Философия и психология бытия нашего...

«Несчастная судьба людей – следствие не сделанного ими выбора!»
Эрих Фромм.


Цитаты немецкого философа и психолога Эриха Фромма. Цитаты, которые отвечают на самые тревожные вопросы любого человека. Его мысли никого не оставят равнодушным. Дополнением к ним и мои высказывания – то, о чём, собственно, думаю не только я…


***


Эрих Фромм. Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность.

Евгений Заикин. Творчество и только творчество создаёт для человека ту среду, где он становится не то, чтобы писателем, поэтом, художником, музыкантом и актёром, любой из нас поднимается раз за разом по одной ступеньке вверх, учась при этом любому искусству и создавая совершенно новое направление и развивая свою личность. Это даёт любому из нас некий шанс, который предоставляет настоящую свободу.

Эрих Фромм. Мы не должны никому давать объяснения и отчитываться, пока наши действия не причиняют боль или не посягают на других. Сколько жизней было разрушено этой необходимостью «объяснять», которая обычно подразумевает, чтобы вас «поняли», то есть оправдали. Пускай судят по вашим поступкам, и по ним – о ваших истинных намерениях, но знайте, что свободный человек должен объяснять что-либо лишь самому себе – своему уму и сознанию – и тем немногим, у которых есть право требовать объяснения.

Евгений Заикин. Любое творчество – это образ жизни, неважно в каком направлении. Будь то искусство, наука, производство или поэзия. Без творческого подхода не будет ничего нового, созидательного. Нет творчества и вдохновения – тогда любое дело идёт к разрушению. Никакие знания, звания и прочая мишура не приведут к совершенству, если это не делается от души. Нужно самому, прежде всего, измениться, тогда и мир вокруг изменится.

Эрих Фромм. Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель.

Евгений Заикин. В нашем мире сегодня само слово Любовь – воспринимается несколько абстрактно, отдалённо, внося некое беспокойство в души тех, кто отдалился от понимания Божественности, Господа Бога и Церкви. Любовь должна быть, как свет, радость, красота и забота о близких людях и окружающих нас друзьях. Мы все без исключения должны нести доброту и тепло. А что на самом деле происходит? Вокруг нас ныне столько злобы, зависти, жадности и обмана – мир перевернулся и жизнь, словно остановилась. Того и гляди, что река жизни потечёт вспять, унося всех в преисподнюю. Про счастье другого человека теперь и речи нет, все озабочены потреблением, накоплением и деньгами.

Эрих Фромм. Цель человека – быть самим собой, а условие достижения этой цели – быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, а утверждение своего собственного человеческого я – вот истинные высшие ценности гуманистической этики.

Евгений Заикин. Утверждение своего собственного достоинства приходит всегда только через основы творчества. Иначе не бывает. В жизни каждого человека появляются собственные ценности, которые он воспринимает через собственную самооценку, веря в свои силы. Всего этого можно достичь только тогда, когда мы постигаем все учась. Учение и есть та самая сила, ведущая нас к вершине самосознания, где в основе опять же Любовь.

Эрих Фромм. В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

Евгений Заикин. Идя к любой жизненно важной цели, для себя мы выделяем направление, где в основном есть принципы. Первое – каждый из нас понимает, что надо делать. Второе – каждый день – это новый старт по дороге, ведущей к достижению цели. Третье – понимая перспективу и масштабность своего направления, мы начинаем ко всему относиться проще. Четвертое – к любым идеям со стороны относимся со всей внимательностью. Ибо и в них может быть что-то неожиданно хорошее. Пятое – для улучшения своей идеи и своего направления, требуется постоянно вести наблюдение за всем происходящим вокруг. Шестое – выстраиваем цель таким образом, чтобы все было понятно именно сегодня, а не завтра. Хотя не забывая при этом о развитии перспективы в будущем.

Эрих Фромм. Если человек может жить не в принуждении, не автоматически, а спонтанно, то он осознает себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл – сама жизнь.

Евгений Заикин. На Востоке есть хорошее выражение – нет пути к счастью, счастье это и есть сам путь. Так же самое можно сказать и о жизни. Смысл жизни в самой жизни. Поддержание жизни – есть основа того же творчества. Без творчества – нет смысла, а нет смысла, значит, нет и самой жизни. Творчество – есть и смысл, и цель жизни человека. Только творческая личность может постигнуть смысл перехода к обшей системе смыслов, сущностей и целей, в реальном времени порождающих любовь.

