Сувать, не всучивать
Недавно, случился повод, очередной повод отметить, юбилей, так сказать, и все СМИ разразились похожими друг на друга, как братья-близнецы, заголовками:
«25 лет без Совка» «25 лет без СССР» и опять «25 лет без СССР Политическая жизнь России» и « 25 лет ГКЧП» и тут же анализ действий этого «комитета тридцати» и того, к чему они привели, опять к тому же, что «25 лет без СССР»
Но хоть бы один этот орган четвёртой власти, пожелав отличиться от остальных или выделиться на фоне этого уже привычно-безобразного однообразия названий утренних новостей, выдал бы нечто « 25 лет беспросветного русского счастья» или «25 лет беспробудного, опять же русского, но уже - пьянства»
Потому что, как на самом деле счастлив весь российский народ, все эти 25 лет, как не просыхает все эти 25 лет, видно беря реванш за те годы, когда актуальны были лозунги «пьянству – бой» знает, видать, только он один, этот самый народ, но почему-то подло, а главное привычно, молчит. Да, уже даже не почему-то, а потому что… Потому что вся беспробудность и беспросветность за прошедшие четверть века, привела российских граждан к фазе марионеточности, означающей лозунг, громким писком доносящийся из тех, потихоньку забываемых времён - «Партия сказала, народ - сделал»
То, что стало привычным не выдёргивать, а даже передёргивать, говоря о негативных сторонах того рухнувшего социалистического строя, не оправдавшего себя в чьих-то глазах - это одно. То, что кучка, более образованных, чем вся основная масса, людишек, стала бесстыдно паразитировать на исторической данности, кропая новые статистические реалии обо всё плохом, что было тогда, 25 лет назад, но в СССР – это другое. Или всё же, то же самое, но несущееся из нужных уст, получивших всю свою народную доверительность, опять, накропав всю историю произошедшего уже в новом статусе учёного-историка, заработав, таким образом, пару бонусов себе лично в виде почёта «уважухи» от народа и в виде грантика от партии и правительства, но государства нового образца.
Почему при этом не учитывается, что если простой люд и не в состоянии самостоятельно анализировать, его этому не научили, это всегда было лишним, ему, этому народу, но он же ещё почти живой и помнит… Помнит, что 25 лет назад, если и не всё абсолютно было хорошо, потому что всё хорошо никогда не бывает и быть не может, ибо идеальной модели мироустройства никто так и не придумал, просто такого рода гений не родился ещё на этот свет, да и кто его, гения, слушать бы стал, ежели, что, мы же всегда сами и сами с усами. Так вот, раз помнит, то и понимает, если не было хорошо, но было всё же лучше и гораздо лучше, чем теперь. И подробностями и статистикой тут делиться даже не нужно, намекая на то, что было тогда и на то, что есть сейчас.
А тех людей, что напросились на всенародное уважение, написав кучу работ и работишек, и которые продолжают внушать со страниц газет и с экранов телевизоров, благо эти источники вседоступны, каждый свою историческую правду, на самом деле, уважать не за что, потому что писателями - фантастами они так и не стали, а назвать историками их, язык не поворачивается, ибо их сюжет правды, даже с некоторыми нюансами, сильно напоминает уже американский «День сурка». И не жизнь, а то существование, что ведёт народ той страны, которая 25 лет без СССР, тоже стала походить на одноимённый день. И даже лёгкие отклонения в ту или иную сторону уже ничего не меняют.
Правда, встречаются и такие, что похожи на того, так и не родившегося гения, что готовы донести до масс всю объективную оценку исторического процесса на сегодняшний день, потому что вчерашний остался в глубоком прошлом, но они всё больше остаются на задворках политической арены и тем более исторической правды, да и как было сказано выше, кто этого гения слушать бы стал.
