Глава 24

XXIV


Д’Артаньян судил об Атосе по старинке, он знать не знал, что граф неожиданно обзавелся любопытством, поэтому в записке гасконца Атос увидел лишь следующее:

«Задержусь»

- И это все?
- Как видите. Это делает честь доверию, которое он питает к нашей сообразительности.
- Д’Эрбле, я бы не стал острить на эту тему – дело серьезное.
- Господин граф, Вы же не думаете, что этот ваш молодчик решится на отчаянные действия? Здесь? Где д’Артаньяну  достаточно просто повысить голос, чтобы чужака связали.
- Это если рядом кто-то будет. Но мы не знаем, куда они могли отправиться.
- Наш друг всегда был осторожен. Полагаю, если он хочет, чтобы мы подождали – нам необходимо подождать. Подняв шум, мы можем помешать. Что если д’Артаньян выслеживает его?
- Если бы мы знали, кто этот господин…
- Расскажите-ка мне о нем еще раз.
Атос пожал плечами, но добросовестно повторил все, что уже раньше рассказывал, стараясь ничего не упустить и припомнить еще какие-нибудь детали.
Арамис слушал внимательно, и эта сосредоточенность вызвала у Атоса вполне объяснимый вопрос:
- Вы что-то знаете? Вы ведь не просто так приехали. Мне кажется, Вы ожидали чего-то подобного. Арамис?
- Атос, я ничего от Вас не скрываю.
- Но и не говорите.
- Пока нечего говорить.
- И все же у Вас есть предположения? Вы знаете, кто этот человек?
- Возможно. Но я не знаю, зачем он здесь.
- Кто он?
- Человек Кольбера.
Несколько минут они молчали, пока Атос обдумывал услышанное. В конце концов, он покачал головой:
- Кольбера? Но какое ему дело до нас? Вы уверены?
- Нет, но по описанию он очень похож.
- Расскажите.
- Я случайно оказался свидетелем того, как ему давали деловое поручение. Ничего особенного, десятки таких поручений раздаются ежедневно. Немного странным мне показалось лишь то, что поручение было незначительным для такого лица, его могли дать кому угодно. С другой стороны, я не Кольбер, чтобы решать, кто лучше справится с делом: это его люди и его дела. Я бы забыл об этом, если бы в тот же день вновь не увидел этого человека. Не помню, говорил Вам или нет – у меня дом в пригороде, неподалеку от городских ворот.
Атос усмехнулся, Арамис тоже не удержался от улыбки:
- Да, подальше от шума и суеты, меня там никто не тревожит.
- И наверняка там есть сад или что-то вроде этого, где Вы любите гулять, или окна выходят на дорогу…
- Некоторые.
- И Вы увидели, как он уезжал из города?
- Да.
- Если ему дали поручение – он ехал его выполнять?
- Именно потому, что я вспомнил о поручении, меня удивило направление, которое он избрал – он ехал в противоположную сторону.
- Вот как? Поручение было прикрытием?
- По всей вероятности. Чтоб не удивлялись его отсутствию.
- Кто же он?
- Кто-то вроде секретаря, но не из тех якобы занятых секретарей, что с озабоченным видом бегают по коридорам, на ходу отмахиваясь от прошений, которые им суют со всех сторон. Это доверенное лицо – меньше, чем друг, но больше, чем слуга.
- И Вы…
- Я был заинтересован. Он направлялся в эту сторону, и я вспомнил, что Вы приглашали меня погостить.
- Тоже нашли  себе прикрытие? – невозмутимо осведомился Атос.
Арамис изобразил укоризненную гримасу, но Атос, смеясь, покачал головой.
- Этот человек ехал налегке, –  продолжил Арамис, –  из чего я заключил, что он едет недалеко и ненадолго. Я собрался и отправился следом. Должен сказать, что меня посещала мысль, что было бы забавно, если б он направлялся в эти края. Вообразите мое удивление, когда оказалось, что он в самом деле едет в Ла Фер. Я следовал за ним, не приближаясь, трактирщики и прочие давали мне нужные сведения, но когда мы приехали сюда – он исчез.  Никто не знал, куда он подевался. Теперь я знаю, что это Вы держали его взаперти.
