Волхв

                Волхв

 
 Уже давно успокоились яркие языки ритуального костра, редкие искорки, улетая к небу, пытались быть похожими на звёзды. Слабый ветерок ворошил пепел, открывая тлеющие угольки. Небо было усыпано звёздами. Если бы не надоедливые комары, почти рай.
 Старый шаман привалился к большому камню спиной, камень ещё хранил остатки тепла от дневного солнца.
 «Бакша, ты, наверное, очень устал»,- это прозвучал голос молодого парня, помощника?
«Столько людей приходило с просьбами, я даже не запомнил их лица»,- Шаман достал трубку с длинным чубуком, забил щепотку табаку. Ученик вежливо поднёс чуть дымящуюся веточку, учитель пыхнул лёгкой струйкой дыма.
 «Усталость пройдёт, это как нарубить много дров, тяжело, но зимой печь будет радовать теплом, значит, труд был не напрасным», - шаман прикрыл глаза, попыхивая дымком, ученик понял, можно спрашивать.
 «Бакша, как ты стал шаманом, мне родители рассказывали, но может они что – то сказали не правильно»?
 Старый шаман выпустил струйку дыма, чуть помолчал: «В моём роду многие мужчины были шаманами, знаю, что прадед был шаман, а уж до прадеда кто шаманил и не узнать, наверное. Шаманил однажды, задал вопрос, но в ответ услышал добродушный смех и совет, не лезть в прошлое, вот и не спрашиваю больше. Может и ты, станешь большим шаманом, твой дед шаман был известный, но запретил твоему отцу посвящение, что – то ты уже умеешь, учись. Трудное это дело, сгорает сильный шаман, как угли в этом костре, остаётся память, да легенды в народе».
Ученик подбросил в костёр немного сухих веток, раздул костёр, искры весело полетели к небесам, хороший знак, ночь будет тёплая.
 В голове парня скопилось много вопросов, может, что удастся спросить.
 «Учитель, а у русских есть шаманы, в церкви у них совсем не шаман. Пробовал понять, что он поёт, но язык отличается от того, на котором они разговаривают. Мне один человек рассказывал, что песнопения у них на языке давних предков, так говорили почти тысячу лет назад. Бакша, а наш народ в те времена был, или об этом ни чего не известно»?
 Старик приоткрыл один глаз, внутренне усмехнулся. Понял, надо ответить на эти вопросы, иначе и нового дня не хватит на весь разговор.
 Выпустив струйку дыма, шаман заговорил усталым голосом: « Есть на Тибете старые свитки, много лет потратил на их написание летописец Будон. Там написано, наш народ упоминается в очень древние времена. Назывались мы тогда иначе, и язык немного отличался от нынешнего, за многие сотни лет изменилось всё.
 Точно так же изменилась жизнь и язык древних русов, жили они, так же как и мы, каждый род строил своё селение отдельно, только если была война, они собирались вместе. Они были хорошими воинами, но на соседей ходили войной редко. В их краях жизнь была суровая, своих забот хватало. Ты вот спрашиваешь, были ли у них шаманы, были, в те времена, их называли волхвы. Могучие были, жили отдельно от своих людей, приходили только на праздники или сообщить какую весть. Как они отгоняли беду от своего племени, ни кто не видел, люди просто жили, слушая своих шаманов, даже правители уважали волхвов, многие дела решали вместе.
 К волхвам приходили за советом или лечебными травами, даже имена своим детям можно было узнать и их будущее.
 Волхвов боялись и уважали, но случалось и казнили страшными казнями, не всегда они говорили то, что хотели от них услышать. Да и сами они умирали иногда по непонятным причинам, загадок много в жизни».
 «Бакша, а сейчас есть у русских волхвы»? Парня бил озноб от волнения, надо спрашивать старшего, пока он в настроении. Голова бурлила от множества вопросов.
