Деятели в эволюции

Эта статья была впервые опубликована на сайте МЦЭИ.

1. Введение.

   Не раз и не два писал я о деятелях Мультиверса. Но время приносит новые мысли и образы, которые, по-моему, могут обогатить понимание читателями этой темы.

    Истоком концепции деятелей было сложившееся у меня представление о роли сознания в Мироздании. Сознание я рассматривал как фактор активности в мире, реализующий окружающую нас действительность. Мои догадки были подкреплены гипотезой выдающегося российского физика М.Б. Менского о том, что сознание является механизмом выбора реальности (1), выявляющим из неразделённого квантового мира воспринимаемую нами действительность. Продолжив его мысль, я предположил, что механизм этот универсален, что он реализует  волю всех деятелей Мироздания. Не только человек является активным деятелем, но и все окружающие нас объекты активны, поскольку окружающая нас действительность не создана нашим разумом, а существует независимо от него. То есть, сознание, в широком понимании, это универсальный природный фактор, позволяющий деятелям, наполняющим Мироздание, формировать свою каузальную реальность из доступных им состояний объективной действительности. Из этих частных реальностей, объединяемых в контексте взаимодействий, складываются все масштабы доступного нашему познанию мира: и на уровне частиц, и на физическом макроуровне, и на биологическом уровне и, наконец, на ментальном.

   На мой взгляд, объективный мир может быть модельно представлен в виде Квантовой Суперпозиции всех возможных состояний Вселенной, которая получила название «Мультиверс». Это, конечно, не претензия на конечную Истину, а просто модель понимания, соответствующая моему уровню знаний. Именно так я представляю мир, созданный Богом. – Это объективная реальность, существующая вне времени и пространства, единственная объективная реальность, существующая независимо от чьей бы то ни было воли. Воля же деятелей означает их относительную свободу и проявляется в выборе ими тех или иных частных реальностей из Суперпозиции, т.е. из объективной реальности Мироздания. Частные реальности в этой модели соответствуют понятию «соотнесённые состояния» в многомировой интерпретации квантовой механики, созданной Хью Эвереттом (2,3). Частные состояния Мультиверса могут выявляться, как уже сказано, на разных масштабах физического квантования, соответствующих масштабам реализации деятелей.

Указанный выше подход не бесспорен. Вот что написал мне по этому поводу мой уважаемый наставник и друг Ю.А.Лебедев:
  «Понятие «Всеобщей суперпозиции» является неправомочным обобщением понятия суперпозиции в квантовой механике. И само понятие суперпозиции является следствием постулата о линейности квантовой механики, что теперь уже не очевидно. А в «онтологически других» ветвях Мультиверса могут вообще не действовать законы квантовой механики. Так что обобщение понятия «Мультиверс» лежит за гранью нашего сегодняшнего знания. Это гёделевская сущность. В том смысле, что она приобретет «наполненность конкретным содержанием», когда будут найдены пределы применимости нынешних основополагающих теорий физики – ОТО, Кв. механики, Стандартной модели в физике элементарных частиц и в космологии и выдвинуты новые принципы, обобщающие эти теории. И потому употребление понятия «Всеобщей суперпозиции» как синонима понятия Мироздания является философски ошибочным.» (4)

    На это мне хотелось бы возразить, что я не пытаюсь распространить квантовую механику на всё Многомирие, но предполагаю, что она является частной теорией некоей более общей физики. Которой, в принципе, нет конца. Мироздание системно, и квантовая механика непротиворечиво входит в систему законов природы. Наверное, мои высказывания формально некорректны, потому что я пытаюсь именовать то, что в наших понятиях невыразимо. Но есть общие принципы, верные для всего Мироздания. Так, я убеждён, что в мире существует свобода, которая реализуется, как выбор деятелями  своей реальности из универсального и неизменного набора реальностей. Не сомневаюсь, при этом, что моя модель неполно отражает Истину. Думаю, что, может быть, можно уподобить мои представления антропоморфным описаниям Бога и Его бытия в Псалмах Давида и в других местах Библии. Конечно, описания эти наивны по форме, но, тем не менее, верно отражают существенные черты отношений человека с Богом и с  природой. Так же и я пытаюсь описывать мир, сотворённый Богом в виде суперпозиции. Не претендуя на лавры гениального Псалмопевца, я уповаю, что и мои представления отражают подлинно существующие отношения.

   Моя модель не кажется мне беспочвенной. Вот, например, как представляет себе Большой Мир один талантливый современный физик: «Вакуум можно уподобить гитарной струне (многим струнам), которые всегда чуть-чуть подрагивают. Эти дрожания – те самые флуктуации вакуума, которые так любят философы. Но, помимо дрожания струн, происходит и нечто другое: меняется тот инструмент, на котором они натянуты. Этот музыкальный инструмент – сама структура пространства-времени. Ею определяется, например, то, что сев в самолет, ты прилетишь через несколько часов в Нюрнберг, а не в Египет периода какого-нибудь фараона. И не окажешься при этом зеркально-отображенной с сердцем справа, или еще что-нибудь в этом духе. С нашей точки зрения, такие изменения свойств пространства и времени могут выглядеть как рождение Вселенной, которая между тем ниоткуда не рождалась и никуда не исчезала»\1\ см. сноски. – По-моему, такая модель вполне совместима с моими представлениями о выборе деятелями и общностями своих частных и самосогласованных реальностей из объективной реальности!

  Итак, определяющим свойством деятеля Мультиверса является его свойство выбирать для себя частную реальность из всеобщей Объективной Реальности. А вытекает это общее утверждение из понимания того положения, что каждый объект во Вселенной проявляется через взаимодействия, и в силу этого, он в той или иной степени, активен. То есть, каждый объект является материальной реализацией какого-то деятеля. Утверждая это, я иду по стопам выдающихся предшественников. Задолго до меня примерно то же самое утверждал в своей философской системе выдающийся русский философ Н.О. Лосский (5). А его предшественником был великий Лейбниц, создавший учение о монадах – активных субъектах Мироздания (6). То, что эта идея снова и снова возникает в человеческом творчестве, является для меня её лучшим подтверждением. – Значит, тут что-то есть, за ней стоит архетип!

   Таким образом, каждый объект является формой существования какого-то деятеля, т.е. в нём кроме чисто физических параметров, имеется и некий психический (психоидный)  аспект, заключающий в себе стремление к действию. Мне показалось целесообразным увязать этот психический аспект с информационным содержанием, присущим любому активному объекту Мироздания. Так сформировалось представление о «духовном полюсе» деятеля, как некоем «активном эйдосе», используя платоновское название элементов духовного мира. Причём, эта модель применима ко всем, без исключения, деятелям. – Каждый деятель имеет двухполюсную структуру, в которой духовный полюс играет роль содержания, а материальный выражает форму. Такая модель описывает все возможные реализации деятеля. А в Объективной Реальности эти полюса представляют собой духовную и материальную суперпозиции бесконечного числа состояний деятеля. Бесконечного, потому, что деятели субстанциональны, они вечны и неуничтожимы, их выбору нет предела (7).

