Ступени времени. картина 5

                Стоял  декабрь 1920 года. Надежда с дочерьми в гостях у Антона. Все
                дети в одной из комнат, а взрослые в другой.


Антонина – Грядет Рождество, НовыйГод, пора побеспокоиться. Что  организуем на праздники для детей кроме подарков?

Антон – Продуманные подарки нужны. Ещё лучше знать чего хотят сами дети.
Антонина – Антон, пожалуйста, подбери подарок для Бориса, а то он в прошлый раз заявил – «Всем подарки, а мне - книгу».

Антон – А я, как раз  для него достал русско-грузинский словарь.

Антонина – Такой подарок подойдет Верочке, но, конечно, не в  качестве основного.
Антон – (обращаясь к Антонине и Надежде) А знаем ли мы каковы желания или планы наших детей на ближайшее будущее?

Надежда - Конечно знаем,  Анастасия бредит Парижем. Здесь ей все и всё не нравится и мечтает о том, что появится отец и заберет нас туда.  Елена никак не может привыкнуть к требованиям гимназии, ей там очень некомфортно – нужно все время кого-то слушать как преподавателей так даже и глупые ответы некоторых учеников, когда сама знаешь правильный ответ, но должна почему-то молчать.

Антон – Придется ей с этим смириться, дисциплина есть дисциплина.

Антонина – Вчера Ксения спрашивала меня что это за дядьки, носящие неуместные в жару шаровары? Я пояснила ей, что этих шустрых распространителей лоточного товара, носящих просторные сатиновые шаровары, заправленные в носки, сапоги «гармошкой» и картуз на голове тут называют «кинто». Что касается Бориса, то они привлекли к себе его внимание своими довольно фривольными песенками, которые он счел забавными и стал записывать.
 
Антон – И какие же из их песенок он успел записать?

Антонина – Ну, например, хотя бы эту: «А моя жена Жаннет ночью душка – утром нет.»

Антон – И  как же он объясняет себе эту метаморфозу?

Антонина – А это уже, дорогой папочка, твоя забота.  Или вот ещё: «Кусок – кусок облак идет, с высок небеса, запечатанный письмо идет от любовница.»
Антон – Час от часу не легче. Как мне отвадить его от этого увлечения?

Антонина – Вот у Веры безобидное увлечение, она где-то нашла высказывание некоего
лингвиста-исследователя Д.Аллэна, который считает, что (берет тетрадку дочери  и читает)- «Грузинский алфавит является весьма совершенным инструментом для передачи всего богатства разнообразных звуков этого языка; буквы передают каждый отдельный звук точно и ясно, и каждый другой алфавит не может сравниться с ним в этом отношении». И теперь она вознамерилась освоить грузинский язык. Может быть и Борису ты посоветуешь заняться тем же?

Антон – Это мысль. Всегда полезно знать язык страны, в которой находишься, попробую. А что наша младшенькая?

Антонина – А Ксения хочет перепробовать все здешние деликатесы, особенно мучные и освоить их приготовление.

Антон – Это тоже дело, поспособствуй ей в этом, пожалуйста.
 
Надежда – На праздники мои дети получили приглашение от семьи Паевских, они живут в доме, примыкающем к нашему. В этой  семье двое мальчиков и девочка в возрасте моих детей. Планирую в один из праздничных дней пригласить Паевских и вас.

Антонина – У Бориса в классе учится Николай Паевский, вероятно он один из приглашаемых.

Надежда – Праздники будет отмечать и гимназия – на этот случай Анастасия подготовила этюды Шопена, с ними и выступит.

Антонина – А Верочка собирается прочесть в переводе Б.Пастернака стихи великого грузинского поэта Николоза Бараташвили  «Синий цвет».

Надежда – Верочка, дорогая,может ты нам доставишь сегодня удовольствие и прочтешь это стихотворение?

Вера – С удовольствием.  (Выходит на свободное место и начинает)
                Цвет небесный, синий цвет,
                Полюбил я с малых лет.
                В детстве он мне означал
                Синеву иных начал.

                И теперь, когда достиг
                Я вершины дней своих,
                В жертву остальным цветам
                Голубого не отдам.

