Зло не исчезает -бумеранг летит из прошлого

Людмила Корина
Семейная Сага."Родные-близкие" Часть 2я

По прошествии десятилетий внимательное прочтение собственных записей и писем отца периода разрыва с ним в мои 20 лет, к которым прикоснуться гадко.Там столько непонимания,лжи.

Современное, но близкое к оригиналу  астро- прочтение образа Девы Агрессивного, даёт совмещение при рождении Солнца и Марса в этом знаке.

Знаменательный разговор. Лето 58го
Он стоит у окна, я  сижу на диване. Говорю дерзко. Сначала о 50 рублях мне на проживание и съёмный угол(ведь стипендию  и общежитие успешным студентам из обеспеченных семей не дают). Я не хочу, чтобы он проделал всё это втихаря, со мной не считаясь -сам устанавливал новые правила, сбрасывая меня после 18лет с семейных расходов, как чужую.

В семье ладу нет, все враздробь- пасынок ему чужой,живёт с бабушкой в Амвросиевке, жена стареет и молча терпит  выходки мужа,её мать на грани срыва - из экономии не платил ей два года за проживание дочки от предыдущего брака.Сейчас дочь С.В. приехала на каникулы, учится в Л-де.И вся эта семейная катавасия крутится вокруг неё, как перед судьёй, -не просто им компилировать свои версии под её открытым взглядом.

Отец всю жизнь живёт с дочерью раздельно- сначала война, развод с 1й больной женой, её матерью, а после смерти Кати отдав 14тилетнюю девочку на три года мачехе-разлучнице, продолжая службу в Дрездене до середины студенческих лет единственной дочери.Она отличница, люди к ней тянутся, нашла понимание с приютившими её людьми, а в короткие отпуска с папашей - никак.Как это она его не любит? Заставим, выбьем её свободный дух.Значит надо обломать руки-ноги  по методу Макаренко.

Подошёл срок  выхода С.В.на военную пенсию в 46 лет- открылся сказочный путь -сбросить ненавистную службу в опостылевшей медицине.Привез со 2ой женой из Германии гору чемоданов, хранят мебель и дорогие ткани в Амвросиевке,квартирка  в Дн-ске однокомнатная.Разъелся в Дрездене -никогда в такой роскоши не жил. Самое время дочку с семейного баланса сбросить.

Моя последняя фраза: К чему же ты пришёл, отец? Ведь семьи то нет…
Взбесился, так оно и есть. Ударил несколько раз ремнём зверски, как врага. Я онемела, но придя в себя, крикнула, что он сволочь и что убью его. Выбежала во двор босая(комната на первом этаже), в домашнем платье. Дверь захлопнулась английским замком. Боли не чувствовала, без слёз. Л.И. вернулась с базара, позвала есть. Вошла, поела .Отец что-то мямлил –  если ненавидишь меня, чего же ешь.(Решил голодом дочь-студентку морить вслед за побоями. Выжила.  Еду готовила и тратилась на неё Л.И. Напоследок проговорилась: С.В. готов денежные купюры с мёдом жрать).

Взяла деньги на билет(были отложены) и поехала на вокзал. Можно было уехать в тот же день, но  вернулась за фотокарточками. Нервное возбуждение дошло до предела. Пошла в лес. Гнев, презрение к садисту ещё долго душили меня. Спрашивала себя – неужели не хватит сил уехать?
Л.И. нашла слова, которые сбили меня с толку. Я была раздавлена и сил для решительного шага в тот день не осталось.Но это был конец.В доме атмосфера жуткая, непереносимая. Перепуганный  содеянным,озлобленный зверь лежит на кушетке и капризно жалуется на радикулит.Я уехала  в его отсутствие.

