословие", пока не нашел. И, предполагаю, что сам и не найду.
Я не состою ни в каких "казачьих" обществах, давно живу вдали от Донских степей. Женат на неказачке. Поэтому своим "казачеством не козыряю". Но и не считаю необходимым скрывать этот факт своего причастия к славному казачьему роду.

Сергей Васильевич Королёв   18.11.2020 05:34   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, в городе Азове живёт кандидат исторических наук по фамилии Дик. Он много лет работал в школе в разных хуторах, и представь себе, писал о жителях этих хуторов, что все они казаки. Мне пришлось "учить его грамоте" в области истории и доказывать, что во всех хуторах Приазовья (в которых я побывал в детстве и юности и будучи взрослым с университетским образованием историка) казаки не жили. Мало того - он и кандидатскую диссертацию защитил по теме казачества! Это надо же докатиться до такого идиотского "исторического исследования"! Огульно всех живущих на бывших землях Области Войска Донского называть казаками просто обычная фальсификация. Только Реестровые книги фиксировали строевых казаков. Остальное "казаки" - приписные, пришлые из самых разных краёв России и зарубежья (особенно из Польши. К примеру, род Богаевских в хуторе Рыков (ранее именуемый станицей Рыковской в составе столицы Черкасска) считался и считается казачьим, а на самом деле они ведут своё кровное родство от шляхтича Полши оказавшегося волей судьбы на Дону, в Черкасске. И таких доказательств - миллионы.

Нисколько не отрицаю твою причастность к казакам, но напомню народную мудрость: "Если хорошо поскрести казака, то обязательно он окажется татаро-монголом или ещё каким-либо басурманином". Видимо все вы (казаки) в Москве встречающиеся (и правда) "Хрены собачьи от сучки-степнячки из каких-нибудь татар или колмыков ". И тут уместна поговорка-каламбур "Чей бы кобель с хреном на сучке небыл, а щенки наши - дети хреновы"!!!

P.S. В Волгограде живёт заслуженный юрист Николай Бичехвост, который публикуется на сайте ПРОЗА.Ру. Он прекрасный исследователь в области истории казачества. Если тебя это действительно интересует, можешь познакомиться с его работами, очень интересно.

С добрыми тебе пожеланиями.

Михаил Ханджей   18.11.2020 09:41   Заявить о нарушении
Ежели Вы - не казак,
как понять Ваши-же слова?
" К примеру, Донские казаки, корень которых во мне, мой жене и наших детях с древних лет сидит, в большинстве случаев, не знают даже, кто были их предки, откуда пришли и почему они называются казаками....
...Как потомок казачьего рода, считаю – казаки, служившие с честью более пяти веков Московскому государству и своей доблестью и рыцарской храбростью известные всему миру, должны иметь и знать свою историю..."

С любопытством,

Сергей Васильевич Королёв   18.11.2020 14:15   Заявить о нарушении
Сергей Васильевич, вы упустили то, что предки мои на Дон прибыли с УкрАин Российской империи, где существовало казачество Запорожской Сечи само по себе. А левобережное казачество жило в пределах нынешнего Донбасса (Малороссия). Именно Запорожские казаки вкупе с Донскими казаками брали турецкий Азов (Азак) и при оставлении его (по воле Царя российского) многие запорожцы остались на Дону (конкретно - в Черкасске и прилегающих станицах по Дону). Левобережные казаки переселились на Дон по указу уже Екатерины II в Донские степи Приазовьч и Кубани, как и казаки основной части ликвидированной Запорожской Сечи. С тех пор они казаками в реестровых книгах не значились.
Таким образом, корни мои казачьи глубоки (запорожского казачества), которым волею судьбы пришлось развиваться среди Донского казачества (без звания "казак"). Вот и вся "премудрость" моего изложения в той работе, что Вы прочли, и у вас возник вопрос. Никакого противоречия у меня нет.

Я излагаю вам это в очень краткой форме. Расширенный вариант темы "казачество" мною изложен в объёмном труде "Пётр I и казачество", но это не для Проза.ру.