И возможно, спустя ни годы, а столетия, кто-нибудь вспомнит о таких, но и сходу забудет, безразлично махнув рукой и сказав только, а где же они были тогда, эти гении, забыв, что тогда им приятнее было внимать другим, тем, кто красиво говорил, красиво обещал, и пусть ничего так и не сделал, зато все запомнили тот момент, когда он разгонялся на тему светлого будущего почти всей планеты, не только этой страны, что 25 лет без…
Но народ, не успев эволюционировать до стадии sapiens, всегда требовал зрелищ, одни от серости и убогости своего бытия, другие для разбавления пресыщенного однообразия. И не важно, что в эти минуты развлечений люди убивали друг друга, тыкая мечами в бока и спину вынужденного противника, что арена этого спектакля становилась неузнаваемой от залитой человеческой крови и устланной багрового цвета ковровой дорожки из людских трупов. Трибуны скандировали «Зрелищ, зрелищ… хотим зрелищ..!» «Пусть прольётся кровь невинных жертв, нам скучно, нам плохо, а это хоть что-то…» И вот такое пронеслось через века, не замолкая ни на минуту, обозначая эпохи на этом спектакле жизни, без каких-либо, по сути, изменений…
Менялись лишь одежды, тоги становились камзолами, потом фраками и пиджаками, костюмными тройками с жилетками и накрахмаленными рубашками, кринолины заменялись на удобные укороченные платья, а люди в этих платьях оставались всё теми же, орущими дикарями в надетых звериных шкурах, что забивали мамонта себе на пропитание, а потом, требуя, чтобы человек убил ни зверя, а себе подобного, заколов его копьём или порубив мечом… короче, всё кричал и кричал, народ, всё требовал «Зрелища, хотим зрелища…» будто ничего другого больше не осталось в жизни людей и того государства, что 25 лет без СССР.
И нате вам, получите то, что вам так хочется, и хотелось всю свою сознательную жизнь, получите и испытайте оргазм от увиденного и услышанного. Но, как же мало вам всё же надо…
Вам достаточно, уткнувшись в мельтешащий экран голубого цвета, даже не покупая билетов и не платя за своё удовольствие, наблюдать тот сюжет, не придуманного романа, который уже оскоминой стоит в глазах и в головах у самих же артистов этого реалити- шоу, в котором заранее распределены и роли и финал, и экшн, и никакого спонтанного взброса, всё путём, всё по плану, всё по сюжету. Только бы зритель остался доволен, решив, что он тут главный герой, режиссёр, а все эти телевизионные человечки, порою появляющиеся в реальности, это его марионетки. Увы…
Увы, приходится расстроить непритязательного зрителя, который отличается ложным беспристрастием, и то лично для самого себя, это далеко или вовсе ни так. Не только роли распределены, не только одобрен один и тот же сюжет, под названием «День сурка», но и результаты давно озвучены, но не для толпы, а для своих, и избранных, для тех участников этого каждодневного шоу.
Поэтому и фальсифицировать, собственно, нечего, а вот создать шумиху, а потом движуху, сделав вид, что, что-то всё же происходит, это да, это мы умеем и без этого уже никуда. А иначе, как народ поверит в естественность процесса, скажем, очередных выборов, в которых и ему отведена положенная роль. Роль простого зрителя, о чём он даже не догадывается, думая, что это всё настоящее, что это та жизнь, в которой он что-то решает, а не написанный от руки спектакль про бесконечную жизнь сурка.
Правда, главные действующие лица, а не массовка придерживаются иного мнения, чётко зная своё место на этой шахматной доске, на которой гроссмейстер давно продумал ни два, ни три, а все ходы наперёд. Тем более, что игра каждый раз одна и та же, без изменения названия, без смены сюжета, только для внушительности актёры меняются на сценической площадке, играя всё же заученные на зубок роли.
Просто в очередной раз кому-то из актёров повезло больше, а кому-то меньше. Первый в костюме патриота и приверженика существующего режима, второй – злой дядя, который против или тоже за, но против всех остальных, которые, тем не менее, тоже за. Да, все они «за», но в разных масках, и за лучшее место под солнцем, и исключительно для самих себя, не важно, при каком режиме и при каком строе…
И эти актёры настолько самозабвенно исполняют принятые на себя обязанности своих героев одного спектакля, настолько уже вжились в свои сценические образы, что просто не желают их покидать. Покидать насиженных тёплых мест, мест на одной и той же сцене, пусть и играя разных персонажей, отрицательных или положительных, что совершенно не меняет сути их занятий, потому что всё равно, они навсегда останутся героями этой сцены, а зрители, что периодически являют собой массовку, так и будут находиться за пределами этого, почти виртуального пространства, сидя на своих бесплатных местах у телевизоров, как в зрительном зале.
