О школе с любовью. Титаны. 70-е

           На одном из каналов телевидения есть рубрика «Легенды нашего кинематографа». Здесь можно посмотреть старые фильмы, встретиться с любимыми актерами, вспомнить молодость, своих кумиров, порадоваться, что на экранах  они не стареют, по-прежнему очаровывают и заставляют нас быть добрее, отзывчивее, позитивнее.

           А если создать подобную рубрику в газете и назвать «Легенды нашей школы»? Думаю, что рассказов, воспоминаний будет очень много. Мы все вышли из детства, а значит, из школы.

         Два здания стояли друг против друга – средняя школа №2 и №3. В каждой школе свой неповторимый микроклимат, свои звезды, свои легенды. К учителям отношение самое возвышенное, на них смотрели как на небожителей. Их всех объединяло одно: они интеллигентны, сдержанны, красивы, нравственны, добры и мудры. Они учителя в классическом понимании этого слова. У учеников даже в мыслях не было нагрубить, ослушаться, вступить в спор. Конечно, и уроки не делали, и шпаргалками пользовались, и на переменах бегали и снежками кидались. Но каким-то образом обидеть учителя было невозможно,  стыдно и совестно.

      Человек-легенда. Так можно назвать всех учителей старой формации. Мария Васильевна Очкина, учитель литературы. Высокая, стройная, красивая, она обладала чудесным даром владения словом. На ее уроках оживали литературные герои: мы переживали первый бал Наташи Ростовой, плакали над трагическими судьбами молодогвардейцев, гордились подвигами русских солдат на Бородинском поле и в Сталинградской битве.Мария  Васильевна прекрасно читала наизусть стихи. Благодаря ее таланту передать в чтении все нюансы поэтической души, в старших классах было повальное увлечение поэзией. Читали мы много и запоем.

   Мария Степановна Клиппенштейн, учитель истории. Тихий спокойный голос, умный, ничего не упускающий взгляд из-под очков, великолепное  знание предмета. Историю, науку, построенную на точных фактах, она очеловечивала, и было несложно запомнить даты,  особенности правления царей и императоров, реформы. История была живая, а ученики – её участниками и героями.

   Раиса Емельяновна Рябова, учитель химии. Настолько была харизматична, требовательна и строга, что самые отъявленные хулиганы при её приближении уменьшались в размерах и становились кроткими овечками. Зато на школьных праздниках её было не узнать. На Новый год Раиса Емельяновна надевала зеленое с блестками платье, а на шею вешала длинные, многоярусные бусы, сделанные из карамелек.  Она всех угощала этими конфетами, иногда полшколы, а конфеты все не заканчивались. А затем  старшеклассники водили вокруг нее, как вокруг елки,  праздничный хоровод, все так заразительно смеялись, а учитель чувствовала себя примадонной.

      Зоя Александровна Токаева, учитель биологии. Мне всегда казалось, что она вместе с мужем    Геннадием Ивановичем – люди не из нашего тихого провинциального города, они были настолько необыкновенные, интересные, многогранные, неповторимые. Им бы в больших городах блистать, поражать своей уникальностью и широтой кругозора. Они выбрали наш городок, и это было счастьем для нас. Зоя Александровна увлекала нас ботаникой и садоводством, мы были в курсе новых тенденций  в моде и диетах. Она нас учила азам йоги и аэробики, пропагандировала здоровый образ жизни уже тогда, в середине 70 годов. Семья Токаевых настолько уникальная семья, что оказывала воздействие на простых жителей города. Я жила на улице Кирова, которая вела к реке. Начало нового сезона начинала эта дружная пара зимой с лыжами, осенью с корзинками, весной с пучками вербы или черемухи, летом с полотенцами. И люди вслед за ними шли смотреть ледоход на реке, дарили  своим возлюбленным охапки цветов, вставали на лыжи или коньки, катали детей на санках. Они даже старались говорить без криков, тихо, доверительно.