С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   18.11.2020 15:42   Заявить о нарушении
Я покупал и читал "Петр I и казаки" Алексея Шкварова.
Она есть и на сайте
http://proza.ru/2010/03/28/1210

У Вас другая книга?
Если дадите ссылку - почитаю непременно.
Удачи,

Сергей Васильевич Королёв   18.11.2020 16:02   Заявить о нарушении
Сергей, думаю, что тебе не стоит углубляться в мою исследовательскую работу "Пётр Первый и казачество", а проще зайти на моей странице в раздел "Казачий стан" и прочесть два очерка: "Дикое поле. Часть I" и "Дикое поле. Часть II. Донские казаки". Там в сжатой форме сама суть понятия "казаки", а не тысячу раз писанное-переписанное многими авторами друг у друга с элементарными изменениями (к их числу относится и работа Швырёва).

Вопросом "казачество" я занимаюсь со студенческих лет. Моим другом был ныне покойный доктор исторических работ Королёв Володя (Николаевич). Его труд "Донские городки" и просто уникальная работа "Боспорская война" с дарственной лично мне подписью посвящены казачеству. В студенческие годы мои он преподавал в университете на истфаке, где учился я. Вопросы "казачества" нас интересовали так как он родом был казак из станицы Вёшенской, мой сокурсник, Володька Заикин, был казак из Кагальника, и я (примкнувший к ним, как Шепилов! Вообще "мальчик из Карабаха"!)образовали трио "казачий круг" и в кафе "Белая акация" за кружкой пива и водочки "Пшеничная" вели споры "про казаков". Для меня дорого то, что Володя Королёв как-то сказал: "А ты, Ханджей, прав. Все мы из рода ушкуйников Дикого Поля".

С добрыми пожеланиями.


Михаил Ханджей   18.11.2020 17:46   Заявить о нарушении
Книгу своего однофамильца о том, как днепровские козаки и донские казаки совместно и порознь турок задирали, я читал.
С Вашими работами обязательно познакомлюсь.
Всех благ,

Сергей Васильевич Королёв   18.11.2020 19:55   Заявить о нарушении
Вы читали "Боспорскую войну" Владимира Николаевича Королёва??? Не может того быть! Если бы читали то не писали бы "как днепровские казаки с донскими задирали турок" или кого ещё. Володя Королёв писал аргументированно о ВОЙНЕ Донских казаков на Чёрном море и замыслах взятия Константинополя. А Вы, Серёжа, "задирали". Слово какое-то пацанячье.

Всего Вам доброго.

Михаил Ханджей   18.11.2020 21:17   Заявить о нарушении
Михаил, вновь вынужден Вам возразить.

Во-первых, книга называется не БосПорская..., а БосФорская война.
Во-вторых, я ее читал, как это Вам не покажется странным.
В-третьих, Владимир Николаевич писал о морских походах как донских казаков на стругах, так и запорожских казаков на их чайках.

ЦИТАТА

"Если по числу судов запорожские и донские флотилии, действовавшие на Черном море, еще могли потягаться с турецкими эскадрами и даже нередко превосходили их, то сами эти суда в основном относились к совершенно разным типам. Османские галеры в сравнении с чайками запорожцев и стругами донцов имели много преимуществ: гораздо более крупные и сложно устроенные, лучше защищенные, несшие значительно большие экипажи и обладавшие несравнимой огневой мощью, они представляли собой страшную угрозу и, казалось, непреоборимую силу. Борьба казачьих судов с ними могла показаться столь же неравной, как поединок юного Давида с великаном Голиафом.
Но у чаек и стругов были особенности, обеспечивавшие успех казачьих морских предприятий и доставлявшие большие неприятности противнику. Эти суда, внешне неказистые, на самом деле имели, по выражению И.В. Цинкайзена, «целесообразную постройку» и были отлично приспособлены к условиям плавания по рекам и морю: они обладали малой осадкой, легкостью, прочностью, устойчивостью и высокой быстроходностью. Тяжелым, неповоротливым турецким галерам, плохо маневрировавшим, особенно в действиях против множества неприятельских кораблей, в боевом столкновении приходилось иметь дело с юркими, маневренными и скоростными казачьими судами.
Мореходные суда запорожцев и донцов, похожие друг на друга, были парусно-гребными, с веслами как главным движителем и одной мачтой, несшей прямой парус, который применялся по преимуществу при попутном ветре. По описанию Гийома Левассёра де Боплана, относящемуся к 1650 г., чайка имела в длину 60 парижских футов (около 19,5 м), в ширину 10—12 футов, в высоту 12 футов, в глубину 8 футов, возвышаясь над поверхностью воды не более чем на 2,5 фута. У судна было два руля, на носу и корме, и по 10—15 весел с каждого борта, всего, следовательно, 20—30 весел. Струг, согласно сведениям адмирала Корнелиуса Крюйса 1695—1696 гг., был длиной от 50 до 70 футов и более (неясно, какие футы имелись в виду; в рейнских футах это 14,8— 20,7 м, в английских 15,2—21,3 м, в парижских 16,25—22,75 м и в амстердамских 16,6—23,2 м с возможным превышением максимума в каждом случае). Весел насчитывалось от 16 до 40. На чайке, как сообщал Г. де Боплан, помещалось 50—70 человек. О донских стругах известно, что они разделялись на большие, средние и малые. В 1655 г. атаман Кузьма Дмитриев, рассказывая в Москве об очередном походе донцов, говорил, что в море вышли большие струги «по осьмидесят человек», средние «по семидесят и по штидесят человек» и малые «по пятидесят человек»

