Девятый круг свободы отрывок 5

***

Что действительно меня удивило, так это старообрядчество Рябушинских. Миллионы – и древлеотеческая вера плохо, на мой взгляд, сочетаются.
- Тёмная вы молодёжь, - ворчала Марксэна, которая всю жизнь  до пенсии проработала в музее  экскурсоводом и  знала об очаге культуры  больше любого профессора. – До революции две трети российской промышленности созданы были именно старообрядцами.
Банки до отмены крепостного права обслуживали только дворянство, в основном,  выдавая им ссуды под залог имений. Кредитов народу для открытия своего дела не давали, в заводе не было.
И  именно старообрядцы, у которых взаимовыручка была чрезвычайно развита, -  так как они были в окружении враждебной среды, одни против всего мира,  так сказать, внутренние иммигранты, - именно они и придумали кассу взаимовыручки: собирали деньги всей общиной и давали самому предприимчивому на развитие дела. Давали беспроцентно, а иногда и без отдачи. Но зато этот счастливец должен был общине помогать.
Рябушинские, Гучковы, Морозовы, Щукины, Третьяковы – все из староверов.
- И Третьяковы? А я всегда думала, раскольники в тайге сидят, сарафаны и зипуны носят да от  технического прогресса и паспортов шарахаются.
- Некоторые и сидят. Но у них же много согласий и толков.  Часть из них ещё в восемнадцатом веке в Москве осела, на Рогожском кладбище.
И именно старообрядцы  на своих предприятиях новейшее западное оборудование устанавливали,  организовывали дорогостоящие лаборатории, на которых изобретали самые продвинутые, как сейчас сказали бы,  технологии. И вообще первыми стали строить дома в стиле модерн, собирать импрессионистов, которых тогда в России никто не понимал, занялись автомобилестроением, его  считали пустой забавой, вроде, нет за ним будущего. Староверов все называли отсталыми, а они словно обладали даром предвиденья, вкладывали деньги во всё то, что потом стало самым прибыльным и знаковым  в ХХ веке.
- А религия им богатыми быть не воспрещает? Как там: «Легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в царствие небесное».
- Для старообрядцев это был вопрос выживания. Так что не запрещает. Зато вера  всегда требовала, чтобы на деньги предпринимателей  в общине строились и содержались богадельни, сиротские дома, церкви.
На предприятиях создавались места для единоверцев. Поэтому к 1917 году процентов восемьдесят всех квалифицированных рабочих были из старообрядцев.
- Это что же, получается, революцию делали в основном старообрядцы?
- Есть и такая версия.
- И эта благодать существовала только «для своих», для исповедующих староверчество?
- Нет. Благотворительность была  для всех. И ею занимались в колоссальных масштабах.
Только в Москве вспомним частную оперу Зимина, Музей изящных искусств имени Пушкина, Философский и Археологический институты, Театральный музей Бахрушина, Морозовские клиники, Коммерческий институт, бесплатную библиотеку имени Тургенева. Всё это создано на деньги благодетелей.
Савва Морозов сам в стоптанной обуви ходил и в поношенной одежде. А жертвовал на лечебницы, издание книг. МХАТ создан фактически на его деньги, он на него полмиллиона издержал.
Его мать около миллиона выделила на благотворительность: построила студенческое общежитие, больницу для душевнобольных, родильный дом.
- Неужели правительство строило таких объектов мало?
- Государство тогда социальные программы крайне редко  организовывало. Общество было вопиюще несправедливым. Ни пенсий, ни пособий. Выживай,  как хочешь. Если случалась беда, рассчитывать можно было только на помощь близких людей. А одиноким вообще не на что надеяться.
Ты думаешь, революции на пустом месте происходят? Они всегда спровоцированы ужасными условиями жизни в стране.
И на этом фоне Савва Мамонтов в Абрамцеве создал обитель для художников, приглашал жить и работать Врубеля, Васнецова, Серова, Коровина. Открыл частную оперу, в первый же год потратил на неё три миллиона рублей,  поддерживал Шаляпина. Финансировал издание журнала «Мир искусства».
Савва задумал строительство огромного культурного центра с гостиницей, рестораном, художественной галереей, театром, на месте «Метрополя». Но, к сожалению, в это время разорился и, как говорят, именно из-за немыслимых трат на искусство.
Современных бизнесменов пытаются раскрутить на такое же щедрое меценатство. Но вряд ли получится.
- Почему это?
- Старообрядцы все были искренне и истово верующие люди. Они совершали богоугодные дела. А нынешние в Бога не веруют, зачем же они Ему угождать будут? Как ты теперешних олигархов верить заставишь? Или совесть им имплантировать?
-Про благотворительность Бахрушиных и Третьяковых все знают, но кто б мог подумать, что они из раскольников.
- Эти раскольники наживали богатство не ради денег, а чтобы создать для людей человеческую жизнь на земле. Тогда, может, и революция не понадобится.
- И это говорите Вы, старая убеждённая коммунистка? Вы мечтаете, чтобы бизнесмены были верующими? Вы хотели бы избежать революции? – воистину этот дом снова и снова поражал.
Сократовна от моих слов поперхнулась. Враз поменялось выражение лица, как будто с него сдёрнули маску.
Или, напротив, мгновенно надели?
- Я лично считаю, что рабочим не нужны подачки богатеев. Хозяевами предприятий всё равно оставались буржуи. А заводы и фабрики должны принадлежать народу, который их построил и на них трудится.
-


Рецензии