2. Умозрительные модели Мироздания.

   Первая модель – объективная реальность, как Суперпозиция всех возможных состояний Мироздания была представлена выше. Далее мне хочется модельно представить смысловое структурирование этой модели объективной реальности. То есть, речь идёт о наглядном представлении различных вселенных, составляющих Мироздание. Начну с утверждения, что пресловутые «параллельные миры» принадлежат к относительно объективной реальности. То есть, они, вообще-то, относительны, потому что определяются выбирающим субъектом – деятелем. А свойством объективности они наделяются в том случае, если деятелей много, то есть выбор является коллективным. Таким образом, эти реализации объективны внутри общности деятелей. Это значит, что реальность одних деятелей, присутствующих в общности, в некоторой мере является реальной и для других деятелей этой общности, даже, если деятели различны по типам и уровням развития. Например, одной из таких общностей является совокупность деятелей, реализующихся в «антропной вселенной».

   Понятие «параллельные миры», укоренившееся в массовом сознании, как образное представление многомировой интерпретации Эверетта,  уже многих ввело в заблуждение. Оно превращает многомирие в какую-то абстрактную заумь, в математику без физики. — Раз миры параллельные, то они не пересекаются, и доказать их существование невозможно.  Но ведь, по сути, многомирие — это наша среда обитания. Мы привычно, и часто даже комфортно обитаем во множестве миров, которые склеиваются нашим выбором и последовательно укладываются в линию нашей жизни. Мало того, мы встречаем в нашей повседневности множество физических явлений и форм, порождённых многомирием. К таким явлениям я отношу все, вообще, волновые и колебательные процессы, которых в нашей действительности огромное количество. А также большинство явлений психической и умственной жизни: мышление, распознавание образов, ассоциации, сравнения, рефлексию, память разных видов и т.д. (См. Приложение 3)

   В моей трактовке, «параллельные» миры — это качественные срезы вселенной. Каждый из них помещается в собственном многомерном пространстве-времени, измерения которого определяются наблюдателем, т.е. деятелем, выявляющем этот срез. Причём, если оценивать обобщённо, качественные срезы вселенной располагаются вдоль разных качественных осей. Если полноту качеств некоей вселенной изобразить, как сферу, то реализации деятелей можно изобразить, как сегменты, рассекающие сферу в разных направлениях. Потому что все деятели отличаются друг от друга, даже однотипные. (Об этом будет ещё сказано ниже). Из этой модели становится ясно, что качественные срезы, по определению, не параллельны, то есть реальности многомирия — это не параллельные, а, зачастую, пересекающиеся миры. И, как раз пересечения (склейки) частных реальностей и создают удивительную и многообразную нашу действительность. Таким образом, наша действительность является «эклектической», собранной, как из пазлов – из множества различных реальностей.

   Итак, мы живём в многомировой действительности, объединяющей множество частных реальностей. Это не описано у Эверетта и, по видимости, противоречит его положению о независимости эволюции «соотнесённых состояний». Если миры, выбираемые отдельными деятелями – это соотнесённые состояния, то они должны быть полностью изолированы друг от друга. Пояснить совпадение различных относительных реальностей в одной действительности помогает модель, в которой Мироздание представлено как бесконечномерное Гильбертово пространство. Это векторное пространство, в котором все акты реализации деятелей, соответствующие выделенным квантовым состояния вселенной, могут быть представлены, как векторы различной направленности и амплитуды. Векторы эти не совпадают друг с другом, но они могут быть разложены по некоторым общим измерениям, то есть некоторые измерения их будут совпадать. Совпадающие измерения означают, что формируется относительное пространство взаимодействия деятелей, в котором они могут выбирать свои качественные координаты.

   Общие измерения, по которым может быть разложен вектор деятеля, образуют континуум пространства-времени, в котором этот деятель реализуется во взаимодействии с другими деятелями. Такому общему для множества деятелей разных типов пространству-времени соответствуют свои физические константы и свои законы природы. Законы природы при этом, образуют аттрактор «наименьшего действия», т.е. «коридор» минимальной энергозатратности для объединения деятелей. Это выглядит таким образом, что определённые проекции, по которым раскладывается вектор деятеля могут быть предпочтительней других, с точки зрения «выгодности», то есть, вероятности объединения деятелей. Таким образом, множество деятелей объединяются в коллективную действительность, которая существует в определённом пространстве – времени c определёнными физическими законами. И эта действительность существует в некотором «коридоре девиаций» физических констант, например, как наш «антропный коридор». Полагаю, при этом, что каждый деятель имеет огромное число реализаций в различных континуумах измерений, т.е. в многомирии.

   Представление деятелей, в виде векторов в Гильбертовом пространстве имеет вполне определённый физический смысл. Каждый такой вектор в определённый момент времени соответствует соотнесённому состоянию Вселенной, то есть, единичной реализации деятеля. Все эти реализации, действительно, являются сугубо отдельными – потому, что разделены во времени. Каждый деятель реализуется отдельно в своём такте вселенского временного цикла. Об этом я уже писал ранее (8). Хочу только здесь пояснить, что имеется в виду цикл реализации для деятелей, объединённых общим масштабом квантования реальности в рамках общих для них законов природы. В остальных тактах временного цикла состояние деятеля остаётся фиксированным или определяется выбором других деятелей. Циклы общностей деятелей имеют разный масштаб и могут составлять иерархию по принципу «матрёшки». То есть, к одной вселенной принадлежат общности деятелей различного масштаба и сложности, что и определяет многообразие воспринимаемой нами действительности.

   Актуальное состояние вселенной для некоторой общности однотипных деятелей может рассматриваться, как результирующий вектор временного цикла реализации деятелей этой общности. Естественно, что при этом положение такого вектора меняется при каждом новом цикле. Каждое такое актуальное состояние является одной из проекций общности вселенной. Так и воспринимаемая нами в рамках нашей человеческой общности классическая вселенная с её пространственно-временным континуумом является всего лишь одной из проекций единого Квантового мира. Таких проекций, т.е. образов, или «качественных срезов» для всех вселенных, великое множество, в соответствии с множеством своеобразных сообществ деятелей. Также надо отдавать себе отчёт, что в наше мировосприятие встроено огромное количество классических реализаций деятелей меньшего масштаба. Таким образом, мы имеем одну проекцию вселенной для каждой общности (каждого цикла реализации), которая может влиять на всё множество встроенных в неё реализаций. Причём, все общности объединены на единой основе деятелей элементарного уровня\2\.

