Рационализатор

       Во время ужина с технадзором от заказчика, который приехал на объект с проверкой, потихоньку разговор заходит о новых веяниях в дорожной отрасли, и мой умудрённый опытом гость с чувством произносит:
       - Увидишь рационализатора, убей его!
       На мои недоумённые вопросы он поведал занимательную историю из своей молодости. Тогда после института несколько молодых специалистов участвовали в строительстве дороги, на которой мы сейчас и ремонтировали покрытие.
       Ребята все молодые, энергичные, после работы дружно бежали в магазин за бутылочкой и потом на танцы в соседнюю деревню. Только один из них сторонился компании и по вечерам, обложившись учебниками, изобретал свой велосипед.
       В каждом виде строительных работ он пытался придумать что-то новое, сократить затраты и тем самым заработать пару лишних рублей себе. «За рацуху».
       На дорожном участке прямо под строящейся дорогой, когда сняли верхний слой, обнаружился довольно бойкий родник. Технология в этом случае существовала, проверенная годами. Выкапывался приямок и от родника укладывались дренажные трубы, отводящие воду в сторону.
        Но наш рационализатор решил, что это очень затратно, несколько вечеров просидел с расчётами над бумагой и вскоре предстал перед руководством с новым рацпредложением - нужно заменить дорогие дренажные трубы на щебень. Засыпать родник парой машин щебня и весь сказ. А уж вода из родника обязательно просочится между камешков в сторону от дороги.
        И вроде бы здравомыслящие люди сидели в руководстве, но в тот раз они клюнули на совершенно нелепое предложение. Видимо, недовыполнили план по рацпредложениям и махнули рукой – авось прокатит!
        Оформили надлежащим образом заявление, торжественно выдали неугомонному изобретателю червонец, который тот сразу же заныкал и категорически отказался прогулять с весёлыми друзьями.
        Родник засыпали щебнем, сверху закатали дорожное покрытие - асфальт и, как и следовало ожидать, через пару месяцев щебень заилился, вода размыла основание, и дорога в том месте провалилась. И если бы начальники признали свою ошибку, то нужно было сразу же вскрывать участок и укладывать дренажные трубы. Но признавать свои ошибки ох как не любят у нас…
       Привезли три машины асфальта и закатали их в образовавшуюся на месте родника яму. Следующей весной всё повторилось снова, провал, три машины асфальта в яму и через пару месяцев повторная операция. Родник и не думал сдаваться, уверенно журчал под дорогой, размывая землю вокруг себя всё шире и шире.
       Моему собеседнику при трудоустройстве в управление дороги в дальнейшем и достался этот злополучный участок дороги для эксплуатации. Вот уже больше тридцати лет родник каждый год принимает по десять машин асфальта, которые, как и уложенные прежде, всё так же проваливаются в бездну.
       - Там лежит слой асфальта, по моим подсчётам толщиной больше пяти метров! И сейчас сделать нельзя уже ничего, только по- прежнему укладывать сверху слой за слоем. Вот удивятся наши потомки, если будут переделывать когда-нибудь эту дорогу, в этом месте им можно смело ставить асфальтовый завод, сырья в этой яме им хватит на пару лет!
        Больше всего обидно, что можно было ещё тогда этого рационализатора тихонько придушить, а мы возможность упустили!


Рецензии