Змея, которая исцеляет или погубит
Святой Макарий Великий писал: "Если иные бывают в расслаблении, имеют поврежденные члены, страждут огневицею и недомогают; то сие произошло от греха, потому что он есть корень всех зол; от него же бывают душевные пожелания и худые помышления".
В своем известном сочинении "Дух, душа, тело", написанном в безбожные сороковые годы XX века Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) "Крымский" утверждает: "Все, что происходит в теле, все физиологические процессы направляются духом нашим. Дух творит тело, дух в теле созидает себя, свою форму. Дух властвует над телом". В страдающем теле живет просветленная душа, замечают духовно зоркие люди. Болезни телесные, скорби и тяжкие испытания – в христианском понимании есть ясный призыв от Господа к исправлению жизни, осознание острой необходимости перемен для обретения Веры и истинного смысла бытия. "Очень трудно переносить Божие наказание, трудно идти путем крестным, путем страданий, – признается святитель Лука, – Но Господь укрепляет на этом пути всякого, кто не ропщет, кто принимает наказание, как послушный ребенок от родителей своих. Господь поддерживает его, точно за руку ведет – ведет по пути спасения".
Святитель Игнатий Брянчанинов также много размышлял по поводу болезней в своей книге "О болезни и смирении" он писал следующее: "Болезнь – готовое спасение, когда больной удаляется от дурных слов, помышлений и мечтаний; когда он предается воле Божией; когда благодарит за болезнь, удаляющую его от мира". Тщету земной жизни и ее «соблазнов» Игнатий Брянчанинов очень рано понял еще и потому, что в детстве и юности так тяжело болел, что уже готовился к переходу в вечность, и на протяжении всей жизни болезни не оставляли его.
Очень интересная работа была написана Н.Д. Гурьевым "Страсти и греховные черты характера и их воплощение в соматических и нервно-психических заболеваниях", в которой весьма верно было подмечено соотношение душевного и телесного в человеке. В вышеупомянутом труде автор приводит перечень некоторых болезней с указанием их предположительных причин, которые, при всем разнообразии характеров, наблюдаются всегда:
"Психические заболевания (чаще формируются при удовлетворении грехам)
Шизофрения – мечтательность, самоуверенность (самомнение), своеволие. Часто наблюдаемая манерность – воплощение самолюбования; аморфность, инфантильность – безответственности. Прицельно "врачующие" качества – определенность, вера, послушание.
Эпилепсия – жестокость, самонадеянность, нетерпение (мятежность), упрямство. Врачуется жалостью, надеждой, терпением.
Любая истерическая симптоматика – тщеславие (привлечение внимания к себе, к своим мыслям, эмоциям, состояниям; "профессиональная" болезнь актеров).
Любая невротическая симптоматика – заносчивость (варианты зависят от присоединившихся отрицательных качеств).
Алкоголизм – вторичное проявление плотолюбия.
Депрессивные состояния – тоска (может сопровождаться гипотонией), уныние (желание "не просыпаться" утром), печаль (сонливость к вечеру), саможаление (сопровождается изысканием плохого там, где его нет).
Причины психопатий прослеживаются достаточно легко в каждом отдельном случае путем определения главенствующего греха.
Суицидальные тенденции (недемонстративные) – отчаяние, трусость, нетерпение, (последнее может обнаруживаться через тошноту, беспричинное повышение температуры тела).
Наркомания – душелюбие (небарбитуровые).
Соматические заболевания (чаще возникают тогда, когда человек не удовлетворяет
греховным желаниям, с которыми внутренне согласен, по причинам личной или общественной морали, по физической невозможности)
Язвенная болезнь желудка – трусость.
Язвенная болезнь 12-перстной кишки – опасливость (может обнаруживаться как по желанию со всеми быть в хороших отношениях, так и по умению наживать себе врагов).
Облитеритующий эндартерит – боязливость. Повторное многократное нажатие кнопки, которое каждый раз сопровождается сильным местным воздействием электрического тока, легко может привести к спазму сосудов. Наиболее часто повторяющиеся поступки – это ходьба, шагание, которое у охваченного боязливостью человека приводят к заболеванию, т.к. вызывают те же последствия из-за боязни каждого шага.
Заикание – пугливость (часто связано с самонадеянностью).