     Ольга Ивановна Волоснева, учитель математики. Когда она появилась в школе, стало светлее, радостнее и человечнее. Стильная, модная, молодая, она сразу же влюбила в себя всех старшеклассников. Юноши старались быть любезными и галантными, девушки подражали ей во всем. Ольга Ивановна –  истинная красавица, её красота была задумана самим богом и подарена людям. О такой красоте писал А.С. Пушкин: «Чистейшей прелести чистейший образец». Говорят, «красота спасет мир». А я думаю,  красота спасет математику.
           До 10 класса я была по математике вялотекущей троечницей. Особенно не понимала геометрию. Вместо того, чтобы чертить гипотенузы, рассматривать какие-то треугольники и в итоге вычислять какую-то площадь, я задавалась вопросом: «Зачем нужно в треугольник вписывать шар?» Я даже представить не могла себе этого геометрического монстра, тем более что-то дополнять к нему. И вот чудо! Настоящее, непридуманное, я стала понимать математику, открыла для себя красоту формул, изысканность уравнений, логику теорем. Я открыла для себя мир чисел. И все это на уроках Ольги Ивановны.

       Каково  же было наше разочарование на грани трагедии, когда мы узнали, что любимый учитель уходит в декретный отпуск. Нам бы радоваться за ее женское счастье, а мы рыдали каждый день. А моя одноклассница в конце последней контрольной работы карандашом написала: «Останьтесь, а». А потом был другой учитель, и у меня в аттестате две тройки. Не сложилось.
 Ольга Васильевна Блинова-Мельман, учитель истории. В школе я почти 50 лет, 10 лет училась, 36 лет работала учителем.  За все эти годы я не видела такого учителя, которого  бы так любили дети. Они Ольгу Васильевну просто обожали, ее цитаты ходили по школе как океанские приливы и отливы. Она уже к этому времени была достаточно пожилой человек,  но живые, умные глаза, рыжая челка, какой-то одесский, непередаваемый юмор и оканье в произношении делали ее кумиром для сотен ребятишек. И когда на вечерах встреч собираются ее выпускники (а им сейчас по 50-70 лет), то все воспоминания начинаются с Ольги Васильевны, с ее   знаменитой  фразы:  «БЕри хрОнОлОгию».  И ученик брал стопку карточек с датами и автоматически называл какое-либо историческое событие. Историю мы знали, любили и  никогда не попались бы на удочку М.Задорнова: «Кто лучший полководец: Бонапарт или Наполеон?» А ее сокрушительные диалоги с двоечниками:
 – Сколько раз читал?
–  Два.
 –  И отвечаешь на два. Или другой диалог:
–   Сколько раз читал?
 – Два.
 –  Ленин, Ленин и то три раза читал, а ты ведь не Ленин.
     Как мы любили своих учителей! Как редко вспоминаем их. Многих уже нет в живых, они на школьных фотографиях и в памяти, молодые, любимые. Титаны.  А тем, кто жив, пожелаю здоровья и вспомню мою любимую шутку «Уральских пельменей»: «Как мы радовались в школе, когда узнавали, что наши учителя болеют. И как мы радуемся сейчас, когда узнаем, что они не болеют».

   Так что же делает учителя легендой? Любовь к детям и своему делу, энциклопедические знания и высочайший профессионализм – это априори. А еще он должен быть Личностью, Женщиной, Мамой, Человеком. Ведь только рядом с яркой, духовной, интересной и гармоничной личностью вырастает другая личность. Таков закон жизни.
   .


Рецензии
Софья, здравствуйте. Меня тема образования также очень интересует, сам преподавал, проблемы знаю не понаслышке. У меня есть повесть "Школьные годы чудесные?..", советую почитать; думаю, Вам будет интересно. Хотелось бы узнать Ваше мнение.
Александр Макаров 6

Александр Макаров 6   21.05.2019 22:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 80 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.