   Мироздание – это система всеединства, где все зависят от всех. Это можно проиллюстрировать с помощью очередной модели, которую назовём «Абсолютное пространство Мультиверса». Абсолютное пространство Мультиверса – это совокупность (вместилище) точек реализации, где каждая точка является центром самобытного выявления реальности, поскольку обладает уникальным набором качественных измерений. Каждая точка является центром реализации, потенциально возможной для всех деятелей Вселенной. При этом каждая точка входит в состав каждого частного состояния Вселенной, которые объединяет Мультиверс. Абсолютное пространство – это вместилище всех частных пространств\3\. То есть, нахождение деятеля в той или иной точке пространства означает вероятную его принадлежность к той или иной частной вселенной. Такая модель помогает увязать качественное состояние объекта с его положением в пространстве-времени, а изменение этого состояния – с относительным перемещением, которому соответствует перемещение в Абсолютном пространстве-времени.

   При использовании модели Абсолютного пространства реальность «актуального мира», обретает вполне конкретный космологический смысл. Например, пространство-время антропной вселенной характеризуется набором физических констант, которые могут варьироваться для коридора существования человечества в довольно узких границах (примерно 15%). То есть, полагая, что расстояние от центра вероятности антропной вселенной является параметром ветвления, получаем, что область существования синхронного с нами мира ограничивается ближним космосом. В более отдалённых местах наиболее вероятны уже вселенные с  другим набором физических констант, выходящим за антропные границы. И реальность этих чуждых миров принципиально нами не может быть воспринята. А воспринимаем мы только «разжиженную», вследствие малой вероятности, реальность нашего типа, которая имеет замедленный темп всех макропроцессов. Что, кстати, воспринимается нами, как пресловутое «красное смещение».(9)

3. Самосогласованность относительной общей действительности.

   Все взаимодействия мы квантуем, то есть, разбиваем на отдельные этапы реализации деятелей — такты взаимодействия. Это значит, что каждому такту взаимодействия будет соответствовать собственное квантовое уравнение и выделенная реальность (соотнесённое состояние), представляющее собой некую составляющую Вселенской квантовой Суперпозиции. То есть, в каждый момент реализации какого-либо деятеля его выбором выявляется только одна классическая реальность, определяемая одной конкретной проекцией мультивидуума этого деятеля. Деятелей и сознание я здесь трактую в широком, т.е. в универсальном смысле, а мультивидуум понимается, как суперпозиция реализаций деятеля. Все остальные проекции мультивидуума остаются при этом в его «подсознании», т.е. в неразделённой суперпозиции альтернатив. Поэтому никаких альтернативных классических ветвей Вселенной для деятеля в каждый момент не существует, они принадлежат к неразделённой квантовой реальности и реализуются последовательно, с частотой, соответствующей вероятности их выбора.

   Выбираемые последовательно деятелем реальности могут быть противоречивыми по смыслу и даже враждебными по отношению друг к другу, но они реализуются в единой каузальной действительности, которая построена на базе единых физических законов, единых констант (например, в рамках «антропного коридора») и на базовой общности элементарных деятелей. Что же касается других вселенных, имеющих другую физику и константы, то взаимодействие с ними возможно, по-моему, лишь через посредство «высших смысловых измерений» взаимодействия,  которые в человеческом диапазоне выбора характерны для ментальных и витальных контактов. Разумеется, это крупномасштабное «духовное» взаимодействие тоже отражается в физических формах «нашей» вселенной в виде тенденции выбора, то есть, дрейфа вероятности выбора у деятелей физического уровня. Поэтому, например, для отдельного человека, его взаимодействие с частями мультивидуума, находящимися в других ветвях Мультиверса, будет, образно говоря, выглядеть, как общение с бесами или с Ангелами. Об этом более подробно в следующей главе.

  Совокупность реализаций различных деятелей, которую мы называем «антропная вселенная», является самосогласованной. Это мир, обладающий устойчивостью, преемственностью, непрерывностью причинно-следственных цепочек событий, замкнутая в себе действительность. Очевидно, что эта наша действительность объединяет в себе деятелей самых разных уровней. Согласованность выбираемых разными деятелями реальностей обеспечивается тем, что они все являются наиболее вероятными для «нашей» области Абсолютного пространства квантовыми реальностями, а также имеют общую основу – базовую  реальность элементарных частиц. Аналогично, и действительность любого иного типа складывается из реализаций деятелей, которые имеют близкую вероятность реализации для данной области Абсолютного пространства. Иначе согласованная каузальная действительность просто не может сложиться. Одинаковая вероятность для данной точки пространства определяет самосогласованность любой частной действительности. В каждой точке Абсолютного пространства «присутствует» огромное количество различных реализаций Вселенной, имеющих различные вероятности\4\.

   Поэтому и наша реальность, выбираемая человеческим сознанием, как правило, соответствует относительной реальности, выбираемой «родственным» сообществом разномасштабных деятелей, к примеру – физических или биологических, объединяемых общей вероятностью для данной области Абсолютного пространства. То есть, на базе общего ареала максимально вероятных квантовых объектов складывается относительно объективная действительность, выбираемая, как бы, коллективно. Таким образом, близкая для всех деятелей вероятность реализации в данной действительности играет роль «памяти» состояний всех материальных объектов воспринимаемой нами (антропной) вселенной. Такая «коллективная память» необходима для живых существ, поскольку создает общий для них «интерсубъективный мир» (10), обладающий устойчивостью, преемственностью, непрерывностью причинно-следственных цепочек событий\5\. При этом отметим, что выбор собственных состояний деятелями каждого низшего уровня иерархии деятелей является объективной реальностью для деятелей последующего уровня.

   Относительно объективная коллективная реальность устойчива. То есть, на каждом, индивидуальном уровне происходит своеобразная вероятностная селекция реальностей, из которых складывается общая актуальная действительность\6\. Селекция эта может иметь различный уровень осознанности, или быть вовсе неосознанной, в зависимости от уровня деятеля в этой конкретной действительности. На уровне биологического существования деятелей селекция реальностей проявляется как целеполагание, то есть, инстинктивное стремление к самосохранению, продолжению рода, расширению своих возможностей. В продолжение этих стремлений формируются биологические общности, как коллективные деятели, также стремящиеся обеспечить свою устойчивость и развитие. Только в таком, относительно устойчивом каузальном мире и могут существовать живые организмы. Разумное целеполагание и разумная эволюция также развиваются на базе устойчивой относительно объективной коллективной действительности. Полагаю, что устойчивость на разумном уровне обеспечивается традиционной нравственностью и «вечными» духовными ценностями.

Универсальность и свобода деятелей.

   Я придерживаюсь гипотезы, автором которой является Ю.А. Лебедев, о том, что все деятели универсальны. (11) То есть каждый деятель присутствует в Многомирии как полнота всех его возможностей. Это я трактую так, что потенциально, деятели имеют возможность развёртывания бесконечного числа измерений для взаимодействия, причём, для всех деятелей это бесконечности одного порядка\7\. Замечу, однако, что деятели по-разному разворачивают свои измерения взаимодействия, поэтому и действительность у них разная. Деятели свободны на всех уровнях своего существования, и поэтому они выбирают разную действительность. Всё происходящее в мире есть следствие свободного выбора деятелей всех видов, осуществляемого в рамках законов природы. Эти законы образуют, как бы, статистический коридор, в котором осуществляется их персональная  воля. Рамки законов, которые ограничивают свободу деятелей, зависят от уровня их развития. Самые тесные рамки у физических деятелей. – Они свободны в рамках статистической вероятности выполнения физических законов. То, что мы называем случайность – это и есть свобода выбора самых простых деятелей, воплощённых в элементарные частицы, атомы, молекулы.

