Шведская модель социализма по Гуннару Мюрдалю

      Концепция «социального рыночного хозяйства» Людвига Эрхарда (1897 - 1977), немецкого экономиста и государственного деятеля, который сумел суммировать  опыт развития общества социального благосостояния для всех,  имеет много общего с концепцией другого социал-демократического теоретика, лауреата Нобелевской премии шведского экономиста Гуннара Мюрдаля (1898 — 1987), создателя так называемой шведской модели социализма.

      Шведская модель социализма Мюрдаля основана на теории развития социального рыночного хозяйства и социально регулируемой экономики для социального справедливого партнерства всех членов общества. А если точнее, то на теории замещения монополии капитала в демократическом государстве с партийно-парламентарной формой правления, монополией закона о социальных гарантиях с верховенством прав граждан диктовать законы своим абсолютным большинством!  Чтобы все имели право на необходимые каждому базовые социально-коммуникационные блага по достойным человека нормам от их общего производимого в стране количества по количеству и квалификации труда граждан на рабочем месте в экономике общества с сохранением рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества от общего количества ежедневно производимых и необходимых каждому базовых средств для жизни! Но это возможно только у хорошо сплочённого для этой цели в свою партию трудящегося населения страны...

      Эта модель,  учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального благополучия населения в течение почти 70 лет и была основной для развития государства существующего в виде конституционного КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИИ при власти партии социал-демократов.

       Шведская модель социализма Мюрдаля во многом сходна с концепцией социального рыночного хозяйства Людвига Эрхарда, известного немецкого экономиста и государственного деятеля. Как и Эрхард, Мюрдаль считал, что регулирование государством рыночных процессов вместе с законами о социальных гарантиях способствует созданию эффективной экономики, основанной на всеобщем равенстве прав перед законом  и равных экономических возможностях для всех при праве на труд с правом хотя бы на социально-бытовые условия жизни достойно количества и квалификации труда на рабочем месте в экономике страны.  В основу регулируемой экономики была заложена сложная система не только прямых и косвенных налогов, взимаемых с более обеспеченной части населения страны, но и система учёта производства и распределения базовых средств для жизни.

         Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал создание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы относительно равные возможности для повышения благосостояния как для трудоспособного, так и для нетрудоспособного населения по возрасту и состоянию здоровья.  С этой целью модель предусматривает осуществление государством целого комплекса таких мер, как:
- обеспечение высокого прожиточного минимума всем членам общества;
- оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия буржуазных привилегий у богатых;
- создание условий для зарабатывания средств любыми способами, не противоречащими закону;
- защита гражданских и политических прав и свобод;
- защита от политического преследования и произвола администрации;
- создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его структурных образованиях;
- обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

       Высокие темпы экономического развития позволили Швеции осуществить целый ряд социальных реформ, касающихся всеобщего страхования по болезни, выплаты пособий на детей, введения дополнительных служебные пенсий по общественной значимости профессии, увеличения продолжительности отпуска и сокращения рабочей недели во вредных и опасных для здоровья условиях общественно необходимого труда. Все эти меры способствовали увеличению размеров личного потребления для разных категорий трудящихся.

        Мюрдаль подчеркивал необходимость монополии высокой регулирующей роли государства и считал, что это поможет преодолеть стихию монополии капитала и свободного   рынка. Вмешательство государства, по его мнению, преобразует стихию рыночное хозяйство в хорошо организованную регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков монополии капитала, в общество при монополии закона о социальных гарантиях и будет осуществлено почти идеально организованное общество при главенстве гуманизма, равноправия и социальной справедливости, что позволит создать равные экономические возможности для нормального благополучного развития для всех членов общества.

        Таким образом, успехи Германии,  Швеции и других скандинавских стан в 60 – 70 годах, в том числе и Канады, объяснялись  прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Стремление к формированию социально ориентированной экономики становится общемировой тенденцией и игнорировать это нельзя. Это направление характерно в основном для европейских,  в особенности для скандинавских стран, Израиля, Сингапура и Канады, этот же путь в какой-то мере выбрали Китай, Южная Корея и быстро развивающиеся страны Латинской Америки и Арабского Востока, но со своим национальными традициями.

      По теме - 

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам понравилась статья и у вас есть желание и средства разместить её анонс для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Благодарю всех, кто размещал анонсы моих статей, дублировал их на сайте и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!
        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!


Рецензии
Блистательно написано, честно скажу: блистательно! Искренне Вас поздравляю, уважаемый Александр Борисович.
И как жаль, что эти вдохновенные, прекрасные во всех отношениях тезисы имеют с реальностью мало общего...

Увы. Именно эти замечательные модели хозяйства привели европейскую экономику к тяжелейшему неразрешимому кризису. Хотя, впрочем, при капитализме и не было никакой альтернативы.
Социальные модели уравновешивания благ при чрезвычайно различной доле вложенного в экономике труда привели к созданию в техноцивилизации массового продукта, в котором низка и постоянно снижается доля человеческого труда. Поэтому обесцениваются мировые денежные эквиваленты, превращаясь в ничто, спекулятивный капитал. Действительно, в нем сегодня мировые рынки просто захлёбываются...
А такая экономика обречена на экспоненциальный спад, так как в производительной экономике доля денег постоянно соизмеряется с долей труда.

Цель именно человеческого труда в экономике, видите-ли, заключается не только в том, чтобы произвести жизненные блага в некотором количестве и распределить в обществе. Сегодня это может сделать и автоматизированное производство. Но труд, меряемый критериями качества, нужен самому человеку, труд как таковой, как реализация его творческого и производительного потенциала для целей жизни всего общества
Вот откуда эти динамические равновесия замкнутой цепочки: труд-производство-рынок-деньги-производство-труд с оборотами денег и труда
С одной стороны: труд и продукт. С другой стороны: товар и деньги на товарно-денежном рынке

Энгельс сказал, что труд создал человека. Как это верно! Но не в том смысле, что когда-то на заре цивилизации труд сделал человека и отныне состоявшемуся человеку труд уже не нужен (а нужны ему жизненные блага, которые приходится производить с помощью труда, и чем труда меньше, тем якобы лучше)

Нет, труд именно делает каждого человека человеком в течение его собственной жизни. Иначе человек рискует просто не состояться. Ведь он - не просто биологическое явление

Вот в чем проблема техноцивилизации

Дмитриев   05.10.2017 17:35     Заявить о нарушении
Если "...эти замечательные модели хозяйства привели европейскую экономику к тяжелейшему неразрешимому кризису" и эти страны в первом десятке по уровню жизни населения, то почему великая Россия в девятом десятке рядом с Гондурасом? -

http://www.proza.ru/2017/09/20/855

Только дубины для усмирения своего и чужих народов и научились хорошо делать...

Аникеев Александр Борисович   05.10.2017 19:09   Заявить о нарушении