Ступени времени. картина 5
дети в одной из комнат, а взрослые в другой.
Антонина – Грядет Рождество, НовыйГод, пора побеспокоиться. Что организуем на праздники для детей кроме подарков?
Антон – Продуманные подарки нужны. Ещё лучше знать чего хотят сами дети.
Антонина – Антон, пожалуйста, подбери подарок для Бориса, а то он в прошлый раз заявил – «Всем подарки, а мне - книгу».
Антон – А я, как раз для него достал русско-грузинский словарь.
Антонина – Такой подарок подойдет Верочке, но, конечно, не в качестве основного.
Антон – (обращаясь к Антонине и Надежде) А знаем ли мы каковы желания или планы наших детей на ближайшее будущее?
Надежда - Конечно знаем, Анастасия бредит Парижем. Здесь ей все и всё не нравится и мечтает о том, что появится отец и заберет нас туда. Елена никак не может привыкнуть к требованиям гимназии, ей там очень некомфортно – нужно все время кого-то слушать как преподавателей так даже и глупые ответы некоторых учеников, когда сама знаешь правильный ответ, но должна почему-то молчать.
Антон – Придется ей с этим смириться, дисциплина есть дисциплина.
Антонина – Вчера Ксения спрашивала меня что это за дядьки, носящие неуместные в жару шаровары? Я пояснила ей, что этих шустрых распространителей лоточного товара, носящих просторные сатиновые шаровары, заправленные в носки, сапоги «гармошкой» и картуз на голове тут называют «кинто». Что касается Бориса, то они привлекли к себе его внимание своими довольно фривольными песенками, которые он счел забавными и стал записывать.
Антон – И какие же из их песенок он успел записать?
Антонина – Ну, например, хотя бы эту: «А моя жена Жаннет ночью душка – утром нет.»
Антон – И как же он объясняет себе эту метаморфозу?
Антонина – А это уже, дорогой папочка, твоя забота. Или вот ещё: «Кусок – кусок облак идет, с высок небеса, запечатанный письмо идет от любовница.»
Антон – Час от часу не легче. Как мне отвадить его от этого увлечения?
Антонина – Вот у Веры безобидное увлечение, она где-то нашла высказывание некоего
лингвиста-исследователя Д.Аллэна, который считает, что (берет тетрадку дочери и читает)- «Грузинский алфавит является весьма совершенным инструментом для передачи всего богатства разнообразных звуков этого языка; буквы передают каждый отдельный звук точно и ясно, и каждый другой алфавит не может сравниться с ним в этом отношении». И теперь она вознамерилась освоить грузинский язык. Может быть и Борису ты посоветуешь заняться тем же?
Антон – Это мысль. Всегда полезно знать язык страны, в которой находишься, попробую. А что наша младшенькая?
Антонина – А Ксения хочет перепробовать все здешние деликатесы, особенно мучные и освоить их приготовление.
Антон – Это тоже дело, поспособствуй ей в этом, пожалуйста.
Надежда – На праздники мои дети получили приглашение от семьи Паевских, они живут в доме, примыкающем к нашему. В этой семье двое мальчиков и девочка в возрасте моих детей. Планирую в один из праздничных дней пригласить Паевских и вас.
Антонина – У Бориса в классе учится Николай Паевский, вероятно он один из приглашаемых.
Надежда – Праздники будет отмечать и гимназия – на этот случай Анастасия подготовила этюды Шопена, с ними и выступит.
Антонина – А Верочка собирается прочесть в переводе Б.Пастернака стихи великого грузинского поэта Николоза Бараташвили «Синий цвет».
Надежда – Верочка, дорогая,может ты нам доставишь сегодня удовольствие и прочтешь это стихотворение?
Вера – С удовольствием. (Выходит на свободное место и начинает)
Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.
И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.
Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоенный синевой.
Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор.
Это легкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.
Это синий негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим.
Все дружно захлопали -
Борис – Прочла хорошо, но если бы мне предложили выступать, то я бы выбрал другое его стихотворение, которое называется «Раздумья на берегу Куры».
