Зеркало для героя или размышления о мелкобуржуазно

А давайте поговорим о мелкой буржуазии…
Увлечённые противостоянием пролетариата и буржуазии, марксисты очень часто упускают из виду этот прекрасный и уважаемый класс, давно присутствующий на исторической арене. А зря упускают! Господа мелкобуржуи вполне заслуживают самого скрупулёзного изучения и самого пристального внимания всегда и везде, где и когда они есть как факт бытия.
Или даже факт сознания.

Что за зверь эта мелкая буржуазия?
Мелкая буржуазия — класс мелких собственников города и деревни при системе товарного хозяйства, живущих исключительно или главным образом собственным трудом. При капитализме мелкая буржуазия занимает промежуточное положение по отношению к основным классам — буржуазии и пролетариату. (с)

Как видим, бытие этого класса двойственное.
С одной стороны они – трудящиеся, это без сомнения.
С другой стороны – они собственники, имеющие в собственности средства производства, и, следовательно, имеющие наличную или потенциальную возможность эксплуатации других людей. Собственник - запомните это слово.
И понятно, что мелкая буржуазия – это прямой предок, предшественник крупной буржуазии, и даже олигархов, предок, естественной средой обитания и райским садом для которой является тот самый  свободный рынок, который у нас всё пытаются построить. Безуспешно, впрочем, что и не удивительно.

И какое же сознание формирует данное двойственное бытие?
Межеумочное.
С одной стороны он трудящийся. И этим он близок пролетариату. И способен воспринимать пролетарские лозунги как свои, например «Власть – трудящемуся классу!» Он же – трудящийся. И способен искренне петь «наш паровоз вперёд лети!». Но он - собственник и уважает только собственный труд. Поэтому петь он будет ровно до тех пор, пока этот поезд, что в огне, едет на Бердичев. Где стоит его хата, которая во всех остальных случаях будет с краю. И даже иной раз может хату покинуть и пойти воевать. Да-да, чтоб хату на виллу в Гранаде сменять. Это запросто.

С другой стороны он – собственник. Хозяин.
Хозяин и собственник это в мелкобуржуазном сознании – одно и то же.
Только собственник может быть хозяином. Только хозяин может быть собственником.
И только единоличный хозяин!
В голове мелкобуржуя не умещается, что хозяин (распорядитель) может быть и не собственником, а собственник может не быть хозяином.
В голове нормального капиталиста – умещается вполне, и он ничтоже сумняшеся нанимает себе топ-менеджера, и считается с мнением акционеров, хотя и из штанов выпрыгивает, чтобы этим мнением манипулировать. В голове пролетария – тоже вполне умещается, коллегиальное управление для него норма. А в голове мелкобуржуя – нет!
Чуете, откуда дули эти ветры в конце восьмидесятых? Не из-за границы, нет. Там давно империализм, монополии, олигархия… Из наших собственных голов дули эти ветры. Из наших собственных вполне советских по основной идее фильмов, из наших красивых бардовских песенок, из нашего родного бердичева, который в каждой голове – свой.
Как и неожиданная тяга к монархизму сейчас - оттуда же родом. Монарх, абсолютный монарх – единственный логичный «управленец» в государстве – в сознании мелкого буржуа. Добрый царь – что может быть лучше? А ещё лучше - фюрер, фюрер, который ДАСТ мелкобуржую то, что капиталист получил сам, и неважно как.
Коллегиальное управление? Да как это так!? В мелкобуржуазной голове это не уложится, его стихия – как раз рынок, и всё его сознание построено на том, что ближний твой - конкурент твой. Хозяин должен быть один – вот основной постулат мелкобуржуазного прагматизма.
«Слава богу у соседа корова сдохла!» - это оттуда, из мелкобуржуазного сознания лезет. Пролетарию от сдохшей у соседа коровы – никакой радости, своей один хрен нету, а молока подешевле и поблизости купить не у кого теперь. Капиталисту тоже никакой радости от сдохшей коровы, его это настолько не волнует, что он о ней и не узнает никогда в жизни…
Теперь вы понимаете, откуда в нас эта радость оттого, что у кого-то плохо?
Теперь вы понимаете, почему у нас большинство «левых» воспринимает любого другого «левого» - как конкурента? Не как соратника, а как конкурента, блин!