   С позиции каузального выбора, свобода определяется относительной независимостью деятеля в какой-то собственной области или во внутренней системе. Поэтому деятели добиваются контроля над некоей областью пространства и расширения этой области. Этим стремлением создаётся вещественная форма реализации деятеля, отделяющая его от всех остальных деятелей, от среды пребывания. Добиваясь перечисленных целей, деятели эволюционируют и строят все материальные объекты известного нам мира. Разумеется, такая свобода относительна, потому что связана с огрублённым восприятием квантовой системы Мироздания, как исключительно материальной системы. То есть свобода в материальном мире иллюзорна и преходяща. В ходе материального строительства накапливаются искажения в восприятии системной духовной составляющей. Эти искажения вынуждают деятелей к скачкообразной корректировке развития в точках бифуркации. Развиваясь и стремясь к наибольшей свободе и наибольшему богатству бытия, руководящие деятели усложняют соответствующие им полевые структуры и переходят преимущественно на полевой уровень существования.

   Физическая форма реализации деятелей двойственна. Так, элементарные частицы обладают реальными свойствами корпускулы и волны. То есть можно говорить как о корпускулярном (вещественном) воплощении деятелей, так и о полевом. – Поля, так же как и вещество, принадлежат деятелям – это форма их физического воплощения. В философском плане, вещественная форма – это статичная реализация, она имеет смысл памяти взаимодействий, а полевая форма динамична – это актуальность взаимодействий. Все взаимодействия осуществляются через поля – в этом суть полевой формы существования. Взаимодействие между деятелями можно представить как выравнивание потенциалов полей по измерениям взаимодействия. Это можно пояснить так. – Допустим, схожие деятели обладают каким-то качеством, но один деятель обладает этим качеством в большей мере, чем другой. То есть, можно сказать, что они имеют разные «потенциалы» данного качества. Тогда между этими деятелями, при выполнении некоторых условий, возможно взаимодействие – выравнивание этих потенциалов, как обмен некоторой энергией.

   Объединение деятелей в системы можно трактовать как создание общей полевой структуры. Структура – это упорядоченность поля, например, магнитные силовые линии. Силовые линии – это выражение постоянного (регулярного) взаимодействия между деятелями, входящими в систему. Эти линии показывают квантование пространства макровзаимодействия по данному качеству. Силовые линии могут быть определены для любого поля, просто в случае магнитного поля их легко выявить. То есть, по сути, речь идёт о динамичном сравнении различных качеств реализаций деятелей в данной частной действительности. По-моему, существует только одно поле, единое. А проявления его определяются количеством измерений, в которых оно структурировано. Очевидно, что структура полей – это представление информации, характеризующей сложность и действия этого поля. Деятели, в зависимости от их развития, обладают различным числом степеней свободы. Поэтому мне кажется законным увязать степени свободы деятелей с количеством структурных измерений принадлежащих им полей. Можно сказать: сколько измерений имеет полевая структура деятеля, столькими степенями свободы он владеет.

   Все деятели, вступая в отношения с окружающим миром, реализуют его качественную глубину. Каждый деятель – индивидуальность, поэтому любое его проявление (в том числе и восприятие), в большей или меньшей степени оригинально. Разумеется, на уровне электронов и атомов это трудно проанализировать, а вот у человека индивидуальность просматривается совершенно определённо. Выявляя свою индивидуальность, деятель вступает с миром в индивидуальные отношения, создаёт характерные только для него причинно-следственные связи. Тем самым он выявляет уникальные качественные характеристики окружающих его предметов и действительности. Субъективное восприятие вовсе не фикция, не идея, а реальная характеристика определённой качественной стороны предмета. Например, качественное описание какого-либо предмета состоит из множества индивидуальных восприятий (отсчётов) множества людей. Это как бы качественный спектр, который характеризует рассматриваемый предмет и состоит из отдельных полос индивидуального восприятия. Поэтому у всех людей разные отношения с окружающими их предметами и приводят они к разным результатам. Так будет даже, если представить себе одинаковые исходные обстоятельства и равные условия для действий.

  Свобода деятелей ограничена, причём по-разному в разных реализациях. Но это не может пониматься так, что в одних случаях она существует, а в других – нет. Полагаю, что свобода деятелей существует всегда, но, также всегда существуют факторы, направляющие их выбор или создающие тенденцию выбора. В частности, для простых деятелей, у которых свобода реализуется, как случайность, системное влияние создаёт предпочтительные возможности взаимодействий, которые и описываются как физические законы. Кроме того, отдельными, т.е. частными, влияниями создаётся тенденция, дрейф случайности. Общее направление развития деятелей можно охарактеризовать как устремлённость к улучшению качества своего бытия, которое характеризуется информационным богатством, т.е. обилием их связей и взаимодействий. Поэтому деятели стремятся к установлению связей и объединению в системы. Одним из важнейших показателей качества бытия является свобода деятеля, т.е. возможность  самовольного выбора того или иного взаимодействия. В принципе, каждый деятель имеет уникальный набор взаимодействий, а его свобода характеризуется количеством и характером измерений взаимодействия, которые он может разворачивать по направлению к другим деятелям.



Эволюция деятелей.

   Читатель, желающий представить себе многомирие, должен усвоить, что помимо нашей «объективной реальности» «здесь и сейчас» существуют также и другие подобные ей реальности, объединённые коллективным выбором принадлежащих к ним деятелей. Мы, существующие в осознаваемой нами реальности, также принадлежим к другим реальностям и, вероятно, к другим сообществам в несознаваемых вариантах нашего бытия. Разумеется, для различных сообществ деятелей один и тот же квантовый мир будет восприниматься различным образом, и каждое такое сообщество будет иметь собственную историю осознаваемой им действительности. Члены каждого сообщества будут чувственно обнаруживать себя внутри особой, существующей лишь соотносительно с ними, классической вселенной и все эти вселенные различных сообществ могут существенно отличаться друг от друга (12). Причём, поскольку воспринимаемая ими действительность формируется выбором деятелей на социальном, биологическом, химическом и физическом уровне, то обобщённое различие таких частных Вселенных может выражаться не только в различии физических констант, но и в различии вычленения ключевых причинно-следственных связей исторических событий.