Вера – Возьми и сам предложи прочесть. Кстати, оно у меня есть, я его переписала. Сейчас его принесу.
Вера выходит в другую комнату и тут же возвращается с листком бумаги и протягивает Борису –
Вера – Bitte Junger Mann!
Антонина – Ну, Боря, назвался груздем – полезай в кузов.
Надежда – А почему немецкий, а не французский?
Антонина – Теперь все нащи дети в гимназии вынуждены изучать немецкий.
Борис – Dankedie Kusine!
Вера – А почему ты меня обозвал двоюродной сестрой?
Борис – Родные так не поступают!
Вера – Не смешно.
Борис – Конечно не смешно – печально.
Антонина – Ну Боря назвался груздем – полезай в кузов.
Борис нехотя берет листок, вглядывается в текст и
начинает читать с выражением –
Борис - Иду, расстроясь, на берег реки
Тоску развеять и уединиться.
До слез люблю я эти уголки,
Их тишину, раздолье без границы.
Ложусь и слушаю, как не спеша
Течет Кура, журча на перекатах.
Она сейчас зеркально хороша,
Вся в отблесках лазури синеватых.
Свидетельница многих, многих лет,
Что ты, Кура, бормочешь без ответа?
И воплощеньем суеты сует
Представилась мне жизнь в минуту эту.
Наш бренный мир - худое решето,
Которое хотят долить до края.
Чего б ни достигали мы, никто
Не удовлетворялся, умирая.
Завоеватели чужих краев
Не отвыкают от кровавых схваток.
Они, и полвселенной поборов,
Мечтают, как бы захватить остаток.
Что им земля, когда, богатыри,
Они землею завтра станут сами?
Но и миролюбивые цари
Полны раздумий и не спят ночами.
Они стараются, чтоб их дела
Хранило с благодарностью преданье,
Хотя, когда наш мир сгорит дотла,
Кто будет жить, чтоб помнить их деянья?
Но мы сыны земли, и мы пришли
На ней трудиться честно до кончины.
И жалок тот, кто в памяти земли
Уже при жизни станет мертвечиной.
Браво! - кричат девочки – ты, Боря, настоящий артист. Все довольны -
Антон – Это все великолепно, лишь бы не было войны.
Антонина – Вот Боря слышал от ребят из греческих семей, что начатое летом П.Н. Врангелем наступление провалилось и теперь красные намереваются штурмовать Крымский полуостров.
Надежда – Антон, неужели это все и у белого движения больше нет сил? И как там Станислав, сумеет ли добраться до нас?
Антон – Прогнозировать что-либо дальше Нового года сложно. Неизвестно как поведут себя мировые державы. Вон в прессе промелькнуло, что красные уже проникли в Азербайджан.
Надежда – Но ведь там были английские войска!
Антон – Быть то были, но как видно сплыли. Я хотел сказать – уплыли, черт бы их побрал.
Антонина – Но это значит, что красные могут вскоре оказаться и здесь. К тому же я краем уха услышала на базаре, что один из руководителей закавказских большевиков, которого зовут Буду Мдивани, хвастливо заявляет – Я Буду - не буду, если в Тифлисе не буду.
Антон – Безусловно, этим и попахивает и ничего с этим не поделаешь.
Надежда – Может нам попытаться отправиться в Европу морем или через Турцию.
Антон – Боюсь на это решиться, ведь Турция признает большевицкое правительство России, так как те готовы уступить им большие области, из-за которых веками велись войны между Россией и Турцией.
Надежда – А теперь им это отдают на блюде с голубой каемочкой?
Антон – Выходит, что так. Но вынужден сообщить Вам ещё одну плохую новость, скрывать её не имеет смысла – вчера меня на фабрике, во время рабочего дня, посетил Коста и рассказал, что белое движение Крыма перестало существовать. Около 160 тысяч человек во главе с П.Н.Врангелем 13-16 ноября вынуждены были погрузиться на суда и покинуть Россию.