Эрих Фромм. Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.

Евгений Заикин. Развитие личности для каждого из нас – вот главная задача. И неважно, сколько тебе лет, любой из нас должен учиться и учиться, постигая все новые горизонты познаний. Основой из основ всегда является, то, что человек осознанно должен понимать свое место в этой жизни. Проще сказать, кем он был вчера и сегодня, и кем станет завтра. Все усилия должны быть направленные на постоянный рост в развитии личности.

Эрих Фромм. Счастье – не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.

Евгений Заикин. Любой из нас хотел бы узнать, что такое счастье и каким образом можно найти к нему тот единственный и самый короткий путь? Понятно, что счастье – это не деньги, как таковые, не «крутой» автомобиль, не дорогие шмотки и не понты. Счастье – это и есть то самое творчество! Когда ты может творить, создавать, созидать и понимать саму суть того, что ты делаешь, получая и вдохновение, и наслаждение, и удовольствие. Только творческая личность сможет увидеть и воспринять ту тонкую грань, ведущую к божественному и возвышенному состоянию.

Эрих Фромм. Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.

Евгений Заикин. Искусство жить – в простоте восприятия мира. Надо жить так, словно у тебя ничего нет, но ты владеешь всем. Главное – это избавиться от груза суетного и пустого, не тратить время на ненужные вещи. Знания – вот сила, способная дать человеку то, чем владеют не все. Творчество обогащает самого человека, наполняя душу силой и светом.

Эрих Фромм. Тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И радость, и грусть – неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека.

Евгений Заикин. Неотвратимость трагедий жизни состоит в том, что мы на своем пути все время играем с огнем. Жизнь при ставке против смерти. А оправдывают ли эти ставки то самое предназначение, дарованное нам с самого рождения? Из прошлого мы все знаем, что отношение к смерти воспитывается в любой нации по-разному. Славяне всегда подвиг ставили намного выше своего существования. Православие воспитывает в людях основу против страха перед кончиной, донося всем, что смерти как таковой не существует. Есть переход из одного состояния в другое и только. Так что – любовь, радость, жертвенность, доброта и оказание помощи другому и есть неизбежные основы жизни для каждого из нас. Потому и нужно соблюдать заповеди Божьи, чтобы быть Человеком.

Эрих Фромм. Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесценным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.

Евгений Заикин. Вот в этом и кроется тот самый самообман. Иллюзорность выбора в любом направлении разрушительна. Ежедневно причины обуславливают нас действовать и бывает, что не совсем правильно сделанный выбор – направляет нас по ложному пути. Но мы уже вышли на жизненный путь и здесь требуется понимание, куда идти? Первичный хаос толкает нас на неосознанные действия, но со временем, приобретя некий опыт, мы выбираем нужный путь, ведущий из тьмы безграмотности к свету познания. Так что жизнь – это наш реальный Учитель, где мы рано или поздно приходим к пониманию божественного направления. И путь наш возвращается к Храму, молитве и обретению Святости в душе. Другого пути быть не может к просветлению нашего разума.

Эрих Фромм. Понятие «быть живым» – это понятие не статическое, а динамическое. Существование – это тоже, что и раскрытие специфических сил организма. Актуализация потенциальных сил – это врожденное свойство всех организмов. Поэтому раскрытие потенциалов человека согласно законам его природы следует рассматривать как цель человеческой жизни.

Евгений Заикин. Христианство и особенно Православие – это основа жизненного уклада, где каждый человек обретает истинную Веру и находит свой путь, ведущий к Свету. Именно это понимание приходит через душевную молитву. Тогда и жизнь любого человека становится сознательной, она принимает форму не существования, а жизни во благо других людей. Что совершенно не противоречит как раз развитию основ социального характера. Именно здесь торжествует Истина, в которой всегда нуждается человечество (любой из нас).

Эрих Фромм. Сочувствие и переживание предполагает, что я переживаю в себе то, что пережито другим человеком, и, следовательно, в этом переживании он и я – одно. Все знания о другом человеке действительны настолько, насколько они опираются на мое переживание того, что переживает он.