О слове "задирали".
Оно совсем не для научной полемики, согласен.
Но мне показалось, что когда сравниваешь мощь турецкого флота и казачьих флотилий (см. цитату выше), то именно это мальчишеское слово "задирать" здесь вполне подходит.
Повторяю. Не для научной дискуссии, а для живого человеческого обсуждения.
Но, готов это слово снять )))

Михаил, я, конечно, моложе Вас. Поэтому с уважением отношусь к Вам, как к старшему по возрасту. Так меня учили мои предки - донские казаки.

Но, мне уже и самому лет немало, увы. Дважды дед.
Много чего в жизни успел увидеть, узнать.
И почитать.

Поэтому предлагаю строить наше дальнейшее взаимоуважительное общение "НА РАВНЫХ".

С уважением,

Сергей Васильевич Королёв   19.11.2020 07:49   Заявить о нарушении
Серней Васильевич, я задирать Вас и не собирался. Но и равнодушно переносить кичливость своими познаниями в области далеко Вами не изученной (казачество) мне трудно, так как во мне взрывается кровь не менее казачья чем у Вас

Запомни, Серёга, по крови казаков никогда в природе не было. Казаки были только по ДУХУ. Всякие там "чёрные клобуки и т. д." как аборигены-насельники Дикой Степи - это от недотёпства всяких "исследователей" дешёвого разлива.

Да, автоматически я нажал не ту клавишу и выскочила не та буква. Винюсь. Но разве в этом суть?

А зачем ты приводишь кусочек текста из большой работы? Кстати, эта выдержка далеко не главная в этом исследовании. Мы речь завели о понятии "КАЗАК" кто это или что это, а ты мне про запорожские чайки или донские каюки, да про Крюйса впариваешь. Это не серьёзно.

Только потому я веду с тобой всю эту переписку, что ты служил в ГСВГ и был товарищем по оружию, а не потому что ты КАЗАК по метрическим и поповским записям. На Чире, в Обливской, живут мои дальние родственники испокон веку, которые считают себя казаками и даже рядятся в форму казачью, а Женька(один из них) умудрился даже "георгия" нацепить для форсу. На самом деле оказалось, что "георгия" он купил на "блошинном рынке", а предки его (прадет и прабабка) прибыли на землю Войска Донского по переселению армян после их резни турками. Суворов тем переселением занимался. Так эти "казаки", если напомнишь им, что они АРМЯНЕ по КРОВИ, с пеной у рта будут отрицать это. Это тебе, Сергей, для наглядного примера привожу действительность. Так что ты хорошенько покопайся и в своих казачьих "метриках". Смеха ради, скажу, что в 1950-м году у меня не оказалось никакого свидетельства о рождении! А меня мама с отчимом забирали к себе в Ростов-на-Дону на жительство! Я, как "безпаспортное существо" появиться в городе не мог. Нашли выход! - Во Второполтавском Сельском Совете вынисали СПРАВКУв том, что податель сего "документа"- это я! По безграмотности своей председатель Сельсовета написал мою фамилию неправильно, и для убедительности написал - Федькин-Мотькин! То есть, что моего родителя зовут Фёдор, а родительницу Матрёна! Но это ещё не вся хохма с этой справкой! Дело в том , что она была написана на куске газеты "ПРАВДА"!!! С этой справкой меня и в третий класс школы приняли в городе чудес - Ростов-папе!