Надежда – А Станислав? Почему он с Костой не добрался до нас?
Антон – Эвакуация осуществлялась довольно организованно из всех портов Крыма: Керчи, Севастополя, Евпатории, Феодосии, Ялты. Станиславу Николаевичу было поручено обеспечить эвакуацию из Ялты, а суденышко Косты находилось в Керчи, они даже не попрощались и письма от Станислава родным поэтому у Косты нет.
Надежда – А почему Станислав выполнив свою задачу в Ялте не смог перебраться в Керчь?
Антон – Эвакуация не успела закончиться как большевисткими войсками были заняты все города Крыма и перебраться в Керчь не было никакой возможности.
Антонина – Теперь, по всей вероятности, можно будет ждать письма от Станислава Николаевича из Франции.
Надежда – Просто не знаю, сообщать ли об этом нашим детям?
Антон – О факте эвакуация Врангеля завтра же появятся сообщения в газетах, и в гимназиях об этом будут говорить.
Надежда – А дети будут обращаться ко мне с вопросами. Что отвечать?
Антон – Все что я узнал об этом событии я вам сообщил, а что говорить, как успокаивать детей, давайте подумаем.
Из соседней комнаты, где находились дети появляется Борис -
Борис – Они там затеяли девчачьи игры, мне там не интересно. Можно я побуду с вами?
Антон – Конечно можно. Я тут узналчто ты начал записывать уличные песенки, которые исполняют кинто. Можно мне полюбопытствовать и взглянуть на твои записи?
Борис – Конечно можно.
В стопке тетрадей на тумбочке найдя нужную подсаживается с ней к
отцу. Антон раскрывает тетрадь и читает вслух -
Антон – «Хочу жена белый,
как на стенке мели,
чтоб любила мене
и на самом деле».
И эта безграмотность может нравиться?
Борис – Почему обязательно нравится? Просто я записываю все что услышу. В некоторых из них – искрометный юмор.
Антон – Ну так продемонстрируй.
Борис – Изволь: « На Кавказе есть гора самая большая,
а под ней течет река мутная такая.
Если на гору залезть и с неё бросаться,
Очень много шансов есть с жизнию расстаться.
Мы все – народ кавказский, любим любовь и ласки,
Если обманут глазки. Вай –
Будем мы вокруг ходить и тачить кинжалы,
А потом чирик-чик, чтоб не убежали».
Антон – Что? задорно и смешно?
Борис – А разве нет?
Антон – Я слышал эту песенку, там дальше про Карапета и Ахмета. Продолжай.
Борис – Я не все запомнил.
Антон – Ничего, что помнишь, тем и поделись.
Борис – Хорошо. –
« …ты цветешь как роза родного Кавказа,
Будем мы с тобой жениться, ехать в Тифлис.
Ах, отстань ты старый Карапет
у меня муж – молодой Ахмед,
Как узнает он твои слова,
Он тебе отрубит голова».
Антон – Давай, продолжай, не стесняйся.
Борис – Как угодно -
« Говорит Ахмед – зачем же нет
женщин много мало так монет.
Забирай жену – запьем вином,
Потерял одну, так пять найдем».
Антон – Ну что, сынок, почувствовал себя неловко? Остроты кинто истасканы и всегда двусмысленны. Они не для приличного общества. Запомни это и выбрось из головы. А если тебе интересен примитивизм, то обрати внимание на вывески в местных духанах выполненные Нико Пиросмани, который скончался совсем недавно, в 1918 году. Так что новых его произведений не будет, а имеющиеся - через несколько лет обветшают и исчезнут. Если тебе это интересно, то не откладывай их изучение.
Борис – Интересное предложение, но нужно знать подлинный или искусственный он примитивист.
Антон – В 1918 году скончался Пиросмани, но его знакомые и приятели в большинстве я думаю ещё живы. Попытайся разобраться.
Борис – Я сам не рисую, как же мне запечатлеть его работы.
