Перечитывая заново 2

Без комментариев.

* * *

КАК НАМ ОТНОСИТЬСЯ К ЦЕРКВИ
В "Правде России" № 40 с. г. помещена статья В. Иванова "Церковь служит сама себе". Автор предлагает читателям задуматься над его выводами: с одной стороны церковь «в душе… едва ли признает нынешнюю власть своей», с другой – «она оказывает и будет оказывать режиму большую поддержку». Читателями газеты в основном являются коммунисты. Следовательно, у них должен сложиться один вывод: раз мы боремся с режимом, значит надо бороться и с теми, кто его поддерживает, т. е. с церковью.
Диалектический материализм стоит на том, что истина всегда конкретна, что всякое явление, факты следует изучать и оценивать для конкретных исторических условий, конкретного места и времени, ибо в зависимости от этого добро может обращаться в зло и наоборот. Поскольку принимать в КПРФ можно и верующих, то во избежание кривотолков скажу, что сам был и остаюсь атеистом.
Не вдаваясь в исторические экскурсы, заметим, что церковь, будучи частью общества, выполняет в нём консервативную функцию, служит хранителем глубинных, идущих из веков духовных традиций и ценностей, того, что составляет менталитет нации. Она выступает антиподом тех политических партий, которые во имя получения сиюминутных выгод для себя прибегают к беззастенчивому обману избирателей через демагогию, пустые посулы и пр.
Приведу выдержку из работы А. Фетисова, который был, на мой взгляд, одним из наиболее глубоких советских марксистов.
«Когда пишется история религии, историки, которые стоят ближе к грубому материализму, обычно акцентируют своё внимание только на негативной стороне религии, а другие, стоящие ближе к идеалистам, акцентируют внимание на душеспасительной стороне. И надо сказать, что и те, и другие не правы, поскольку акцентируют своё внимание каждый только на своей стороне. Вот если бы они смогли объединить свои противоположные точки зрения и на деле слить их в одном диалектическом «противоречии», то оказалось бы, что религия не только мощное средство угнетения в руках господствующих классов, но и не менее мощное средство защиты истинно человеческой сущности в руках угнетённых классов. Не будь у угнетённых классов религии, Бога и веры, человечество за долгую многострадальную свою историю смогло бы десять раз сойти с ума».
Разве сегодня нескончаемый бурный поток негативной информации в СМИ (в том числе и левых) не гнетёт психику людей, не толкает их в петлю? Где ещё они могут успокоить душу, укрепить веру в жизнь, как в не тысячах храмов. Конечно, наше духовенство в большинстве занимает антикоммунистические позиции.
Когда Папа Римский Иоанн Павел Второй, сыгравший значительную роль в разрушении коммунистической идеологии, крушении соцлагеря, увидел дикие последствия реставрации капитализма в бывших соцстранах, он с середине 90х годов открыто признал, что в коммунистической идеологии существует «ядро истины», что капитализм изменился только благодаря социалистической мысли, социализм породил социальные амортизаторы – профсоюзы, контроль со стороны государства и т. д. Он напомнил о нетерпимости эксплуатации пролетариата «негуманным капитализмом», признал притягательную силу истин марксизма для широких масс.
Православная церковь до таких откровений ещё не дошла. Всё же подвижки появились. В конце прошлого года на Епархиальном собрании Алексий Второй в своём докладе отметил: «В результате изменения общественного строя и экономических отношений в последнее десятилетие произошло резкое расслоение общества на сверхбогатое меньшинство и бедное большинство. Возросла социальная несправедливость.
Нужно учить нашу паству не оставаться равнодушной, когда рядом совершается грех и преступление. Нужно смело и активно противостоять злу всюду и всегда. Мы не можем молчать, когда растлевают наших детей, когда пропагандируют блуд и пьянство, когда узаконивается воровство и обман. Каждый христианин обязан противостоять всякой агрессии зла, должен громко и активно проповедовать добро».
ДЕЛО НЕ В ЦЕРКВИ, А В НАС САМИХ, в нашей способности давать правильные оценки политической ситуации, роли и места общественных институтов. Церковь не бунтарь и на баррикады не позовёт. Каждому своё, и с этим нужно считаться.
Как мы строим отношения с верующими? В г. Обнинске, одном из научных центров России, немцы вознамерились возвести новоапостольскую церковь и школу для детей при ней. Общественность, в том числе и коммунисты, выступили с резкими протестами, хотя строители, переживавшие трудное время, охотно брались за денежный заказ. Это духовное нашествие удалось отбить, и оно подтолкнуло Калужскую епархию ускорить строительство в городе православного храма. В местной газете появилась заметка с рисунком храма. И вот одному из наших товарищей позвонила прихожанка с упрёком: «Что вы, коммунисты, смотрите, ведь это не православная церковь, её архитектура не отвечает русским канонам».
Мы решили воспользоваться этим поводом, чтобы предметно объяснить позицию КПРФ к религии. В открытом письме к архиепископу, опубликованном в городской газете, говорилось, что наши прихожане знают о борьбе в церковной среде сторонников сохранения самостоятельности русской церкви со сторонниками её вхождения в экуменическую вселенскую, что они, опасаясь насаждения экуменизма, обратились за поддержкой именно к коммунистам, видя в них действительных защитников национальной духовности, что гонения на церковь вершили те бывшие члены КПСС, которые сегодня у власти и стоят в храмах со свечами перед амвонами, притворно кладут крестное знамение и в то же время настежь распахивают двери перед нашествием в страну человеконенавистнических, сатанинских сект. Во время приезда архиепископа верующие вручили ему это письмо. Мы знаем его как упорного антикоммуниста и никакой реакции не ждали и не получили. Мы добились главного – резонанса среди прихожан.
Ещё один пример. Как-то в обком из дальней глубинки добрался крестьянин и поведал, что он с группой сельчан восстановил церковь и очень просит, чтобы кто-то из членов обкома приехал на её открытие. Мы пообещали и обязательно съездили бы и выступили, но из-за плохой связи не знали дня открытия. Так мы работаем с верующими. К сожалению, среди коммунистов нет на этот счёт единого мнения. Значительная часть остаётся на позициях грубого, я бы сказал, топорного материализма, что отталкивает прихожан, сужает базу наших сторонников.
Н. ТУРЧИН, председатель исполкома Калужского регионального отделения НПСР
(Еженедельник «ПРАВДА РОССИИ»)


Рецензии