Евгений Заикин. Наша вера христианская (читать – православная), видимо, единственная в мире, учит людей сострадать, сопереживать и сочувствовать. А мы знаем, что – это в первую очередь, конечно же,  понимать чувства другого человека. Но мы еще и сопереживаем победам и падением, радостям и печалям – помогая человеку выстоять духовно во всех тяготах жизни. Не все люди способны на сострадание, только те, кто богат душою своей и способен нести свет для слабых духом, выводя их из тьмы, страха, невежества и греха.

Эрих Фромм. Я уверен, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может помочь один человек другому – это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существования альтернативы.

Евгений Заикин. С этим суждением философа я не согласен, понимая, что он воспитан совсем на других жизненных принципах. Вот что сказано Святыми отцами: «...Мы должны заботиться не только о своем спасении (но и о спасении ближних); иначе и сами не получим спасения. Воин, который во время сражения старается только о том, чтобы спасти себя самого бегством, вместе с собою губит и других; напротив, мужественный, сражаясь для защиты других, вместе с другими спасает и самого себя. А так как и наша жизнь есть также война, и притом жесточайшая из всех войн, – время сражения и битвы, – то будем вступать в сражение так, как повелел Царь наш (Иисус Христос), с готовностию поражать, убивать и проливать кровь врагов наших, заботясь о спасении всех, укрепляя стоящих и поднимая падших. Многие из собратий наших в этом сражении лежат в ранах, истекают кровью, и нет человека, который бы помог им; ни народ, ни священники, ни другой кто, ни покровитель, ни друг, ни брат не заботятся о них, но каждый печется только о себе самом. Через это-то мы и унижаем достоинство своих подвигов, потому что величайшее дерзновение (к Богу) и похвала принадлежит тому, кто печется не о своей пользе. Оттого-то мы бываем слабы и удобно побеждаемся как от людей, так и от диавола, что ищем только своего и не укрепляем друг друга, не ограждаем любовию о Боге!» (свт. Иоанн Златоуст, 50, 613).

Эрих Фромм. Жизнь ставит перед человеком парадоксальную задачу: с одной стороны реализовать свою индивидуальность, а с другой – превзойти ее и прийти к переживанию универсальности. Только всесторонне развития личность может подняться над своим Я.

Евгений Заикин. Творчество, труд и упорство – вот основы всестороннего развития личности. Воспитание всесторонне развитых людей начинается еще в дошкольном возрасте – в детских играх, в труде, в художественной самодеятельности и т.д. Развиваются различные стороны и черты личности Человека. В школе – закладываются основы всестороннего развития, которое продолжается затем всю сознательную жизнь в общественном и полезном труде, в процессе разносторонней деятельности. Именно на этом пути и рождается Личность.

Эрих Фромм. Если детская любовь исходит из принципа: «Я люблю, потому что любим», то зрелая любовь исходит из принципа: «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь вопит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе!». Зрелая любовь рассуждает: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».

Евгений Заикин. В Священном Писании есть такие слова: «Бог есть любовь!». Поэтому любовь есть некоторое свойство Божие, которое говорит нам о том, ради чего мир был создан. Он был сотворен не как какой-то Божественный эксперимент, не было никакой материи, Вселенной, ничего не было, а Господь Бог ее зачем-то создал в порыве такого экспериментаторства. Мир был создан Божией любовью для того, чтобы человек, как венец этого творения, смог в ответ Богу принести свою любовь, потому что это чувство всегда стремится к взаимности. То, на что ответить по-настоящему можно только любовью. Главное, конечно, это та любовь к Богу, которая должна жить в сердце человека. Вместе с ней в нашем сердце может жить и любовь к другому человеку. Душа наша, которая по природе своей христианка и несет в себе черты образа и подобия Божия, хорошо знает: любовь – это и есть то, к чему по-настоящему мы все стремимся. Можно обманывать себя суррогатами, можно заменять себе жизнь в любви работой, страстями, самоуспокоением – чем угодно. Но пока душа не научится любить Бога и другого человека, она спокойна не будет. Это Закон!

Эрих Фромм. Самозабвенное помешательство друг на друге – не доказательство силы любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества.