Антон – Видно мне придется приобрести для тебя фотоаппарат и определить в ученики к фотографу, умеющему не только делать отличные фотографии, но и раскрашивать их.
Борис – Согласен. Значить на том и порешили.
В дверях появляется Настя –
Настя – Извините, я заглянула только позвать обратно Борю – мы придумали для него интересную роль.
Надежда – Зови всех девочек сюда – есть разговор!
Через минуту все дети уже в этой комнате. Расселись и
притихли. Установившуюся тишину нарушает Надежда –
Надежда – Дети пришло известие о том, что борющаяся с большевиками армия Врангеля потерпела поражение и её остатки покинули Крым – уплыли на кораблях.
Настя – А папа? Он же обещал приехать к нам в Тифлис.
Антон – Как нам стало известно, Станислав руководил эвакуацией из Ялты до последнего момента отплытия кораблей и не мог добраться до Керчи, где его ждал Коста.
Настя – Так он уплыл во Францию?
Антон – Вероятно, ему пришлось это сделать, ведь большевики его бы расстреляли.
Настя – И зачем только он отправил нас сюда? Будь мы там, мы вместе с ним отправились бы во Францию.
Антон – Причин переправить нас сюда у него было много: во-первых он знал, что в любой момент мог погибнуть; во-вторых он не знал, удастся ли осуществить эвакуацию; в-третьих он надеялся, что в Тифлисе нам может оказать некоторую помощь наша сводная сестра Татьяна. В других странах, включая и твою любимую Францию, нам опереться не на кого; в-четвертых – он считал, что лучше нам быть в стране, где в ходу русский язык.
Надежда – Доберутся ли они до Франции или осядут в других местах большой вопрос, да и мы с Антоном и Антониной предложение Станислава насчет Тифлиса сочли разумным, как- никак рядом родина.
Настя – И много нам помогла Татьяна Даниловна?
Надежда – Слава Богу, мы пока что обошлись без её помощи. Да и какую помощь могла она нам оказать, если никакого дела не ведет, а все активы держит в банках?
Антонина – По-моему, ваша Татьяна держится молодцом – не живет на ренту, а под стать своему супругу получила образование и преподает математику в гимназии.
Антон – Татьяна, милая душа, хозяйкой в Сололаках стала, теперь на всю свою родню она с успехом наплевала.
Надежда – Антон, зачем ты так, может быть у нас с ней ещё будут самые тесные взаимоотношения. А насчет всей родни - у нее, вероятно, с отцовской стороны куча родственников, и отношения с ними могут быть самые расчудесные.
Антонина – Я вот думаю, мы скоро получим от Станислава Николаевича письмо, как только такая возможность у него будет.
Надежда – Остается только молиться, надеяться и ждать.
Настя – Я буду ждать, и надеяться, и молиться!
Антон – Мы все будем молиться и надеяться.
Антонина – А теперь я предлагаю всем поиграть в лото. Посмотрим, кому сегодня повезет. Пожалуйста, садитесь все к столу.
Антон – Выбрал душку не кокетку Антонину Шереметко.
Она, душа моя, всегда старается все сгладить и всему придать достойный вид.
Надежда – Что касается Антонины все так, в отличии от тебя братец – задиры и куплетиста, готового ради рифмы на некоторые переборы и недомолвки.
Все послушно сели за стол и стали играть, но без всякого азарта и интереса.
Наконец Надежда с дочерьми собрались, распрощались и ушли.
Антонина как в воду глядела – в конце января 1920 года действительно пришло
письмо от Станислава, и именно из Парижа. Письмо Надежде пришло на адрес
Красного Креста. В тот же вечер все собрались у Антона.
Надежда – Это письмо от Станислава мне вручили сегодня на работе. Оно написано на французском и я вам его подробно перескажу.
Настя – Оно из Парижа?
Надежда – Да, из Парижа, там их всего несколько человек и они ведут переговоры о судьбе всех остальных, которые до сих пор находятся в Турции и не в очень благоприятных условиях.