   Деятели вечны и неуничтожимы, как этот мир. Они изменяют свою материальную  оболочку – переходят от одной вещественной формы к другой, развиваются, усложняются и усложняют выбираемую ими действительность. Всё это описывается, как каузально мотивируемые процессы в какой-либо частной действительности. Рассмотрение реализаций деятелей во временных измерениях являет собой картину эволюции. Начало реализаций отсчитывается от некоторого элементарного уровня, например, от элементарных частиц. Само собой, деятелями являются и все системы, построенные из элементарных частиц, в которых можно усмотреть иерархическую структуру. Иерархическое построение системы – это признак того, что она находится под контролем одного какого-то деятеля и может рассматриваться как единый, сложносоставной деятель. Иногда системой руководит союз наиболее развитых деятелей, так, например, предположительно, устроены молекулы. Примерами воплощения деятелей являются также атом, живая клетка, растение, животное, человек и различные формы социумов. Думаю, позволительно говорить и о психических деятелях, содержанием которых являются психические состояния и процессы, а формой – физико-химические процессы в мозгу человека.

   Чем выше уровень развития деятеля, то есть, чем сложнее его структура, тем большим количеством связей и возможностей взаимодействия он владеет. Это значит, что его выбор обусловлен большим числом факторов, чем у элементарных деятелей. Каждый из влияющих факторов имеет свой коридор вероятности, то есть, даёт определённые возможности выбора. Поэтому общий набор вариантов поведения деятелей возрастает по мере их усложнения. В связи с этим, можно сказать, например, что биологические реализации дают больший простор для свободных действий, чем физические. Психические и социальные и реализации деятелей – ещё больший. При этом высшие деятели влияют на выбор низших. Поэтому для физических деятелей, входящих в иерархию более высокого деятеля, допустим, человека, законы физики действуют, как бы, с поправкой. Так, атомы и молекулы, составляющие человеческое тело, в общем, подчиняются физическим законам, но биологические и сознательный деятели, в чью иерархию они входят, создают дрейф вероятности их выбора. То есть, атомы и молекулы являются членами общности, созданной «вертикальными», иерархическими связями. Эти связи призваны осуществлять некий общий, сквозной принцип. На этом я остановлюсь в следующей главе.

   В статье «Формирование многомировой картины мира» (13) я писал: Совместно выбранные реальности деятелей некоего иерархического уровня последовательно объединяются в контексте обобщающих их крупномасштабных взаимодействий. Помимо консолидации деятелей низших уровней происходит склейка их реальностей с реальностью высшего деятеля, который их объединяет. Высшие деятели всегда обладают, по отношению к низшим, неким дополнительным параметром (измерением), в контексте которого и происходит склейка. Таким образом, деятели различных ступеней иерархии последовательно обретают логические связи в контексте всё более возрастающего масштаба квантования суперпозиции. Так, ступенька за ступенькой собираются системы всё возрастающего масштаба и сложности.» Объединение деятелей происходит по универсальному принципу взаимодействий – они связываются в информационную общность наличием общих измерений. При этом возможна инициация новых измерений взаимодействия вследствие многократного повторения запроса на новое взаимодействие.

   Продолжу цитату: «За каждым последующим уровнем развития системы стоит определённый деятель, который реализуется на новом уровне иерархии выбора. Реализация эта состоит в выстраивании им своего этажа системы из низших деятелей. Конкретно – этот деятель объединяет деятелей предшествующего этажа в контексте характерного для него параметра… На каждом этаже выбора существует квантовая суперпозиция младших  деятелей на основе объединяющего их параметра (измерения) старшего деятеля. Взаимодействие старших деятелей с младшими происходит так:  органично присущие деятелям на данном уровне взаимодействия и склейки являются как бы внутренними процессами их общности. А склейки большего масштаба, которые привносятся в их существование старшими деятелями, выступают как внешние факторы, как изменения окружающей среды. Разумеется, осознаётся это только на уровне высших реализаций»\8\ (13). – Так формируются сообщества разномасштабных деятелей, наполняющих действительность частной вселенной. Каждая такая действительность рассматривается мной как ансамбль, или пучок реальностей, характерных для данной общности деятелей. В соответствии с развитием деятелей, принадлежащих к некоей общности, эволюционирует и действительность, в рамках которой они взаимодействуют.

 По сути, процесс развития деятелей сводится к наращиванию объёма осознаваемой им информации. Все вещественные оболочки деятелей – тела, которые они используют в некоторой конкретной действительности, являются, в сущности, всего лишь носителями приобретаемой ими информации. Поэтому, можно сказать, что наиболее общим направлением развития деятелей, является возрастание контролируемой ими информации. Таким образом, в мире царит сквозной принцип эволюции: развитие деятелей от самых простых до самых сложных форм их реализации. Причём, эта эволюция происходит в рамках параллельной системы миров – ареала, который соответствует выбираемой общностями деятелей совместной действительности. При этом все более продвинутые реализации деятелей влияют на менее совершенные варианты реализации. Оперативное рассмотрение каждой такой действительности может быть огрублено, то есть, может проводиться без учёта связей между параллельными реализациями деятелей. Это соответствует принятому сейчас представлению об эволюции. Но, не учитывая квантового всеединства Мироздания, мы не можем адекватно оценить ни ход эволюции, ни её перспективы.


«Вертикальные» связи между деятелями.
 
   Объединение деятелей в иерархию – это, по сути, взаимодействие деятелей различного масштаба в процессе эволюции каузальной действительности. Как я писал выше, каждая такая действительность объединяет целые ареалы миров, выбираемых разномасштабными деятелями. (13) При этом подразумевается, что деятели объединяются в общности их взаимодействиями в рамках единой каузальной, то есть линейной действительности. Рассматривая эволюцию деятелей в казуальной действительности, я пришёл к выводу, что она носит нелинейный, а точнее – направленный характер \9\. Поэтому я предположил, что существуют также объединения принципиально иного типа. (14). Это привело меня к рассмотрению возможностей взаимодействия (склейки) «вертикального» типа, то есть, деятелей, не принадлежащих к общей линейной действительности. Собственно, значительной разницы между склейками, происходящими в линейной каузальной действительности и в «большом» квантовом мире нет. То и другое – это склейки соотнесённых состояний. Принципиальная разница состоит в том, что в вертикальных склейках соотнесённые состояния сильно «удалены» друг от друга в квантовом мире и масштабы реализаций сильно различаются.

   Кроме того, в горизонтальных склейках влияние высших деятелей на низших осуществляется через промежуточные ступени иерархии, т.е. редуцируется. А в вертикальных склейках такое влияние происходит непосредственно, посредством инициирования высших измерений. Инициация осуществляется многократным запросом на взаимодействие. Эта многократность обеспечивается тем, что продвинутые деятели имеют значительно большие масштабы реализации. (16) Всё описанное возможно потому, что всем деятелям, в принципе, доступно развёртывание любых измерений взаимодействия, содержащихся в суперпозиции. Но по своей инициативе они разворачивают только те измерения, которые характерны для их уровня взаимодействий в данной конкретной реальности. Однако через склейку деятелей в контексте крупномасштабных взаимодействий им навязываются «лишние» для самостоятельно выбираемой ими реальности смысловые измерения. Эти аспекты выбора могут быть относительно «маломощными» но зато они действуют относительно долго. То есть создаётся тенденция выбора, в контексте крупномасштабных взаимодействий, которая и приводит к желаемому для старших деятелей результату.

