Вольная на отъезд зарубеж на пмж 70е гг

Людмила Корина
Семейная сага"Родные-близкие" Заключительные главы
Фотография на выездной паспорт,1977, автор Валерий Кузин-студия им.Горького

Раскошеливайся, сирота!

А где же все годы после маминой смерти в 52м до 90го и 96го были мамин брат с женой? В Твери, естественно. То вдруг стали поговаривать в Москву переехать, ради дочери. Но я ослышалась, наверное.Раннее замужество укоренило её на родине. Всю жизнь я для них была птичка залётная –пощебетала и улетела. Наверное, сироте сочувствовали – своя кровь. Мне и в голову не приходило, что они могут принять участие,  конкретно помочь в жизни, только девочкой просила  школу  в Твери закончить-10й класс.Не ответили.

Куда бы отец пристроил меня(сам он служил в Дрездене до середины моих студенческих лет и нашего разрыва в 58-60м), не согласись мачеха Л.И. и её мать  - в детдом? Ситуация во второй семье отца была сложная и вскоре отец от них избавился, поделил имущество, развёлся.От меня он избавлялся круче - оставив без прописки, угла и средств за то, что не бросила камня в ту семью, кормившую меня три года. На выживание ушли силы  и годы.И только необходимость обратиться к нему за справкой, что материальных претензий ко мне не имеет для выезда на пмж, свела меня с его 3ей семьёй в 76м году.

После моего отъезда в Италию на ПМЖ двоюродная сестра и племянница  из Твери шерстили меня по шмоткам аккуратно, но весомо. Главные на стрижку овцы и на поездки. Побывали, увидели, что в загранке я  живу как командировочная,в 80м после отъезда  Романо Герси в Рим, на раскладушке сплю в 14 метровой съёмной квартирке, в  ожидании жилья от города до 93го. И продолжали пожелания составлять – естественно из магазинов, да пофасонистей. Девиз отношений с заморской тёткой  у племянницы и братцев-новобранцев – мы твои наследники-раскошеливайся!

Считали, что своей открытостью и добротой я у них одалживаюсь,ну просто цель в жизни обрела, и должна платить-одеть, обуть, по ресторанам водить...Что нет у меня, сиротинки, никого,кому оброк платить и всё отдать, что трудом и умом заработано.Наглость старшенького из третьей семьи отца в его запросах зашкаливала -всё оценил на свой манер - столица, сестрица,видные знакомства и лица,будет всё в ажуре,кто там  у неё во ВГИКе по режиссуре?

В 81м  летом без приглашения, но списавшись с сестрой отца, приехали ко мне в Москву сводные братья с отцом, я разместила двух "абитуриентов" по классу люкс(сняла им номер в гостинице рядом с домом и гостиницей Космос, Вгик в двух остановках троллейбуса) на недельку.Отец ночевал в свободной  3х комнатной квартире своей сестры. Гости столицы рассчитывали на полный пансион. Заодно каким-то образом в институт закинуть удочку(им 18 и 17 лет), выбрав самые престижные. Боря - я б в режиссёры пошёл,во ВГИк, Вадим - туда, где живописи обучают.Но  главное -культурный отдых, завтрак с чёрной икрой, бассейн, модная стрижка. Погуляем.

Зачастили в Москву в каждый мой приезд.ДОма  у них унылые стены с развеской одёжки на гвоздях.Борис: " А здесь всё ваше будет нашим -вот только прикупи ещё одну квартирку для брата Вадима и съезди за анкетой на режиссёрский ВГИКа, что в двух шагах". Слушаю и почему-то не возмущаюсь.В своё время шуганула -притихли.

Объяснила Борису - как дела со вступительными обстоят - 500 человек на  4 места,остальные 6 из 10ти уже расписаны по клановым связям, но некоторые  романтики из провинции не сдаются и приезжают  по пять раз.Стипендия 22 рэ и общага. Пробиваются  в профессии высокоодарённые, иногда ценой своей жизни.
Сдавал экзамены абитуриент в то лето на Ялтинском пляже.Зависли оба без института,но удалось родителям их от Афганистана отбить.Сразу стали дорожку в Италию  в гости пробивать,списки заказов само собой.

Летом 81го я ребёнка жду в свои запоздалые годы, скрываю живот,чтоб не сглазили, под уборку и кормёжку трёх мужиков не подставляюсь. Папаша: Мы тут у тебя все на ковре в центре комнаты ляжем.Нет, говорю,здесь не ночлежка, вот вам подарки, собрались и пошли в свободную 3х комнатную квартиру тёти Раи.