Бронхиальная астма (бронхит) – напористость. Легко заметить, как преодолевающий сопротивление человек произвольно задерживает выдох: в споре, при поднятии тяжести, при прицеливании перед выстрелом и т.д. Когда настроение, воплощающееся в задержке дыхания, делается преобладающим, задержка выдоха происходит помимо воли больного. Врачующие качества – целеустремленность, определенность, постоянство или уступчивость.
Тиреотоксикоз – рвение. Может рассматриваться как результат гормональной "самостимуляции" организма. Врачующие качества – умеренность, постепенность или усердие и старательность; надежда.
Ишемическая болезнь сердца – жестокость. Ранее возникала при снижении возможностей человека в сочетании с желанием сохранить прежнее положение, влияние. Заболевание "помолодело" в связи с ростом уровня притязаний. Профессиональное заболевание чиновников? Врачующие качества – благодарность, уважительность, человеколюбие или строгость, суровость, требовательность.
В основе всех болезней лежит, разумеется, гордость, которая трудно замечаема сама по себе, но делается легко заметной по отсутствию благодарности или по уровню внешних притязаний т.к. человек претендует только на то, на что считает или ощущает себя имеющим право. Врачующими качествами могут быть качества, противоположные грехам и требующие изменения сложившегося стереотипа поведения, или качества, отличающиеся внутренней ориентацией души и поведенчески, внешне, сходные с вызывающими заболевание грехами. Но корреляция грехов и болезней далеко не исчерпывается описанными сочетаниями. Представляется целесообразным проследить, в сочетании с какими качествами нетерпение может давать такие разнообразные клинические картины при аллергии. Это само по себе представляется весьма трудным; но несравнимо труднее проследить, какая жизненная обстановка или отдельный случай превратили безобидное вещество в аллерген для данного больного. Или здесь тоже ведущая роль принадлежит душевным факторам? Связаны ли лейкомия с ненавистью, а злость – с заболеванием гепатитом, в том числе, вирусным? Зависит ли гипотония от наличия в характере уныния, тоски, лени; и от чего конкретно? Как сказываются выдержка и вспыльчивость на состоянии желчного пузыря? Но разрешение этих и многих других нужных и интересных вопросов требует слаженных коллективных усилий и времени. А вот создание православной психологии и психиатрии в больших усилиях не нуждается, ибо они уже созданы трудами святых отцов, но даже только систематизация содержащихся в этих трудах знаний также непосильна одному человеку, хотя, вне всяких сомнений, принесла бы людям больше пользы, чем вся психофармакология при полном осознании огромного значения последней".
С вышеуказанной интерпретацией соотношения греха и болезни я практически согласна, однако, есть более тонкие моменты в этом вопросе, которые свойственны для определенных соматических заболеваний. По моему чувствованию, все болезни вызываются конкретной страстью, например, кто страдает потерей слуха - тот был невнимательным или равнодушным к прошению ближнего, когда тому было плохо, когда тот страдал, но его не слышали. Болезнью печени и желчного пузыря, чаще всего, страдают люди гневливые. Блуд отражается на коже, чаще всего - в виде ВПЧ, основная мишень – мочеполовая система, в тяжелых случаях, присоединяется другие кожно-венерические заболевания, далее, если страсть углубляется она всегда поражает все более серьезнее. Сквернословие, многословие, осуждение, гортанобесие, оклеветание - отражается на всей деятельности верхних дыхательных путей, чаще всего, поражение идет с помощью вирусов, грибков, бактерий. Что касается системы органов пищеварения – то, по-моему мнению, чаще всего, каждый орган в этой системе отвечает за определенную страсть, особо следует выделить сердечно - сосудистую систему для которой характерна совокупность страстей, а именно - гордости, тщеславия, жестокосердия, обид.
Как мы видим, повреждения той или иной физиологической системы бывают как конкретны так и относительны, также следует не забывать об особой структуре поражения - полиморфное поражение, хроническое поражение, врожденное поражение систем,- все эти поражения имеют многогранные корни, порой, они кроются глубоко в роду. Также следует отметить и страдания на физическом уровне особого статуса - они связаны с тонким восприятием мира в физической оболочке, например, такая болезнь - как мигрень, связана, с особым функционированием нейромедиаторов, за которой следует клиника сильной головной боли - однако, такое особое функционирование дает более тонкий план чувствования граней этого мира...(продолжение следует)(с)
Свидетельство о публикации №217100701040