Высоцкий

   Впервые я услышал песни Высоцкого в 1967 году, переписанные трижды с магнитофона на магнитофон, они уже почти не звучали, с трудом можно было разобрать только слова, да и то не все. Они появились в нашей среде, одновременно с анекдотами про Василия Ивановича Чапаева, и сразу понравились всем, или почти всем. Находились некоторые особенно «культурные» молодые люди, которые называли его подзаборным певцом, за цикл его дворовых песен, и даже песен о заключённых. Нам выросшим во дворах и просто на улицах, они нравились, нравились и не только нам, но и серьёзным людям. Теперь я понимаю почему? В них были слова правды, её как раз не хватало всем. Кто-то там наверху, решил, что нам лучше не знать правды, что без правды нам будет жизнь казаться слаще.


     Трудно представить, что при приготовлении пищи, можно отказаться от всех специй кроме сахара. Сыпать сахар вместо соли в, - первые и вторые блюда, а про перец, горчицу и лавровый лист забыть совсем, раз и навсегда. Вдруг, это всё прорвало, мы стали понимать вкус соли, горчицы и перца. Никто не побежал на улицы и не стал скакать, протестуя и обвиняя всех и вся. Самое интересное, что те, - некоторые особенно «культурные», которым песни Высоцкого не нравились, были гораздо ближе к прыжкам и предательству, чем мы, но сказалось это только через 50 лет. Их стали называть, - тогда диссидентами, потом демократами, а теперь вообще либералами. В отместку они стали называть нас быдлом, и ватниками, показывая тем самым, свою избранность и нежелание ходить в телогрейках.


    Поздней осенью 1967 года меня призвали в армию, там после отбоя в огромной казарме включали громкоговоритель. Мы пытались заснуть под весёлую жизнерадостную песню о бабушке, которая не старилась, а оставалась ладушкой, под весёлый звон кольчуги, своего князя. Наш майор-замполит, прохаживаясь, вдоль казармы, и ничего не имел против, этой весёлой колыбельной песенки. Но как только начинили транслировать песни Высоцкого, он кидался, на громкоговоритель и выдёргивал вилку из розетки. Роста он был маленького, а весом около центнера, прыгая за  проводом, он мог проломить пол в казарме. На наши возражения, он отвечал, что ему лучше известно, что солдату полезно слушать, а что лучше не слушать. Москва она вона где, а замполит был с нами, на правах местного самодура, обличённого властью.


    Да мало ли было тогда самодуров, и сейчас их не стало меньше, что меня удивляет, так это то, что они опять обличены властью, наверное, у них свойство такое. Скорей всего, власть, причём любая, очень любит самодуров, которые могут, сломя голову нагородить такое, на что нормальный человек просто не способен. Нормальному человеку будет стыдно за свои глупые поступки, да и некогда их совершать, надо заниматься делом, вечно пахать и сеять, - умное и доброе. Это конечно куда труднее, чем ходить и дурить, где-то в глубине души, задавая себе вопрос: «А не дурак ли я?». Если такого вопроса не появляется, то уже точно появляется утвердительный ответ, но этот ответ появляется только у окружающих.


    Концертов Высоцкого, было мало и не во всех городах ему разрешали петь, под разными благовидными предлогами, Например в нашем университетском городе, ему петь не дали, пришлось ему неделю прожить в гостинице «Сибирь», и пьянствовать с некоторыми интеллигентными людьми. В нашем городе каждый пятый житель студент, а каждый двадцатый выпускник  ВУЗа, но первым секретарём обкома партии был Егор Кузьмич Легачёв. Человек, безусловно, порядочный, но снявший с проката фильм «Любовь и голуби», ярый сторонник сухого закона, в его глупейшем исполнении. Это с одной стороны, а с другой стороны, очень дальновидный, предупреждавший всех, что Борис Ельцин не прав, но тогда когда надо было его услышать, люди не сделали этого.


     После службы в армии, у меня одно время просто не было магнитофона, пластинок с песнями Высоцкого, тогда ещё не выпускали, но как только магнитофон появился, появились и записи песен, моего любимого поэта. У меня было огромное их количество, что-то порядка 700, или даже чуть больше, подсчитать было трудно, да и я к этому не стремился. Поэт пел дворовые и хулиганские песни, которые пели до него уже лет 30, пел и на стихи других поэтов, как их разделить? Делал он это, по наущению поэта Бродского, с которым встречался в Америке, тот подсказал ему простой путь к известности. Разумеется, этот путь мог пролегать только, по магнитным дорожкам магнитофонных лент, его и подсказывать не было никакой необходимости.


     Поскольку запрещать творчество Высоцкого было бесполезно, его начали изучать. Лично я давал кассеты своему зятю, по просьбе одной аспирантки Университета, тема её диссертации была, что-то вроде, - «Интенсивность смысловой нагрузки в стихах Высоцкого».  Интенсивность смысла в его стихах, действительно была высокой, именно как поэт он и нравился мне, потому что его вокальные данные не интересовали меня, а в музыкальных я просто не разбирался. Его данные как артиста, целиком проявлялись в его исполнении песен, каждую его песню можно рассматривать как маленький спектакль, сыгранном на пределе его актёрского таланта. Другого такого таланта, исполнения его песен, нет ни у кого. Это совсем не значит, что другие певцы и актёры не должны петь, его песен, они поют их хорошо, а он пел их отлично.


