Мифотворчество
"Легенда, вымысел и миф,
Они у нас в крови."
Сергей Таратута. 25.10.18.
Лалеко не все, конечно, конечно склонны романтизировать и приукрашивать действительност. Не все любят и с предыханием пишут и говорят о природе...Н. Заболоцкий, отсидевший несколько лет в лагерях и имевший склонность к философствованию и изучавший философию, к природе относился как к враждебной и видел в ней «прообраз боли человечьей...», пишет, что самой природе не мила ее дикая свобода, «где от добра неотделимо зло»:
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Я уже начал говорить о том, что мифотворчество неотъемлемая и необходимая часть духовной жизни человека и общества. Так было всегда и в древние века и в сегодняшнее время. Паустовский и Борисов -Мусатов - это лишь отдельные примеры, подтверждающие эту мысль. Производством мифов в целях формирования общественного сознания занимаются религиозные деятели, философы, люди искусства, государственные деятели и политики. Последние делают это особенно бесцеремонно и примитивно, пытаясь привлечь на свою сторону электорат.
Мифология и мифы
Мифология - исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.
Миф - это форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме Характерным моментом мифа является отождествление субъективной и объективной реальности. Мифологическое постижение мира в своей основе носит не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологического мышления являются не понятия, а коллективные представления. Эти представления формируются не на основе логического анализа, обобщения опыта, а по законам сопричастности. Сопричастность представляет собой ассоциативно-психологическую смысловую связь, воспринимающуюся как способ видимой обусловленности вещей. Содержание мифологического мышления мистично, поскольку око не отражает объективных свойств и отношений, а базируется на вере в сверхъестественные связи и отношения и выражает сакральные смыслы и значения, которые принимаются данным человеческим сообществом.
В выделенных абзацах речь идет о коллективном мифологическом творчестве и о том, что оно основывается на коллективных представлениях. Но каждый человек, сталкиваясь с окружающей его реальностью, накапливая и обобщая свой жизненный опыт, исходя из особенностей своего характера и психики, формирует и индивидуальные представления, и занимается собственным мифотворчеством для объяснения умом не постижимых или психологически неприемлемых явлений жизни. О таком творчестве и Николай Заболоцкий написал в одном из своих стихотворений: «Два мира есть у человека: Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил..
Некоторые трагические или ужасные явления и исторические события человек не может принять вопреки логике и объективным фактам по принципу «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». В некоторые моменты жизни или истории реальность или исторические факты могут носить запредельный для психики человека драматизм и трагизм. И человек во избежание психического срыва вынужден закрывать на них глаза или избегать при возможности таких ситуаций и фактов. И это не юмористическая, и сатирическая, а очень драматическая часть процесса формирования индивидуальных мифов. Большинство людей не хочет и не может знать всей правды о себе, об окружающих их людях, событиях и явлениях, совершенно справедливо опасаясь, что эта правда начнет действовать разрушительным образом на их отношения и на отношения с действительностью. И такого рода мифы тоже ложатся в основу мировоззрения человека, помогая ему чувствовать себя комфортно в этом иллюзорном мире...
Поэты лучше ученых и специалистов могут сказать об этом. Вот и Илья Эренбург в 1939 году в своем стихотворении "У приемника" об этом же написал:
" ... Не зря я слепоту зову находкой.
Тоску зажать, как мертвого птенца,
Пройти своей привычною походкой
От детских клятв до точки - до свинца."
В юности я почему-то очень часто сам себе читал это четверостишие… Только свинец из последней строфы заменял на «… до конца.» Наверное, что-то глубинное есть в этой слепоте-самообмане… Глубинная потребность в сказках-иллюзиях. Вот и мой любимый Игорь Северянин вторит:
Я мечтаю о том, чего нет
И чего я, быть может, не знаю…
Я мечтаю, как истый поэт, -
Да, как истый поэт я мечтаю.
Свидетельство о публикации №217100601195