Отзыв на книгу В. Моисеева Здравствуй, Марс!

Каждый, кто пишет или читает фантастическую литературу, по-своему определяет, что такое фантастика. Есть наш современник, попавший куда-то? Все, это фантастика. Есть маги, эльфы и откровенное чудотворство? Конечно же, это фэнтези, часть фантастики.
Но есть еще часть книг, в которых можно найти правдоподобные ситуации, внутреннюю логику событий и фантастические элементы, которые органически прорастают в ткани произведения. «Здравствуй, марс!» В. Моисеева я отношу именно к таким. Вещь тонкая, выполненная, на мой взгляд, неторопливым и прекрасным языком. Я бы сказала даже, что это, прежде всего литература, которую так редко встречаешь в потоке серого, унылого и однотипного чтива, а потом — фантастика.

Аннотация

Люди стали другими, с некоторых пор будущее для них – доступный набор готовых к исполнению желаний. Хочешь отправиться на Марс – пожалуйста! Правда, билет выписывают в один конец, но разве это остановит человека, мечтающего стать одним из покорителей такой притягательной для человеческого разума планеты! Склонным к геройству обещают, что они станут героями, властолюбивые получают отличную возможность организовать, наконец, удачный Всемирный Заговор с очевидной пользой лично для себя, ученые научились творить любые чудеса. Проблемы в этом прекрасном мире только с дружбой, литературой и любовью. Писатели – народ своеобразный. Неудивительно, что именно писателю удалось разрушить эту замечательную утопию.

Писатели нередко пытались предсказать будущее.  Пытаются и в наши дни. Утопии, антиутопии и т.д. Есть «Новый дивный мир», «1984» и «Метро», но есть  «Туманность Андромеды» и Мир Полудня. Каждый может выбрать то, во что он верит.

В. Моисеев верит в то, что будущее нашей Земли — это будущее человека разумного, высокоразвитой науки и интереснейших технологий.  Но все же, у меня возникло ощущение, что не столько технологии и наука были целью произведения «Здравствуй, Марс!».  Человек, его чувства и нравственность — вот о чем, на мой взгляд, книга. Безусловно, я могу ошибаться, так как говорю только о том, на какие мысли эта книга натолкнула меня.

Итак, люди готовятся  отправиться на Марс. Сколько фантастов, столько вариантов его изучения. Сколько авторов, столько и мнений о психологических проблемах освоения далеких планет.

«На самом деле, выбор друзей, это все знают, рациональной оценке не поддается. Далеко не каждого судьба награждает другом. Но с выбором судьбы приходится смириться, а вот с решением технического персонала из группы управления полетом не обязательно. Нельзя заставить признать другом чужого и неприятного человека. Окончательный выбор переселенец должен сделать сам».

Идеи книги, язык, описания, философия, характеры персонажей и проработка научно-технических деталей — все это доставило удовольствие при чтении. Но не только. Книга заставляет думать. Можно назвать это магией книги. Она, магия, или есть, или полностью отсутствует. А уж каким способом автор добьется этого магического влияния на читателя, пусть решает сам.

«— Есть книги, которые можно перечитывать каждые полгода. И, уверяю тебя, каждый раз там обнаружатся новые подробности, которые ускользали от тебя прежде.
— Разве литература не доказала свою ненужность и бессмысленность?
— Нет. Наоборот. Мне легче представить мир будущего без компьютеров и полетов на Марс, чем без литературы».

Э. Рязанов: «Надо помочь людям научиться отличать подлинное искусство от дешевой поделки, распознавать пошлость, безвкусицу.  Одним словом, воспитывать зрительскую культуру, которая еще далеко не у всех людей существует. Ведь этому в школах не учат, а самостоятельно не все к этому приходят». 

И хотя речь у Рязанова идет о киноискусстве, к искусству владения словом литературным это высказывание можно отнести тоже.  На мой взгляд, произведение В. Моисеева «Здравствуй, Марс!» можно поставить в ряду тех, что помогают эту культуру слова воспитать.

Еще несколько цитат позвольте привести:

«Есть знания, которые способны не только запутать тебя окончательно, но и разрушить твою жизнь до основания».

«— Прошлое — ужасная штука. Признаться, я больше люблю будущее».

«Есть вещи, о которых особенно неприятно вспоминать. Не потому, что они запредельно гадкие или бросают тень на репутацию — как поступать в таком случае ясно: следует исправить то, что можно исправить и дать себе слово никогда больше не вытворять ничего подобного. Потом посетовать на то, что умные люди учатся на чужих ошибках, а дураки на своих, как следует потешить свою совесть искренним раскаянием, и, наконец, наплевать и забыть. По-настоящему страшно вспоминать о событиях, которые изменили твою жизнь. Ничто не терзает так душу человека, как паническая мысль: «В тот проклятый день меня вынудили сделать выбор. И я его сделал. Моя жизнь могла сложиться по-другому, если бы я сумел правильно оценить открывающиеся передо мной возможности, все было в моих руках».

«Мне кажется, что только после того, как появилась литература, люди стали человечеством. Они смогли обмениваться не только своими генами и простыми навыками, но и чувствами и их интерпретациями».

«Человеческая память на удивление коварна и лжива. Часто воспоминания имеют лишь отдаленное отношение к происшедшим событиям. Кое-что важное мы забываем, кое-что домысливаем, кое-что перевираем. Наша психика пытается вытеснить из воспоминаний все негативное и болезненное, мешающее оптимальной работе организма. Люди даже не замечают, что их память деформирована, они привыкли жить с естественной ложной памятью и не видят в этом ничего дурного».

Не все положения книги могут быть приняты безоговорочно. Но это, по-моему, нормальное явление. Каждый автор пропускает факты и гипотезы через призму своего мировоззрения.

Книга будет, несомненно, интересна тем читателям, которых интересуют не только технические детали покорения Марса, но взаимоотношения людей и чувства человеческие, проверяемые Марсом.


Рецензии