Не тараканься (не обижайся), казак, приходи на моё поле прозерушное.

Михаил Ханджей   19.11.2020 09:26   Заявить о нарушении
Михаил, ты где увидел обиду?
Я не "тараканюсь".
И не пыжусь, дабы на КАЗАКА быть похожим.

Кто такие КАЗАКИ - тема чрезвычайно дискуссионная.
Не нонешние - реестровые, или рядящиеся "А ЛЯ КАЗАЧОК".
А в целом - откуда они образовались и как формировалось ВВД - "ВСЕВЕЛИКАЯ ВОЙСКА ДОНСКАЯ".

Твои публикации на казачью тему прочитаю обязательно.
Но критически.

За последние 10 лет собрал небольшую библиотеку (книг 150...200) по казачьей теме. И все, что встречаю в интернете - читаю с огромным интересом.
Смотрю на все публикации - критически.
Поскольку версий много, но все они достаточно противоречивые
и уж точно - не ОБЩЕПРИНЯТЫЕ.

Форму псевдо"казачью" не ношу, с нагайкой и шашкой не хожу, кресты-медали на барахолке для того, чтобы нацепить на грудь не покупаю.

Тебе о своих предках я написал только то, что действительно нашел в архивах. Не придумав ни одного "факта".
И тебе замечания делал в дружеской манере, обнаружив ошибки и утверждения взаимопротиворечивые.

С дружеским приветом,

Сергей Васильевич Королёв   19.11.2020 15:23   Заявить о нарушении
Нашел очень интересную публикацию о В.Н.Королеве.
Если ты его знал, подумай, м.б. имеет смысл написать об этом.
==
ИСТОРИК КАЗАЧЕСТВА В. Н. КОРОЛЁВ
В январе 2020 года исполнилось 80 лет со дня рождения Владимира Николаевича Королёва, крупнейшего отечественного специалиста по истории морских походов донских и запорожских казаков, донских казачьих поселений, разных сторон истории и культуры Дона. Обстоятельный очерк, посвящённый его преподавательской, административной и научной деятельности, написал коллега по кафедре профессор А. И. Агафонов [1]. Вместе с тем для будущего исследователя историографии изучения донского казачества, казачества в России и в Украине, представляет интерес всякое свидетельство об учёном и замечательном человеке, каким был Владимир Николаевич.

... ему близка была мысль великого историка XIX века С. М. Соловьёва: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии» [2].

Казачество особо привлекало Королёва тем, что служило связующим звеном между сообществами Черноморского бассейна и примыкавшим к нему с севера Польско-Литовскому и Московскому государствам. Это позже позволило учёному обосновывать выводы о значении казачества, выходившем за узкие региональные рамки на уровень европейских и ближневосточных отношений.

Среди его докладов, посвящённых вопросам исторической географии Дона, запомнились некоторые. Один из них касался низового донского городка, называемого в источниках Стыдное Имя, или, как правильно подчёркивал Королёв, чаще назывался Ебок с некоторыми незначительными вариациями: Эпок, Эбок, Явок, причём Ебок он считал подлинным названием [3, с. 64]. В конце XVI века, – писал Королёв, – этот городок был центром низового войска Донского [5]. Впрочем, он не делал окончательного вывода об этимологии названия казачьего городка, но допускал предположение, что для такого наименования была первоначальная тюркская основа, несколько переделанная казаками [3, с. 65].