Из письма отца от 18.2.59 после полугода, как наши отношения были прерваны(мне дали стипендию и общежитие) в ответ на  моё письмо, где я не просила денег, но хотела, чтобы он приехал и мы объяснились -  “ты уехала без понимания и уважения к воспитателю, т.е. совсем без прощания. Я тебе всегда желал только добра и  в будущем буду желать и делать только добро…”

Я отторгла эту ложь, но поддалась впоследствии речёвке многолетней  его третьей семьи- живя в навязанной им нарочитой скудости, преодолевая капризы и выходки самодура, жена несла за него ответственность, как за военного на пенсии, в которой семья нуждалась,  морально оправдывала такую жизнь- приспособились.В глубокой старости он помягчал- культивировал  в себе "толстовца".

С лета 58го года при всех трудностях моей жизни отец никогда до самой своей смерти в 2005м  в 95 лет не  выслал мне и рубля, и в предыдущие годы перекладывал расходы на мачеху и её мать,  ловчил, где мог. 

Оправдываясь, писал: “У меня нет опыта несения тяжких обязанностей воспитателя”.При делёжке добра(вот где заложен для него смысл –желать добра), привезённого из Германии, отстегнули мне крашеную кроличью шубку  под котика  и кое-что из постельного белья в фанерном чемодане. Котика пришлось через год продать при переезде из Ленинграда в Москву. В мае 62го, получив возможность  купить через мою очередь Волгу, купил мне пальто. В 59м выслал фотоаппарат “Практика”, оценив  при пересылке втридорога.

Зато через 20 лет необщения так расчувствовался сближением  со мной его 3ей семьи, что  за справку разрешения выехать в Италию на ПМЖ потребовал усыновить своего сына и отписать всё, что я выстрадала  за многолетнюю бездомность – квартиру, переписать на  наглого “наследника”.
 
Жиряковы- родители мачехи  не могли не видеть, что  девочка добра и справедлива, окружена друзьями и в школе медалистка, с их Валеркой дружит – а дети всё чувствуют. Потом, когда С.В. по-чёрному стал гнобить дочь, при всех демагогиях оставляя её на голодном пайке стипендии в 22р, задумались, сблизились, попытались воспользоваться её правдолюбием, чтобы отомстить обидчику, ставшему врагом.

Поначалу все сомнения мачехи заканчивались на супружеской койке, но после полугода разрыва моего с отцом, она, а не С.В. выслала падчерице 80 рублей к дню рождения. Соломоново решение  для двух спорящих матерей – настоящая мать на условие разрубить тело ребёнка  пополам отказывается от материнства. А другая кричит:руби! В том же письме, одном из трёх, С.В. втягивается в настоящие семейные дрязги, лишь бы в войне с Л.И. и А.А. и предстоящей делёжке имущества перетянуть на свою сторону дочь – она в Ленинграде училась и жила в общежитии.

…”Пишу тебе, потому что ты к Анне Андреевне всей душой, а она против тебя держит камень за пазухой – верить мне можешь. Потому что для меня ближе тебя человека нет. ( Как это совместить с удавкой морить голодом, лишь бы оправдать своё право насилия над дочерью и обрекая её на многолетнюю бездомность),Л.И.  не рада твоему примирительному письму”.

Шла война местного значения.Они  готовились к суду, а мне была отведена роль свидетеля. До Л.И. и её матери дошло, что С.В. ими воспользовался, спихнув им из экономии дочь на три года. Ими пренебрегают. Мачеха  ещё держалась, но с моим отъездом поняла – пора кончать невыносимую волынку и хоть как- то С.В. вывести на суде в облом, желательно с моей помощью. Но мои раны были не на продажу.
Я  выбрала свободу.
 
Больше, чем возмещения расходов, потраченных на моё проживание в течение трёх лет, мать и дочь хотели морального удовлетворения. Они получили деньги на взнос в кооператив в Дн-ске и часть имущества.( А что же там было? Пианино им, отцу шкаф зеркальный, отрезы из чемоданов пополом). Главное – взнос  в кооператив,но в этом я не уверена. Бабушка продала домик с участком в Амвросиевке и переехала к дочери с внуком в Дн-ск. Скончалась она 80ти лет в 70м. Валерий окончил институт, обзавёлся семьёй, жили вместе с Людмилой Ивановной.

