Образ Раневской и феномен времени

Неожиданно опубликовали мою статью, написанную наполовину ещё в 90 годы, в приятном научном сборнике. Конечно, это не жанр "рассказы", а статья, но в рубрике слова "статья" нет.
Серия "Русское философское наследие"
Антология современной русской философии. Том 2. Сост.,
вступ. ст. М. В. Бахтин. – М: Издательский дом "Энциклопедист-
Максимум", 2017. – 238 с.
ISBN 978-5-98849-124-2
Настоящая Антология включает небольшие сочинения совре-
менных философов (статьи, эссе, исследования, доклады), отра-
жающие состояние отечественной философской мысли в начале
XXI столетия.
Издание предназначено для профессионально подготовлен-
ных специалистов высшей и средней специальной школы, аспи-
рантов, студентов, познающих современные тенденции и направ-
ления развития русской философии.
Статьи, размещенные в настоящей Антологии, включены в
РИНЦ.
© Издательский дом
"Энциклопедист-Максимум", 2017
ИВАНОВА
Ирина Сергеевна
Кандидат философских наук, до-
цент, доцент МосГУ, член МГО СП
России.
ОБРАЗ РАНЕВСКОЙ И ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ
В ПРОИЗВЕДЕНИИ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЁВЫЙ САД»
Произведения А. П. Чехова очень актуальны в наши дни и не
только в России. В связи с переоценкой ценностей, как политиче-
ских, так и моральных, встаёт вопрос о новой трактовке образов
героев в пространно-временном гиперконтексте нового рубежа ве-
ков. В пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» мы видим несколько
временных пластов: время историческое, реальное, соответствую-
щее календарному времени эпохи, перцептуальное, биологическое,
экзистенциальное. Особенно будут нас интересовать перцептуаль-
ное, экзистенциальное и историческое время. Подчеркнём разницу
между экзистенциальным и перцептуальным временем. В своей
статье «Стихия женственности и перцептуальное и экзистенциаль-
ное время в лирике С. Есенина» я писала, что «экзистенциальное
время – это время сотворяемой индивидом условной реальности
исторического прошлого; биографического прошедшего, мечтаний
о будущем; безусловно, нетождественно реальному, а преобра-
женное эмоциональной окраской, избирательным восприятием.
Экзистенциальное время отличается от перцептуального времени
А. Бергсона тем, что последнее характеризует бессознательное
ощущение времени, часто неадекватное реальному биологическо-
му возрасту. В работе «Длительность и одновременность» ученый
пишет, что перцептуальное время – это то, «как переживают инди-
виды временные периоды, их субъективное восприятие времени».
Человек не выбирает перцептуальное время, но воспринимает его.
В экзистенциальном времени личность сама выбирает простран-
ственно-временной континуум, длительность пребывания в нем.
Как правило, делая выбор, человек с удовольствием находится
в своем экзистенциальном времени, потому что именно им самим
выбранное время отвечает тайным духовным склонностям и ис-
тинным потребностям личности» (Иванова И. С.: Электронный ре-
сурс). Историческое время – это определённый промежуток собы-
тий истории, отражённый и оцененный в сознании индивида или
группы лиц, классов, социальных прослоек общества. Нас будут
интересовать следующие темы: во-первых, то, как каждый вид
времени определяет поведение героев; во-вторых, лицемерным
или настоящим является перцептуальное время Раневской;
в-третьих, как можно описать её экзистенциальное время;
в-четвёртых, какие черты личности героини показывает А. П. Че-
хов через такой выбор пространственно-временного континуума;
в-пятых, наша новая характеристика героини с позиций нового
времени отказа от идеалов социализма-коммунизма.
Время историческое в сознании многих персонажей делится
на прошлое, настоящее и будущее России. Настоящее – это появ-
ление нового класса буржуазии, отступление и разорение дворян-
ства, прошлое – крепостное право, будущее – возможные рево-
люционные перемены. Произведение окончено 12 октября 1903;
вскоре последовала революция 1905 года. Прошлое, символом
которого является вишнёвый сад, имеет разную эмоциональную
окраску для героев. В некотором роде можно говорить об импрес-
сионистическом изображении времени. Как Клод Моне своими
циклами картин «Стог сена» и «Руанский собор» доказал, что
один и тот же предмет при различном освещении имеет разный
цвет, так и А. П. Чехов показывает, что одно и то же историческое
время имеет разные качественные характеристики бытия человека
в его континууме.
Для Раневской и Гаева прошедшее историческое время кре-
постного права – это самое лучшее качество бытия: детство,
юность, власть, свобода, любовь родителей к ним. Образ-символ
прошедшего времени – здесь белые цветы вишни, в которых во-
площено процветание рода. Для Лопахина и революционно
настроенного Пети Трофимова историческое прошлое – это кре-
постное право, период угнетения и унижения. Вот почему для них
тот же самый сад предстаёт зловещим, с красными ягодами вишен,
похожих на кровь замученных крепостных. Это вишнёвый ад, а не
сад. С ним связана прогрессивная общеизвестная речь Пети Трофи-
мова, обращённая к Ане: «…Неужели с … каждого ствола не гля-
дят на вас человеческие существа, … ваша мать, вы, дядя уже не
замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей,
которых вы не пускаете дальше передней… (Чехов А. П.: Элек-
тронный ресурс).