О каком воспитании, достоинстве  могла идти речь у отпрысков Ховринского жлоба, лишившего меня прописки, угла, толкавшего в неведомый колхоз под нуду демагогий, уже с дипломом.

Настрадавшись в годы развода  отца с Л.И., её матерью и пасынком,моим ровесником,
в 59м  в дневнике я прокляла их всех за попытки сутяжничества в перетягивании меня на свою сторону, отказалась от "наследства" и обещаний материальной помощи на принуждении выполнять условия самодура, перешла на заочный и стала работать в Аэрофлоте и Интуристе.

Зачем же  в 76м я пошла на примирение с родителем из-за справки, разогревая его алчность,веру в свою непогрешимость, обрекая себя подыгрывать его и семьи сказочке о пристойном,  почти святом родителе, приглушив суть наших с ним разногласий -смерть моей матери по его вине?

Или надо было растянуть освобождение ещё на 10лет ( а мне уже 38) до перестройки и далее до  его смерти в 95 лет  2005го года? Я  выбрала свой нелёгкий путь, прописанный мне по рождению.Жизнь многосложна.И неисповедимы пути Господни.

Младший млеет - уж как ему здесь хорошо-  у доброй сестрицы. И он тормознул по адресу до института на такси доехать.Стала ему судьба с тех пор бесконечные отсрочки по учёбе отсчитывать, как кукушка настенных часов с гирьками, от школы и почти до пенсии -по смежной художника-декоратора в местном театре профессии.

С лета отъезда на ПМЖ в 77м прошли 4 года,кручусь-корчусь там в поиске переводов,
надела на себя хомут всех окруженцев приодеть из баулов, чтобы жизнь их чуть полегче была. Теперь приезжаю с  ребёнком на руках и чемоданами даров для раздачи проворным родным-близким и тридцати по списку. Это что - у русских так? национально-специфическое? Паразитарно-прагматическое?

Или речь идёт об уникальной ПРОСТОФИЛЕ? Нет, писатель Василий Аксёнов  перечислял километровые списки, того, что  вёз своему окружению из загранки.НИЧЕГО НЕ БЫЛО.
Легче перечислить то, что было, и плохого качества. При разводе отца со второй женой  в 59м меня отправляли с чемоданом барахлишка, как с приданым. А мне ещё 6 лет некуда было его поставить. Переодевалась сезонно в Твери. Весь этот заграничный ширпотреб  и жадный интерес к нему опостылел  мне –сама ходила в брюках, майках и свитерах с рынка.Приходят с мешками, если ты готова принарядить  и помочь –пошли заказы вразнос и вразброс.

Встретилась фотография – в году 80м я вывела братцев в центр , мы на лестнице у библиотеки Ленина. Вадим-подросток в моей дарёной куртке-дублёнке(из Берёзки), хорошей шапке ушанке, джинсах – свободно позирует. А рядом стоит Борис,  руки по швам, в виде огородного чучела - на нём пальтишко давнишнее, с короткими рукавами и серая лохматая шапка кроличья. Сестра ещё не успела переодеть.Потом наверстал,  обрёл уверенность и план в жизни.

Наваривали – кто опыт, кто начальный капитал…Кто гордо замыкался, не получив своё, им выдуманное - Сафиев -ему я оказалась должна издать книгу или дарить изысканное из  магазинов, плюс не только в наших местах побывать, а на старости лет к нам  пристроиться. В ответ - не писал, не звонил.К его 80летию я  молча ушла от продолжения. В одиноких прогулках стал с собачками, с птичками беседовать, оттачивая мастерство в написании  эссе.

Кто пристроился лекарства для подруги заказывать годами,кто для собачки прививку.
Всё раздавалось мгновенно, а проблемы оставались. Успешные строили дачи, богатели, квартиры в евроремонте, а мы всё в той же однушке, подкармливающей нас, как неразменный пятак у Стругацких.