    В первую очередь, говоря о вертикальных склейках, я имею в виду склейки различных реализаций одного и того же деятеля мультиверса. То есть, полагаю, что возможна склейка в контексте мультивидуума. Такая возможность существует вследствие разных временных масштабов различных реализаций одного и того же деятеля. Эта разница даёт возможность влияния «будущих» событий на «прошлые», когда более продвинутые и крупномасштабные реализации воздействуют на свои предыдущие воплощения. Такие склейки происходят «в интересах» мультивидуума, они реализуют холические качества мультивидуума на множестве уровней реализации. Эти холические качества позволяют рассматривать мультивидуум любого масштаба, как отдельный, цельный квантовый объект. Очевидно, что всякий мультивидуум имеет иерархическую структуру, динамику развития и устойчивость. То есть вертикальные склейки – это внутренняя жизнь мультивидуума, как сложного «квантового существа», обитателя квантовой реальности. (14) Таким образом, все варианты существования деятеля мультиверса связаны между собой, они представляют собой единое информационное целое в квантовом мире.

   На этом основании, я считаю возможным рассматривать мультивидуумы как вертикальные многомировые сообщества. Но и в одном мультивидууме можно выделить несколько сообществ. Так, есть например, «гуманоидное» сообщество мультивидуума, означающее совокупность всех разнородных вариантов существования человеческой личности. Это сообщество тоже можно рассматривать, как отдельного деятеля квантового мира. Все варианты реализации этого деятеля объединяются в единое целое «вертикальными» связями, и это целое я называю «личность человека» или «душа». Причём, объединение их обусловлено целями и задачами высших, наиболее сложных реализаций данного деятеля. Не будет ошибкой сказать, что это цели эволюции. Их можно, в общем виде сформулировать, как развёртывание возможно большего количества наиболее сложных измерений взаимодействия при обеспечении устойчивости мультивидуума. И следствием такого влияния является нелинейность эволюции реализаций в каузальной действительности, её направленный характер – более продвинутые реализации деятеля создают тенденцию направленности для свободного выбора предшествующих им, менее продвинутых реализаций.

   Помимо мультивидуумов, вертикальные связи играют также огромную роль в эволюции горизонтальных сообществ деятелей – метавидуумов. (Метавидуум – это общность деятелей, объединяемая общими условиями существования в частной действительности, например, население города или страны.) При этом вертикальными являются множественные склейки реальностей деятелей в контексте некоей обобщающей идеи или концепции, которые играют, в перспективе многомирия, роль холического психоидного или психического измерения, продуктивного для развития существующих метавидуумов. Например, такими обобщающими вневременными измерениями могут служить религиозные догматы или общественные и социальные доктрины. Соответственно такому воздействию, в человеческом обществе формируются вертикальные общности религий и социальных движений, которые соответствуют крупномасштабным многомировым деятелям, формирующим ветви общечеловеческой истории. Такими деятелями являются мегавидуумы. Мегавидуумы – это вертикальные общности, представляющие собой духовные объединения исторических множеств личностей. (16)

   У меня есть несколько предположений о проявлениях вертикальных связей, то есть о том, как они выглядят для нас. Выше уже было сказано, что для примитивных форм реализации деятелей влияние высших реализаций должно проявляться как тенденция случайного выбора. То есть, о таком влиянии можно говорить, когда мы наблюдаем на длинных отрезках существования неживых деятелей последовательную тенденцию их маловероятных реакций и объединений. Наиболее впечатляющим примером таких событий можно считать осуществление химических соединений, и микрообъектов, необходимых для возникновения первых живых организмов. Для биологических реализаций влияние вертикальных связей может выглядеть, как объединение простейших организмов в сообщества, предшествующие возникновению сложных организмов. На более продвинутом уровне биологических деятелей вертикальное влияние может проявляться в виде инстинктивного выбора оптимальных реакций и перехода к формированию самоосознания. (14) А на разумном сознательном уровне такое влияние может иметь форму идей, объединяющих людей и направляющих их в спасительном направлении, которое верующие люди называют «Божий Промысл».


Вместо послесловия.

   В заключение хочу предложить ещё одну умозрительную модель.

   Деятелей мультиверса можно представить себе, как многомировые существа – некие сущности, перемещающиеся (плавающие) в Абсолютном пространстве Мультиверса и улавливающие попадающиеся им (доступные для их уровня развития) измерения взаимодействия от других деятелей и сообществ. «Поймав» определённый набор измерений, они могут реализоваться в некоей каузальной действительности, т.е. в частной вселенной. Вполне возможно, что они могут параллельно реализовываться в нескольких таких вселенных. Деятели и формы их реализации бесконечно многообразны. Здесь у меня возникает вполне библейский образ виноградной лозы, от которой отходят на разных уровнях веточки частных реализаций. Как я уже писал в главе о вертикальных сообществах, мультивидуумы, наверное, имеют иерархическую структуру. Соответственно, в структуре деятеля можно выделить наиболее активную составляющую, которая направляет перемещение всего деятеля к тем или иным формам реализации. Таких составляющих может быть несколько, что порождает конкуренцию между ними. Собственно, это всё мы можем наблюдать в своей душе, ведь она тоже деятель.

   В общем, Многомирие — это населённый мир. Вооружившись знанием, мы можем открывать его снова и снова…


Приложение 1. Частное мнение о духовном содержании эволюции.

Возникает вопрос о сложном характере целеполагания деятелей. С одной стороны, они свободны, но с другой, в Мироздании явно проявляется эволюция, являющаяся упорядоченным процессом, причём, процесс этот чем-то направляется. То есть, эволюция деятелей в каждой частной действительности носит гораздо более сложный характер, чем это представляется в рамках линейных каузальных построений. При рассмотрении на достаточно больших временных промежутках, видно, что это процесс нелинейный, что он, как будто, направленный. Это проявляется, в частности, как влияние будущих событий на текущие. Например, об этом говорит недостаточная для закрепления положительных изменений мотивация в ходе эволюции. Появившиеся положительные изменения в начале достаточно слабы и не могут оказывать значительного влияния. Почему же тогда они всё же закрепляются? При случайном отборе всегда не хватало бы времени для закрепления полезных мутаций. То есть, эволюция всегда идёт по такому маловероятному пути, что возникает вопрос – что же ею движет? Приведу небольшой пример.

  Однажды сын прислал мне ссылку, демонстрирующую удивительные приспособительные механизмы, выработанные эволюцией.  (17) В этой заметочке, в частности, описывается сложный путь превращений червя-сосальщика – ланцетовидной двуустки Dicrocoelium dendriticum. Одноклеточные паразиты, находящиеся в почве, используют в виде «транспорта», доставляющего их в органы высокоорганизованных животных, примитивные организмы: сперва улитку, а потом муравья, которого паразит зомбирует с помощью клетки-смертника в мозгу насекомого. После этого, используя особенности поведения муравьёв, а затем коров, он добивается, что муравья проглатывает корова и попадает, наконец, в желанную среду обитания – печень коровы или человека. А затем одноклеточные яйца-зародыши паразита с калом попадают снова в почву.

