Я САМА!

- Женя! Я падаю, падаю, падаю!
Отчаянный громкий шепот в ночи больничной палаты.

Подскакиваю на своей кровати. Бросаюсь к соседней.
Тома- соседка по палате - тянет дрожащую руку в никуда, полуслепая, слабая, испуганная.

- Тома, ты на кровати лежишь. Ты никуда не упадешь, я держу тебя за руку. Все нормально. Сейчас вызову медсестру.

Жму на кнопку вызова, пытаясь успокоить соседку просто своим присутствием рядом.
Приходит медсестра. Сахар – 19,6. Давление за 180…
Уколы, капельницы.
Привычный ритуал во время такого приступа.

Тамара Щербинина. Я запомню твое имя.

Она мне понравилась с первого взгляда - приятный взгляд, стройная для ее возраста фигура,  теплый голос - и с первого решительного жеста, отклоняющего мою помощь, когда я попыталась помочь ей найти коробку с таблетками – прозрачная круглая коробочка была просто не видна ей на белой тумбочке, полуослепшей от инсульта, отягощенного диабетом.

- Я САМА!

- Тамара, но это же не сложно для меня. Просто положить таблетки между черным телефоном и черным же зарядником: тогда ты быстро их найдешь.

- А ты будешь дома со мной жить? Там у меня Жени не будет. Я там одна с утра до ночи. Только сестра Галя заходит, помогает, но у нее же семья. Так что я должна все научиться делать сама. И двигаться, и делать все наощупь.
Я должна научиться ТАКОЙ жить ОДНА.

Я слушала ее и думала. Я бы так не смогла. Слабачка я и трусиха потому что.
Да и...
Что за несправедливость такая?
Вот за что ей все это, вот такая судьба?

За что?

Она же такая настоящая, искренняя, хрупкая и сильная одновременно. Прожила жизнь, которой живут миллионы наших женщин.Работала на заводе, вышла замуж, родила любимую навсегда дочку Танечку. Купили кооперативную квартиру. Постепенно с мужем Володей за нее рассчитались, заботились о Танечке, растили ее, воспитывали все эти сложные перестроечные годы.
Все как у всех было же и хорошо было все.

Танечка окончила ВУЗ, замуж вышла. И стала Танечкой Кузнецовой, которая сейчас вполне благополучная женщина и работает в каком-то банке Москвы.

А потом грянула беда.

Володя заболел рассеянным склерозом.Муж слег за 2 года. Сильный, здоровый мужчина превратился в инвалида.

И началась совсем другая жизнь у Томы.
Утром мужа помыть, усадить поудобнее в постели, рядом на столе оставить какую-то еду на весь день: вареные яйца (почистить непременно, руки-то плохо работают), бутерброды, чай. Главное, чтобы Володя дотянулся до еды.
Всю смену нервничать: как он там? Успеет ли вернуться домой, чтобы успеть поменять утку… И в магазины за продуктами забежать, и в аптеку за лекарствами и все бегом, бегом - все долгие 15 лет.

Таня с мужем продолжали жить в их двушке в Щербинке, как могли помогали. Но у них уже родился Ванечка, сынок. Свои заботы, хлопоты.

А когда Володя умер, Танечка объяснила маме, что в цивилизованных странах старики живут отдельно от молодых. Да и про пансионат для нее намекала - дескать уход там все равно лучше. Тамара все поняла и уехала навсегда из родной квартиры, которую с таким уютом благоустраивали с Володей для себя и для Тани тоже.

Томе повезло, ей было куда уехать. К тому времени пошел под снос в Подольске дом ее мамы, на квартиру в этом доме имели право она и ее сестра Галя. Теперь у нее была своя небольшая однушка, и она могла не мешать жить любимой дочери, хотя очень скучала по Ванечке и Танечке.

Когда мы с ней познакомились, она три года не видела ни внука, ни дочери. И не слышала. Они ей не звонили и не приезжали.
Наверное, них были причины обижаться на маму. За что-то. Я не знаю, я не хотела тревожить Тому в ее состоянии расспросами.
НУ, не мое это дело.
Сестра Галя приходила каждый день, ее дочь и внучка тоже взяли на себя заботу о Тамаре.
Я спросила их, а Таня в курсе, в каком состоянии находится мама?
Галя ответила, что звонила ей. Таня ответила коротко: «Я поняла».

И все.

И не приехала.

И не позвонила.

А я слушала по ночам, как Тамара плачет в подушку, тоскуя о дочери, и думала, а, вдруг, случится чудо?
Завтра утром откроется дверь, и в палату шагнет Танечка Кузнецова с Ванечкой.
И Тома перестанет плакать, и от этого вот неожиданного чуда начнет выздоравливать.

Вчера я позвонила Томе, но трубку взяла Галя – сестра. Чуда не произошло. Тамаре стало хуже: она уже почти ничего не видит, вставать не может. Прогнозы врачей неутешительные. Но Галя сказала: мы с девочками (Олей и Иришкой, если неправильно запомнила имена, - простите) ее не бросим, будем ухаживать. Благо квартиры в одном доме.
Да, повезло Тамаре Щербининой с сестрой, племянницей и внучатой племянницей. Спасибо вам, девочки.

И я как-то неожиданно пожалела Томину дочку - Таню Кузнецову.
Она же может не успеть просто даже проститься с мамой и сказать ей спасибо за то, что мама дала ей жизнь, что растила, воспитывала – уж как умела. НУ, было же у них что-то хорошее в жизни? Не только обиды - непонятно за что. Мудрость же когда-то приходит и к Танечкам?

А еще есть обратный удар кармы. И сынок Ванечка когда-нибудь может поступить с ней так же. Урок не пройдет даром. Просто бросит беспомощной и больной - в лучшем случае - на чужие руки сиделок. Потому что у Тани Кузнецовой сестры Гали нет, и Оли с Ирой тоже нет.

Хотя...
пусть у Танечки все будет хорошо, и она проживет счастливую и долгую жизнь.
Ведь этого хочет ее мама.

Тамара Щербинина.
 
По мне так замечательная женщина. И я запомню ее девиз навсегда: "Я сама!"

Только вот... вот надо ли жить с таким девизом, без всякой надежды на поддержку близких?
Я не знаю.
Потому что вот я сейчас забочусь о беспомощной свекрови и на самом деле не уверена, кому это важнее - ей или мне.
Вы меня понимаете?

И почему я поделилась с вами этим текстом вы тоже понимаете.


Рецензии