                Он прекрасен без прикрас.
                Это цвет любимых глаз.
                Это взгляд бездонный твой,
                Напоенный синевой.

                Это цвет моей мечты.
                Это краска высоты.
                В этот голубой раствор
                Погружен земной простор.

                Это легкий переход
                В неизвестность от забот
                И от плачущих родных
                На похоронах моих.

                Это синий негустой
                Иней над моей плитой.
                Это сизый зимний дым
                Мглы над именем моим.

                Все дружно захлопали -


Борис – Прочла хорошо, но если бы мне предложили выступать, то я бы выбрал другое его стихотворение, которое называется «Раздумья на берегу Куры».

Вера – Возьми и сам предложи прочесть. Кстати, оно у меня есть, я его переписала. Сейчас его принесу.

Вера выходит в другую комнату и тут же возвращается с листком бумаги и протягивает Борису –

Вера – Bitte Junger Mann!

Антонина – Ну, Боря, назвался груздем – полезай в кузов.

Надежда – А почему немецкий, а не французский?

Антонина – Теперь все нащи дети в гимназии вынуждены изучать немецкий.

Борис – Dankedie Kusine!

Вера – А почему ты меня обозвал двоюродной сестрой?

Борис – Родные так не поступают!

Вера – Не смешно.

Борис – Конечно не смешно – печально.

Антонина – Ну Боря назвался груздем – полезай в кузов.


                Борис нехотя берет листок, вглядывается в текст и
                начинает  читать с выражением –

Борис -                Иду, расстроясь, на берег реки
                Тоску развеять и уединиться.
                До слез люблю я эти уголки,
                Их тишину, раздолье без границы.

                Ложусь и слушаю, как не спеша
                Течет Кура, журча на перекатах.
                Она сейчас зеркально хороша,
                Вся в отблесках лазури синеватых.

                Свидетельница многих, многих лет,
                Что ты, Кура, бормочешь без ответа?
                И воплощеньем суеты сует
                Представилась мне жизнь в минуту эту.

                Наш бренный мир - худое решето,
                Которое хотят долить до края.
                Чего б ни достигали мы, никто
                Не удовлетворялся, умирая.

                Завоеватели чужих краев
                Не отвыкают от кровавых схваток.
                Они, и полвселенной поборов,
                Мечтают, как бы захватить остаток.

                Что им земля, когда, богатыри,
                Они землею завтра станут сами?
                Но и миролюбивые цари
                Полны раздумий и не спят ночами.

                Они стараются, чтоб их дела
                Хранило с благодарностью преданье,
                Хотя, когда наш мир сгорит дотла,
                Кто будет жить, чтоб помнить их деянья?

                Но мы сыны земли, и мы пришли
                На ней трудиться честно до кончины.
                И жалок тот, кто в памяти земли
                Уже при жизни станет мертвечиной.


                Браво! - кричат девочки – ты, Боря, настоящий артист. Все довольны -


Антон – Это все великолепно, лишь бы не было войны.

Антонина – Вот Боря слышал от ребят из греческих семей, что начатое летом П.Н. Врангелем наступление провалилось и теперь красные намереваются штурмовать Крымский полуостров.
 
Надежда – Антон, неужели это все и у белого движения больше нет сил? И как там Станислав, сумеет ли добраться до нас?

Антон – Прогнозировать что-либо дальше Нового года сложно. Неизвестно как поведут себя мировые державы. Вон в прессе промелькнуло, что красные уже проникли в Азербайджан.

Надежда – Но ведь там были английские войска!

Антон – Быть то были, но как видно сплыли. Я хотел сказать – уплыли, черт бы их побрал.

Антонина – Но это значит, что красные могут вскоре оказаться и здесь. К тому же я краем уха услышала на базаре, что один из руководителей закавказских большевиков, которого зовут Буду Мдивани, хвастливо заявляет – Я Буду - не буду, если в Тифлисе не буду.

Антон – Безусловно, этим и попахивает и ничего с этим не поделаешь.

Надежда – Может нам попытаться отправиться в Европу морем или через Турцию.