- То есть, Вы потеряли его след уже здесь?
- Да. Он чувствовал себя в безопасности и опрометчиво сослался на знакомство с хозяевами замка и придворные связи, а потом растерялся, когда ему сообщили, что Вы и д’Артаньян как раз сейчас в Ла Фере. Это вызвало подозрения у трактирщика…
- И славный малый не стал их скрывать. Он предупредил кое-кого, и когда наш господин сунулся в арсенал со своими расспросами, то расспрашивать ему пришлось  меня.
- Должен сказать, Вам удалось весьма ловко его спрятать – никто не знал, куда подевался приезжий.    
- Боюсь, местные не были с Вами  откровенны.
Арамис недоверчиво улыбнулся, но тут Атос жестом призвал его к молчанию и затем указал в сторону двери:
- Мне кажется, я слышу шаги.
- Это д’Артаньян?
- Да, это д’Артаньян! – сообщил гасконец, входя в кабинет.  – Надеюсь, вы догадались об этом потому, что с нетерпением меня ждали, а не потому, что после ранения я хромаю и тяжело дышу?
- Мы Вас ждали, – серьезно сказал Атос.
- Похоже, Вы не удивлены моему присутствию? – в свою очередь поинтересовался Арамис.
- Местные меня предупредили, – небрежно пояснил гасконец. – Я часто бывал в этих краях, и меня тут помнят.
Атос постарался не улыбнуться, глядя на недовольное лицо Арамиса.               
Д’Артаньян почти без сил упал в кресло, пробурчав что-то про неровные дороги Ла Фера на которых он сбил каблуки почему у него сейчас и подвернулась нога. Атос и Арамис обменялись сочувственным взглядом, но промолчали оба.
- Итак? – после довольно длительной паузы спросил Атос. – Мы Вас слушаем.
Гасконец задумчиво, но уже с искоркой лукавства в глазах, посмотрел на друзей:
- Вы знаете, что гасконцы хвастливы?
Атос удивленно поднял брови:
- Знаю, что немного найдется храбрецов, которые скажут это гасконцу в глаза.
- Напрасно. Это потому, что Вы видите в этом недостаток, и полагаете, что на такое можно обидеться.
- А это достоинство?
- Безусловно!   
Арамис фыркнул. Атос сделал ему знак молчать.
- Нам и без того известны Ваши достоинства. Кому еще Вы сочли нужным поведать о них?
- Нашему другу, милейшему человеку, с которым Вы были настолько любезны, что даже отдали ему свою спальню.
- Так Вы виделись с ним? Говорили?
Гасконец кивнул:
- Он разделяет распространенное мнение о хвастовстве гасконцев, и я изо всех сил постарался поддержать в нем эту уверенность. Он даже слова не мог вставить, ведь гасконцы, ко всему прочему, еще и болтливы, не так ли?
Атос слегка нахмурил брови, но снова промолчал, и показал, что слушает. Д’Артаньян стал серьезен:
- Он не принял меня всерьез. А когда я, наконец, замолк, чтоб перевести дух, он попытался кое-что у меня выведать.
- И Вы рассказали?
- Само собой. Все, что он хотел знать.
- И что теперь знаете Вы?
- Вам, конечно, известно, что в замке есть подземный ход?
- Видел на старых картах.
- Да к черту карты – я лично его видел, когда…  – д’Артаньян проглотил следующее слово и закашлялся.
- Это не тот, который Вы распорядились засыпать? – Арамис вопросительно поглядел на Атоса.
- Засыпать? – гасконец только что не всплеснул руками. – Теперь будете откапывать.
- Вы шутите?
- Сейчас уж точно – нет.
- Он искал подземный ход?
- Да. Только у него были неверные сведения – он искал в старом монастыре.
- Но что именно?
