Ошибся

Даже не знаю, какое содержание этого рукописного текста, записанного в тетрадке на листах в линейку, что я держу в руках.
Когда-то очень давно, лет пятнадцать назад, склонил бывшего фронтовика Великой отечественной войны Н.Я. Берестенко вспомнить, точнее, записать хоть что-то из его молодых жизненных годах, выпавших на Великую Отечественную.
И забыл, напрочь, о своём пожелании, но он, судя по тетрадочной записи, оказался отзывчивым.
Я просил высказаться о самом-самом достопримечательном из его военного служения в Великой Отечественной.
Даже не упомянул о боевых моментах, считая что они сами собой разумеются.
Замыслил заполучить нечто незаурядное от очевидца военной эпопеи. 
Разбирая свои черновики, обнаружил ученическую тетрадку, пожелтевшую, с моей надписью вверху корешка: "Берестенко",
Отвернул обложку, увидел незнакомый мне подчерк. И тут-то и вспомнил…
Тогда, давно, относясь, вероятно, пренебрежительно к записке, отложил её в загашник. 
Вот с воодушевлением и радостным чувством приобщение к уникальной информации принялся заполнять текстом из тетради Березанки страницу  Word. Один к одному,чтоб сохранить стиль оригинала, даже не зная наперед содержания его мемуара, которое посчитал прояснится по ходу дела.
Почерк от руки аккуратный, почти что женский. Каждая заглавная буква начинается с жирной точки на ней, а все прописные четкие по форме похожие на пузыри.
Шариковая ручка чуть с браком. То целое слов, то полслова, то буква прописывалась с переливом синей пасты с бледной линии до антрацитовой, а то еле видными. Буквы в разбивку, не слитно, и в разнопляс: заглавные, как правило, с левым сильным уклоном, прописные то вертикально, то вправо, то влево.
Запись велась сходу, как понимается с вдохновением, под диктовку умственного посыла, напитавшегося явственным воспоминанием.
Без пауз на копошение в памяти.
Даже не желал прерываться на поиск нового исправного стилуса.
Предо мной пять из двенадцати заполненных пожелтевших страниц в линейку.
Текст привожу без редактирования, как кальку, в коем встречаются в место запятых в подлиннике  точки, после точки - прописная буква, плюс грамматические ошибки, которые я замечал, будучи сам не сильнным  в правописании.

Дан к тексту заголовок, который меня насторожил.
"Курильский пролив"
"1948 г.
Л-нт Васильев пулемётно-артиллерийской части проводил тактические занятия со своим взводом на берегу пролива – который соединяет Охотское море и Тихий океан. По законам природы сдесь бывают одинарные смена течений в сутки и двойные – т.е. течение с океана в охотское море и наоборот  с охотского моря в Великий Тихий океан. Но скорость течения. одинакова 6 метров в секунду. Сентябрь м-ц. погода в этот день была на редкость хорошая. тёплая и солнечная. Что очень редкое явление. на северных курильских островах в частности остров Парамушир. Показавшееся солнышко приподняло настроение молодых солдат, которые в перерыве после занятия начали резвиться. Сдесь на берегу пролива лежали старые рыбацкие деревянные рассмохшие лодки. Солдаты не долго думая дружно взялись за одну из лодок и спустили на воду и в порыве веселья в лодку вскочил молодой солдат Панченко Иван, черноволосы стройный молодой человек, очень симпатичный.
Лодку подхватило течение, которое было в сторону вечно бурлившегося  Охотского  моря.
Прошли считанные секунды и проказник Ваня понял, что с ним происходит…  первые слова от него мы услышали Мама…. Папа…  Спасите. Но лодку неумолимо тащило в открытое охотское море, где показывались белые пенистые гребешки. На берегу в это время творилось, что-то невероятное. Солдаты со своим командиром бегали по берегу и каждый кричал свое махал руками и хватаясь за голову.  Наш молодой мореплаватель потерял голос и понял, что на быструю помочь рассчитывать не приходится, так как в близи нет ни каких плавучих единиц которые бы смогли снять его с безмоторного "брига", который все дальше удалялся от берега. Рассохшиеся "бриг дал о себе знать, пока наш "Ваня" звал на помочь Маму и папу, вода прибавлялась в "корабле" наполовину что в сидячем положении по пояс, очутившись в такой ванной благоприятно остудившая его горячую голову. Ваня бросил руки от бортов "брига" хватился за фуражку и начал усердно ею работать по удалению за бортовой воды. Л-т Васильев понял нужно докладывать вышестоящему командованию о Ч.П. но телефон нужно бежать 2 км. И сразу стали прибывать командиры младшие  потом старшие.
Начали просить катер в порту Северо Курильск, который находился от места происшествия 25 км."

Тут я прервал набор дубликат текста на ноутбуке.
Несколько досадливо огорошился, понял, что ожидание сведений о войне с фашистами напрасны.
Мелькнула мысль по ходу дела, сам-то Берестенко, какое в этом курильском инциденте принимал участие. Говорит о молодых солдатах и о лейтенанте, а он what is?
Возможно, из дальнейшего объясниться.
Клик-клик по клавишам двумя средними пальцами то глядя на тетрадочный текст, то на клавиатуру, а то на монитор.   
 