Антон – Боюсь на это решиться, ведь Турция признает большевицкое правительство России, так как те готовы уступить  им большие области, из-за которых веками велись войны между Россией и Турцией.

Надежда – А теперь им это отдают на блюде с голубой каемочкой?

Антон – Выходит, что так. Но вынужден сообщить Вам ещё одну плохую новость, скрывать её не имеет смысла – вчера меня на фабрике, во время рабочего дня, посетил Коста и рассказал, что белое движение Крыма перестало существовать. Около 160 тысяч человек во главе с П.Н.Врангелем 13-16 ноября вынуждены были  погрузиться на суда и покинуть Россию.

Надежда – А Станислав? Почему он с Костой не добрался до нас?

Антон – Эвакуация осуществлялась довольно организованно из всех портов Крыма: Керчи, Севастополя, Евпатории, Феодосии, Ялты. Станиславу Николаевичу было поручено обеспечить эвакуацию из Ялты, а суденышко Косты находилось в Керчи, они даже не попрощались и письма от Станислава родным поэтому у Косты нет.

Надежда – А почему Станислав выполнив свою задачу в Ялте не смог перебраться в Керчь?
Антон – Эвакуация не успела закончиться как большевисткими войсками были заняты все города Крыма и перебраться в Керчь не было никакой возможности.

Антонина – Теперь, по всей вероятности, можно будет ждать письма от Станислава Николаевича из Франции.

Надежда – Просто не знаю, сообщать ли об этом нашим детям?

Антон – О факте эвакуация Врангеля завтра же появятся сообщения в газетах, и в гимназиях об этом будут говорить.

Надежда – А дети будут обращаться ко мне с вопросами. Что отвечать?

Антон – Все что я узнал об этом событии я вам сообщил, а что говорить, как успокаивать детей, давайте подумаем.


                Из соседней комнаты, где находились дети появляется Борис -


Борис – Они там затеяли девчачьи игры, мне там не интересно. Можно я побуду с вами?

Антон – Конечно можно. Я тут узналчто ты начал записывать уличные песенки, которые исполняют кинто. Можно мне полюбопытствовать и взглянуть на твои записи?

Борис – Конечно можно.

                В стопке тетрадей на тумбочке найдя нужную подсаживается с ней к
                отцу. Антон раскрывает тетрадь и читает вслух -

Антон –      «Хочу жена белый,
             как на стенке мели,
             чтоб любила мене
             и на самом деле».
       И эта безграмотность может нравиться?

Борис – Почему обязательно нравится? Просто я записываю все что услышу. В некоторых из них – искрометный юмор.

Антон – Ну так продемонстрируй.

Борис – Изволь: « На Кавказе есть гора самая большая,
                а под ней течет река мутная такая.
                Если на гору залезть и с неё бросаться,
                Очень много шансов есть с жизнию расстаться.
                Мы все – народ кавказский, любим любовь и ласки,
                Если обманут глазки. Вай –
                Будем мы вокруг ходить и тачить кинжалы,
                А потом чирик-чик, чтоб не убежали».

Антон – Что? задорно и смешно?

Борис – А разве нет?

Антон – Я слышал эту песенку, там дальше про Карапета и Ахмета. Продолжай.

Борис – Я не все запомнил.

Антон – Ничего, что помнишь, тем и поделись.

Борис – Хорошо. –
                « …ты цветешь как роза родного Кавказа,
                Будем мы с тобой жениться, ехать в Тифлис.
                Ах, отстань ты старый Карапет
                у меня муж – молодой Ахмед,
                Как узнает он твои слова,
                Он тебе отрубит голова».

Антон – Давай, продолжай, не стесняйся.

Борис – Как угодно -
                « Говорит Ахмед – зачем же нет
                женщин много мало так монет.
                Забирай жену – запьем вином,
                Потерял одну, так пять найдем».
 
Антон – Ну что, сынок, почувствовал себя неловко? Остроты кинто истасканы и всегда двусмысленны. Они не для приличного общества. Запомни это и выбрось из головы. А если тебе интересен примитивизм, то обрати внимание на вывески в местных духанах выполненные Нико Пиросмани, который скончался совсем недавно, в 1918 году. Так что новых его произведений не будет, а имеющиеся - через несколько лет обветшают и исчезнут. Если тебе это интересно, то не откладывай их изучение.