Для Ермолая Лопахина сад ярче, чем для всех персонажей,
олицетворяет три временных пласта: историческое прошлое
в вишнёвом саду – это и угнетение, и период унижения; насто-
ящее – решение судьбы сада, в котором он, жизнеспособный че-
ловек действия, принимает реальное участие; будущее, возмож-
но, увы, ницшеанское счастье от всё возрастающей власти. Если
Любовь Андреевна Раневская и Гаев в России – господа про-
шлого, то он господин настоящего, поскольку для того, чтобы
быть успешным, надо успеть ощутить дух времени, подстроить-
ся под его требования, выразить их в своей деятельности.
Именно Лопахин следит за движением реального времени, ко-
торое в пьесе и составляет одно из подводных течений движе-
ния сюжета. В первых словах этого героя звучит вопрос: «Кото-
рый час?» Далее его реплики постоянно напоминают о времени
или его движении. Процитируем в доказательство кусочки пье-
сы: «Лопахин (взглянув на часы). Если ничего не придумаем
и ни к чему не придем, то двадцать второго августа и вишневый
сад, и все имение будут продавать с аукциона», далее
«…вишневый сад и землю необходимо отдать в аренду под да-
чи, сделать это теперь же, поскорее – аукцион на носу!» (Чехов
А. П.: Электронный ресурс).
Какие уроки можно извлечь из анализа времени и отношения
к нему героев? В социалистический период уроки извлекались
в соответствии с политической ситуацией: человек должен в со-
ответствии с законом отрицания отрицания отвергать прошлое,
в котором на первом месте постепенно оказывается негатив (для
исторического времени России перед революцией это нежизне-
способность дворянства, бедствия угнетённых классов); отрицая,
индивид обязан строить новое, сажать «новый сад», активно
участвовать в этом историческом процессе. Если психотип лич-
ности, образ жизни, мышления не соответствует новому духу
времени, его надо сломать и переделать, трансформироваться, но
можно ли назвать это силой духа и ума? Не есть ли такое пове-
дение простое приспособленчество? Не жизнеспособны или,
напротив, демонстративно принципиальны хозяева вишнёвого
сада? Сад удачно продан. Раневская получила деньги. Её воля,
как их потратить. Если женщина едет за границу к обманувшему
её мужчине, значит, она прощает его, любит, желает видеть. Она
королева своей судьбы вопреки историческому времени (курсив
мой, к. ф. н. Иванова), но чтобы остаться, Раневской просто при-
ходится сменить пространство, оставить Родину. Она королева
и это победа, но не будет жить в России, и это поражение. Можно,
в итоге, сказать, что эта дворянка получила Пиррову победу.
А победил ли Лопахин? В его душе жили тёплые чувства к Ранев-
ской, быть может, любовь. «За всё могу заплатить!» – восклицает
он. Но любви не купишь за деньги, не приобретешь за них и дво-
рянских генов.
И не знает купец Лопахин, которого назвали бы сейчас буржу-
азным предпринимателем, что в поединке злата и булата победит
булат и, как дворян Раневскую и Гаева когда-то, его, купца, сметёт
вихрь пролетарской революции; а настоящее время, в котором ему
удалось стать хозяином, станет прошедшим. Оценка героев меня-
ется, если погрузить произведение в культурологический гипер-
контекст событий XX–XXI века в России. Уже не предателями Ро-
дины, а жертвами революции и умными достойными людьми
называем мы белых эмигрантов, которые практично нашли, куда
переехать. В этом плане Раневская символизирует не только про-
шлое России, но и будущее многих дворян.
Образ этой героини не совсем такой жалкий, как рисуют его
теперь, а скорее, артистичный и в меру лицемерно хищный. Она
в жизни, среди людей, ведёт себя, как актриса на сцене: старается
вызвать жалость своей беспомощностью, за которой скрыта прак-
тичность. Раневская, возможно, понимает: продать вишнёвый сад
за долги – остаться свободной от множества чужих и чуждых лю-
дей, ведь ясно, что любой сдающий жильё человек связывает
свою судьбу с теми, кто арендует площадь. Среди арендаторов
неожиданно могут оказаться бандиты, наркоманы, аферисты,
больные туберкулёзом, непредсказуемые люди. С ними нужно
будет строить длительные, порой очень длительные отношения,
доказывать свои права на постановку условий аренды, то есть от-
части быть зависимым человеком. Рассказать такую правду –
унизить себя и не вызвать симпатии у тех, кто ниже по рангу.