Июнь 59г. Приезд Анны Андреевны в Л-д

Я сдаю досрочно экзамены. Успешно и довольно смело.Остались силы, накопленные для поступления во ВГИК. Знакомлюсь с иностранцами, (на площади Искусств выступает группа студентов из США, поют про маленького наивного ягнёнка),чтобы попрактиковаться в английском. Ищу работу. Кто-то сообщил аж телеграммой, что есть вакансия  помощника библиотекаря за 300 рублей(старыми).

К Лазученковым, родственникам мачехи, которые подкармливали меня обедом по воскресеньям и сообщали им, что я ещё жива, приехала А.А. из Амвросиевки. Посол недоброй воли. Отец с мачехой добро своё берегут  друг от друга. Невыездные. А она от меня чего хочет?

Сказала, что досрочно сдаю экзамены. А им всё равно. А.А.: несмотря на то, что ты мне делала, при посещении отца в начале года я была на твоей стороне. Понятно – он в письме тоже объяснял, что  был на моей стороне, но надо было вывезти вещи, и молчал, когда она меня крыла. Заврались? Нет, меня они пустили в расход. Но я бабке верю- что она говорила с отцом , будучи на моей стороне.Я связывала семью воедино,А.А. надеялась, что я приеду на каникулы, отец  же готовился избавиться от жены, её матери и пасынка. А заодно и мои школьные вещи забрать от них.

А мне всё это надо? Знают ли они мою сторону? В такую даль ехала. Ей надо было выговориться. Те 3-4 года –  недобрые времена.Отец Жиряковыми пользовался, но не любил. Говорит бабушка: Л.И. посвятила свою жизнь твоему отцу и тебе, а своего сына забыла. Согласна – зачем она сына забыла, а мне зачем её жертвы? Далее – Лазученковы  тебе помогают,в Амвросиевке Леночка Гуро помнит, Новосельцевы  тепло  вспоминают.

Нервная накопившаяся речь длилась минут 15, пока я шила на машинке кофточку и слушала, сочувствуя ей. Потом я завелась. Сказала, что они мне все надоели, все эти дрязги. Я свободна,  это право выстрадала. Оставьте меня в покое. А с отцом мы со временем разберёмся.

Я вышла из комнаты. Не кончив шить. Что от меня хочет эта женщина, зачем она приехала? Как всё-таки недальновидна и малодушна Л.И. Он уже совсем озверел, раздел имущества готовит, а она  всё на что-то надеется. Кто её вообще просил связывать судьбу с С.В., “отдавать  свою жизнь”? Угробив мою мать.Мне ничего от них не надо.Я свободна.Простились холодно. Больше я с А.А. не встречусь.

“На дне” и “Карточный домик”

 А на следующее утро поехала на барахолку продать несколько своих тряпочек б/у.
Деньги кончились. Приятельница помогала, нахваливала  мои вещички и я осмелела. Наблюдала типы весёлых забулдыг. Совсем не страшно, а интересно.Никак не избавлюсь от своего чистоплюйства, неприятия дна  жизни. Устала. Напекло голову. Потом взяла такси от метро за 8 рублей – опаздывала на пьесу Олега Стукалова”Карточный домик”-гастроли Малого театра с Нифонтовой, Матвеевым и Подгорным.

Рядом со мной сидела Людмила Хитяева.В антракте мы с ней  поговорили о спектакле. Она горьковчанка и в своём театре играет главную роль, что и Нифонтова.
Завидует Нифонтовой, Малому, Москве. Ехала домой и думала – надо не метушиться и делать то, что лучше и быстрее ведёт к цели. Пошить пару приличных платьев, не погрязать в мелочах жизни, не зависеть от них.
Надо посмотреть, нет ли писем от Светланки. Завтра контрольные работы и переезд в новое общежитие на Желябово.

18 июля 59го Да, самое главное – я совсем излечилась от фотографии.Для поступления на операторский ф-т ВГИКа требуется стаж на киностудии,без прописки не получится. Столько затрачено сил. Что же это было такое? Смиряюсь перед неизбежным.(Потом убеждаюсь, что судьба сделала правильный поворот).
 
