О школе с любовью. Титаны. 70-е

           На одном из каналов телевидения есть рубрика «Легенды нашего кинематографа». Здесь можно посмотреть старые фильмы, встретиться с любимыми актерами, вспомнить молодость, своих кумиров, порадоваться, что на экранах  они не стареют, по-прежнему очаровывают и заставляют нас быть добрее, отзывчивее, позитивнее.

           А если создать подобную рубрику в газете и назвать «Легенды нашей школы»? Думаю, что рассказов, воспоминаний будет очень много. Мы все вышли из детства, а значит, из школы.

         Два здания стояли друг против друга – средняя школа №2 и №3. В каждой школе свой неповторимый микроклимат, свои звезды, свои легенды. К учителям отношение самое возвышенное, на них смотрели как на небожителей. Их  объединяло многое: они интеллигентны, сдержанны, красивы, нравственны, добры и мудры. Учителя  классической русской школы. У учеников даже в мыслях не было нагрубить, ослушаться, вступить в спор. Конечно, они и уроки не делали, и шпаргалками пользовались, и на переменах бегали и снежками кидались. Но каким-то образом обидеть учителя было невозможно,  стыдно и совестно. Потом школы объединили в единый педагогический коллектив.

      Человек-легенда. Так можно назвать всех учителей старой формации. Мария Васильевна Очкина, учитель литературы. Высокая, стройная, красивая, она обладала чудесным даром владения словом. На ее уроках оживали литературные герои: мы переживали первый бал Наташи Ростовой, плакали над трагическими судьбами молодогвардейцев, гордились подвигами русских солдат на Бородинском поле и в Сталинградской битве.Мария  Васильевна прекрасно читала  стихи наизусть. Благодаря ее таланту передать  все нюансы поэтической души, у девочек в старших классах было повальное увлечение поэзией. Читали мы много и запоем.

   Мария Степановна Клиппенштейн, учитель истории. Тихий спокойный голос, умный, ничего не упускающий взгляд из-под очков, великолепное  знание предмета. Историю, науку, построенную на точных фактах, она очеловечивала, и было несложно запомнить даты,  особенности правления царей и императоров, реформы. История становилась  живой, а ученики – её участниками и героями. Кто попадал в незримую ауру ее светлой и бесконечной доброты, чудесным образом начинал воспринимать все окружающее по-другому. Мир становился интереснее и душевнее.

   Раиса Емельяновна Рябова, учитель химии. Настолько была харизматична, требовательна и строга, что самые отъявленные хулиганы при её приближении уменьшались в размерах и становились кроткими овечками. Зато на школьных праздниках её было не узнать. На Новый год Раиса Емельяновна надевала зеленое с блестками платье, а на шею вешала длинные, многоярусные бусы, сделанные из карамелек.  Она всех угощала этими конфетами, иногда полшколы, а конфеты все не заканчивались. А затем  старшеклассники водили вокруг нее, как вокруг елки,  праздничный хоровод, все так заразительно смеялись, а учитель чувствовала себя примадонной.

      Зоя Александровна Токаева, учитель биологии. Мне всегда казалось, что она вместе с мужем    Геннадием Ивановичем – люди не из нашего тихого провинциального города, они были настолько необыкновенные, многогранные, неповторимые. Им бы в больших городах блистать, поражать своей уникальностью и широтой кругозора. Они выбрали наш городок, и это было счастьем для нас. Зоя Александровна увлекала учеников  ботаникой и садоводством, мы были в курсе новых тенденций  в моде и диетах. Она нас учила азам йоги и аэробики, пропагандировала здоровый образ жизни уже тогда, в середине 70 годов. Семья Токаевых настолько уникальная семья, что оказывала воздействие на простых жителей города. Я жила на улице Кирова, которая вела к реке. Каждый  новый сезон начинала эта дружная пара зимой с лыжами, осенью с корзинками, весной с пучками вербы или черемухи, летом с полотенцами. И люди вслед за ними шли смотреть ледоход на реке, дарили  своим возлюбленным охапки цветов, вставали на лыжи или коньки, катали детей на санках. В их присутствии   старались даже говорить без криков, тихо, доверительно.