Песни запела – десять музыкантов  прислонились в охотку мне и им - приваривали к зарплате. Потом разбежались, а двум старичкам хотелось бы до гробовой доски делиться своими семейными битвами и требовать решения нешуточных проблем.Ну, совсем родными стали, как два сына лейтенанта Шмидта. Все мы уже к краю жизни подошли, мы с сыном беды и бедность в стык с окончанием песен примерили– а им всё невдомёк -звонить им издалека, бдеть о них неустанно, “обижаете, Людмила Сергеевна!”Уже десяток лет как переселились и живём в Генуе с сыном под контролем врачей – и что? Зовут -юбилеи на носу,"Так хочется опять вернуться в творчество.
Вы нам приснились, как пророчество.Всегда ваши- Изя и Степаша".

Преграды  и капканы  КГБ

Юристы-кагебисты многим отъезжающим за кордон женам жизнь испортили, заставляли  для получения выездного паспорта выписываться , потеряв московское жильё или продавать кооперативную квартиру. Врали, можно было выписаться и остаться  членами ЖСК. А тут знакомец, которого на подруге женила, подсказал об уловке вралей. Справочку, что ЖСК претензий не имеет( а их не могло быть – я услуги ЖСК исправно оплачивала), комендантша выдала, влезла в квартиру на 10 лет сама с дочерьми. Л.П. думала, что  справочку выдаёт не по закону, но уже в 80м во время Олимпиады ей подтвердили  законность, но она ввязывалась в новые авантюры, пока у неё излишки квартир не отобрали.

Всё мне про комендантшу поведали, а я вспоминаю, как бежали мы с  ней в ночь на 31е декабря 81го к остановке такси –у меня начались схватки. Надо было доехать до 36го роддома, где была договорённость  на операцию Кесарева сечения для старой первородящей. Миша родился в 6.35 утром 31го декабря, вечером под Новый год я очнулась после глубокой анестезии, ко мне наклонилась врач Ольга Владимировна. Кто родился? - я едва прохрипела. “Как, разве вы не знаете? Мальчик!” За окном было минус 35…

Мне квартира продолжала служить – и в короткие приезды и в  годы, пока Миша рос, и далее. Купив ваучер единожды, я останавливалась не в гостинице, а у себя, хоть и не прописанная, ведь квартира оформлена на меня. И об этой уловке  уезжающим жёнам ОВИР не сообщал.

Вот что странно,  КГБ свои преграды ставил, но меня не умучивал, и даже помог.
В декабре 81го я вернулась в Москву, чтобы рожать в России, дав  ребёнку сначала российское гражданство и тем самым подарить ему свободу передвижения. Уже разведена  в Москве с Герси  в сентябре, вернулась на свою фамилию, но свидетельство о разводе оказалось надо было в Генуе в консульстве получить.

Что же – возвращаться? А я мелкими шажками с огромным животом по наледи передвигаюсь. Полковница в ОВИРе посмотрела на меня измученную и сказала: Возьмите этот документ в Бабушкинском Загсе, где разводились. А вызвавший меня уполномоченный, намечавший, чтоб ему информацию о генуэзской общине сообщала, (а я никого  не знаю и ни с кем не общаюсь) ретировался, дал возможность  остаться рожать в Москве. В очереди  со мной рядом сидела Зоя Фёдорова – её на следующий день убили в её квартире, бедную.

Иконы- спасительницы. Библии в дар

Шукшину  в 68м на день рождения подарила Евангелие(сказал мне -оно всегда со мной), в 69м -Библию(издания Московской Патриархии, бандероль получил сам 25го июля в день сороколетия).Но в печати об этом не было ни слова до сих пор.
В 80е гг в своих частных поездках в Москву по поручению Дома Библии везла один экземпляр  Библии на русском, как собственный, чтобы подарить достойному адресату.Своим друзьям мужчинам покупала дефицитные книги из "Берёзки". Подружки и родственники предпочитали "приодеться" из чемоданов.

Подаривший информацию о возможности сохранить квартиру без прописки, кормился годами около меня, продавая мне иконы – и очень дорого, и дёшево, но я их как детей жалела, когда оставлял мне их до утра, забирала все,  по его ценам, и постепенно раздаривала, как память о дружбе и сотрудничестве:
Всесвятской церкви в Твери, что восстановлена в нашем дворе на Жигарева –одна из 2х икон как раз Трёх Святителей досталась. Друзьям- музыкантам. В Дн-ске Вадим и мать от подарка отказались. Кто будет оберегать их от войны и нищеты?

Отказался от иконы С.М.   Подарила   Оле, опекаемой мною его  дочери.
Самую ценную Богородицу в  серебряном  окладе племянница себе присмотрела,я и не думала  дарить, дала на хранение. Оставила  ей икону святого. Она обиделась. У неё вкус на драгоценности.  Моя любимая   икона  здесь со мной.