Бабушка уехала в понедельник, видно ждала меня в субботу и воскресенье. На минуту почувствовала себя виноватой. Нет, не должна. Это им возмездие. Девочка выросла и вышла из упряжки. Не простились –это навсегда. Логачёвы молчат. Я болею. Сегодня думала – пусть они, делящие “добро”, будут прокляты. Они причинили мне страдания физические и моральные. И чего цепляются- лишь бы урвать побольше?

Мои горькие прозрения, мои слёзы

Изощрённые самооправдания отца в письмах, руины затянувшегося  ещё на три года его второго брака.Что  же годами соединяло его со второй женой, с которой он расписался перед отъездом в Германию (Дрезден)в 49м, дав ей и её сыну свою фамилию?Там на службе у него были какие-то связи, могли и попереть, Л.И. его простила,  приезд жены продлевал его службу на адмнистративной работе в госпитале на хороших хлебах..

В начале 54го ( немало пожив в одиночестве)Л.И. в Челябинске оставила недописанную диссертацию по микробиологии,  рванула спасать свою личную жизнь. Окормляла меня  с осени 52 года и следом её мать  до лета 55го до моего поступления в институт. О возмещении расходов поначалу не заикались, только копили раздражение.

Как-то всё отцу сходило в плюшкинском накопительстве – мизер маминой пенсии инвалидной до моего совершенолетия  -17 рублей спокойно присваивал,  как бы всё в общий котёл. Зачем платить бабке за моё проживание, еду и уход, ведь их внук тоже получает из посылок одежду (оплачивала Л.И.), которая мучилась угрызениями за мамину смерть, разлучница.Сказала мне: Твоя мать в гробу лежит, а мне ещё горше…Что же, она полагала, что платьями и кормёжкой,политыми моими сиротскими слезами, она свой грех маминой смерти искупила?

Отец пишет  мне: “Хочешь я скажу, кто стал причиной раскола моего первого брака?” Ишь ты, вспомнил Катю, и я помню его в 46м с баяном:Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…и ехал на свидание. Мама плакала, стояла перед ним на коленях, просила не уезжать.

В свои 35 лет от болезни и шока  развода(он был оформлен в 49м, отпустив его в загранку без всяких условий), мама  совсем исхудала. Её в оставшиеся 5 лет жизни надо было хоть немного опекать из сострадания,  высылать лекарства и алименты без проволочек. Мама моя заболела сразу после моего рождения. Он оставил( в народе говорят - бросил) в 46м безнадёжно больную жену.А в последние два года её жизни  в письмах дочери был жесток  к её матери, переманивая девочку  к себе ласковыми словами и возможностью сытой жизни у мачехи. Очень его удивило, что эта тактика не дала ответных чувств.

В 51м,за  год до смерти, без работы,на 17 рублях инвалидной пенсии, мама  в письме из Калинина попросила его достать стрептомицин. Отказал, достать можно было за деньги, а с него и так вычитали четверть на алименты дочери.Объяснял дочке в письме – 850р(старыми) это ставка врача с 15 летним стажем, тебе я и подарочки вышлю и пианино, только тратьте деньги по назначению, (то бишь не на маму).

За полгода до её смерти написал  – если вам трудно материально(сарказм, при таких его затратах) – пусть дочь едет жить ко мне временно или навсегда( а его ещё на 4 года в Дрездене оставили, в 54м разрешив жить с семьёй, но они с мачехой нас с  её сыном моим ровесником отправили к её матери). Значит – мама пусть сдохнет на инвалидной пенсии.Немедленно, сразу от моего предательства. Разлучить нас было немыслимо.Носит же земля таких мерзавцев.
 
Да он и не врач был вовсе-  всю войну по госпиталям на административной работе. Самому надоело – писал маме  в 46м– надо какую-нибудь медицинскую профессию освоить – послали подучиться, на выбор судебная медицина или кожно-венерические. В трупах ковыряться его тошнило, выбрал кожные и за полгода в 46м обрёл эту специальность на курсах в Сокольниках, настолько ему противную (работал до военной пенсии 10 лет, надеясь совмещать её с административной), что ещё 50 лет на пенсии к лекарствам для себя не прикасался, к врачам не обращался.Никого не лечил.

