Акварель. Портреты Александры Смирновой-Россет
по работе Марины Довгаль "Ваш Гоголь", ч 2
http://www.proza.ru/2017/10/02/1241
1
Александра Осиповна Смирнова-Россет (1809-1882) училась в Екатерининском Петербургском Дворянском Институте . С 1826 г. Фрейлина царицы Александры Федоровны.
Красавица, образованная и обходительная, она становится всеобщей любимицей при дворе.
Во многих письмах и воспоминаниях писателей, деятелей и царедворцев того времени это отмечено. К примеру, все окружение Пушкина и он сам почитали за счастье войти с ней в знакомство: Жуковский, Вяземский, А. И. Тургенев, позднее Гоголь и Лермонтов - все они были влюблены в нее и оставили посвященные ей стихотворения и прозу . Виссарион Белинский, суровый демократ, посвятил восторженные строки ей, светской аристократке:
«Чудесная, превосходная женщина. Я без ума от нее».
"Черноокая Россети
В самовластностной красоте
Все сердца пленила эти
Те, те, те и те, те, те. "
(А.Пушкин. "Мадригал А.О. Россет." 1828 г)
А.О.Россет отличалась необычной красотой и акварели известных придворных художников передают это, но несомненно и другое - все отмечали ее незаурядный ум.
Она привлекала редким обаянием и острыми суждениями. По сравнению с другими придворными барышнями в свите царицы Александра Россети - Смирнова не считалась богатой.
Замуж по любви выходят сегодня, а в 1832 г. Александра выходит замуж за состоятельного чиновника Министерства иностранных дел Николая Михайловича Смирнова (1808-1870), симпатичного, увлеченного живописью, богатого помещик, это был брак по расчету. Да и что из того? По любви было бы лучше в прозябании жить?
Или неизвестно сколько ждать любви, браки по расчетам не осуждались и порою невесты и женихи не знали друг друга до самых дней бракосочетаний.
Долгие, дружески-близкие отношения связывали Александру Осиповну и с Гоголем. В них было что-то такое, что можно было бы назвать чувством, если бы не его и ее осторожность к этому.
« В выбранных местах» Гоголь помещает письма к Смирновой (6-е. «О помощи бедным» и 21-е «Что такое губернаторша»)
Письмо к губернаторше было запрещено цензурой и его следует прочесть, чтобы понять Гоголя. Каждая строчка Гоголя удивляет - вот это Николай Васильевич, советчик-то какой, наших бы губернаторш наставлять его советами.
2
Почему здесь и об акварели? Красота русских женщин и расцвет этого жанра в 18-19веке как-то соединились в многочисленных портретах, поражающих сегодняшнего зрителя.
Они вызывают восхищение и восторг, внимание и желание узнать больше и понять этот мир, долго старательно скрываемый. Найдите в интернете сайты и вы не оторветесь от нежных лиц, глаз,одежды... Это не просто портреты - дыхание и чувства далеко ушедшей жизни.
Акварельная живопись в наши дни переживает взрыв и портретная особенно.
Долгое время портретная акварель была на обочине.
Художники- акварелисты, из которых известны как придворные живописцы, В.Гау или А.Брюллов, изображали женщин и мужчин высшего сословия, передавая красоту и создавая психологический художественный портрет людей эпохи расцвета дворянской культуры.
Придворный талантливый портретист В. Гау представил галерею миниатюр цветущих красавиц, женщин-аристократок в возрасте, юных дворянок, великих служителей царского двора, писал детей, актрис, молодых людей и офицеров, передавая тончайшие движения. Его работы завораживают своим стилем и мастерством передачи тончайших движений чувств.
Акварели приковывают тайной художественных находок - поворот головы, взгляд и спокойствие, одежда или прелесть юных лиц.
Но в советские времена эти талантливейшие художники умышленно относились к незначительным.
Смотрю на красавицу Идалию Полетику, портрет поражает и очаровывает, как и юная Орлова, Смирнова как и многие другие известные и неизвестные , которые пленили П. Соколова.
Его собирательный образ-портрет женщин того времени, где-то идеал, помогает лучше понять и эпоху, и ее дыхание, поиски писателей и поэтов, композиторов и художников. Сколько посвящений им, красивым или обаятельным, любимым или потрясшим чем-то, что пронзило художников.
П.Ф.Соколов изображал женщин-столичных дворянок, аристократок или помещиц из провинций, далеко не столичных, но каждое лицо привлекает одним-глазами, взглядом, живой естественностью, красотой юности и духовностью
Всмотритесь во все эти детальки -платья изумительного фасона, легкие шарфы и пестрые накидки, невообразимые украшения - шляпы, заколки, букеты, кружева, ленты, листья, обнаженные плечи по моде тех времен, тонкие талии и локоны, локоны... косметики нет, а женщины как цветы.
Прически - этому нужны отдельные страницы для описания.И художники ВСЕ ЭТО передали с тонкостью, какой фотоаппарат не смог бы.
И как же очаровывают все эти русские красавицы.
И без Соколова, Гау невозможно говорить об эпохе.
Открыть для себя Пимена Никитича Орлова с его страстными и яркими молодушками или
А.П. Брюллова с утонченными красавицами света и рядом портретов жены Пушкина необходимо. Сегодня это доступно любому – интернет не придворный живописец, всем поможет.
Вздыхала, разглядывая акварели, восхищалась ими после чтения работы Марины Довгаль о Н.В.Гоголе.
Свидетельство о публикации №217100500720
Вдохновения!
Вера Вестникова 11.01.2022 18:33 Заявить о нарушении
Наталья Гончарова 5 16.01.2022 03:57 Заявить о нарушении