Ещё одна "загогулина"

А ведь была на моём мучительном пути и такая “загогулина” – оформлять раз в год приглашение от родственников, чтобы приехать домой на более продолжительный срок. Дн-ск был закрытым городом до начала 90х,( т.е. для  них я возникала без всяких проблем с их стороны, везите только мешки для привозимых подарков). Из двоюродных –сестра в Твери работала в поликлинике МВД, в анкете про родственницу заграницей писать не решалась, а тут случилась беда с племянницей, её дочерью, меня умоляют приехать, а приглашение  не высылают и больше некому. Я купила в тот раз эту бумажку за 400 долларов через знакомого, в ОВИРе).

Выручала оставшаяся квартира на Ракетном, купив один раз ваучер, ездила по туристической визе, останавливаясь у себя. Это было допустимо, лишь раз оштрафовали для порядка.  Уехавших на свободный Запад(и Восток) нас жён вымучивали, а тем, кто обзавёлся детьми, приходилось вымаливать разрешение у мужей иностранцев на передвижение с детьми. Мне удалось оформить сына сначала на свой  русский общегражданский(выездной) паспорт, на свою фамилию,обособившись от мужа с его согласия, обойдя этот капкан.А потом вписать  сына в итальянский паспорт.

Любители пошкодить в моих пенатах-воры обгладывали нас.  Генуэзскую квартиру грабили часто, пока мы не забаррикадировались стальными приваренными щитами со стороны террасы на входе. В 2003м, разбив окна и двери в Генуе, бандиты вынесли пейзажи Вулоха и Глобы –эта пробоина стала предвестием моих больших бед по здоровью. Я глубоко переживала эту потерю. Картины поселились в моей памяти – могут ли такой причастностью к живописи похвастать мои братки-живописцы?

Подарила в июле 2012го Иосифо-Волоцкому монастырю под Волоколамском, который возглавляет митрополит Иларион(приурочив к его 50-летию), 8томник Библии для их музея. Весом в 23 кг с иллюстрациями художников Возрождения - пусть студенты Духовной академии и преподаватели изучают на итальянском и продолжают богословские исследования. Ведь я три года с Иностранным отделом Патриархии сотрудничала, энциклики Павла Пятого переводила.В годы испытаний  эта работа меня поддержала. Об  этом  в канцелярию монастыря   забыла  написать. Иностранным отделом  Патриархии ведал митрополит Питирим.А сейчас я откликнулась на призыв настоятеля отца Сергия создать при монастыре Музей Библии.

Мне в те нелёгкие годы 68-71гг  платили за переводы 2 р за страницу и заработок  был значительным. Но главное - моё духовное возмужание.

Любимой Татьяне Анатольевне Синицыной  дарила иконы часто, но она их передаривала, как и всё остальное.Но и без её подарка никто из гостей не уезжал. За несколько лет до её кончины я подарила ей бронзовый с эмалью крест. Она сказала: я всё думала - кто мне крест подарит? Но к моим визитам его выставляла и никому не передаривала. Она жила как святая и отошла в тот мир 11.9.14, со мною простившись, до встречи, как всегда...Сегодня 11 сентября 15г, год, как тебя не стало. Я слушаю твой голос, плАчу и помню тебя, моя любимая, незабвенная. Великая певица.

Ушли многие. Я прозреваю и  ухожу от тех, кто цепляется.  Композитор-соавтор, Изя-скрипач, за 10 лет по окончании работы коллектива погрузились в сложный семейный быт, в своих  проблемах   и войне с дочерьми  годами себя и семью изнуряли-С.М., не ведая о моих бедах, не зная номера моего телефона, всегда на приёме. Не нужны нам ваши иконы!- бросил мне вослед С.М. Потом умолял простить его.

Вот что удивительно -те, кто  меня обманывал, требовал сверх того, что я сама охотно отдавала, принимали мою открытость, доброту за повышенное внимание к себе, за чувства, которыми можно воспользоваться с выгодой. Они обманывались. Я была внутренне свободна, и от чувств зависимого служения также.

"Забудьте, забудьте, забудьте меня!
Забудьте меня и я вас забуду. Я вам обещаю - вас помнить не буду.
Но только вы тоже забудьте меня!" Александр Володин
24.6.15

Людмила Корина 18.10.17 Генуя


Рецензии