Как папа кобеля учил

на фото: Дом Охотника в г. Жиздра)

Дело было осенью, когда отрывается охота на пушного зверя. Валдайке едва исполнилось 7 месяцев. По охотничьим нормативам - это начальные классы в собачьей школе. А в человечьих  учебниках сказано, что к году и 2-ум месяцам собака с чистой родословной уже даже диплом получит. За годы работы с такими собаками папа не то, чтобы сомневался. Скажем, сам себе не верил. Но в книге написано: веди в лес, значит - веди. Ато вырастет неучем, да ещё и за калитку нос побоится высовывать.
Так вот - все умения Русский пегих гончих на 80 % заложены в генах, 10 % вливается с молоком матери, остальное - опыт, который к солидному возрасту перекроет все проценты. Ибо я видела, как гоняют и довольно успешно, даже (мягко говоря!) специально обученные дворняги, не имеющие ничего общего с охотой, разве что только любовь к прогулкам. Потому с не чистокровными столько мороки! Но и собачью "элиту" тоже учить требуется. Вдруг подкорректировать чего. С малого возраста-то всегда лучше.
Валдайка был рано оторван от мамкиной сиськи и продан моему отцу. И явно чего-то недополучил в знаниях. По голосу он был не совсем уж и звонкий. Зато оочень ласковый, красивый бутузик с огромными лапами и "картавый". Вместо грозного "ГАВ!" долгое время мямлил: "МНЯУ-МНЯУ-МНЯУ!" Охотиться ему предстояло в смычке с ленивой и не блещущей интеллектом Альмой.
Альма - в любом тандеме по всем параметрам должна была быть "второй скрипкой". По причине того, что красивая женщина не обязана быть сильно-умной! И, как ослепительно красивой, ей прощалось бежать по своим и хозяйским следам с голосом. И она это знала. И знала, что получит нагоняй. Но - "вдруг она потерялася! А лес такой большой! Ай!.. Ой!.. Ого-гооой!" Одно слово - истеричка!
Дабы не портить и без того не сформировавшееся представление о мире маленького Валдая, Альму решено было пока с ним не брать. Пусть постигает охотничью премудрость один, без придурковатых двоечников. Она итак научила малыша, с кем стоит дружить в этой семье, а от кого даже печеньки в голодный год не дождёшься.
Как и положено в охотничьей семье, пёс быстро включился в работу. Бегал сразу много, ничего не боялся, не скулил. Но как папа объяснял ему теорию!? Это нужно было снимать на видео: обязательно бы выиграли телевизор в "Сам себе режиссёр"!
Осенью, когда земля уже холодная и сырая. Взрослый мужик под 2 метра ростом со всеми своими 130 килограммами, из которых особенно выдающимся был сытый охотничий живот, такой, чтоб патронташ держался как влитой, с изяществом молодой юркой лани бегал на корачках промеж деревьев, нюхал следы и тыкал носом в них ученика. Что только не сделаешь, чтобы преподать очумевшей от сего зрелища и никогда до этого не видевшей подобных человечьих припадков собаке основы поиска, выслеживания и ведения животных.
Урок состоял в том, чтобы отличить свежие следы и понять, стоит ли бежать по ним. Методика преподавания - личный пример, с комментированием и стёбом на русском, иногда сильно матом. Хорошо, что Валдайка - умный пёс. Он понимал всё, несмотря и вопреки логике, даже собачьей. Нет, я не хочу сказать, что мой папа - плохой учитель. Потому как у плохого учителя и собаки бы не гоняли. Просто он иногда излишне очеловечивает своих собак. Отсюда завышенные требования не только в работе, но и в жизни. А может, это и к лучшему?! Я ни у кого ещё не видела, чтобы собаки настолько понимали и чувствовали своих хозяев, что и слов никаких не нужно. Например, я, расстроенная чем-нибудь, плакать уходила к Валдаю. Он обнимал меня и веселил как мог, швырял мне мячик. Он единственный, кто поддерживал меня в тренировках. Мы часами бегали с ним по лесу. Я - от лишнего жиру, он - от скуки, потому что сезон охоты закрыт.
Собака - не просто Друг, собака компаньон и боевой товарищ. И так в нашей семье было задолго до меня.   
Папа рассказывал такой случай. Они тогда держали пса по имени Трубач. (У охотничьих собак, как правило, кличка описывает достоинство будущего охотника: Звонарь, Добывай, Гобой, Набат, Трубач). Так вот особенно Трубач любил моего деда - папиного отца. Ещё и за то, что с ним можно было поговорить. Вернее, это Сергеич изливал душу, а пёс внимательно слушал, периодически поднимая и опуская уши, кивая здоровенной башкой, и всё-таки неминуемо засыпая, облокотясь на плечо хозяина. Да так крепко, что если б дед встал, Трубач брякнулся бы о землю всем своим собачиным прикладом. Но Сергеич терпел и ждал, если это было не очень долго, конечно.
Однажды собрались копать огород. Огороды-то в деревнях не с дачу! Минимум 15 соток. А вскопать нужно за день. Чего надолго затягивать. Обычно, на огороды, покосы или ещё чего масштабного созывали всю родню из города, а если мало, то и соседей. И тут не обошлось без массовости. 
На первом же перекуре обнаружилось, что Трубач свиснул и принёс домой кость с мясокомбината. Благо бежать недалеко! И у всех на виду принялся её уминать. Не смог дед утерпеть такой наглости и начал: "Вот ты, Трубач, мне друг?" Собака на своё имя подняла голову.
"А хреновый ты мне друг. И не друг вовсе. Если обо мне не подумал, когда воровать пошёл! А я, ведь, только о тебе и думаю. Вот кормлю тебя, ничего не жалею. А ты пожалел... Эгоист ты, Трубач, высшей марки. И больше ко мне не суйся. И беседовать с тобой мы больше не будем. Потому что ты мне, Трубач, больше не друг!"
Плюнул Сергеич от обиды и пошёл дальше копать. За тяжёлой работой забылась дедова обида. Как вдруг слышит шумит кто-то. А с той стороны забора Трубач кость промеж штакетин протянуть не может. Так и стукает ею о соседние доски. Открыли калитку. Он деловито вошёл. В зубах - батюшки! - мосалыга, да ещё и с мясом! И к ногам дедовым. Вот тебе и понимание с очеловечиванием, и доверие и дружба в одном флаконе!!! Видали? А кто видал - до сих пор всем рассказывают, что и такое бывает.
С тех пор сколько у нас собак было - все умные! Валдайка выдурился в настоящего охотника. Такого, что и воровать его пытались. Возвращался. И ноги в кровь стирал по снежному насту, с таким азартом за зверем гнался. Папа его потом не один десяток километров на себе волок. Потому что Друг. А Друзей не бросают.
Он так и погиб. Как настоящий, верный, преданный Друг.
Зимой к нашим деревням волки подходят. Воруют скот. Одному мужику прямо во двор залезли и корове морду выгрызли. Пришлось резать. И что понесло тогда отца на охоту? Но пошли они с Валдаем - уже опытным и  матёрым охотником в лес.Долго ходили. Нет зверя. Зато много волчьих следов. Повсюду.
Пёс сразу всё понял и сделал так, чтобы папа даже испугаться не успел. Он просто увёл волков за собой, подальше от человека. И больше не вернулся.
Мой самый лучший Герой! Я никогда его не забуду. Потому что Друзей не бросают...


Рецензии