А вот заговорить о памяти детства, духовных ценностях, связан-
ных с вишнёвым садом – это совсем иное. Представить дело так –
создать себе образ человека возвышенного, неземного, тонко чув-
ствующего, имеющего эстетическую ценность, что и делает
с успехом Раневская, которой, как и всякой женщине-королеве,
нужна свита. Она швыряет нищим золотой, когда домашним есть
нечего, потому, что милостыня напоказ возвышает её; в глазах
чужих; целует шкаф, но забывает о Фирсе и холодно встречает
известие о смерти няни, потому что, целуя шкаф, играет в ин-
фальтивную женщину, ибо в этой роли получает сочувствие
и прощение своим нерациональным, по отношению к семье эгои-
стичным поступкам. Можно ли сказать, что у Раневской есть
перцептуальное ощущение времени, та задержка в детстве
и юности, которую она демонстрирует? Отчасти, да, так
как игра не возникает на пустом месте. Стрессы, пережитые
чеховской героиней, заставляют её в это время вернуться.
Но реальное время понято, решение сделано и обсуждению не
подлежит. Вот почему она не хочет слушать упоминаний
Лопахина о времени. (курсив мой, к. ф. н. Иванова И. С.)
Не желать слушать по демонстративному убеждению – это вызов
и обида собеседнику, а не слушать как бы по непониманию – это
и отказ, и защита от того, кто пытается навязать своё мнение.
В этом случае человек даже чувствует своё превосходство, а по-
тому продолжает свободное общение. Королевы не могут остать-
ся без свиты, но Раневская – это не только королева. Она и раба
любви. Выбор продать Вишнёвый сад и уехать за границу, имен-
но во Францию, объясняется тем, что там находится любимый ею
человек. Экзистенциальное время Раневской, в отличие от
перцептуального не является игровым и частично показным.
Оно владеет героиней глубоко и серьёзно. Само экзистенци-
альное время Раневской делится на два потока: воспоминания
об эпохе дворянства и воспоминание о бросившем её любимом.
Именно в этих двух сферах живёт душа героини. (курсив мой,
Иванова И. С.) В судьбе Раневской присутствует и циклический
биографический пространственно-временной континуум. В статье
А. В. Кубасова «Творческое завещание А. П. Чехова: Время и вре-
мена в «Вишнёвом саде»», опубликованной в журнале «Филологи-
ческий класс» указывается, что «Раневская пять лет назад уехала
из поместья в Париж, в начале пьесы она возвращается оттуда,
в конце комедии она вторично покидает вишневый сад и вновь
едет в Париж без возможности вернуться назад, потому что воз-
вращаться больше некуда». (Кубасов А. В.: Электронный ресурс)
Историческое время в контексте пьесы А. П. Чехова векторное.
При погружении в гипертекст современной истории меняется
оценка жанра произведения: по мысли автора диссертации «Тема
русского дворянства в драматургии А. П. Чехова «Вишневый
сад»», «с точки зрения социального завтра «Вишневый сад» зву-
чал как комедия, то для своего времени – как трагедия. Две эти
мелодии, не сливаясь, проступали в финале одномоментно, рож-
дая сложный трагикомический исход произведения». (Чехов А. П.
Электронный ресурс)
Меняется и оценка личности Раневской. На мой взгляд, это
не отнюдь беспомощное, но хитрое, внешне мягкое и далёкое
от реальности, а внутри жёсткое и расчётливое, артистичное
существо, способное манипулировать людьми, играть с ощуще-
нием времени; женщина, безусловно, имеющая и глубокие чув-
ства: любовь к родному имению, умершей матери, бросившему
её мужчине, – дама, которая способна поражение превратить
в победу, не подстраиваться под не устраивающий ее простран-
ственно-временной континуум, а найти новый, соответствую-
щий её привычно паразитическому образу жизни и любовным
влечениям души.
Литература
1. Иванова И. С. Стихия женственности и перцептуальное и эк-
зистенциальное время в лирике С. Есенина // Киберлинка [Элек-
тронный ресурс]. URL: (дата обращения 29.07. 2017)
2. Кубасов А. В. Творческое завещание А. П. Чехова: Время
и времена в Вишнёвом саде // Киберлинка [Электронный ресурс].
URL: (дата обращения 29.07.
2017)
3. Чехов А. П. Тема русского дворянства в драматургии
А.П. Чехова «Вишневый сад». // Мир знаний [Электронный ресурс].
URL: обращения 29.07. 2017)
4. Чехов А. П. «Вишнёвый сад» //
http://librebook.me/vishnevyi_sad/vol1/2 [Электронный ресурс]. URL:
(дата обращения 29.07. 2017)
5. Чехов А. П. «Вишнёвый сад» //
http://librebook.me/vishnevyi_sad/vol1/3 [Электронный ресурс]. URL:
(дата обращения 29.07. 2017)


Рецензии