Настя – Он в Париже, я так и чувствовала. Завтра же отправлю ему письмо.
Надежда – Конечно же, он по всем нам скучает, очень любит и беспокоится о нас.
Просит подробно описать ему наше житьё. Как идет учеба у детей? Сам он, Слава Богу, здоров и ищет возможность получения приличной службы, чтобы материально помогать нам. О приезде сюда пока не думает, но надеется, что такая возможность появится.
Настя – А нас вывезти туда во Францию он не попытается?
Антон – Анастасия, дорогая, не торопи события. Конечно же, если будет такая возможность - он это сделает.
Антонина – А пока будем благодарить Господа за то, что Станислав Николаевич жив и здоров.
Надежда – Это письмо меня очень приободрило – пока человек жив, на все можно надеяться.
Елена – Папа, папа, я его очень люблю. Настя, ты это ему напиши. А на каком языке ты будешь писать?
Надежда обнимает и целует Елену -
Надежда – Да, моя маленькая, да, моя детка мы все его очень любим, и Господь сохранит его для нас.
Настя – Напишу я ему на французском и начну так - Cher papa…
Ксения – Так на французском папа – папа? А вот по-грузински папу называют маму, а папа означает – дедушку. Правда, Вера?
На следующий день Настя, в отдельности от Надежды написала и
отправила письмо на адрес аббатства, который стоял на письме
отца –
Надежда – Текст письма Насти был таков: « Сher papa! F;licitations ; l'occasion de l'arriv;e ; paris. Nous sommestr;s triste, mais nous avonstousbien.Reviensvite.Anastasia» ( Дорогой папочка. Поздравляем по случаю приезда в Париж. Нам очень грустно, но у нас все хорошо. Возвращайся поскорее.)
Прошли благополучно праздники. Вера и Настя с успехом
выступили в концерте в своей гимназии, а Боря так же успешно в
своей. Начались обычные будничные дни учебы и работы. Однажды
Борис подходит к отцу и говорит-
Борис – Сегодня ко мне в гимназии подошел ученик выпускного класса кавказской национальности, зовут его Саша, и сказал, что я здорово прочел стихи Бараташвили. А затем спросил, слышал ли я это же стихотворение на грузинском. И узнав, что нет, предложил послушать в его исполнении. Я, конечно,согласился и мы отошли в глубину двора и он их прочел. Мне понравилось и я поблагодарил его.
Антон – Правильно, ты вел себя учтиво. Но если бы даже не понравилось, все равно нужно бы было поблагодарить.
Борис – Затем он спросил меня, как оценили моё выступление на концерте мои родные, которых он видел в зале.
Антон – Ну да, ведь послушать тебя пришли мы с Надеждой, и с нами были Верочка и Настенька.
Борис – Я сдуру выложил ему, что моя двоюродная сестра Анастасия ко всему местному относится пренебрежительно, а всем остальным понравилось. Он сказал, что сожалеет, что такой красивой девушке не нравится местный, как он выразился, колорит.
Антон – Ничего странного в этом эпизоде не вижу, но если вам ещё раз придется беседовать – расспроси его, кто он и откуда.
Борис – А Анастасии и Надежде ничего не говорить?
Антон – Не думаю, что молодой человек из просвещенной семьи, учащийся в лицее, планировал выкрасть невесту-славянку, третьеклассницу, но с Надеждой все ж переговорю. Но об этом молодом человеке не мешало бы узнать побольше.
Борис – Волосы у негохоть и черные, но не такие уж черные, как бывают у армян.
Антон – Да и читать с удовольствием стихи грузинского поэта на грузинском языке вряд ли бы стал негрузин. Хорошо, выбрось это из головы, я этим займусь.
Через день, выбрав время, Антон посетил директора гимназии, в которой
учился Борис -
Антон – Господин директор, мой сын третьеклассник завел знакомство с одним из гимназистов выпускного, как он сказал, класса. Время сейчас тревожное – хотелось бы знать об этом юноше побольше, кроме того, что его зовут Саша и он грузин.