Борис – Интересное предложение, но нужно знать подлинный или искусственный он примитивист.

Антон – В 1918 году скончался Пиросмани, но его знакомые и приятели в большинстве я думаю ещё живы. Попытайся разобраться.

Борис – Я сам не рисую, как же мне запечатлеть его работы.

Антон – Видно мне придется приобрести для тебя фотоаппарат и определить в ученики к фотографу, умеющему не только делать отличные фотографии, но и раскрашивать их.
Борис –  Согласен. Значить на том и порешили.

                В дверях появляется Настя –

Настя – Извините, я заглянула только позвать обратно Борю – мы придумали для него интересную роль.
Надежда – Зови всех девочек сюда – есть разговор!

                Через минуту все дети уже в этой комнате. Расселись и
                притихли. Установившуюся тишину нарушает Надежда –

Надежда – Дети пришло известие о том, что борющаяся с большевиками армия Врангеля потерпела поражение и её остатки покинули Крым – уплыли на кораблях.

Настя – А папа? Он же обещал приехать к нам в Тифлис.

Антон – Как нам стало известно, Станислав руководил эвакуацией из Ялты до последнего момента отплытия кораблей  и не мог добраться до Керчи, где его ждал Коста.
Настя – Так он уплыл во Францию?

Антон – Вероятно, ему пришлось это сделать, ведь большевики его бы расстреляли.

Настя – И зачем только он отправил нас сюда? Будь мы там, мы вместе с ним отправились бы во Францию.

Антон – Причин переправить нас сюда у него было много: во-первых он знал, что в любой момент мог погибнуть; во-вторых он не знал, удастся ли осуществить  эвакуацию; в-третьих он надеялся, что в Тифлисе нам может оказать некоторую помощь наша сводная сестра Татьяна. В других странах, включая и твою любимую Францию, нам опереться не на кого; в-четвертых – он считал, что лучше нам быть в стране, где в ходу русский язык.

Надежда – Доберутся ли они до Франции или осядут в других местах большой вопрос, да и мы с Антоном и Антониной предложение Станислава насчет Тифлиса сочли разумным, как- никак рядом родина.
 
Настя – И много нам помогла Татьяна Даниловна?

Надежда – Слава Богу, мы пока что обошлись без её помощи.  Да и какую помощь могла она нам оказать, если никакого дела не ведет, а все активы держит в банках?

Антонина – По-моему, ваша Татьяна держится молодцом – не живет на ренту, а под стать своему супругу получила образование и преподает математику в гимназии.
Антон – Татьяна, милая душа, хозяйкой в Сололаках стала, теперь на всю свою родню она с успехом наплевала.

Надежда – Антон, зачем ты так, может быть у нас с ней ещё будут самые тесные взаимоотношения. А насчет всей родни - у нее, вероятно, с отцовской стороны куча родственников, и  отношения с ними могут быть самые расчудесные.

Антонина – Я вот думаю, мы скоро получим от Станислава Николаевича письмо, как только такая возможность у него будет.

Надежда – Остается только молиться, надеяться и ждать.

Настя – Я буду ждать, и надеяться, и молиться!

Антон – Мы все будем молиться и надеяться.

Антонина – А теперь я предлагаю всем поиграть в лото. Посмотрим, кому сегодня повезет. Пожалуйста, садитесь все к столу.

Антон – Выбрал душку не кокетку Антонину Шереметко.               
                Она, душа моя, всегда старается все сгладить и всему придать достойный вид.

Надежда – Что касается Антонины  все так, в отличии от тебя братец – задиры и куплетиста, готового ради рифмы на некоторые переборы и недомолвки.


                Все послушно сели за стол и стали играть, но без всякого азарта и    интереса.
                Наконец Надежда с дочерьми собрались, распрощались и ушли.

                Антонина как в воду глядела – в конце января 1920 года действительно пришло
                письмо от Станислава, и именно из Парижа.  Письмо  Надежде пришло на адрес
                Красного Креста. В тот же вечер все собрались у Антона.