     Ольга Ивановна Волоснева, учитель математики. Когда она появилась в школе, стало светлее, радостнее и человечнее. Стильная, модная, молодая, она сразу же влюбила в себя всех старшеклассников. Юноши старались быть любезными и галантными, девушки подражали ей во всем. Ольга Ивановна –  истинная красавица, её красота была задумана самим богом и подарена людям. О такой красоте писал А.С. Пушкин: «Чистейшей прелести чистейший образец». Говорят, «красота спасет мир». А я думаю,  красота спасет математику.
           До 10 класса я была по математике вялотекущей троечницей. Особенно не понимала геометрию. Вместо того, чтобы чертить гипотенузы, рассматривать какие-то треугольники и в итоге вычислять какую-то площадь, я задавалась вопросом: «Зачем нужно в треугольник вписывать шар?» Я даже представить не могла себе этого геометрического монстра, тем более что-то дополнять к нему. И вот чудо, настоящее, непридуманное! Я стала понимать математику, открыла для себя красоту формул, изысканность уравнений, логику теорем. Я открыла для себя мир чисел. И все это на уроках Ольги Ивановны.

       Каково  же было наше разочарование на грани трагедии, когда мы узнали, что любимый учитель уходит в декретный отпуск. Нам бы радоваться за ее женское счастье, а мы рыдали каждый день. А моя одноклассница в конце последней контрольной работы карандашом написала: «Останьтесь, а». А потом был другой учитель,итог обучения -   в аттестате две тройки. Не сложилось.
 Ольга Васильевна Блинова-Мельман, учитель истории. В школе я почти 50 лет, 10 лет училась, 36 лет работала учителем.  За все эти годы я не видела такого учителя, которого  бы так любили дети. Они Ольгу Васильевну просто обожали, ее цитаты ходили по школе как океанские приливы и отливы. Она уже к этому времени была достаточно пожилой человек,  но живые, умные глаза, рыжая челка, какой-то одесский, непередаваемый юмор и оканье в произношении делали ее кумиром для сотен ребятишек. И когда на вечерах встреч собираются ее выпускники (а им сейчас по 50-70 лет), то все воспоминания начинаются с Ольги Васильевны, с ее   знаменитой  фразы:  «БЕри хрОнОлОгию».  И ученик брал стопку карточек с датами и автоматически называл  исторические события. Историю мы знали, любили и  никогда не попались бы на удочку М.Задорнова: «Кто лучший полководец: Бонапарт или Наполеон?» А ее сокрушительные диалоги с двоечниками:
 – Сколько раз читал?
–  Два.
 –  И отвечаешь на два. Или другой диалог:
–   Сколько раз читал?
 – Два.
 –  Ленин, Ленин и то три раза читал, а ты ведь не Ленин.
  Ольга Васильевна - это Фаина Раневская нашего образования.
     Как мы любили своих учителей! Как редко вспоминаем их. Многих уже нет в живых, они на школьных фотографиях и в памяти, молодые, любимые. Титаны.  А тем, кто жив, пожелаю здоровья и вспомню мою любимую шутку «Уральских пельменей»: «Как мы радовались в школе, когда узнавали, что наши учителя болеют. И как мы радуемся сейчас, когда узнаем, что они не болеют».

   Так что же делает учителя легендой? Любовь к детям и своему делу, энциклопедические знания и высочайший профессионализм – это априори. А еще он должен быть Личностью, Женщиной, Мамой, Человеком. Ведь только рядом с яркой, духовной, интересной и гармоничной личностью вырастает другая личность. Таков закон жизни.
   .


Рецензии
Здравия Вам,Софья.
Сколько добрых слов сказали Вы о своих учителях.
Может быть немножко в шутку вопрос: а учителей-мужчин в Вашей школе не было?
Наверное, читали на моей странице рассказ "Антонина Ивановна". А теперь вот подумываю написать рассказ о физруке нашей школы. Не ангел, фигура не однозначная, но был эпизод в моей жизни, достойный рассказа о нём

Алексей Ежов   13.11.2023 16:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 105 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.