    В 1982 году я пролётом был в Москве, время было, я решил побывать на могиле Высоцкого, на Ваганьковском кладбище. Приехал туда утром, хотел положить цветы, зашёл в кладбищенский магазинчик, но там не оказалось живых цветов, они были на рынке, прямо напротив кладбищенских ворот. Раннее утро, часов 8, продавцы, еще не все заняли свои места, я прошёл почти весь рынок, пока не обратил своего внимания на одного мужика продающего георгины. Цветы были большие и красивые, - черный, белый и красный, четвёртого цвета я не подобрал, остальные были маленькие по размерам и каких-то смешанных цветов. Пришлось купить только три, даже в этом я увидел какой-то смысл.


    Рассчитавшись за цветы, как за четыре штуки, я быстро пошёл обратно, меня поджимало время. Через весь рынок за мной бежал продавец этих цветов и даже кричал, но я его не слышал, он догнал меня только возле ворот. Оказывается, он обязательно хотел отдать мне сдачу, улыбнувшись, я сказал, что это совсем не обязательно, но он настоял на своём. Его слова поразили меня до глубины души: «Не заработанные деньги не пойдут впрок». Позже, я сотни раз, убеждался в этом, а сам никогда не брал не заработанных денег. Вот так, кроме цветов на могилу любимого поэта, я получил глубокий и справедливый жизненный принцип, о котором  вспоминал всё время, для людей желающих лёгкой наживы.


    Чтобы возложить цветы, надо было найти могилу поэта, я ещё раз зашёл в магазин, неживых цветов и спросил об этом. Оказалось, что не надо было ничего искать в глубине кладбища, могила поэта находилась почти у ворот. Служители кладбища поступили очень мудро, иначе всё кладбище могли бы просто вытоптать, почитатели таланта великого русского поэта и современника. В то время ещё не было памятника на его могиле, но всё было уставлено цветами, ни пять метров вокруг, а на деревьях висели разноцветные ленточки. Года через два, когда мой друг посетил это кладбище, уже был установлен памятник Высоцкому, и он сделал несколько фотографий. Мой друг, давно занимался фотографией, снимки получились интересными, они ещё больше подчёркивали замысел скульптора, лучших фотографий я не встречал.


    Из моей памяти вдруг выплыл, случай, когда я ходил гулять с маленькой дочкой и распевали на улицах песни Высоцкого, не переставали распевать и дома. Особенно это занятие не нравилось моей тогдашней жене, они даже запрещала нам петь слова: «… служил он в Таллинне, при Сталине, теперь лежит заваленный, нам жаль по-человечески его …». Вот не нужно петь и всё, без лишних объяснений. Это, несмотря на то, что мы выросли на этих песнях, я так и сказал одному своему товарищу, который утверждал, что наше поколение выросла на песнях «Битлз». Потом на день рождение этого «битломана» мне поручили, выбрать для него подарок. Я, выбрал набор пластинок, - «32 сонаты Бетховена», он сразу понял, что подарок выбирал я. Через некоторое время, он так скромненько заметил, что музыка Бетховена, не хуже музыки ливерпульской четвёрки.


     В один из приездов на свою родину, я хотел сводить своего внука в театр, но в большом драматическом театре сменился директор. Спектакли драматурга Коляды, ставить перестали, ведущие артисты, покинули труппу. Директором театра назначили бывшего директора гимназии, он сразу разобрался, что к чему. Жизненный принцип, - «Как бы чего ни вышло», помогли новому директору, усугубить кризис театра драмы в культурном городе, который раньше называли, - «Сибирские Афины». Я сходил однажды на спектакль этого театра. Давали постановку чешского драматурга о Наполеоне. В программке было написано том, что этот автор написал 400 пьес!!! Я не мог представить себе 400 пьес равных Грибоедовскому, - «Горе от ума». Мог представить только, - «Безумное счастье», но смотреть это не хотел, посещать такой театр тоже не было особого желания.


    Все люди стали ходить в Театр Юного Зрителя, и правильно, там было несколько молодых режиссёров, готовых в начале своего творческого пути, на оригинальные постановки уже известных пьес. Мне удалось посмотреть там пьесу Ж. Б. Мольера, - «Мещанин во дворянстве», кроме хорошей игры актёров, поразили даже костюмы. Спектакль, - «Убить Герострата», вызвал у меня  восторг, такой постановке мог позавидовать любой столичный театр. Жаль что, на этот спектакль мне не удалось сводить своего внука, мы попали на вечер посвящённый памяти Высоцкого, и не пожалели об этом. На  вечере пели его песни, особенно хорошим исполнителем, был слепой юноша из города Прокопьевска, он не хрипел, и на гитаре играл, наверное, лучше, чем сам Высоцкий. Его пронзительный молодой голос не резал уши, но глубоко проникал в душу, тех людей, кто его слушал.


Рецензии