Евгений Заикин. Сила Веры и Любви – нас людей делают именно Человеком, в чем мы и отличаемся от животных. А сила молитвы и сила веры в Бога, божественность Любви и святость Веры, выводят всех нас  на путь познания Истины. Вера и любовь – это не просто слова, это огромная вну¬тренняя сила, вырабатываемая самим человеком. Мы все уже знаем о реальном существовании законов мироздания и Бога. А все разговоры про одиночество – это всего лишь придуманная формула вовлечения людей в обман, где каждый получает то, что желает. Но есть же и путь к спасению, через посредство Веры. Как сказано в Священном Писании:  «К нашему спасению послужит и то, когда мы не о себе только будем заботиться, но и станем приносить пользу ближнему и руководить его на путь истины» (свт. Иоанн Златоуст, 47, 19).

Эрих Фромм. Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей «любви» свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее.

Евгений Заикин. Очень спорное высказывание философа. Здесь можно коротко сказать так: «По вере вашей, да будет вам!» (Матф.9:29). Там где христианин увидит чудо Божие, Его промысел, человек неверующий увидит совпадение, случайность, стечение обстоятельств.

Эрих Фромм. Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить. Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека, это доказывает силу их любви. Здесь проявляется заблуждение – установка на объект. Это похоже на состояние человека, который хочет рисовать, но вместо того чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен найти достойную натуру: когда это случится, он будет рисовать великолепно, причем произойдет это само собой. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».

Евгений Заикин. В жизни для каждого из нас, как пример, есть всеобъемлющая любовь. И нагорная проповедь Иисуса Христа основана на принципах любви (Матф.5.7).

Эрих Фромм. Характер ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер.

Евгений Заикин. Яблоко от яблони недалеко падает. Поговорку придумали не зря, так как она ярко отражает характер любого ребенка. Дети часто похожи на своих родителей своим талантом, поступками, привычками и увлечениями. Поведение наших детей, как отражение своих родителей. В плане желаний – мы сами должны быть теми, кем мы желали бы увидеть своих детей. Хотя и гены тоже передаются – это факт.

Эрих Фромм. Если человек способен полноценно любить, то он любит и себя; если он способен любить только других, он не может любить вообще.

Евгений Заикин. Нет как такового долга любить. Есть только истинная вера в чистую любовь и свобода любить. Любить так, чтобы душа ликовала, а сердце излучало свет. Тогда перед каждым из нас открывается безграничность восторга, где именно свобода даст настоящее и полноценное чувство. Без свободы человеческая жизнь не имеет смысла. Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться Богу. Только так постигается Любовь!

Эрих Фромм. Принято считать, что влюбленность – это уже вершина любви, в то время как на самом деле — это начало и только возможность обретения любви. Принято считать, что это результат таинственного и влечения двух людей друг к другу, некое событие, совершающееся само собой. Да, одиночество и сексуальные желания делают влюбленность легким дело, и здесь нет ничего таинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришел. Случайно любимыми не становятся; твоя собственная способность любить вызывает любовь так же, как и заинтересованность делает человека интересным.

Евгений Заикин. Любовь в православии возрастает благодаря Божественной благодати и собственным усилиям человека верующего. Именно любовь, как исключительный дар нам всем дана свыше. Совершенная любовь означает полную победу человека над самим собой, посредством того, что он жертвует себя, свои чувства и радость для другого человека. Но главное – человек не должен любить ревностно, что разрушает чувства.

Эрих Фромм. Человек, который не может создавать, хочет разрушать.

Евгений Заикин. Любой из нас способен либо созидать, либо разрушать. Другого пути нет. Но есть вопрос: «Кто и как делает свой выбор?» Если рассматривать то, как мы все живем каждый свой день – станет понятно то, что выбор есть у каждого. Но и здесь каждый делает этот выбор так, как ему удобно. Один созидает по причине веры во все красивое, а другой разрушает в первую очередь себя и окружающий мир вокруг.

Эрих Фромм. Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить.

Евгений Заикин. Всем нам человекам от природы дано любить, Но… Но не все могут постичь это прекрасное чувство. Любить и быть любимыми – это не простая основа нашей жизни. Для каждого человека это очень важно. Любить – это, значит, что-то брать и что-то отдавать. Брать могут все (без исключения), а вот отдавать…

Эрих Фромм. Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей – их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения.

