Друг мой кедр, рассказы для детей

Школьные истории
Истории, которые случилось в маленькой сельской школе

Необычный урок

  День сегодня выдался на редкость теплым и солнечным. Случаются порой такие сюрпризы посреди октября . Будто лето  поманило надеждой: мол, погрейтесь ещё люди , зима и холода не за горами.
И мы вместе со школьниками выходим на пленэр. А попросту говоря - рисовать природу с натуры, прямо во дворе школы. Такое изображение природы художники называют пейзажем.
У нас необычная школа, такой нигде, наверное, во всем Приморье
а, может, и на Дальнем Востоке не сыщется. Двухэтажное деревянное здание из сибирской лиственницы  напоминает сказочный теремок. Раньше здесь жили обычные люди и дом был частным владением. А когда в селе сгорела начальная школа, для учеников было куплено  новое здание. И теперь здесь всё школьное.
Комнаты приспособили под классы, есть свой зал, библиотека и столовая.  А еще вокруг дома - большой участок с деревьями, кустами, цветами и огородом. Есть здесь свой колодец, сараи, собака Граф и кот Масяня. Они от прежних хозяев достались. А за забором, огораживающем участок школы, течет неугомонная речка Тигровая.
Сейчас кругом школы золотятся верхушки тополей и вязов, зеленеют кедры и пихты. Радуют взор живописные кусты, любовно посаженные вдоль дорожек прежними хозяевами.
  В руках у ребят - досточки, бумага и карандаши. Они будут  делать наброски с натуры. Солнце так и пригревает. На высокой крыше весело расчирикалась стайка неугомонных воробьёв. Им не верится, что скоро придёт зима. Я предлагаю нарисовать осенний пейзаж- уголок природы возле нашей школы.
В небе летит реактивный самолет. Денис запрокидывает голову и рисует синее небо, расчерченное белыми линиями и маленький самолет. А внизу — пёстрые кусты и разноцветные клумбы. Никита  пытается нарисовать верного сторожа - овчарку Графа, а за ним - бревенчатую школу. Пёс преданно смотрит в сторону ребят и усиленно машет хвостом. Максим  тоже рисует школу, большие деревья с жёлтой гривой осенних листьев,  колодец и кота Масяню. У Саши ничего не получается. Она говорит, что не умеет рисовать с натуры, а  только перерисовывать.
Максим очень увлечен занятием, он раскрашивает свой пейзаж разноцветными карандашами. Денис не менее погружен в рисование. У него даже трава  разноцветная, а в ней синие, красные, фиолетовые цветы.
  Урок закончен.  Пора возвращаться в школу. На следующем занятии  мы обсудим с учениками  их рисунки , и составим по ним рассказы.




День Тигра

Осенью в маленькой сельской школе проходил праздник День Тигра. Ученики надели оранжевые футболки и «тигриные» шапочки. И стали похожими точь в точь на маленьких амурских тигрят.
В октябре все вокруг преображается: осень нарядила сопки в красивые разноцветные наряды. Невозможно даже глаза оторвать.  Такое вокруг многоцветье! Пурпурные, багряные, золотые, оранжевые краски вынула осень из  своего заветного сундука.  Небо над головой стало высоким, ярко-синим и ни одного облачка на нем. Речка весело бежит из предгорий Сихотэ-Алиня, сверкает и слепит глаза.
Ученики тщательно готовятся к проведению праздника: учат стихи о животных, рисуют тигрицу с тигрятами, А потом вместе с учительницей устраивают  выставку красочных рисунков. И неважно, чей тигр получился лучше, главное: участие, как говорит учительница Наталья Ильинична.
Знакомые художники подарили детям большую игрушку - полосатого тигра, изготовленного вручную из поролона. Тигр теперь будет жить в школе и станет хозяином тигриного праздника. Зовут нового друга -Тигр Егорыч или попросту Тигруша.
Школьный библиотекарь Тамара Павловна приносит книги и альбомы с фотографиями амурского красавца. Она рассказывает о жизни полосатого зверя, о том, почему родное село носит название Тигровое.
Это очень давняя история. Случилась она целых сто лет назад. Тогда в глухую тайгу пришли лесорубы,  чтобы валить лес и делать в тайге просеки. Лес был нужен, чтобы строить дома,отапливать жилье, а еще,  чтобы изготавливать крепежные и строительные материалы для шахт, кораблей и даже для военной техники.
И застучали топоры, завизжали пилы  в месте, где испокон веков стояла звенящая тишина. И только ветер в верхушках кедров напевал свою древнюю песню. Однажды на шум и возню  в тайге решил взглянуть тигр- родом он из семейства кошачьих и очень по своей природе любопытный зверь.
И тут его заметили лесорубы. Отогнали полосатого гостя куда подальше, пришлось даже взяться за оружие и прогнать незваного гостя выстрелами.
В те времена полосатых кошек в тайге водилось тьма-тьмущая. И они не были редкостью, как сегодня. И не находились под охраной государства, как исчезающие  краснокнижные звери...  Нередко тигры выслеживали домашних животных, пасущихся вблизи леса, коров или лошадей, могли задавить поросенка или курицу.
На людей тигры не нападают. Они очень умные и осторожные животные. И лучше обойдут человека стороной, если повстречаются с ним в тайге.
Праздник таежного зверя - День тигра  придумал приморский писатель Владимир Тройнин.  Он купил небольшой домик в Тигровом и мечтал вместе с деревенскими мальчишками и девчонками проводить День тигра. Но не дожил до этого дня.
В память о писателе- защитнике амурского тигра, большого любителя и знатока приморской природы, сейчас проводится литературные встречи-
Тройнинские чтения.  И в День защиты амурского тигра  приезжают в село писатели и экологи из разных городов Приморья. Они рассказывают ученикам школы, как нужно беречь и сохранять природу и самое главное сокровище приморской тайги- амурского тигра.
«Тигр -душа нашей тайги, не будет тигра - исчезнет и природа» - народная мудрость.