Тут сразу напрашивается мысль об эффективно действующем мультивидууме, где высшие реализации направляют действие предшествующих примитивных реализаций. Потому что, если предположить, что полезные для данного вида изменения появляются в ходе случайных мутаций и закрепляются посредством борьбы за выживание, то сразу возникает вопрос о гигантском отрезке времени, необходимом для этой невероятной эволюции. Притом, что высшие млекопитающие появились сравнительно недавно – около 100 млн. лет назад. И все эти очень маловероятные изменения должны ещё закрепиться в хромосоме одноклеточного зародыша, а затем, каким-то образом управлять неизмеримо более сложными дальнейшими реализациями этого паразита. – Безумно сложная проблема! Здесь мне хочется вернуться к той главе, где я писал об универсальности деятелей в квантовом многомирии. Духовные содержания, составляющие мультивидуум, чрезвычайно разнообразны. Поэтому безмерно многообразными могут быть и материальные формы, избираемые этими содержаниями для актуальных воплощений. Формы описанных превращений паразитов я рассматриваю, в контексте вышесказанного, как частные воплощения неких злых сущностей – бесов, восстающих на Творца. У меня даже появляется фантастическая мысль о скверном сообществе мультивидуумов (бесовской школе). Это, конечно, моё сугубо личное мнение, а не религиозная пропаганда.

По мысли крупнейшего современного биолога Левонтина, специалиста по эволюционной генетике, «следует отбросить отчужденный взгляд на организм и среду. Дело обстоит вовсе не так, что среда имеет свои независимые законы, а организмы открывают их, сталкиваются с ними и вынужденно к ним приспособляются. На самом деле разные типы среды – это последствия того, что Маркс назвал «чувственной активностью» организмов. ...Организмы сами построили (constructed) мир, в котором мы живем» . (18) Если чувственная активность организмов создает среду по их подобию, то тем более это относится к интеллектуальной деятельности, создающей по своему подобию культурную среду обитания. Адаптация – это только средство трансформации. Знание – это адаптивный механизм, посредством которого мышление координирует себя со средой для того, чтобы тем вернее ее трансформировать, приспособить к себе. Все, что мы называем историей и культурой, и есть результат такой адаптации действительности к мышлению. В любом фрагменте искусственной среды, от избушки до небоскреба, от книги до компьютера, можно увидеть оттиск мышления, систему овеществленных или означенных понятий».

Позволю себе высказать своё личное мнение о духовном содержании эволюции. – Думаю, что это инструмент созидания для Творца. Моя мысль состоит в том, что Господь созидает во времени Своё Царство через эволюцию Мироздания, которая охватывает все уровни организации материального и духовного бытия. Естественно, что такая сквозная эволюция носит направленный характер. Низшие уровни бытия формируются под влиянием высших уровней. А противодействующие плану Создателя реализации постепенно изживаются в ходе эволюции, поскольку не опираются на Абсолют. То есть, Божественный Промысл распространяется, изменяя свою форму, с больших масштабов Мироздания на меньшие – от Небес Духовных на человечество,  на живую природу, и далее, на весь материальный мир. Эта «редукция» Божьего Промысла идёт от будущего к настоящему, то есть каждый последующий уровень бытия создаёт в настоящем условия для своего возникновения.
 
Приложение 2. Заблуждения сторонников концепции перевоплощения.

Если рассматривать эволюцию исключительно в «плоском» контексте каузальной причинности, то факт направленности эволюции логично приводит исследователей к концепции перевоплощения деятелей, чего на самом деле, как я думаю, нет. По сути же, это означает классическое, линейное рассмотрение квантовой реальности Мультиверса, что не может не привести к принципиальным ошибкам. В этом состояла ошибка буддисткой философии, в этом была причина ереси Оригена, ошибочного представления об эволюции Н.О. Лосского (5) и многих других философов. На самом же деле, говорить о перевоплощении в рамках любого мультивидуума бессмысленно, поскольку мультивидуум универсален, и все варианты его существования, хотя бы теоретически, участвуют в любом его акте выбора. Если бы деятели не были универсальны, тогда бы действительно могло быть перевоплощение, т.е. тогда бы отсутствующие возможности в рамках одного мультивидуума компенсировались бы другими мультивидуумами. Таким образом, введение представлений о мультивидуумах, как вертикальных общностях деятелей перечёркивает существующие гипотезы о перевоплощениях.

 Насколько я понимаю, в буддизме вообще отсутствует понятие системной эволюции. Суть буддисткой концепции мира можно, по-моему, выразить в двух словах: всё относительно. То есть, в принципе буддизм отрицает существование какой бы то ни было объективной реальности, как физической, так и духовной. В сущности, такая установка отрицает системность Мироздания. А в духовном плане это, по-моему, означает отрицание значения Любви, как сущностной, онтологической основы Мироздания. Это для меня абсолютно неприемлемо.

Приложение 3. Многомировая концепция мышления.

   Лауреат Нобелевской премии по физике Вольфганг Паули в диалоге со своим другом, психологом Карлом Юнгом писал: «Смысл – это и есть тень других миров, падающая на вещи нашего мира и  придающая контрастность их очертаниям». 
Этой темы я коснулся в статье «Слово в многомирии» (19). Кратко изложу суть моих рассуждений. – Сознательный выбор разумных деятелей, реализующихся в «нашем» сообществе, постоянно флуктуирует в ареале реальностей, вписывающихся в диапазон разброса констант для антропной Вселенной. Это постоянно происходит и является характерной частью нашей действительности. Постоянно флуктуирует и выбор актуальной реальности человеческого сознания. Вследствие флуктуаций выбора реализуются (с разной частотой) все альтернативные варианты «дневного» сознания человека, наполняющие актуальное бессознательное\10\. Учитывая это, можно выстроить теорию мышления, основанную на веерном, т.е. многомировом осознании человеком актуальной ситуации и изменений окружающей среды. Последовательный, веерный выбор оценок актуальной ситуации сопряжён с анализом, а обобщающий выбор оптимальной оценки и соответствующей реакции сопряжён с синтезом. То есть, мышление может быть представлено, как селекция альтернативных реальностей с целью выработки наилучшей реакции (18).

