Про Розу Мира Даниила Андреева

Мы тут на днях с Масинькой, общаясь в режиме общего трепа, добрались до "Розы Мира" Андреева. И я, как это обычно бывает, уже постфактум, всерьёз задумалась, что для меня этот текст значит и вообще значит ли что-нибудь. Честно говоря, когда его - лет сто назад - читала, пребывала под сильным впечатлением. Но букв было слишком много, конструкции андреевских миров слишком запутаны, и, добравшись до страницы двадцатой, что ли, утомившись - а там есть от чего устать - дальше пробежала книгу "по-диагонали" и с облегчением закрыла. Сейчас могу вспомнить только, как меня развеселило сообщение о том, что задача людей - помочь хищникам перейти на вегетарианскую диету.

Верно. Была, где-то мелькнуло сообщение, в Индии одна секта. Отловили, ироды, тигра, заперли в пещере, и месяца два его там держали, бросая ему сено и фрукты - овощи. Эксперимент совсем было уже удался, да вот тигр, подлец полосатый, взял и помер.

И ещё два места там понравились. По Андрееву, в невидимых сферах есть специальная планета, куда переселяются после "смерти" детские игрушки. Вот это клёво. Я, к примеру, до сих пор всех своих кукол и мишек поименно и в лицо помню.

И что артдеятели - художники, писатели, поэты - после кончины в нашей явленной вселенной отправляются в созданные их артистической деятельностью миры и там становятся духовными пастырями персонажей, которых создали. Помогают им, этим всем Раскольниковым и Обломовым, развиться в полноценные человеческие личности, проходя с ними шаг за шагом все ступеньки развития.

Гм. Могу себе представить, какой сюрприз ожидает, если это так, Илью Чичкана. Хе. Или. Обоже правый. Бедный, бедный Ройтбуд. Шо ему светит. Гос-с-пади. А про будущность Савадова даже думать не хочется. Оказаться в обществе трупиков и шахтёров в балетных пачках... Чотта ржу. Ехидным смехом. Грех над чужой бедой насмехаться, грех.

Толстой - по свидетельству духовидца - всё ещё занимается перевоспитанием Ростовой и Карениной, Пушкин уже отбомбился с Татьяной и Евгением, а вот Достоевский пока напряжённо работает со своими психами, и конца - края не видно трудам. Ясен перец. У него один Лебядкин чего стоит. Лет триста можно с ним развлекаться.

Короче, вполне шизоидная книга, но текст интересный и даёт толчок к целому потоку личных ассоциаций. На любителя, одним словом.

Стало мне интересно, что другие думают о "Розе Мира". Оказалось, очень много кто много чего интересного думает. К примеру, Алексей Смирнов. Был один такой сердитый дядька. Художник - писатель - публицист. Из довоенной когорты. Непримиримый и непримирившийся. Далее предоставляю слово ему:



"Литературно и поэтически Андреев был, несомненно, эклектик. Он тащил в костер своих вдохновений весь окружавший его интонационный мусор. Это свойство всех душевнобольных, занимающихся писательством, – по характеру их творчества можно поставить диагноз автору. Душевно здоровые люди обычно пишут ясно, просто, заняты сами собою, а не мечутся между чужим. Да, несомненно, Даниил Леонидович был не психически нездоровым, а душевнобольным. Душевнобольной – это не традиционный псих, а личность с горбом или язвой в душе. Таким же душевнобольным был и его отец Леонид Николаевич, и многие крупные литераторы предреволюционной эпохи, когда на таких субъектов была большая мода.

Вот Лев Толстой, Чехов, Куприн или выбросившийся в лестничный пролет Гаршин были душевно здоровыми людьми, а душевнобольными были и Блок, и Андрей Белый, и сам Максим Горький, не говоря уже о Бальмонте, Игоре Северянине и их наследнике Вертинском. Душевнобольным и половым психопатом был Владимир Маяковский, до конца своих дней (а точнее – до выстрела в висок) управляемый своими чекистскими бабами и их лубянскими шефами. Творчество душевнобольных и половых психопатов – очень интересная и богатая тема для литгробовщиков. Наш “маленький классик”, по определению Блока, Иван Бунин не был ни душевнобольным, ни половым психопатом, и он очень хорошо разбирался в той компании психов, в которой он оказался."

..." Левое подполье в России до конца выдохлось, и фанатиков там не водится. Эклектик, как Гауди, Андреев тащил в сорочье гнездо и блестящие гайки, и медные пуговицы, и случайно найденные бриллианты. Для меня таким подобранным Андреевым бриллиантом является его мысль о том, что, скитаясь в годы молодости, Иисус Христос изучил учение Будды и переработал его для иудеев. Я в это верю всей душой и со всей серьезностью. И ессеи, которых я долго изучал, и дохристианские течения самого иудаизма достаточно далеки от всех официальных и неофициальных Евангелий. Христианство Иисуса, а не апостола Павла, было и в Европе, и в Иудее революционной книгой, и для меня все первоначальные христианские тексты пронизаны буддизмом. За эту мысль я Андрееву бесконечно благодарен и считаю ее абсолютной истиной." (курсив мой)

..."Варваризация в современной Совдепии носит повсеместный характер: закрываются исследовательские институты, на глазах гибнут целые направления науки, безнадежно падает уровень образования. В какой-то степени продолжает развиваться только наука о книгах и писателях – какой-то разгул и шабаш литературоведения. Новых писательских имен нет – есть только хорошо адаптированные жанры. Недолгая великая предреволюционная литература была во многом интересна беспощадным социальным анализом, который теперь вообще выветрился и стал полностью запрещен.

Ну а при таких запретах ничего толкового не напишешь, надо оглядываться за плечо хуже, чем при большевиках.
Вот это действительно прискорбно: оказалось, что русского народа со времен крепостного восемнадцатого века вообще нет. Есть, а вернее – были отдельные этнические образования, которые объединяло только желание выть под гармошку свои заунывные песни и совместно грабить чужую собственность. Разграбят что-нибудь, выпьют ведра самогона, повоют песни и разбредутся по своим норам сажать картошку и огурцы. Потом они насильственно собираются новыми империями в колонны и гонятся куда-то на убой.

Там, перебив большое число восточно- и западноевропейских народов, перевешав их интеллигенцию, скопища племен перли назад в свои болота и там в грязи размножались и порождали новые толпы солдат и рабов. Так было и при Александре I, и при Николае I, и при Николае II, и при Ленине, и при Сталине, и при Хрущеве. А мы, дворяне, до семнадцатого года со шпагами в руках вели эти скопища на поля Европы. Что забыли орды диких славян в Китае и Корее с их каменными водопроводами и канализацией со времен средних веков и зачем их туда привел бездарный генерал Куропаткин?"

Эссе длинное, но читается под настроение на одном дыхании. Или не читается - если не идёт - вовсе. Рекомендую.

5 октября 2014

@http://neandertalshome.narod.ru/HTML/smirnov.html



©Моя сестра Жаба


Рецензии