- Вот этого я не знаю. Он мог бы меня заподозрить, начни я подробные расспросы. Я сделал вид, что верю его интересу к старине, и любезно водил его показывать все эти развалины и перестроенные монастыри. По крайней мере, теперь точно могу сказать, что того, что ему нужно, нет ни в монастыре, ни в арсенале. В конце концов, он стал расспрашивать, не было ли тут еще строений. Я рассказал ему про павильон.
- Зачем? – не понял Арамис.
- Милый друг, он же не скажет мне, что ищет? Поэтому пришлось самому предлагать ему варианты. Пусть найдет! А когда найдет – мы будем рядом.
- Вы знаете, кто он?
- Я видел его при дворе, если не ошибаюсь, мелкая сошка Кольбера.
- Но Вы не дали ему понять, что узнали его?
- Может гасконцы хвастливы и болтливы, но уж точно не глупы!
- Простите, – улыбнулся Арамис.
- А что подземный ход? – настойчиво повторил Атос.
- Он предположил, что мог быть ход между замком и башней, из которой после сделали павильон. Я позволил себе выразить восхищение его догадливостью. Но, Атос, зачем Вы его засыпали?
- Там не может быть ничего. По крайней мере, такого, что могут искать посторонние люди.
- Как Вы можете быть уверены?
- Это мой дом. Я знаю.
- Да ведь он все равно будет искать! Мы же не можем ему сказать – «господин граф ручается – там ничего нет!». Знать бы, что он ищет?
- Он совсем ничего не говорил?
- Вероятно – тайник.
- Арамис, чтоб до этого додуматься, не надо даже быть гасконцем. Но что там может быть? Документы,  письма? – гасконец быстро глянул в сторону Атоса.
Граф поморщился и качнул головой:
- Такое не прячут в подземных ходах.
- Вы знаете все подобные тайники в этом замке? – осторожно поинтересовался гасконец.
- В подземелье подобного не было и нет.
- Тут еще и подземелье имеется? А с виду такой маленький замок! Атос!
Граф неожиданно поднялся:
- Идемте.
Друзья переглянулись, но Атос уже выходил из кабинета, и им пришлось поспешить за ним.
Он привел их в одну из спален, что уже давно не использовались, где вся обстановка давно утратила не только свежесть и краски, но, казалось, даже запахи. Атос отдернул одну из портьер, чтобы пустить свет снаружи, и друзья увидели за окном остатки полуразрушенного балкона, вплотную к которому подступали буйные заросли.
- Это комнаты моего деда, а после – отца.
- Здесь начинается подземный ход? – предположил гасконец.
Атос кивнул:
- Начинался.
Д’Артаньян невольно огляделся и Атос усмехнулся:
- Ищите дверь? Попробуйте.
- Не думаю, что это будет просто… – пробормотал Арамис, тоже оглядываясь. – Учитывая возраст замка и тогдашние обычаи… Хм, предполагаю подъемную плиту. Видел в старых монастырях. Должен быть обычный рычаг.
Атос слегка поклонился, отступив назад и жестом предлагая Арамису действовать.
- Посмотрим, как Вы найдете… – ревниво пробурчал гасконец.
Арамис поколебался, потом подошел к кровати и стал искать у изголовья. Оно было массивным, широким и украшенным крупными фигурными барельефами. Арамис быстро ощупал их все, но ничего не произошло. Он задумался. Атос и д’Артаньян ждали: один с улыбкой, другой – кусая усы.
Арамис еще раз все внимательно осмотрел:
- Несколько вольные сюжеты – дамы с кавалерами. Впрочем, это спальня. Этому кавалеру стоило бы подняться, если он желает поцеловать даму…
Он еще раз ощупал фигуру, а потом попытался сдвинуть боковую панель изголовья, на которой был вырезан невежливый кавалер. Очень медленно, заедая, но пластина поддалась, и открылась ниша: внутри изголовье было пустым. Арамис сунул туда руку и издал радостное восклицание:
- Рычаг! Как я и говорил. Атос, он еще работает?
- Должен работать, потяните, как следует. 
- И во многих монастырях такие штуки? – саркастично поинтересовался д’Артаньян.
Арамис тихо рассмеялся:
- В некоторых. Иногда это удобнее веревочной лестницы.
