Еще немного про Париж...

Когда королю Анри Наваррскому улыбнулась фортуна, и перед ним соблазнительно засияла корона католической Франции, он - гугенот - произнес историческую фразу: "Что ж,Париж стоит мессы". Мессу он вскоре терпеливо и отстоял в Соборе Парижской Богоматери, сделавшись католиком.
    Через много лет постепенно утратился, забылся иносказательный смысл этих слов, означавший всего лишь, что король согласился поменять свою веру.
    Сегодня же, когда какой-нибудь гид щеголяет перед группой туристов этой фразой короля, смысл ее порой совсем непонятен. Тем не менее фраза произносится, туристы согласно кивают, думая, наверное, что в словах "стоит мессы" скрывается не иначе как некая финансовая подоплека. Ведь "в наше время", когда повсюду гуляет пошлая поговорка о бесплатном сыре в мышеловке, все будто бы и должно иметь под собой финансовую основу.

    Добросовестный гид туристической группы, следовавшей из Петербурга,- скромная миловидная девушка из Вильнюсского бюро путешествий,- тоже сообщила нам  фразу короля Франции, когда автобус приближался по скоростной трассе к парижским предместьям. На провокационный вопрос туриста "а что это значит?" она ответить не смогла, и потом, когда пришлось ей потихоньку разъяснить смысл, нисколько не обиделась а смущенно  извинилась, обещая запомнить такой интересный факт истории.

    Но вернемся немного назад. Когда мы приобретали путевки на автобусную экскурсию по Европе, многие знакомые сочли нас не совсем в себе: "В такое путешествие - на автобусе? Это же сплошное мученье!" Но мы поехали, и не жалеем. Правда, немного помучились: спать сидя, какими бы комфортабельными ни были сиденья автобуса, все же действительно неудобно. Но ведь половину, из пятнадцати ночей, мы все-таки провели в поездах дальнего следования "Петербург-Вильнюс" и "Вильнюс-Петербург", а также в отелях городов, которые посетили!
   
    Хотя путешествие и называлось "По европейским столицам", все говорили: "Мы едем в Париж!" Ну да, известны ведь слова: "Увидеть Париж и умереть". Кто-то очень опрометчиво бросил эту фразу. Многих она сбила с толку. Забегая вперед, скажем, что так умирать вовсе не стоит, тем более - после посещения этого  города. Ничем он не лучше многих других городов, а то и - хуже. Мы испытали даже некоторое стыдливое разочарование Парижем. Прага впечатляет сильнее, Берлин тоже, ну и Амстердам - этот в самом деле уникальный город, сохранивший свою поздне-средневековую характерность.

    Нет, и в Париже, безусловно, есть, чем восхититься и что не мешало бы увидеть,прежде чем собраться к уходу в мир иной. Это общеизвестные, хрестоматийные достопримечательности, упоминать здесь которые нет надобности.
    Но вот что мы обнаружили в себе, гуляя по Парижу... Все, что видишь, хочется как бы подправить, изменить, улучшить. Узкие улочки с нашумевшими на весь мир названиями, хочется расширить, одинаковую архитектуру жилых домов с традиционными однотипными ставнями на окнах хорошо бы разнообразить по стилю, неплохо бы и проложить в городе побольше просторных проспектов, расширить русло довольно узкой Сены, мостам не помешало бы быть более импозантными, хотелось бы еще помыть, почистить, обновить фасады жилых домов, ну и дворцов тоже.
    Да, вот еще очень важное: интересных архитектурных ансамблей в городе маловато; воспетый Джо Дасеном Люксембургский сад сильно проигрывает петербургскому Летнему саду, а уж ансамбль Версаля вообще уходит в никуда, растворяясь в окружающих его полях, не то, что наш, петергофский, обращенный к морю. Думается, такие впечатления о Париже - от глубоко засевшего в наши души петербургского эталона. У нас, в Петербурге,городская доминанта - это водные просторы, размах. В Париже размаха нет. Там хаос, на обширной территории нагромождение посредственности, среди которой редко разбросаны жемчужины.

    Если говорить о современности, то ее признаков в Париже много. Но они такие же, как и в других городах Европы.

     Конечно, неправильно было бы сомневаться в искренней любви парижан к своему городу. Он для них и прекрасен, и дорог, и - лучше всех. Как и наш Петербург - для нас.

     В заключение вернемся к сакраментальной фразе короля, которого историки называют почему-то совсем не французским именем (он у них Генрих - имя немецкое, а правильно будет - Анри) - "Париж стоит мессы". В самом деле, Париж стоит того, чтобы приехать и увидеть его в этой жизни... ну и, может быть, чтобы отстоять там мессу в "Нотр-дам де Пари", но ни в коем случае не нужно после этого умирать.


Рецензии