Но, как же они умилительны, все эти актёрешки, что за кулисами так трогательно дружат друг с другом, будто даже не подозревают о тех событиях, что вот-вот развернутся под ярким светом софитов, где их заботливые гримёры приведут в порядок им лица и шевелюры или остатки от той былой роскоши, что сменилась на седину в висках или полное отсутствие растительности на головах, а они по обычаю войдут в свои роли безымянных и известных героев.
Да, порою, к сцене допускались и новички на этом празднике своей, не чужой жизни, часто с полностью подмоченной репутацией, на которую по большому счёту, их соратникам глубоко наплевать, ибо и сами они давно не агнцы божьи, хоть и позабыли, и не хотят признаваться.
Так что новое, якобы вливание, это пополнение старого штатного коллектива такой же безыдейной единицей, нарывающейся только на товарищеское отношение со стороны своих коллег по цеху и таких же идейных противников на сцене.
Но это не для всеобщего обозрения. Ни для глаз и ушей того, кто иногда массовка и всегда зритель. Это исключительно для своих, для элит из отряда особого назначения, куда чужаков не берут. Только, если разбавить рутину процесса на потеху себе, ну и зрителю, что б тому не обидно было, что время своё потратил на зрелище, которого так желал. Хотя удивить постоянного посетителя таких мероприятий стало теперь не так уж легко, если не брать во внимание, тот день сурка, происходящий в любой точке любого континента, а не только в той стране, что 25 лет без СССР. Этот спектакль мало чем отличается, что там, что здесь. Путь исторический, даже приукрашенный старыми и новоявленными историками, порою изменённый до неузнаваемости даже самими фигурантами состоявшихся событий, путь, что пройден каждым государством, вот, главное отличие в этом не придуманном сюжете.
А в остальном… Ну, что из того, что выйдет на сцену тот, кто несколько лет, находясь почти по правую руку от руководящей, и мнивший себя финансовым государственным воротилой, после справедливой вообще - то отставки, которая между тем мало что изменила в и так уже хуже некуда ситуации в стране. Переметнулся влево, а был только что в правой тусовке, и рупором действующей власти. Что с того, что он снова рвётся в бой, позабыв, или наоборот, помня, как это здорово, быть приближённым к первому лицу. Как было сладко и уютно, пересчитывать не свои доходы и делить, рассовывая их по своим карманам, как свои собственные. Но теперь, этот поезд давно ушёл вперёд и оставил его позади себя, но не жалко распластавшегося и лежащего на рельсах, словно вялый самоубийца, а ревностно прислушивающегося к биению сердца паровоза, для того чтобы в определённый момент уловить нужный толчок и взлететь, обаяв всех своей присутствующей харизмой, пусть и приправленной заезженными словесами. Но ведь, как и все остальные, он способен доставать теперь из карманов своих брюк новые идеи по восстановлению благосостояния страны и её народа, ещё и приводя в пример свою бывшую деятельность, будучи абсолютно уверенным, что никто не помнит, в чём она заключалась и, конечно же, точно так же будучи, полностью уверенным в своей непогрешимости.
Как и другой герой из той же песни, но с другим началом и другим концом, но всё про тот же патриотизм и про счастье тех, про кого вспомнил для того, чтобы успешно забыть, отыграв на «ура» свою роль в этом представлении, он тоже в надежде на свой личный успех на этой шахматной доске, прекрасно понимая, в какую клетку и для чего, его поставили, будет яростно махать кулаком, чуть не бить по носу своего оппонента, считая своей целью, как можно больше поразить зрителя, сразить его наповал своей агрессивностью и почти невменяемостью. Поразить цель не ядерной боеголовкой, выпущенной из баллистической ракеты, а своим популизмом, убив при этом сразу двух зайцев, получив одобрение от своих поклонников, от своих сторонников, доведя накал страстей до точки кипения, тут же вызвав шквал возмущения у врагов по сцене, а следом расслабленно с сознанием правильно выполненного долга, присесть с ними за один стол в кулуарных застенках, чтобы поговорить о том, о сём, и даже о том, что только что было, но без истерик и без надрыва, зная, что вокруг свои, братья по цеху и братья на век, и все без прикрас, без грима и даже почти что без крайней лжи. Ну, если только из роли не вышли ещё до конца.