С помощью гасконца Арамису удалось сдвинуть рычаг, но в комнате все осталось по-прежнему.
Друзья огляделись:
- Атос?
Граф пожал плечами:
- Вам все еще нужна моя помощь?
- Господин граф, присутствие внука действует на Вас не лучшим образом, – гасконец крутил головой направо и налево, но ничего нового в комнате не обнаружил. –Что это за шутки? Где этот ход?
- Хорошо, идемте. Пожалуй, вам действительно понадобится помощь.
Он вывел их на балкон, с которого друзья выбрались в самую гущу кустов. Атос поискал в траве и указал на остатки пьедестала:
- Видимо, механизм уже плохо работает. Думаю, втроем мы справимся.
- А что тут стояло? – гасконец с любопытством осмотрел плиту.
Атос ничего не ответил, взялся за мраморный угол и жестом показал, куда нужно толкать. Втроем они подвинули плиту и под ней, внутри пьедестала, увидели полуосыпавшиеся земляные ступени.
- Какие сложности! – пробурчал гасконец.
- Ход был с самого начала, это позже лаз замаскировали этим.
- Спускаемся или вся эта древность свалится нам на голову?
- Можно попробовать, но нужно быть осторожными. Стены, конечно, укреплены, но времени прошло достаточно, сами понимаете. Пожалуй, я пойду первым.
Атос, придерживаясь за руки друзей, спустился вниз. За ним последовал Арамис и последним – гасконец. Самым опасным был начальный участок, который шел под бывшим садом, и был просто-напросто земляной норой. Дальше шло замковое подземелье: капитальная каменная кладка, массивные колонны и стрельчатые своды.
- Неужели из замка сюда нет выхода? Атос, Вы нарочно заставили нас изображать лисиц?
- Нет, милый д’Артаньян, были и входы и выходы, но часть заложил еще мой дед, после – отец, когда перестраивал замок. Собственно, эта нора – единственное, что осталось. Нет, я, конечно, могу приказать разобрать стену в моей спальне, но это заняло бы  слишком много времени и наделало бы еще больше шума.
В некоторых стенах были двери. Гасконец прищурился:
- Атос, а ниже у Вас там ничего нет? Это не замок, а улей какой-то!
Атос усмехнулся:
- Нет, за этими дверьми – чуланы и кладовки. Там держали оружие, боеприпасы, иногда – хм, слишком болтливых людей.
- Человек Кольбера болтлив? – безмятежно поинтересовался Арамис.
- Пока недостаточно, чтоб квартировать здесь, – улыбнулся Атос. – Вон та дверь – это начало подземного хода к башне. Двери все одинаковые, как видите, нарочно, чтоб запутать незнающего человека.
- Мы сможем туда пройти?
- Недалеко. Ход засыпан, как я сказал. Засыпан с обеих сторон – отсюда тоже.
- Черт, Атос, если та нора ненароком осыплется, мы будем тут замурованы?
- Не волнуйтесь, если надо – Гримо нас найдет.
- Черт, – пробурчал гасконец не особо утешенный. – Но Вы не просто так позвали нас сюда, Вы хотели что-то показать.
- Да.
Они прошли под замком через все подземелье до лестницы, которая, очевидно, вела к одному из тех выходов, о которых говорил Атос. Дверь на лестнице не была заперта, и друзья смогли пройти дальше, пока не уперлись в аккуратно заложенный проем.
- Что там? – гасконец щелкнул пальцами по кладке, осыпав старую штукатурку.
- Ход к моей спальне - я уже говорил. А это – то, что я хотел показать.
Вынув кинжал, который он принес с собой, Атос с его помощью извлек из стены несколько крупных камней, и открыл нишу, в которой стоял сундук.
Арамис и д’Артаньян переглянулись.
- Мммм…. Деньги?
- Да. Деньги Мазарини.


Рецензии
А продолжение будет?

Елена Шинкарева   14.10.2017 17:04     Заявить о нарушении
Да, обязательно :)) реал продохнуть не дает

Ксеркс   02.11.2017 15:55   Заявить о нарушении