Меня очень порадовало, что подобную же гипотезу я нашёл у уважаемого мной М.Н. Эпштейна (20). Он пишет:
«Собственно, смысл – это и есть суперпозиция, если толковать эту гуманитарную категорию в физических терминах. Точнее, суперпозиция – это условие осмысленности каждого из параллельных миров благодаря их различиям… Иными словами, реальность – это вовсе не сумма всех параллельных миров, а именно суперпозиция, которая делает их всех возможными, обусловливает их множественность. Наряду с «антропным» можно сформулировать «смысловой» принцип космологии: мультиверсум создан таким, чтобы придать ему как можно больше смысла. Чем многообразнее миры, тем насыщеннее смысл событий в каждом из них, определяемый разностью между ними. … Я полагаю, что свидетельства параллельных существований преизобилуют в нашем мире, более того, образуют его смысловую структуру. Мы не можем судить о смысле тех или иных явлений, не сопоставляя их мысленно с параллельными явлениями, возможными лишь в иных мирах. Иные вселенные нужны, чтобы в нашей рождались смыслы. Но иные вселенные должны быть физически отделены и непроницаемы для нашей,  чтобы смысл принадлежал именно данному событию – в отличие от его альтернатив в других вселенных. Смысловая конструкция мироздания требует и множественности миров, и их закрытости друг от друга. В противном случае реальность, лишенная вариантов и параллелей, не вызывала бы вопросов и осмысления – или была бы полностью эмпирически наблюдаема, что также разрушило бы категорию смысла как отношения актуального к его альтернативам».


Источники.
1. Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики. УФН, т.175, №4 стр. 413 – 435. Интернет-копия www.chronos.msu.ru/RREPORTS/mensky_kontseptsia.pdf
2. Х. Эверетт   The Many-Worlds Interpretation of Quantum Mechanics 3. Хью Эверетт III   Диссертация «Теория универсальной волновой функции» 4. Лебедев Ю.А. Частное письмо от 26.07.13.
5. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. Москва 1992 Прогресс.
6. Лейбниц Г.В., «Монадология», Соч. в 4 томах, Т.1, изд-во «Мысль», М., 1982.
7. Костерин А.М. Деятели Мультиверса. http://www.everettica.org/art/M04.06.10.pdf
8. Костерин А.М. Ритмы Мультиверса. http://www.everettica.org/article.php3?ind=106
9. Костерин А.М. Многомировая интерпретация антропной вселенной. http://www.everettica.org/art/080909.pdf
10. Иванов Е.М. О многомирии. http://www.proza.ru/2016/05/29/1302
11. Лебедев Ю.А. Частное письмо А.М. Костерину от 10.03.2007.
12. Лебедев Ю.А. Феномен Клио в альтерверсе [Текст] : физический смысл истории в многомировой интерпретации Эверетта / Ю. А. Лебедев. - Москва : URSS, cop. 2016.
13. Костерин А.М. Формирование многомировой картины мира. Иерархический выбор реальности. http://www.everettica.org/art/Kost311011.pdf
14. Костерин А.М. О склейках параллельных миров. http://www.proza.ru/2016/01/22/1036
15. Александров Ю.И. Научение и память: системная перспектива. http://www.intelligence.su/lib/00021.htm
16. Костерин А.М. Мирское смешение. 17. Мищенко Екатерина. Зомбиология. Хакеры мозгов и повелители трупов. https://indicator.ru/article/2017/08/09/zombi-v-prirode/
18. Эпштейн М.Н. От знания к мышлению. https://snob.ru/profile/27356/blog/87692
19. Костерин А.М. Слово в многомирии. http://bustorik.info/milkywaycenter-com/everettica/AK191012.pdf
20. Эпштейн М.Н. Категория смысла и квантовая физика. Как объединить гуманитарные науки с естественными? https://snob.ru/profile/27356/print/107724


Сноски.


     \1\. Поскольку это отрывок из частного письма, написанного не мне, то ссылки я здесь не привожу.
\2\. Причём, надо иметь в виду, что каждый из деятелей, представленных в данной конкретной вселенной является выделенной из суперпозиции всех возможных его состояний проекцией, то есть, частным представлением соответствующего мультивидуума. В каждой физической проекции вселенной участвует одна из проекций каждого деятеля. Каждый деятель в каждый момент своего выбора в конкретном цикле инициирует лишь одну реальность.
     \3\. Модель Абсолютного пространства кажется важной для философского осмысления нашей актуальной действительности. При этом интенсивность взаимодействий можно характеризовать относительным пространственным положением объектов. (Чем они ближе расположены, тем сильнее влияют друг на друга).
    \4\. Для каждой точки Абсолютного пространства наиболее вероятным является некоторый специфический набор качественных измерений. Таким образом, каждая точка является центром реализации некоего качественного среза Вселенной.
    \5\. Хотя в Абсолютном пространстве Мультиверса  каждый из этих организмов представляет собой некое «облако возможностей». Любая из этих возможностей обладает своеобразным «бытием в себе» в составе соответствующей относительно объективной реальности. То есть, реализация каждого деятеля в суперпозиции состояний является, в свою очередь, деятелем в некоей относительно объективной реальности, который также осуществляет селекцию альтернатив.
    \6\. Целесообразная селекция альтернатив, в принципе, возможна лишь в том случае, если наблюдаемый квантовый процесс находится в той же области пространства, что и сам субъект-наблюдатель. Это утверждение соответствует факту, что все объекты выявляемой совместной действительности являются деятелями.
    \7\. По отношению к ним Бог, олицетворяющий онтологический Центр Мироздания,  является Бесконечностью наивысшего  порядка. Он обладает бесконечно большим числом измерений, причём не потенциальных, а развёрнутых. Но и про деятелей, можно, наверное, сказать, что все они, в контексте многомирия, бесконечно сложны и многообразны. И все они, при этом, избирают различные направления развития и способы существования.
    \8\. Примером такого аналитического осознания может служить прекрасное исследование д.п.н. Александрова, который показал, как психические состояния выступают в виде внешних факторов для общности нейронов. (15).
    \9\.  Например, времени для накопления положительных изменений в линейной эволюции недостаточно. Если принять многомировую концепцию, т. е. принять возможность параллельного отбора, то времени хватает. Но при этом, возникает необходимость в факторе направленности, обобщающем параллельные изменения и отбирающем перспективные варианты. Такая направленность эволюции осуществляется за счёт "вертикальных связей" в мультивидуумах и многомировых общностях, например, в мегавидуумах. Об этом также в Приложении 1.
    \10\. Кроме того, данная модель способна, объяснить множество известных человечеству паранормальных, «мистических», аномальных и прочих «непонятных» явлений. Существование сознания на базе целого ареала физических реальностей объясняет тот факт, что разрушение мозга в одной реальности не влечет автоматически уничтожение сознания. То есть представления о посмертном существовании психики получают физическое объяснение.

Март-сентябрь 2017.


Рецензии
Судя по этим Вашим фразам -
"На мой взгляд, объективный мир может быть модельно представлен в виде Квантовой Суперпозиции всех возможных состояний Вселенной... Именно так я представляю мир, созданный Богом. – Это объективная реальность, существующая вне времени и пространства, единственная объективная реальность, существующая независимо от чьей бы то ни было воли" -
наукой Ваши умозаключения не пахнут. Тогда что это у Вас - новая религия, новые религиозные воззрения?
В любом случае, что Вы имеете в виду под "возможными состояниями Вселенной"? Ведь состояний у объектов может быть всего два - состояние движения и состояние покоя.
И ещё - если мир создан, то он уже зависим от своего создателя, о какой же независимости Вы толкуете?
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   22.09.2021 22:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.