До конца, потому что в голове и в висках стоит ещё грохот клаксона, ударяющего по ушам, когда затирал противника, играя надлежащую роль для того, кто этого ждал и хотел, требуя хлеба и зрелищ, но получив только, что-то одно.
Когда этот охочий до зрелищ народ, читал обрывки фраз и лозунгов от своих не превзойдённых кумиров, « Суйте за меня, граждане» имея ввиду, голосуйте, не минуты не сомневаясь, оставив за кадром две первые буквы, зная прекрасно, что ему, народу всё сойдёт, главное, что б посмешнее, поэксентричнее. И потому другой призыв, не лучше первого « Всучивайте листовки против оппонента на выборах» прокатывает как нельзя лучше, без заминки, без сучка и задоринки. Да, совать-то, не всучивать, потому что цель давно оправдала все средства, даже такие, на которые невозможно смотреть без ужаса состоявшейся трагедии.
Странно, но в угаре страстей народ, как всегда, не заметил, как снова остался один, без хлеба и зрелищ. И никто не спросил:
Ой, а что это вы, господа хорошие, вдруг так озаботились, так прониклись чаяниями нашими народными….?
Ведь, когда вы со всей силы тянули на себя общее одеяло, желая согреться, вас не беспокоило, что кто-то замёрзнет и ему будет менее уютно, чем вам.?
Вы, что поменялись местами с теми, кого теперь бессовестно хаете, обвиняете в бедах народных, тогдашних и заодно сегодняшних, не подумали, что на самом деле не лучше тех, кого привычно и по - фарисейски осудили…?
А действительно, зачем ? Зачем о таком думать, у вас же всё хорошо - и одеяло, и тепло и уют, отнятый у своих, вообще-то собратьев, которым вы теперь обещаете сладкую жизнь, но почему только в те минуты, когда от этого народа зависит ваше ещё большее благополучие..?
А потом в раз забываете…
Это что, у вас так память работает, своеобразно, хочу - помню, а хочу - не помню..?
Как хочу - сую, а хочу - всучиваю, в зависимости от ситуации и времени года?
Но, увы, ваша забота о всенародном благе всё больше походит на расхожее выражение, когда говорят, «Ах вашими благими намерениями устлана дорога в ад….»
А дальше - «Не проходите мимо наших лиц, и у вас всё будет так, как в те времена, когда люди верили сначала во множество богов, потом сменили эту веру на единобожие, а следом поверили в тельца, чьё туловище сами же и присыпали золотой пылью»
Только вот бычок, которого сначала примитивный народец в жертву своим многочисленным богам приносил, которым поклонялся, чтобы у него всё было, теперь надел маску золотого тельца, и вы, уже повзрослев и кое-чему, научившись, но возжелав чего-то большего, стали поклоняться той жертве, которую своими руками резали и кромсали на кусочки, лишь бы вам было хорошо, не заметив даже той подмены, которую сами и совершили.
Но телец, ни тот бычок, разложенный на жертвенном алтаре, он растёт и множится, и уже из вас делает жертв поклонения себе любимому. И одновременно хитро подмигивая и смеясь, он и только он, а не вы, как вам думается, решает, чем бы вас ещё очаровать, каким новым зрелищем удивить.
К несчастью, весь имеющийся парадокс упирается в того милого бычка и золотого цвета тельца, потому что, как поклонялись богам и богу, так поклоняются теперь простому парнокопытному, барану, которого и скушать не западло, нацепив на шампур или опустив в кастрюлю с кипящей водой, не замечая при этом, даже того, как он, этот бык давно и систематически пожирает всё человеческое нутро, делая из людей простых баранов, без градации на умных и тупых, бедных и богатых. Ведь перед Богом, как принято говорить, все равны. А это травоядное давно уже стало вашим богом, предметом поклонения, иконой не с образом Иисуса Христа, а простого барана, обеспечивающего вас теми зрелищами, которых вечно требовал для себя народ, оставляя при этом простой люд без хлеба. Да и день сурка, давно уже стал обыденностью в жизни всего человечества, не только тех, кто 25 лет без СССР. Не зря же американцы поставили этот фильм, про всё и вся, а не только про самих себя, ибо и у них совать, не всучивать, только на западный манер, что сути происходящего ни в корне и ни как не меняет.
16.09.2016 г.
Марина Леванте
Свидетельство о публикации №217100700999