 «Ты же знаешь, несколько лет назад, был у русских праздник, «Тысячелетие крещения Руси», вот тысячу лет новая вера и боролась с волхвами. Этот дар сейчас спит в людях. Многие и не подозревают, что они волхвы, хотя замечают за собой странные случаи. Есть, конечно, волхвы сейчас, но их дар мало кому бывает нужен.  Зайдёт к такому человеку проситель с вопросом, корова пропала, где её искать? Для этого дар богов не требуется, на это есть полиция. Те провидцы, что показывают по телевизору, обычные артисты, им не стоит верить».
 Старый шаман, видимо, задремал, трубка едва дымилась, и дыхание его стало ровным, почти не слышным. Но у ученика оставался главный, ещё не заданный вопрос. Будить старшего нельзя, а язык горит от нетерпения. Помогла хитрость, парень бросил небольшой камень на валун в нескольких метрах от костра, звон от удара и звук падения камня на землю, сделали своё дело. Старый шаман открыл глаза и повернулся в сторону звука.
 « Бакша, это сова садилась на камень, улетала, сдвинула голыш, тот и упал на землю, шум тебя разбудил»,  - таинственно произнёс ученик.
 Старик прикрыл один глаз, вроде как от дыма трубки и загадочно усмехнулся. Молодой ещё шамана обманывать, снова выпустил струйку дыма в темноту.
 Парень затараторил свой жгучий вопрос: » Учитель, есть один русский, иногда он говорит странные вещи. Мне кажется, он многое знает, только делиться не хочет. Спрашивает мало, но глаза пронзительные под густыми бровями, иногда кажется, буравят мне мозг. Но от него злом не веет, я его не боюсь. Два раза шаманил, хотел заглянуть в его голову, смотрю на затылок, а вижу его смеющиеся глаза, и ни чего больше. Не пускает в себя. Что это может быть»?
 Шаман долго смотрел на угасающий костёр, что – то думал. Табак в трубке уже закончился, и она напоминала об этом сердитым сопением. Неторопливо выбив пепел из трубки, шаман стал объяснять это малопонятное явление.
 «Я же говорил тебе, что дар волхвов спит во многих людях. Может быть кто – то из его предков был этим самым волхвом, этот дар тоже передавался из поколения в поколение. В таком деле не может быть случайных людей. А то, что ты видишь на его затылке смеющиеся глаза, мало удивительного, он просто чувствует твою заинтересованность и закрывается смехом. Да и предки его охраняют от зла, так же как и меня и тебя, охраняют наши предки. Тебе лучше его не трогать, захочет, сам расскажет что надо, будешь надоедать, отведёт тебя от себя своими способами.
 Я рассказывал, как наш народ не захотел идти завоёвывать чужие земли, шаманы увели людей в тайгу. Шаманы правителя подозревали это и следили, наши шаманы уезжали на своих конях последними и сидели в сёдлах задом наперед. Шаманы правителя видели глаза наших шаманов, а не спины, и не догадались, что происходит на самом деле. Наш народ сохранил своих воинов, из тех, кто ушёл воевать, в родные долины ни кто не вернулся. Кто – то погиб в битвах, кто – то осел в чужих землях, сохранились только легенды».
 Ученик скользнул в темноту, скоро вернулся с небольшой деревянной чашей: «Бакша, вот кумыс, специально для тебя припас, он даст тебе силы».
 Старик пил кумыс, растягивая удовольствие, ощущая, как живительная влага взбадривает старое, усталое тело. Ученик сидел рядом почтительно склонив голову.
 «Сколько существует наш народ, лошади всегда были рядом, в любом походе их берегли как родственников. Богат тот, у кого есть хотя бы одна лошадь, это правило нашего народа. В ответ на заботу о них, мы имеем этот волшебный напиток», - сказал шаман, допивая последние капли кумыса.
 Всё дальнейшее происходило в полной тишине. Имущество и ритуальные вещи были увязаны на вьючную лошадь, шаман ехал верхом на своей лохматой лошадке, которую за повод вёл пеший ученик. Огни  посёлка манили путников домой, на востоке алела заря. Впереди был обычный рабочий день, друзья и знакомые. Может, получится, ещё поговорить с этим странным русским, вдруг он потомок древних волхвов.



 
 


Рецензии