Надежда – Это письмо от Станислава мне вручили сегодня на работе. Оно написано на французском и я вам его подробно перескажу.

Настя – Оно из Парижа?

Надежда – Да, из Парижа, там их всего несколько человек и они ведут переговоры о судьбе всех остальных, которые до сих пор находятся в Турции и не в очень благоприятных условиях.

Настя – Он в Париже, я так и чувствовала. Завтра же отправлю ему письмо.

Надежда – Конечно же, он по всем нам скучает,  очень любит и беспокоится о нас.
         Просит подробно описать ему наше житьё. Как идет учеба у детей? Сам он, Слава Богу, здоров и ищет возможность получения приличной службы, чтобы материально помогать нам. О приезде сюда пока не думает, но надеется, что такая возможность появится.

Настя – А нас вывезти туда во Францию он не попытается?

Антон – Анастасия, дорогая, не торопи события. Конечно же, если будет такая возможность  -  он это сделает.

Антонина – А пока будем благодарить Господа за то, что Станислав Николаевич жив и здоров.

Надежда – Это письмо меня очень приободрило – пока человек жив, на все можно надеяться.

Елена – Папа, папа, я его очень люблю. Настя, ты это ему напиши. А на каком языке ты будешь писать?


                Надежда обнимает и целует Елену -


Надежда – Да, моя маленькая, да, моя детка мы все его очень любим, и Господь сохранит его для нас.

Настя – Напишу я ему на французском и начну так  - Cher papa…

Ксения – Так на французском папа – папа? А вот по-грузински папу называют маму, а папа означает – дедушку. Правда, Вера?

                На следующий день Настя, в отдельности от Надежды написала и
                отправила письмо на адрес аббатства, который стоял на письме
                отца –

Надежда – Текст  письма Насти был таков: « Сher papa! F;licitations ; l'occasion de l'arriv;e ; paris. Nous sommestr;s triste, mais nous avonstousbien.Reviensvite.Anastasia»  ( Дорогой папочка. Поздравляем по случаю приезда в Париж. Нам очень грустно, но у нас все хорошо. Возвращайся поскорее.)

                Прошли благополучно праздники. Вера и Настя с успехом
                выступили в концерте в своей гимназии, а Боря так же успешно в
                своей. Начались обычные будничные дни учебы и работы. Однажды
                Борис подходит к отцу и говорит-

Борис – Сегодня ко мне в гимназии подошел ученик выпускного класса кавказской национальности, зовут его Саша, и сказал, что я здорово прочел стихи Бараташвили. А затем спросил, слышал ли я это же стихотворение на грузинском. И узнав, что нет, предложил послушать в его исполнении. Я, конечно,согласился и мы отошли в глубину двора и он их прочел. Мне понравилось и я поблагодарил его.

Антон – Правильно, ты вел себя учтиво. Но если бы даже не понравилось, все равно нужно бы было поблагодарить.

Борис – Затем он спросил меня, как оценили моё выступление на концерте мои родные, которых он видел в зале.

Антон – Ну да, ведь послушать тебя пришли мы с Надеждой, и с нами были Верочка и Настенька.

Борис – Я сдуру выложил ему, что моя двоюродная сестра Анастасия ко всему местному относится пренебрежительно, а всем остальным понравилось. Он сказал, что сожалеет, что такой красивой девушке не нравится местный, как он выразился, колорит.

Антон – Ничего странного в этом эпизоде не вижу, но если вам ещё раз придется беседовать – расспроси его, кто он и откуда.

Борис – А Анастасии и Надежде ничего не говорить?

Антон – Не думаю, что молодой человек из просвещенной семьи, учащийся в лицее, планировал  выкрасть невесту-славянку, третьеклассницу, но с Надеждой все ж переговорю. Но об этом молодом человеке не мешало бы узнать побольше.

Борис – Волосы у негохоть и черные, но не такие уж черные, как бывают у армян.

Антон – Да и читать с удовольствием стихи грузинского поэта на грузинском языке вряд ли бы стал негрузин. Хорошо, выбрось это из головы, я этим займусь.

