Слава русским гренадёрам. Часть 2 Глава 3

               
               
                В ответ на террор колчаковщины в Енисейске вспыхнул мятеж, который был жестоко подавлен контразведкой и казаками. Но искра бунтовщиков против кровавого режима Колчака зажглась и вспыхнула по многим населённым пунктам и железнодорожным станциям Иркутской губернии. По поручению Политцентра, возглавляемого эсером Павлом Яковлевым, в колыбель большевиков - город Черемхово тайно прибыли заговорщики, которые призывали шахтёров и рабочих поднять мятеж против колчаковцев. В декабре 1919 года под контроль социалистов попали Балаганск, Нижнеудинск и Черемхово, где трудовой народ был готов поддержать восстание.
        Восточный фронт в составе двух армий под командованием Александра Васильевича Колчака откатывался на восток и рассыпался под натиском Красной Армии. Уже осенью началось повальное дезертирство, в том числе офицеров и отдельных казачьих эскадронов. Но оставалось ещё много частей и соединений, преданных Верховному Правителю.
        В середине ноября 1919 года почти без боя пал Омск. Последними из города эвакуировались пять эшелонов во главе с самим Колчаком, штаб армии и Золотой Запас. В начале декабря войска генерала Сахарова оставили Томск и в беспорядке отступили. Измена частей и казаков вынудила генерала снять с себя полномочия командующего. Верховный Правитель принял отставку Сахарова и решил идти до Иркутска, который хотел удержать с помощью атамана Семенова. После отъезда адмирала, руководство остатками колчаковских войск взял на себя генерал Каппель, которому была поставлена задача сохранить войска и вывести их к Байкалу. За ним отправились в «Великий Ледяной поход» самые преданные полки и части.
        На стороне Политцентра, эсеров и большевиков в Иркутске были немногочисленные повстанческие отряды, дружины и революционно настроенные солдаты нескольких пехотных полков и батальонов. Верными присяге и Верховному Правителю России Колчаку осталась казачья сотня, стоявшая близ Знаменской церкви, роты и батальоны юнкеров из Иркутского военного училища, кадеты унтер-офицерской школы, курсанты 1-й и 2-й школы прапорщиков и другие части и интервенты. Всего - около пяти тысяч штыков и сабель. Жестокими методами действовала белогвардейская контрразведка, которая проводила в городе аресты подозреваемых. Были расстреляны без суда и следствия многие участники восстания и просто им сочувствующие.
        Р.С. Остальной текст временно удален.
       

       


Рецензии
Да, порядочно нагадил Колчак в Сибири...Зато сейчас псевдоисторики с пеной у рта доказывают, что это был великолепный человек...

Сергей Лукич Гусев   15.11.2019 06:38     Заявить о нарушении
Как полярник и исследователь он, безусловно, принес пользу государству Российскому. Во время Русско-японской войны и 1Мв отличился, как Герой. Но его жестокость в отношении своих соотечественников и мирных жителей во время Гв очернили его имя. И память о себе в Сибири он оставил недобрую...

Алексей Шелемин   15.11.2019 15:10   Заявить о нарушении
В нашем городе Колчаку установили довольно большой памятник. Лично я ничего, разумеется, не имею против. Это память и это наша история, которую мы должны знать.

Алексей Шелемин   15.11.2019 15:17   Заявить о нарушении