"Катер прибыл на место происшествия через 2 часа.
Нашего "брига" с  новорожденном мореплавателем с берега уже не просматривалось даже в бинокль. Старшине катера л-нт.  Васильев указал направление  по которому ушёл "бриг"., и катер дал полный  - ушел на поиски.
На берегу в это время прибавилось самое высокое начальство к-р дивизии который начал устранять последствия Ч.П. На горизонте появился катер. И через некоторое время катер пришвартовался к пирсу.
Наступила самая торжественная минута на Катере матрос услужливо открыл дверцу кубрика на берег с ступил стройный солдат перед его глазами выстроились несколько тысяч воинов во главе с во…. (слово и не разборчиво и блеклое) командиров
Ваня с начала растерялся потом увидел старшего по званию одернул мокрую гимнастерку поправил фуражку и печатая шаг направился  к к-ру с иншим ( опять слово, хотя и жирное по написанию, не разборчиво) его четкий  голос (а, понятно, слово "слышим") тов. полковник! – рядовой Панченко прибыл с дальнего плавания… слышим голос принявшего рапорт    десять суток строгого ареста ответ есть десять суток  и два автоматчика увели нашего героя  ,  лукаво посматриваюшего на солдат.
В части, где служил Ваня его уже по фамилии не кто не называл а здоровались с ним здорово "капитан". Он принимал эти шутки, никогда не сердился."
Под текстом крупно:
                8/IX-74 г.        и подпись. Первая буква что-то вроде заглавной  рукописной английской буквы L c хвостом вправо, как затухающая синусоида в одну треть от первого символа до нуля.

Набрал текст и задумался с некоторым недоумением.
Во-первых, в принципе, он запомнил и мне поведал заурядное событие, не уж-то за почти десятилетнюю службу он не припомнил что-либо своего боевого, не говорю героического.
Во-вторых, не упомянул за что получил свой орден Славы.
Как-то давно смеясь рассказывал,  после рюмки самогона, который он только что выгнал из браги, у него в квартире на первом этаже ул. Свердлова,  г. Продольск, о том, как они в маленьком немецком городке под Берлином украли корову из хлева у местного бюргера, надев на копыта коровы для её бесшумного перешагивания свои шапки ушанки.
Как-то проговорился, что он мог бы иметь самые видные награды, к его Ордену Славы, сколько угодно, правда с поддельными удостоверениями.
Сам он родом с Донбасса. После демобилизации, после 4-х лет Отечественной войны полюс пяти лет службы на дальнем востоке,  обосновался в Продольске МО. Не захотел возвращаться на родной хутор, к свиновыпосу, чем занимался ребёнком. Работал мастером слесарем на заводе Зингера. Удостаивался  помещением его портрета на Доску Почёта как Передовика производства.
Выглядел он как все выходцы из Малороссии. Для простоты портретного описания – был  внешне похож на пятидесятилетнего Хрущёва.
Впрочем, сейчас как Хрущёв выглядел  ни кто и не знает.
Ниже среднего роста, крепкого телосложения, голова лысая, лицо будто опухшее, губы толстые с бородавками  возле угла рта, глаза серые чуть на выкате.
Что мне не травилось, так это то, что он постоянно матерщинил.
Знаком с ним через своих знакомых.  Дело в том, что у меня с детства была традиция высаживать корнеплоды и крупы по весне. Подобно тому, как раньше в России выпускали весной певчих птиц на волю из клеток, в которых они томились всю зиму.
У родителей, ни у меня, как-то так сложилось поиметь дачного участка.
У него прекрасный огородный участок, полученный от завода бесплатно, как Ветерану войны.
Я, с его разрешения,  тыкал в землю и под яблонями, и сливами, и среди малиновых полос картошку, морковь, лук, зубцы чеснока, свеклу, редьку, разбрасывал горсти гороха, круп, в общим, заземлял, что растительного наберётся.
Тем самым выражал благодарность сельскохозяйственным культурам за поддержку моих жизненных сил. Я сухощавый, но жилистый, и работоспособный. 

Но, если вернуться к особе Берестенко Николаю Яковлевичу.
Его, спустя написания им репортажа о наблюдаемом им тихо-океанского Ч.П. (более 15 лет), нет на этом Свете. Его внучкой участок задорого продан.
И я поостыл к своей благодарственной традиции.

Ответ на вопрос, почему Ветеран войны так безмолвен был на воспоминания о его военном былом?
Думаю, что во время Ч.П. с молодым новобранцем Ваней, он, Николай, был в этом же подразделении в тот же момент, но в качестве старослужащего.
Как то сказал, что полковые командиры военных лет их подразделение избегали…

С его слов, не почётная демобилизация после победы, заставшая его под Берлином, а  последовала обязаловка продолжения службы в течение добавочных пяти лет…
Я помню то, о чём Николай Яковлевич обмолвился, что участи продолжения много годовой службы подверглись все те, кто не принимал участие в боевых действиях, а составлял похоронные команды.
Можно сказать, что получали отсрочку демобилизации в качестве наказания за не участие в передовых смертельно опасных перепалках.
А его орден Славы ?…

Ожидал, что ознакомлюсь с каким-то уникальным воспоминанием из первых уст очевидца боевых действий…

К сожалению и к огорчению ошибся!

5 -6 октября 2017 г.
См. Стихи.ру Автор: Владимир МОРОЗОВ (фам. Заглавн. буквами)


Рецензии