Директор –Я сейчас познакомлю Вас с Николаем Николаевичем Барановским, он курирует выпускной класс и прекрасно знает каждого из своих подопечных. Вот с ним и потолкуйте.
Директор вызывает секретаршу и просит её свести Антона с Барановским.
Антон распрощался с директором и в приемной ждет появления названного
педагога. Наконец, через минут тридцать в приемной директора
появляется человек лет 33-35, -
Николай Николаевич – Мне передали, что меня ждут - я к вашим услугам.
Антон – Очень приятно, мне директор посоветовал обратиться к Вам Николай Николаевич. Я, Антон Симфорианович Рачинский, отец третьеклассника вашей гимназии, который завел знакомство с одним из гимназистов выпускногокласса. Время сейчас тревожное – хотелось бы знать об этом юноше побольше, кроме того, что его зовут Саша и он грузин.
Николай Николаевич – Мне импонирует Ваше внимание к делам сына и его знакомствам. Ваша настороженность выдает в Вас недавно оказавшегося в Тифлисе человека. Что касается Саши, то он принадлежит к ближайшему кругу моих учеников, которые вхожи в мой дом. Этот очень способный мальчик выходец из православной крестьянской зажиточной имеретинской семьи. Прекрасно окончил начальную школу. Его дед, староста деревни направил способного внука продолжать учебу в Тифлисскую гимназию. Мы с супругой пытаемся помочь некоторым моим гимназистам в общем развитии. С этой целью я с помощью небольшого телескопа знакомлю их со звездным небом; по имеющимся у нас сборникам художественных репродукций приобщаем их к изобразительному искусству; прослушиваем с ними грампластинки с записью мировых шедевров. А иногда моя супруга или дочь садятся за фортепиано и исполняют небольшие концерты.
Антон – И они все это воспринимают, впитывают?
Николай Николаевич – Вынужден Вас огорчить – у Саши неважный слух, а в остальном он один из лучших, сможет Вам пояснить, чем отличаются римская, болонская и пармская средневековые художественные школы друг от друга.
Антон – Во всяком случае, полотно Мурильо с Дюрером не спутает?
Николай Николаевич – Не только. Он многими своими способностями сумеет Вас удивить.
Антон – Премного благодарен Вам Николай Николаевич за откровенный рассказ и за Ваш благородный труд по становлению достойной молодой поросли. Надеюсь, что и моему Боре достанется Ваше благородное внимание и забота. Очень рад знакомству с Вами. Не знаю, чем я могу быть Вам полезен, но всегда готов принять участие в ваших начинаниях.
Николай Николаевич – А насчет тревожного времени Вы правы. И хотя глава социалистического правительства Грузии, меньшевик Ноэ Жордания, был выпускником Тифлисской духовной семинарии и, как многие из них, стал марксистом и участвовал во II Съезда РСДРП в 1903году, где произошёл раскол на меньшевиков и большевиков. И вот отношения с большевистским правительством России у нас не ладятся.
Антон – Так намного расходятся программы большевиков меньшевиков, что не может быть мира между ними?
Николай Николаевич – Утверждать одно или другое я не берусь, но вот что примерно говорил Н.Жордания - Большевики считают, что если правительство социалистическое, то оно должно осуществить социализм; мы же считаем, что и при буржуазном строе у социалистического правительства есть дело, осуществить свою программу минимум – не дать поработить буржуазии трудящихся. А когда социализм осуществится в других странах, тогда он осуществится и у нас.
Антон– В таком случае примирением и не пахнет. Не представляю меньшевистскую программу минимум, но то, что Михайловский проспект был переименован в Плехановский – заметил.
Николай Николаевич – Боюсь, что да. Как считал Е.Плеханов –«Русская история не смолола пока муки для пирога демократии».
Они раскланиваются и довольные друг другом расходятся –
Свидетельство о публикации №217100601284