Уже после кончины Владимира Николаевича вышла в свет его книга «Донские казачьи городки» – итог многолетних изысканий учёного о поселениях донских казаков начиная с XVI века [3]. По насыщенности эмпирическим материалом, по уровню его анализа она не имеет аналогов во всей литературе по исторической географии Дона. По каждому из казачьих городков, как тех, которые в XVIII веке превратились в станицы, так и тех, которые исчезли, им созданы обстоятельные очерки. При этом В. Н. Королёв тактично подходил к положениям и выводам, делавшимся предшественниками, приводил и анализировал их точки зрения. И если впоследствии возникнет идея создания полноценной «Донской энциклопедии», то вклад в неё В. Н. Королёва с его книгой о казачьих городках был бы очень значимым.

В качестве главного итога научной деятельности Владимира Николаевича можно назвать книгу «Босфорская война» [4]. На основании её положений и выводов он защитил в 2002 году докторскую диссертацию. Темой книги стали морские военные действия казаков. Учёный при этом совершенно правомерно не отделял казаков запорожских и донских и показывал эти походы как их совместные боевые действия. Кроме того, фундаментальный труд не завершал, но лишь открывал общее и углублённое исследование темы морских походов казаков, поскольку содержанием книги стало только одно направление этих походов, хотя и очень существенное – походы к проливу Босфор на Стамбул. В. Н. Королёв заявлял и о других направлениях казачьих морских походов против Османской империи и Крымского ханства. Но тем самым он только обозначал темы для дальнейших исследователей этих крупных событий европейской и ближневосточной военной и политической истории, в которых казачьи войска проявляли себя как значительная боевая сила и как субъект политической структуры большого региона. Не случайно книга была отмечена как крупный вклад в изучение истории казачества и переиздавалась [7].

В начале прошлого века выступил донской историк П. П. Сахаров, выдвинувший теорию трудового и промыслового происхождения казачества на Дону, когда ещё на заре Московского государства уходившие на Дон из русских земель артели промысловиков постепенно превращались в воинов-казаков и основывали свои укреплённые военизированные городки [9]. Его труд о ранней истории донского казачества с обоснованием теории его трудового и промыслового происхождения публиковался в 1909–1912 годах в газете «Донские областные ведомости» [10]. Выводы П. П. Сахарова были построены на значительном фактическом материале. Однако П. П. Сахаров не затрагивал вопросов, связанных с международным положением донского качества. Он подчёркивал, что донские казаки не имели своей самостоятельной внешней политики и действовали только на царской службе.

В отличие от П. П. Сахарова и других историков, В. Н. Королёв обосновал роль донского казачества не как орудия внешней политики самодержавия при Иване Грозном и первых царях из династии Романовых, но как самостоятельного субъекта международных отношений. Он указывал, что Босфорскую войну казаков «невозможно объяснить с "зипунной" или "государственной" (польской или московской) точек зрения». Они заключались «не в разгуле стихии и не далеко за пределами казачьих сообществ, а в них самих, в их "местных" интересах и политике» [4, с. 70]. Он сделал вывод, что хозяйство казачьих сообществ, войска Донского и войска Запорожского, «первоначально основывалось на водных промыслах». Но, оказавшись в результате турецких завоеваний «отрезанными от устьев Днепра и Дона и прилегающих морей», казаки «не могли смириться с османским господством и начали борьбу за низовья своих рек и свободный выход в море» [4, с. 100]. Таким образом, оба казачьих войска, которые совместно действовали против турок на Чёрном море, в том числе и вблизи Босфора, имели в этой борьбе собственные интересы. Впрочем, ещё историк-эмигрант полковник И. Ф. Быкадоров указывал на политическую цель войны донских казаков на море и на суше [11, с. 1, 23, 64]. Однако по насыщенности эмпирическим материалом, по доказательности основных положений его книга значительно уступает «Босфорской войне» В. Н. Королёва, а отдельные утверждения полковника выглядят декларативными. Например, утверждение, согласно которому «уничтожением» донскими казаками турецких войск во время Азовского осадного сидения «была спасена не только возможность самого образования Русской империи, но и само бытие Московского государства» [11, с. 118].

Между тем, В. Н. Королёв затрагивал ещё один острый вопрос, относящийся к истории происхождения казачества на Дону. Речь идёт о возможности выживания на Дону к XVI веку славянского населения, поселившегося в Белой Веже и в ряде других поселений после разгрома князем Святославом Хазарии.