                Через день, выбрав время, Антон посетил директора гимназии, в которой
                учился Борис -

Антон – Господин директор, мой сын третьеклассник завел знакомство с одним из гимназистов выпускного, как он сказал, класса. Время сейчас тревожное – хотелось бы знать об этом юноше побольше, кроме того, что его зовут Саша и он грузин.

Директор –Я сейчас познакомлю Вас с Николаем Николаевичем Барановским, он курирует выпускной класс и прекрасно знает каждого из своих подопечных. Вот с ним и потолкуйте.

                Директор вызывает секретаршу и просит её свести Антона с Барановским.
                Антон распрощался с директором и в приемной ждет появления названного
                педагога. Наконец, через минут тридцать в приемной директора
                появляется человек лет 33-35, -

Николай Николаевич – Мне передали, что меня ждут - я к вашим услугам.

Антон – Очень приятно, мне директор посоветовал обратиться к Вам Николай Николаевич. Я, Антон Симфорианович Рачинский, отец третьеклассника вашей гимназии, который завел знакомство с одним из гимназистов выпускногокласса. Время сейчас тревожное – хотелось бы знать об этом юноше побольше, кроме того, что его зовут Саша и он грузин.

Николай Николаевич – Мне импонирует Ваше внимание к делам сына и его знакомствам. Ваша настороженность выдает в Вас недавно оказавшегося в Тифлисе человека. Что касается Саши, то он принадлежит к ближайшему кругу моих учеников, которые вхожи в мой дом. Этот очень способный мальчик выходец из православной крестьянской зажиточной имеретинской семьи. Прекрасно окончил начальную школу. Его дед, староста деревни направил способного внука продолжать учебу в Тифлисскую гимназию. Мы с супругой пытаемся помочь некоторым моим гимназистам в общем развитии. С этой целью я с помощью небольшого телескопа  знакомлю их со звездным небом; по имеющимся у нас сборникам художественных репродукций приобщаем их к изобразительному искусству; прослушиваем с ними грампластинки с записью мировых шедевров. А иногда моя супруга или дочь садятся за фортепиано и исполняют небольшие концерты.

Антон – И они все это воспринимают, впитывают?

Николай Николаевич – Вынужден Вас огорчить – у Саши неважный слух, а в остальном он один из лучших, сможет Вам пояснить, чем отличаются римская, болонская и пармская средневековые художественные школы друг от друга.

Антон – Во всяком случае, полотно Мурильо с Дюрером не спутает?

Николай Николаевич – Не только. Он многими своими способностями сумеет Вас удивить.

Антон – Премного благодарен Вам Николай Николаевич за откровенный рассказ и за Ваш благородный труд по становлению достойной молодой поросли. Надеюсь, что и моему Боре достанется Ваше благородное внимание и забота. Очень рад знакомству с Вами. Не знаю, чем я могу быть Вам полезен, но всегда готов принять участие в ваших начинаниях.

Николай Николаевич – А насчет тревожного времени Вы правы. И хотя глава социалистического правительства Грузии, меньшевик Ноэ Жордания, был выпускником Тифлисской духовной семинарии и, как многие из них, стал марксистом  и участвовал  во II Съезда РСДРП в 1903году, где произошёл раскол на меньшевиков и большевиков. И вот отношения с большевистским правительством России у нас не ладятся.

Антон – Так намного расходятся программы большевиков  меньшевиков, что не может быть мира между ними?

Николай Николаевич – Утверждать одно или другое я не берусь, но вот что примерно говорил Н.Жордания - Большевики считают, что если правительство социалистическое, то оно должно осуществить социализм; мы же считаем, что и при буржуазном строе у социалистического правительства есть дело,  осуществить свою программу минимум – не дать поработить буржуазии трудящихся.  А когда социализм осуществится в других странах, тогда он осуществится и у нас.

Антон– В таком случае примирением и не пахнет. Не представляю меньшевистскую программу минимум, но то, что Михайловский проспект был переименован в Плехановский – заметил.

Николай Николаевич – Боюсь, что да. Как считал Е.Плеханов –«Русская история не смолола пока муки для пирога демократии».

                Они раскланиваются и довольные друг другом  расходятся –


Рецензии