Крымское нестояние. Рецензия на фильм Крым

Собрался и скачал фильм автора сериала «Охота на Берию» Алексея Пиманова «Крым». Ну, что сказать? А нечего сказать. Как почти всегда в российском кинематографе слабоват сценарий. Идея разыграть историю Ромео и Джульетты на фоне одного из самых значимых и драматических моментов современности: Майдана и Русской весны, - может и была не плоха, но воплощение вышло так себе. Шекспир получился в «мягкой обложке» и, при этом, вовсе не Шекспир, потому, что тот был великий трагик, тонко чувствовавший каноны жанра, а этот - средненький съемщик сериалов для просмотра в тапочках между выпусками спортивных и кулинарных новостей. Такое впечатление, что создатели картины просто боялись вызвать у аудитории сильные эмоции и потому, откровенно запороли наиболее сильные сцены и сами себя отцензурировали почти до полной стерильности.
Для начала, режиссер так и не решил, сам для себя, что же он такое снимает: мелодраму или исторический боевик. Попытка запрячь в одну повозку коня и трепетную лань закончилась, ожидаемо, плохо: исторического фильма не вышло вообще, а мелодрама получилась слабенькая.
В картине начисто отсутствует пафос Русской весны, ее основной дух и противоречия, которые к ней привели. Все это оставлено за кадром или нивелировано до зеркальной гладкости. Народ Крыма в картине «безмолвствует», не являясь даже массовкой или статистами драмы. Крымчане показаны мельком, в двух сценах: встреча «Беркута» и ополчение на вокзале в Симферополе (причем даже в документальном фильме «Крым, путь на Родину» эта же сцена обыграна гораздо выигрышнее). Ни массовых митингов против событий на Майдане, ни противостояния у Верховного совета Крыма в Симферополе, ни блокады украинских воинских частей местным населением, ни ополченцев на Чонгаре, ни, наконец, референдума: ничего этого в картине просто нет. Есть хорошие украинские военные, которые ничего не делают, условно плохие украинские боевики, которые пытаются заставить их что-то сделать, и условно хорошие российские военные, которые ликвидируют украинских боевиков. Ура, наши победили! А хорошо ли это? Из фильма не понятно. Собственно, поскольку в картине события в Крыму, - это не следствие национально освободительного движения русского населения полуострова (кстати, слово «русские» там вообще ни разу не звучит), то и «вежливые люди» выглядят не освободителями, а именно интервентами, пусть и вежливыми. Эдакий Вермахт в Дании.
Что в фильме «Крым» хорошо? Ну, съемки крымских пейзажей, особенно сделанные с дрона, хороши…. Боевые сцены? Смесь малобюджетного «Джеймса Бонда» с сериалом «Морские дьяволы». Ни о чем. Вот «Корсуньский погром» снят хорошо и, пожалуй, это единственная сильная сцена во всей картине.
Еще, несомненно, хороша главная героиня, украинская журналистка, сторонница и активная участница Майдана, которую играет Евгения Лапова. Да, вот Лапова , действительно, хороша: красивая, харизматичная, решительная она, пожалуй, вышла единственным живым человеком среди картонных кукол. Может быть, она и заблуждается, но зритель невольно сочувствует именно ей. В связи с этим у меня вопрос: если «Крым», - идеологическая кинокартина, то какая идеология в ней проводилась? Там вообще есть идеология? Или это просто сделали пиплу пожевать после трудового дня в офисе? Так лучше уж американскую «Чудо женщину» посмотреть.
Что действительно блестяще показал «Крым», так это вакуум государственной идеологии в России, при котором , даже имея все средства, не возможно создать годный продукт. До сих пор единственным достойным отечественным фильмом о событиях на юго-востоке остается короткометражная картина Олега Джураева «Правда», снятая, буквально, на карманные деньги. Да еще ряд авторских документальных кинолент.
Ситуация та же, что и с «культом великой победы», на который ассигнуются огромные гос. средства, а на выходе получаются «усы» и «сталинграды». В то же время самый, на мой взгляд, сильный и идеологически насыщенный современный фильм о ВОВ , «28 панфиловцев», создан в стороне от «большого российского кино» и на народные, а не государственные деньги.
Таким образом, заказ на внятную гос. идеологию у нас есть и исходит он «снизу», а ответить чем-то годным у государства не получается: все выходит или плоско, или пошло. Удивительная ситуация: «низы» хотят, но «верхи» не могут.

СПб,октябрь 2017 г.


Рецензии