Евгений Заикин. Пустые разговоры. Как это ни странно, но большинство людей любят пустые разговоры и сплетни. Эта болезнь разъедает общество, как плесень. Довольно грустно становится от того, что в современном мире таких людей становится все больше. Ну, и далее о плохом обществе. Или точнее сказать – дурное общество. Что мы видим ныне в основе для развития нашего общества? Да ничего хорошего. Массово идет людского оболванивания, особо молодежи.  Воспитание строится по схеме стимулирования инфантильного поведения, чтобы и в 30 и боле лет человек оставался подростком. Далее еще страшнее – массово идет воспитание девочек и мальчиков по общим стандартам, внедряется этакий «западный» стиль дебилизма при  формировании образа «успешного» человека. Потребление, секс и насилие – вместо любви, где отсутствует благородство, а преобладает разрушение семейных ценностей с развитием ювенальной юстиции. И основное распространяемое зло – это алкоголь (пиво) и табак, особенно среди молодежи. Избавиться от всего этого наносного и чуждого нашему человеку можно, прививая традиционные ценности. Только основы Православия и Веры в Бога могут исправить насаждаемую нам беду.

Эрих Фромм. В любимом человек надо находить себя, а не терять себя в нём.

Евгений Заикин. Поведение любого из нас – это отражение своего личного состояние. Самое главное при этом – не осуждать, и не судимы будем (Матф.7.1).

Эрих Фромм. Если бы вещи могли разговаривать, то на вопрос «Кто ты?» пишущая машинка ответила бы: «Я – пишущая машинка», автомобиль сказал бы: «Я – автомобиль» или более конкретно: Я – «Форд», либо «Бьюик», либо «Кадиллак». Если же вы спрашиваете человека, кто он, он отвечает: «Я – фабрикант», «Я – служащий», «Я – доктор» или «Я – женатый человек» или «Я – отец двоих детей», и его ответ будет означать почти то же самое, что означал бы ответ говорящей вещи.

Евгений Заикин. Не зная, что ответить на эти мысли философа, тогда скажу так: «Я не родился королем, шутом… при этом, не стану никогда, как Штраус, Моцарт, Бах. Стал вот простым и рядовым поэтом и первый дебошир я в кабаках!»

Эрих Фромм. Если другие люди не понимают нашего поведения – так что? Их желание, чтобы мы делали только так, как они понимают, это попытка диктовать нам. Если это означает быть «асоциальным» или «нерациональным» в их глазах, пусть. Больше всего их обижает наша свобода и наша смелость быть самими собой.

Евгений Заикин. Понимание Свободы всегда имеет множество смыслов. С моей точки зрения: «Свобода, когда ты сможешь стать самим собой – это духовное развитие личности. И неважно, кто ты по профессии, богат или беден, здесь главное – свобода воли, веры и свобода духовная!» Каждый выбирает свой путь в жизни, но есть ныне у нас и страшная подмена всего. «Подмена духовной свободы, страха любви свободой похотей – вот смертельная, как Дамоклов меч, угроза, реально нависшая над человечеством!» – сказал А.И. Осипов (Путь разума в поисках истины).

Эрих Фромм. Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе.

Евгений Заикин. Нет худшего врага, чем равнодушие! С молчаливого согласия равнодушных людей, как раз и творятся все злодейства. И как сказал А.П. Чехов: «Постоянное безразличие – инвалидность. Человек, не умеющий чувствовать, перестает быть человеком. Умирает…»

Эрих Фромм. Человек есть центр и цель своей жизни. Развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться или зависеть от других якобы высших целей.

Евгений Заикин. Наивысшие цели человека – это развитие личности, посредством творчества, служение обществу в котором он живет и Вера в Бога. По другому и быть не может, так как человек при вседозволенности перестает верить в Чудеса, Молитву и Церковь и уподобляется уроду прямоходящему. Вслед за всем этим исчезают: Смысл, Красота, Любовь, да и Счастье. Тогда человеку уже не требуются никакие цели, потенциалы и направления жизни. Только реальная болезнь способна излечить душу больного и направить на путь истинный. Исцелившись от проказы греховной, человек получает Свет и видит Гармонию во всем. Помогает во всем этом, конечно же, Господь – прощая заблуждения своему чаду.













Фотоколлаж произведен из открытых источников Интернета...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.