Двойственное бытие мелкого буржуа, распятого между крупным капиталом и пролетариями, постоянно толкает его на лавирование между ними. С одной стороны, хочется в нормальные капиталисты, запороть краснопузых и пануваты на просторе, а с другой стороны, тот же крупный капитал не только не пускает к себе, но и упорно разоряет, настойчиво толкает мелкобуржуя в объятия этих самых краснопузых, ибо больше обниматься ему не с кем.
Но для мелкобуржуя это небольшая беда, в силу своей двойственности, он может и нашим и вашим за копейку сплясать. И чувствовать себя при этом победителем:
- Дура не дура, а свои три рубля в день имею!
Поэтому мелкобуржуй при желании легко и непринуждённо вписывается в ЛЮБУЮ политическую систему, становится там «своим», сначала попутчиком, а потом и спутником, а там и в авангард пробивается. Ну, при условии, конечно, что по авангарду не стреляют…
А уж возглавив эту политическую систему – он знает, как её использовать!!! Как трудиться на ниве блага общества, и как отдыхать. Отдыхать, конечно, на собственной даче, за чашечкой кофия, под Гайдна, любуясь закатом. Над морем. Красота! Как у настоящего капиталиста! А шо? Я ж труженик, мне должны обеспечить!

И единственной прочной опорой в этом постоянном лавировании между двумя огромными айсбергами в бурном море современной политики для мелкобуржуя становится шкурничество. Это - основа всей его «идеологии».

Да, у него есть идеология – сейчас у любого дебила со справкой есть идеология, почему её не должно быть у мелкобуржуя?
У него  даже  не одна идеология, у него их – множество! Лепятся эти идеологии тем же способом, которым создаётся его сознание – межеумочным. Выдёргивается какая-нибудь красивая идея из каждой из «больших» идеологий, например, у капитализма подтибривается «рынок» или «конкуренция» (впрочем, для мелкобуржуя конкуренция - «своя» идея), а у коммунистов «удовлетворение потребностей» - они слепливаются в комок и из них ваяется своя собственная, по принципу «за всё хорошее против всего плохого». Красота же! И, главное – собственная. Ничего, что основы этой его «идеологии» краденые, и что они в корне противоречат друг другу: противоречий мелкобуржуй не замечает, он к ним привык. Он живёт в постоянном противоречии.
Но в соответствии с ГЛАВНОЙ и единственной своей жизненной опорой – мелкобуржуй ВСЕГДА ПРЕДАСТ.

Ну, сапиенти сат, думаю.
Перевоспитывали большевики мелкобуржуя, перевоспитывали, и не заметили, как он стал одним из них, расплодился, если не физически, то – идейками, и заразил собою атмосферу вокруг
Нет, не происки госдепа развалили СССР. Развалил её собственный расплодившийся мелкобуржуй – и ничего, что «единоличников» были единицы, носителем классового сознания не обязательно должен быть представитель соответствующего класса. Вот мелкой буржуазии не было, а мелкобуржуазность – победила. Победила бытием, выраженным в простой форме мещанского быта. Точнее даже – мечтой о таком вот приятственном быте. Где всё – своё-собственное, где оно богато и красиво… Как у капиталистов!
Победили кружевные салфеточки и статуэточки на комоде.

ЗЫ: И, да, я против салфеточек и статуэток.
Я – тот самый человек, которому эти салфеточки стирать и крахмалить, а со статуэточек и комода – стирать пыль. И я прекрасно знаю, сколько в них скапливается грязи.
Я не хочу тратить жизнь на борьбу с этой грязью и не хочу жить в грязи.
Я лучше выброшу их на помойку.


Рецензии