117. Школа даосов о мудрецах и житейской мудрости

117.

О МУДРЕЦАХ И О ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ

Даосы говорят о знании природы, но мудростью это не считают. И вообще, чаще всего они избегают говорить о мудрости, хотя и поступают мудро, и всегда принимают мудрые решения. Мудростью, конечно, можно назвать природные знания, но обладание природными знаниями - это ещё не главное, часто случаются такие ситуации, где одних природных знаний недостаточно, нужно ещё уметь хорошо разбираться в самой природе характера человека. Мудрец Ян Чжу на примере высказываний Конфуция объяснил, кем является мудрец:

КТО ЖЕ МУДРЕЦ?

Однажды жрец из Шан решил пополнить свои знанья,
Пустился в странствие, но тут же и вернулся,
Он ведающим жертвенного был скота закланья,
И неожиданно в пути с Конфуцием столкнулся.

Сказал: «Ах, Цю, мудрец – вы, это ж каждому известно»!
- «Как быть могу я мудрецом?! – Конфуций отказался, -
Я, Цю, лишь много знал, всё изучая повсеместно,
Но мудрецом я не был, лишь учителем остался».

- «Тогда царя три мудрецами были, я считаю, -
Сказал жрец, - в честь их раньше наши предки гимны пели».
- «Но мудрецами не были они, я это знаю, -
А знающим и мужественным доверять умели».

- «Пять предков (1) были мудрецами. Вот кто был счастливым,
Кто жил в их времена, вольготно, не остерегаясь»!
- «Они лишь доверяли милосердным, справедливым,
Но мудрецами не были, за это я ручаюсь».

- «Трое владык (2) – вот мудрецы! В народе их все знали, -
Тут молвил жрец, - их имена ещё всё чтутся нами».
- «Тем, соответствовал кто времени, лишь доверяли
Они, но не были, - сказал Конфуций, - мудрецами».

- «А кто ж тогда из всех мудрец» ?! – вскричал жрец изумлённо.
Молчал Конфуций долго, в лице даже изменился,
Затем ему ответил, как бы неопределённо:
«Один мудрец есть средь людей, на Запад удалился,

Не управляет, а нет смуты; обо всём всё знает;
К нему путь сердце каждого само собой находит;
Не говорит, ему ж сами собой все доверяют;
Он ничего не делает, само всё происходит.

Настолько необъятен он, и всё в себе вмещает,
Что всем молва идёт о нём от края и до края.
Народ же, почитая, имени его не знает.
Мудрец он, или не мудрец – я этого не знаю».

Услышав слова эти, удивился жрец чрезмерно,
Но виду не подал, Конфуцию же поклонился,
Подумав так: «Меня Конфуций обманул, наверно»,
И не сказав больше не слова, спешно удалился.

Примечание

1. Пять предков – Жёлтый Предок, Священный Земледелец, Нюйва, Готовящий Жертвенное Мясо и Высочайший.

2. Трое владык (сань хуан) – Владыка Неба, Владыка Земли и Владыка Человека.


Мудрость, она - многолика и разнообразна, и зависит от правильности свершения тех или иных поступков, мудрость – это также учёт всех происходящих событий и умение находить в сложных ситуациях самый разумный выход. Поступать мудро – означает для даосов – поступать естественно и находиться всегда в гармонии с природой. О мудрости Чжуанцзы говорит, также, как и Ян Чжу, приводя в пример наставление Конфуция своему ученику:


СМЫСЛ РАЗНОСТИ ЖИЗНИ
 
Когда Янь Юань из Лу в путь дальний на Восток собрался,
Конфуций, впав в печаль, бродил повсюду отрешённый,
Цзыгун причиной грусти той заинтересовался,
Спросил: «Учитель, вы уходом Яня огорчённый»?

- «Вопрос хороший, - тот ответил, - я вот вспоминаю
Слова Гуаньцы, которые сейчас на ум приходят,
Так как умом и сердцем слова эти одобряю,
Есть в мире вещи, что совсем друг другу не подходят.

Сказал он: «В мешок малый не вмещается большое. 
Не зачерпнуть воды верёвкой из колодца, малой».
Свою только среду находит в мире всё живое,
Лишь мёртвое приемлет всё в спокойствии усталом.

Ведь разница во всём есть, меж тобой она и мною,
Учитывает каждый разность ту и понимает.
Все следуют за тем, что предназначено судьбою,
Она ничто не убавляет, и не прибавляет.

Боюсь, Янь и правитель Ци во мненьях не сойдутся.
Заговорит Янь с них о предках и делах бытийных,
И в идеалах общих они оба разойдутся,
Забудет в споре Янь, что собеседник из всесильных.

Когда начнёт искать себя царь в этих идеалах,
И не найдёт совсем в них, Янь падёт под подозренье,
Прислушиваться станет к наговорам средь удалых,
А кончит тем, что казнит Яня для всех поученья.

О том разве не слышал, что не всё даёт отраду. 
В столицу Лу как-то морская птица опустилась,
Царь её встретил, угостил по высшему разряду,
Но ей от яств рябило всё в глазах, и загрустилось.

Три дня гремело в царстве торжество во имя птицы,
Играл оркестр, дары ей вся элита подносила, 
Её везде высокие сопровождали лица,
А в день четвёртый дух морская птица испустила.

Вот значит, что кормить всех тем, что мы съедаем сами.
Ведь птица корм сама находит, яств наших не знает,
Она в лесу гнездится, на приволье обитает,
На реках кормится рыбёшкой мелкой и угрями.

И человеческая наша речь ей неприятна,
Что делать ей средь шума с нами, с родиной в разлуке? 
То, что одни считают смыслом, другим не понятно,
То, что одним являет радость, для других – лишь муки.

А воде рыба живёт, а человек там умирает.
Есть то, что один любит, другой же ненавидит,
И эта разность нас всех друг от друга отличает,
Но человек не часто эту разность в жизни видит.

Поэтому все мудрецы всегда прежде считали:
Нет знаний и умений одинаковых в народе.
Названия у них сущность вещей не отражали,   
А должное их соответствовало лишь природе.

Поэтому считали, что порядок был разумным
В те времена былые праотцов, а счастье – прочным,
Тогда считалось важным в жизни не всегда быть умным,
Но главное – в природе сохраняться непорочным».

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии