6. Кадеты- пионеры

« Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"
                Гимн пионеров СССР



       В первые годы в училище  у  нас была ротная и взводные пионерские организации и все положенные  им атрибуты,  вплоть до стенгазеты, в  которой кто-то отправлялся в будущее на ракете, кто–то на паровозе, а кто–то  на черепахе.  Некоторые рисунки и оформление делал  я  сам, поскольку любил рисовать и с первых дней в училище постоянно занимался  разного рода стенной печатью и наглядной агитацией.  Видимо, уже  в те времена во мне просыпалась тяга к общественно полезным делам, в которых  я  проявлял  бурную деятельность, подчас  шедшую мне  же  во вред.  Первым кто обратил на это внимание, был Игорь Филиппович Грищенко, заметивший, что мы с Валерой любим рисовать.  Он то и поручил мне выпускать стенные газеты и оформление стендов.  В  кабинете истории после уроков я тщательно  срисовывая из учебника  на большие листы ватмана древнеримское  вооружение, рыцарей в доспехах  и средневековый замок по просьбе учителя истории.    Помогал  оформлять  всевозможные  настенные монтажи, газеты и кроссворды  с рисунками земноводных н пресмыкающихся по зоологии.  Кстати  учительница биологии  Золотых ставила за их разгадку пятерки, но отгадать их было очень непросто,  приходилось даже ходить в читальный зал библиотеки,  где  в   «Жизни животных»  Брэма 1895 года издания с красивыми цветными рисунками можно было найти нужные ответы.   
В пятом  классе,  под Новый год, мы с Валерой Чижиком,  затеяли  оформление  стенгазеты. Нам очень хотелось сделать что-то необычное,  оригинальное и интересное. Я вспомнил,  что в детстве в Германии родители дарили мне на Новый год немецкие рождественские открытки. На них  для красоты  были нанесены  мелкие стеклянные блестки.  Подобное украшение можно было использовать в новогодней стенгазете. Мы наклеили толченные расколотые елочные игрушки, которые я принес из дома,  на  надувные шары в руках деда мороза и воротник его шубы на его изображение, тоже срисованное с немецкой рождественской открытки.  Получилось довольно неплохо.  Деда Мороза рисовал Валера, а я трудился,  переписывая поздравления и заметки ребят. Мы так увлеклись, что я не особенно обращал внимание на переписываемый текст.
               И вот когда газета была готова и вывешена,  на  уроке русского языка к ней,  как бы невзначай подошла наша учительница русского языка   З.П. Мамолат.  Мы с Валерой уже предвкушали неминуемую похвалу. Но,  получилось наоборот. Прочитав переписанные мною тексты,  Зинаида Павловна стала исправлять ошибки красной ручкой  прямо в стенгазете и, главное, выставила мне за все написанное два балла  прямо в журнале.   Вместо триумфа все  закончилось для меня горечью  и слезами обиды за свою собственную глупость. Ребята пытались заступиться:
- Он ведь хотел ведь, как лучше. Сидел допоздна и второпях наделал ошибок, у кого не бывает.
 Но учительница была неумолима: 
- Не  умеешь, не берись. А писать надо грамотно всегда и везде.
Так в первый раз я понял, что в жизни и особенно в армии,  инициатива наказуема и  проявлять ее нужно только тщательно взвесив свои возможности.
 
Как и в любой пионерской организации во всех взводах нашей роты были шефы – рабочие   завода Арсенал.  У нас это был  невысокий парень лет двадцати пяти.  Несколько застенчивый и очень скромный, он, видимо  немного опасался  наших,  уже тогда довольно ершистых и острых на язык, ребят. Шеф приходил к нам по вечерам, после работы,  и сидел на самоподготовке перед нами с Валерой Чижиком, всячески пытаясь быть нам полезным. И иногда действительно давал дельные советы и помогал в подготовке домашних заданий. От него через стол всегда сильно  пахло машинным маслом и металлической стружкой. Помогал он нам и в оформлении стенной газеты,   давая дельные советы по размещению материала. 
        К сожалению,  нам не удалось принять участие в крупных пионерских мероприятиях , вроде празднования в мае 62 года 40-летия  всесоюзной  пионерской  организации.  Во множестве грандиозных мероприятий   и в параде всесоюзной пионерской организации на Крещатике тогда приняли участие старшие нас на год суворовцы.
    А из наших немногих славных пионерских дел запомнилось  лишь участие в завершении строительства городского дома пионеров. До середины 60-х  он  располагался  в старинном дореволюционной постройки здании на улице Кирова. Позже в этом здании,  в конце 60-х разместилось Китайское посольство. До  поступления в училище  я часто  бывал там,  посещая многочисленные кружки: лепки и рисования, выжигания и выпиливания и других.  Мы жили тогда совсем  рядом.  Со временем в этом здании  пионерам стало тесновато. И  на склонах Днепра, рядом с памятником Неизвестному солдату, начали возводить новое, большое,  современное по тем временам здание Киевского  Дворца пионеров. На завершающем этапе строительства нашу ротную пионерскую организацию отправили оказать помощь в  очистке территории и уборке мусора из подвальных помещений.  Мы относились к порученному делу добросовестно, с визгом носились по пустым и еще грязным подвалам. После торжественного открытия  Дворца нам предложили записаться в любой из его многочисленных кружков.
Вместе с несколькими ребятами я решил заняться фотографией. Тем более что  у меня дома был  фотоаппарат «Зоркий», который родители разрешили использовать на благое дело.   Два раза  в неделю в свободное время мы ездили во  дворец пионеров  на 30 трамвае несколько остановок на занятия. Они были весьма  интересными  и познавательными. В просторном помещении  располагалась оснащенная   необходимым оборудованием современная  по тем временам фотолаборатория.  Стояли новенькие и лучшие  в то время  фотоувеличители «Ленинград», большие красные фонари и глянцеватели.  Всем можно было  неограниченно   пользоваться  для проявления и печати своих личных фотографий.  И что было важно,  теории и практике фотографии, нас обучали не только как техническому процессу, а  еще и как одному из видов изобразительного искусства,  художественному творчеству, воспитывая  у нас  художественный вкус.
Учили делать не просто снимки, а портреты или  пейзажи. Мы  посещали городские и республиканские фото выставки,  рассматривали и обсуждали  статьи и работы в журналах  по художественной фотографии.    Благодаря занятиям в кружке у меня до сих пор сохранились множество снимков  тех лет.
        В пятом классе нам во взвод также назначили и наставников из выпускной роты: Сашу Еременко, который позже закончил училище с золотой медалью и Сашу Коваленко. Ребята здорово помогали нам на первых порах освоиться в новой обстановке. Мы с Валерой Чижиком подружились с ними, часто заходили в их  роту,  обращались со своими бесконечными проблемами. Ребята  были  всегда внимательны и доброжелательны,  возились с нами как с младшими братьями, и к концу года заслужили у нас большое  доверие и уважение. Но,  как нам было ни жаль, через год они закончили выпускной класс и нам  пришлось расстаться.   
В младших классах  у нас были еще и наставники-стажеры, выполнявшие одно  время  обязанности заместителей командиров взводов.
В 64 году, как-то лежа в  санчасти, я  познакомился,  а потом и подружился  с кадетом роты подполковника Оринянского, выпуска 66 года   Сашей Ануфриевым, его  все в нашем взводе и свои одноклассники  называли Батей.  Мы встречались практически каждый день. Я часто  бывал у него в классе и постепенно со всеми Сашиными одноклассниками у меня сложились дружеские отношения.  Мы подружились и  с его другом Володей Шестовских,  которого позже назначили стажером к нам во взвод.
     Наши отношения с Сашей  стали так близки, что он даже несколько раз бывал у меня в гостях дома.   После окончания училища он мечтал поступить, как многие тогда,  в школу КГБ. И по Сашиной просьбе я  даже узнавал у отца,  который работал в особом отделе Киевского военного округа,  что для этого нужно. Оказалось, чтобы  только получить туда направление, нужно было, как минимум  учиться не просто хорошо, а отлично.  Кроме того,  там был очень большой конкурс и пройти его без поддержки было проблематично.  Саша же был родом из Алма-Аты и не имел высокопоставленных родственников.  Несколько лет спустя уже в выпускном классе из нашего взвода туда решил поступать Вася Шаповаленко, отец и мать которого были полковниками КГБ. Как секретарь комсомольской организации взвода я тогда даже писал ему комсомольскую  характеристику.  Это была не обычная, стандартная отписка ни о чем, а  развернутая подробная оценка деловых и моральных личных качеств кандидата, сведения об его отношениях с одноклассниками – пользуется авторитетом в коллективе, является его лидером  и прочее.
     В итоге Саша после окончания училища получил   направление  в Московское ВОКУ. Мы  стали переписываться.  В начале 67 года   я написал ему, что мог бы съездить летом в гости к тетушке в Москву, куда меня уже давно приглашали.  Саша ответил, что он будет очень рад меня видеть. И вот,   в конце августа,  я  приехал в столицу. В тому времени  отучившись в училище  уже 4 года, мне было 15 лет,   я считал себя настоящим кадетом, стараясь во всем  соответствовать этому званию, в первую очередь внешне. Носил тщательно выглаженные расклешенные брюки и тщательно выглаженную белоснежную гимнастерку, как положено с поясным ремнем на бедрах, фуражку без пружины и укороченным козырьком.
       В Москве я был первый раз,  и найти общевойсковое училище мне оказалось очень непросто. Пришлось очень долго блуждать по окраине, пока,  наконец,   все же вышел на КПП училища. Меня сразу  пропустили  и   показали как  пройти в нужную роту. А  проходя по территории училища, я  обратил внимание, что очень многие, попадавшие мне навстречу курсанты носили  кадетские значки. Увидев меня,  улыбались, интересовались из какого приехал СВУ.
      Сашину роту разыскать тоже было не просто. У курсантов был обычный  учебный день. Оказалось, они были  на полевых занятиях где-то за городом и мне еще долго пришлось ждать их возвращения, стоя в коридоре. Почти  все проходившие мимо курсанты и офицеры, увидев кадетскую форму, останавливались и интересовались откуда я там появился,  забрасывали вопросами о жизни и учебе в СВУ.  По их поведению, взглядам и разговорам было видно, что ребята с ностальгией вспоминают свое кадетское детство. Все с любовью смотрели на мою форму и даже   дотрагивались до нее и ощупывали руками. 
Удивленный,  я спросил у одного из курсантов, как оказалось, бывшего московского кадета, чем вызвано такое внимание.   
- Да, ты, что! Думаешь,  наши  кадеты хоть раз заезжали сюда кого-то  проведать? Да ни разу не было такого! так что мы просто тут  тоскуем по СВУ, да и форму давно уже не видели…
Естественно, что внимание привлекали и мои расклешенные брюки, укороченный козырек и опущенный на талию ремень: всё,  как положено у настоящего кадета, что я  всячески и старался подчеркнуть. Это вызвало множество ностальгических воспоминаний : кто-то вспомнил,  как сам не так давно еще зауживал в коленях брюки и щеголял в них по улицам города. 

       Постепенно бывших кадет вокруг меня стало все больше. Видимо слух о моем прибытии  быстро распространился по другим ротам и многие ребята пришли на меня посмотреть.  Хотя, конечно,  больше всех  вокруг собралось выпускников  нашего, киевского  СВУ с разных выпусков. В конце концов мня буквально затащили в какую-то огромную поточную  аудиторию амфитеатром и поставили за трибуну, рассевшись вокруг. Долго и  подробно расспрашивали об училище, преподавателях и офицерах.   Наконец приехала и рота Саши,  а его, конечно, по такому поводу отпустили в увольнение и мы заехали на обед  к моей тетушке, а потом долго гуляли по Москве.
      Зимой, в отпуске Саша заехал на пару дней  в Киев.  Ночевал в канцелярии нашей роты.  В конце 68 года в Московском  общевойсковом  училище  связи со сложной международной обстановкой (ввод советских войск в Чехословакию) ввели ускоренное обучение и досрочный выпуск, и Саша, не очень-то любивший математику и прочие точные науки,  воспользовался этой возможностью, окончил училище, получив направление командиром взвода в г. Орджоникидзе. Он еще некоторое время писал мне письма о трудностях с которыми пришлось столкнуться на первых порах. Я к тому времени уже заканчивал СВУ сам, времени было в обрез  и,  к  сожалению,   наша переписка через некоторое время  оборвалась.
         Его друг и наш наставник-стажер  Володя Шестовских после окончания высшего военного училища все же перешел на работу в КГБ, закончив там службу полковником уже в Киеве , где и живет до настоящего времени. Мы не раз встречались с ним , когда я приезжал навестить родных и родное училище.

На фото кадетское пионерское мероприятие  в актовом зале училища.


Рецензии
Уважаемый Александр,
жаль, что никто не отозвался на этот рассказ..
А здесь вполне достоверно изложена часть Вашей кадетской учебы,
карьеры, надежды..
Даже упоминания о ф/а "Зоркий", учительнице Мамолад и "Бате" вызывают ностальгию!..
(2) Только позвольте спросить: за что Вы воевали с моджахедами в Афгане?..
Они ведь сейчас у нас на всех рынках!..
А русское население вымирает (226 тыс.человек/год)!
С уважением

Валдис Хефт   20.10.2020 00:09     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Валдис.
На ваш вопрос по Афганистану просто ещё не успел ответить в прошлый раз.
Всё банально просто. Мы помогали афганскому народу защитить свою страну от обученных, подготовленных и вооруженными американцами бандитов. Это , если кратко.
Более детально - при наличии времени.
Насчёт вымирания русского населения - это отдельная большая тема.
И вымирание - результат победы американцев в войне против СССР в 91 году, благодаря предателям проникшим в высшие эшелоны советской власти. Этому очень много доказательств. И первое- доклад - точнее отчёт Ельцина перед американским парламентом. Его вы можете прочитать в интернете и даже наверное увидеть в записи.
Сейчас американцы ведут беспощадную войну на уничтожение против России. Этому доказательств тоже полно на каждом шагу. Все эти высосанные из пальца например обвинения для введения бесконечных санкций. Окружение нас своими базами, гонка вооружений и выход из договоров по сокращению вооружений, Подготовка военных операций против России- как было в Грузии в 2008 году, постоянные прямые вмешательства в о внутренние дела РФ и т.п. и т.д. Это можно перечислять очень долго.
К сожалению после распада СССР и превращения страны в группу враждующих , враждебных марионеток США, развала социализма, мы оказались в бесчеловечном , зверином обществе капитализма, при котором другое развитие страны невозможно. Если интересно- почитайте мои рассказы- например "Обманули дурака на 4 кулака... http://proza.ru/2018/10/18/1711 и др. Там я несколько подробнее описал результаты поражения в войне 91 года.
Так что заходите еще.

Александр Жданов 2   20.10.2020 09:41   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр!
Спасибо за ответ!
Мы все - заложники гос. переворота 1991/93 гг., устроенного спецслужбами США, в результате чего развалился Союз..
Но вы то выполняли приказ и никаких претензий к "афганцам" быть не может,
потому как они все принимали присягу..
Хорошо, что Вы правильно понимаете политику и нынешнюю расстановку сил!..
Хочется пожелать Вам здоровья и успехов на литературном поприще!
С уважением

Валдис Хефт   25.10.2020 22:55   Заявить о нарушении
Отлично, Валдис, рад, что наши мысли, наше ощущение и оценка прошлого так отлично совпадают. заходите еще.

Александр Жданов 2   26.10.2020 15:01   Заявить о нарушении