К концу прошлого века в сознании историков преобладало представление о возникновении казачества на Дону не ранее XVI века, которое хорошо обосновывалось П. П. Сахаровым. Что касается представлений о казачестве до этого времени, то серьёзно ставить этот вопрос было затруднительно, поскольку вокруг него образовалось много мифологических наслоений. Исторические корни донского казачества находили то в глубокой древности, среди амазонок и ираноязычных народов, то в раннем средневековье, среди хазар или славян на хазарской службе. Тем более, что в начале ХХ века под теорией древнего происхождения казачества, которую высказывал донской историк Е. П. Савельев, имелся идеологический подтекст с обоснованием особых прав казачества на Дону. Эта идея носила в условиях нарастания социальных противоречий между казаками и крестьянами ярко выраженный консервативный характер [12].

Конечно же, В. Н. Королёв не разделял такого примитивного подхода. Запомнилось, как однажды на кафедру к нему пришёл один из представителей этого движения, заявил о происхождении донских казаков от сармат и сказал, что этой идее нужна «общественная поддержка». Помню, как Владимир Николаевич терпеливо объяснял гостю, что в науке общественная поддержка ровно никакого значения не имеет, а исторические концепции выстраиваются другим путём. Тем не менее, сам Королёв допускал, что когда в XVI веке на Дону стало появляться население из южных русских княжеств, из числа которых формировались ряды казачества, там уже имелось немногочисленное славянское по происхождению население, которое составило основу казачества. Но он решительно отказывался от мифотворчества, от попыток напрямую вывести предков донских казаков из раннего средневековья при недостатке источниковой базы. Он подходил к этому вопросу очень осторожно и стремился строго опираться на источники. Так у него появилась статья о славянском населении турецкого Азова [13], где он на основании данных османских государственных переписей населения Крыма и Приазовья, опубликованных известным французским исследователем истории Османской империи Ж. Вейнстейном делал вывод о принадлежности «к славянской общине» «около 20% свободных азовцев» [13, № 1, с. 3].

Всем знавшим его Владимир Николаевич запомнился не только как глубокий знаток истории и учёный, но и как интересный собеседник со своей ярко выраженной демократической точкой зрения по целому ряду вопросов. В частности, когда высказывалась точка зрения о необходимости реставрации монархии, он подчёркивал, что для казаков вообще должны быть с исторической точки зрения характерны не монархические, а республиканские идеалы и устремления.

Сергей Васильевич Королёв   19.11.2020 16:03   Заявить о нарушении
Сергей, никаких обид. Статью о В.Н.Королёве внимательно прочёл. В принципе в ней всё верно. Но наши молодые, горячие головы в "Белой акации" были не о значимости морских набегов или совместных походах с Запорожцами за зипунами, а о более существенном. А именно - был -ли такой народ (этнос) КАЗАКИ, или нет?

Он, Володька Королёв и Володька Заикин утверждали - был. Я утверждал - НЕТ! Небыло такого этноса, как и не было такого этноса как и ушкуйники! Воры и разбойники в больших и малых сообществах были, а государственности у них НЕБЫЛО!

Уже в лютую перестройку, за полгода до издания "Босфорская война" я приехал в Ростов-на-Дону издалека. С Володей Королёвым сидели в "Белой акации" и он поведал мне ситуацию с условиями издания т.е. как, что и ЗА ЧТО он может стать доктором исторических наук. Печаль боли на его лице я и до сих пор помню от тех условий. На прощанье он мне сказал:- "Ханджей, походный ты наш атаман, ты оказался прав - Все мы УШКУЙНИКИ".

О своём друге, Володе Королёве, я знаю гораздо больше чем его коллеги по кафедре. Но пусть память моя хранит наше братство по "Казачьему Кругу" вечно. Царствие небесное моим товарищам. Нет уж их, двух Володек. А я, последний из могикан, как говорится.

Сергей, пока не прочтёшь "Дикое поле" и "Дикое поле. Донские казаки" наши разговоры не имеют смысла.

А статью, которую подписал ты своим именем, можешь публиковать где угодно. Это твоё право.

С добрыми тебе пожеланиями.

Михаил Ханджей   19.11.2020 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.