По тигриным следам

В декабре снега выпало — больше месячной нормы. Все поля, полянки и дороги накрыло белым пушистым покрывалом.  Зима полновластной хозяйкой вступила в свои права. Не скоро придут в наши края тепло и долгожданная весна.
Сегодня учительница Наталья Ильинишна объявила ученикам, что скоро они пойдут на экскурсию в зимний лес. И предложила как следует подготовиться к встрече: хорошенько изучить так называемую «лесную книгу». Теперь в распоряжении ребят будут красочно оформленные альбомы и энциклопедии  о животных, обитающих в дальневосточной тайге.
На занятиях по «Окружающему миру» дети узнают, как живется лесным обитателям зимой, что они делают и чем занимаются  короткими зимними днями. По следам, отпечатанным на белоснежной странице, можно немало узнать о жизни животных. Ведь не все  зимой крепко спят в своих теплых норках. Многие из них оставляют на снегу разные, такие  не похожие ни на чьи,  следы.
Несколько дней ученики изучали «лесную азбуку»- рассматривали фотоальбомы, читали книги о животных И вот настал день экскурсии. Учительница повела ребят на соседнюю сопку. В лесу было тихо, даже птицы приумолкли. Снег был  глубоким, рыхлым, деревья стояли будто во сне. Иногда с треском и грохотом падала ветка и опять становилось тихо. Ребята шли друг за другом, с любопытством смотрели по сторонам и под ноги.
-Смотрите, вон там мышка пробежала,- заметила учительница,- а следом проскакала белка-хлопотунья. Вместе они «уговорили» кедровую шишку. Смотрите, как наследили. А здесь заяц-русак «нарезал» несколько кругов. Вот следы вороны, сороки, лежбище рябчика, а здесь толпились воробьи. Дети с интересом и любопытством рассматривают следы. И сами вдруг начинают медленно, по слогам, а потом быстро и уверенно читать лесную книгу.
Поднявшись на вершину, ребята  увидели вдали деревенские  дома, а над ними - веселый дымок из труб. Неожиданно внимание учительницы приковали крупные отпечатки в виде чайных блюдец. Следы тянулись вдоль заснеженной дороги и терялись в лесу. - Наверное, собака гуляла...- предположил бывалый таежник Денис. -Хм,- собака,-усмехнулся Максим.- Он тоже нередко хаживал по тайге. -А тигра не хочешь?- засмеялся мальчик. Дети притихли. Учительница прошла вперед к соседним кустам. И вдруг ахнула: «...Тигр»,- проговорила она еле слышно.- Где тигр, где?-закричала Кристина.- Да помолчи ты,- солидно заметил Никита,- в тайге нельзя шуметь. Юные следопыты столпились у тигриной лежки. -Она собаку высиживала,- предположил  рассудительный Вася.
-Не высиживала, а выслеживала,- поправила Наталья Ильинишна.
-Это дети - тигриная лежка,- сказала она.- По всей видимости тигрица выслеживала добычу. Самая легкая добыча для амурского тигра - домашнее животное, например, собака. Тигры иногда нападают на них. Но вынуждает их  на это голод и отсутствие привычной кормежки. И тихо добавила: «А теперь -лучше вернуться домой».
Ребята без лишних разговоров повернули назад. Возвращались с зимней прогулки притихшие, задумчивые. И еще долго вспоминали необычную экскурсию в зимний лес и следы тигрицы, добывающей пропитание для своих тигрят.
В тёплом классе ученики представляли, как идет полосатая кошка по снежной целине,  прячется  за  кустами и тревожно всматривается вдаль. А потом терпеливо ждет подходящего момента для охоты. А где-то там, в глуши Сихотэ-Алиня, с нетерпением ждут возвращения мамы детеныши, голодные полосатые тигрята.


       






Рецензии
С интересом прочитано.

Клуб Писателей Хабаровска   14.10.2017 03:43     Заявить о нарушении