Попробовал в педагогике по Макаренко  применить метод физического воздействия, но без поломки рук-ног (об этом оставил  дочери свидетельство в письме).Опыт был настолько неудачен,что в воспитании сыновей сам стал  бояться старшего сына.

В звании майора к концу войны чем же он  в госпитале занимался?Политработник или по хозяйственной части? На пяти фронтах побывал- сообщил 3ей жене Вере, на фото 2 Ордена Красной звезды, орден Отечественной войны и медали. За какие подвиги-заслуги?На фото нашей с ним встречи в Ачинске  в апреле 45го на гимнастёрке два ордена  и   две медали, а в послевоенные годы вероятно он награждался в юбилейные годы - россыпь медалей на скелете в пиджаке,орденов три.Звание подполковника получил  к выходу на пенсию в 46 лет. В  его  письмах маме всё под контролем военной цензуры. Остались 4 тетради его записей в Дн-ске.

Я десятилетиями жила по чужому сценарию, примирившись, что мама моя умерла от болезни,  хотя знала, что  в этом есть вина отца. Он бросил  её умирать без лекарств от туберкулёза, устроился ещё на два срока 15 и 45 лет  с двумя жёнами. Перейдя с 3ей женой  на фасолевые постные борщи и кильки по своей методе, дожил до 95 лет. Тунеядствовал  при жене-труженице 50 лет, занимаясь домашними поделками для трудовой терапии в своё удовольствие, в атмосфере угождения, подчинения. Вдовой назван на памятнике "светильником" по сходству со Сталиным -"светочем".

Живя три года у озлобленных на отца мачехи и её матери, на съедение  чужим страстям я  не давалась – училась отлично, дружила с одноклассниками и с Валеркой, сыном мачехи. Чтобы вырваться из провинциальной Амвросиевки, утроила усилия и получила серебряную медаль. Что там плели за моей спиной отец и бабушка А.А., не особенно вникала, действуя по справедливости, не примыкая к их дрязгам и сплетням друг о друге в перетягивании меня для самооправдания и делёжки имущества.

С Л.И.  с поры развода не общалась, в 85м передала ей через разыскавшего меня в Москве Валерия фото Миши 3х лет, сказала, что живу в Москве и Генуе. Они на меня обид не держат. Валерий вернул себе  фамилию своего отца, который  умер в Москве, у того была другая семья. Гирич Валерий Петрович, 28.8.39. Живут в Дн-ке. Едва ли  подойдут к друг другу, встретив случайно отца -писала я в дневнике.

Осколки разбитых жизней, страдания самих и окружения. Не было любви супругов, не было 2й семьи. Что же так возмутило  С.В. в нашем разговоре-бое? Не верила его изощрённым самооправданиям. Людмила Ивановна готовила роскошно украинскую кухню, отец же по своей методе предпочитал жидкие щи рабочей столовой - это была не последняя причина его неудовольствий. Он даже судье написал об этом.

После встречи с нами в Ачинске в апреле 45го С.В. ещё не планировал развода – помог маме вернуться из эвакуации в Калинин,откуда она была родом. Скитался по общежитиям в Ленинграде и Вильнюсе в попытках пристроиться  после войны, ютился в Ховринском бараке в семье сестры, куда загнал меня в 61м. В общежитии курсов переподготовки врачей было грязно и холодно.

У сокурсницы  Жиряковой Л.И. было сытнее и теплее. Маме предложил искать работу в её родном Калинине, а по окончании  полугодичных курсов в Сокольниках 1.8.46, получив назначение в Челябинск, решил ехать с Л.И, а развод с мамой оформил перед назначением в Дрезден в 49м. С работой маме повезло – врач-терапевт академической поликлиники  академии тыла и снабжения ,комната в доме рядом с работой, но через два года обострение туберекулёза в открытой форме и инвалидность, запрет работать врачём.5.8.16

Людмила Корина 5.10.17 Генуя


Рецензии