Псков заветный. Тайны церквей из красного кирпича

   
Фотографии можно увидеть в моём блоге.
По мере наших путешествий по Псковской области стала копиться информация и вместе с этим возникали вопросы на которые не находилось ответа.  Одним из таких вопросов стал вопрос о строителях церквей из красного кирпича. Однажды мы приехали в дер. Паново Глубоковской волости  Опочецкого района и пошли посмотреть руины церкви  Казанской иконы Божией Матери (1853г. постр.).
12.08.2016г. Мы обходили старые погосты в поисках каменных крестов. Август 2016 года выдался дождливым. В деревне Паново  мы увидели погост, находящийся на высоком холме. Дождь немного поутих, а потом и вовсе прекратился. Выглянуло солнышко. Если бы вы только знали, как мы уже устали от дождя и как радовались тёплым солнечным лучам. На погосте была глубокая тень от высоченных деревьев. Погост был огромным. Потом, дома я вычитала, что село Глубокое было большим и жило здесь более тысячи человек.
   Мы тщательно исследовали место, но каменных крестов не было. На погосте было много каменных надгробий из тёмного камня с выбитыми на них крестами. Кресты были нарисованы по-разному. Встречались кресты с крышей, кресты в полукруге, кресты с нижней перекладиной в другую сторону (от вида православного креста). Не может быть чтобы люди одной веры стали по разному рисовать кресты на надгробиях.  Так мы шли по кладбищу, постепенно поднимаясь выше на холм.
На самой вершине холма мы увидели церковь Казанской иконы Божией Матери. Из всех виденных мною церквей - эта была самая мощная, самая красивая. Церковь стояла на высоком валу, в окружении высоченных лиственных деревьев. Мне показалось, что вал насыпной. Батюшка потом сказал Сергею, что между валами раньше был арочный мост.
   Фотография была не способна передать всей силы, которую несла эта церковь. Да и красоты здания, которое было полузакрыто толстыми стволами старых деревьев, тоже не передавало.
"Каким же богатым должно было быть это место, чтобы построить такую красоту"! - Думала я.  Церковь была построена князем Александром Михайловичем Дондуковым-Корсаковым. 
Княжна Софья Михайловна Дондукова-Корсакова вышла замуж за графа Петра Александровича Гейдена, который был последним владельцем имения в селе Глубокое. Он похоронен рядом с церковью.  Церковь была одноапсидная, с трапезной и трёхчастным притвором, четверик с купольным сводом и массивным барабаном.    Буквально, каждая деталь украшающая здание, была необычной, отличалась от всего увиденного ранее. Здание церкви было разорено и постепенно разрушалось, многие кирпичи упали, но общая конструкция ещё  стоически выдерживала натиск времени.
   Мы пошли обходить  церковь вокруг.  Я была потрясена увиденным, стоило мне зайти внутрь церкви. Свод церкви был сферически немного приподнят вверх, на своде стоял барабан с главой. Свод был большим и накрывал весь четверик церкви. Под сводом не было ни одной колонны! Этот огромный свод с барабаном и главой ни на чём не держался! Он был сложен из красных кирпичей. Если вы хоть чуть-чуть понимаете в строительстве, то должны понимать, что даже маленькая крыша дома держится на балках и укрепляется различными способами, чтобы её не снесло ветром,  и чтобы она не провалилась от тяжести снега. В своде не было сварных конструкций, которые бы поддерживали его.
 «Боже, как она держится? – Думала я и лезла по насыпанным, обвалившимся сверху кирпичам, встать  с фотоаппаратом под самый купол. - Остановись мгновение, как ты прекрасно»!
В тот момент, когда я встала под купол Сергей не на шутку перепугался.
- Выйди оттуда, он может рухнуть в любой момент. Там, в своде много кирпичей выпало. Он ни  на чем не держится.
- Не рухнет. -  Ответила я. - Не на меня. А если на меня, то это, понимаешь, судьба такая, погибнуть под куполом церкви!
  На самом деле я видела, что он прав, что свод постепенно обсыпался и мог рухнуть в любой момент. В места, где выпали кирпичи, проглядывал солнечный свет, оттуда вниз капала вода от недавно прошедшего дождя. Только мне очень хотелось сделать такой кадр.  Я все время поражалась тому, как держатся такие  своды (полусферическая кладка из кирпича), не имея  поддерживающих конструкцию колонн…
Ещё, к огромному сожалению, я понимала, что всё это когда-то рухнет и уйдёт в забвение. И никто не расскажет нам, о том, что это было за время и какие гениальные строители это построили. Ведь мы в 2017 году так построить не можем.
   Я специально посмотрела, какие технологии есть сейчас и какие мы можем построить здания. Самые высокие здания в мире – это стоэтажные небоскрёбы,  которые построены на основе сварных металлических конструкций.  В этих зданиях нет внешней привлекательности, они лишены элементов декора и украшений. Эти здания похожи на зеркальные столбы, торчащие вверх. Холодом веет от них. Душа не радуется, не восхищается, когда смотришь на эти здания. 

   Церкви и здания из красного кирпича, сколько таких великолепных зданий было на Псковской земле? Церкви поражают нас архитектурными решениями, не имеют ни единого повторения. Кладка кирпича имеет точно продуманную систему декоративных украшений, создаёт ощущение гармонии с окружающим пространством, имеет превосходный узор и производит на человека огромное неизгладимое  впечатление, ощущение восхищения и восторга от  увиденного.
В Интернете находится немного информации о старинном красном кирпиче особого обжига.  Завод  для изготовления кирпича строили недалеко от  места строительства церкви. Кирпич, после изготовления проверяли на прочность и «звучание». Брали пробную партию (100 штук) и замачивали в колодце. Или сваливали с телеги и смотрели, сколько кирпичей разбилось, если более трёх, то кирпич считали бракованным. Если кирпич не выдерживал испытания, то делали другой, улучшая качества.
      Этот кирпич удивительным образом противостоит непогоде, дождям, мокрому снегу, сильным морозам, резким перепадам температур.  Этот кирпич часто имеет клеймо изготовителя, иногда имеет именное клеймо. Некоторые люди занимаются коллекционированием кирпичей с клеймом изготовителя.
 Красный кирпич имеет разную форму в зависимости от его использования. Есть кирпичи угловые,  угол такого кирпича имеет очень интересную форму – закруглён и имеет два выступающих угла. Есть кирпичи для арок, такие кирпичи  были специально предназначены для того, чтобы выкладывать арочные перекрытия, они заужены с одной стороны. Есть кирпичи для постройки колонн – с закруглением боковой длинной стороны. Каждая грань кирпича имеет своё название: «постель» - верхняя и нижняя, «ложок» - боковая длинная, «тычок» - боковая короткая. На фотографиях видно, что для строительства одной церкви применяли кирпичи разной формы и разного оттенка красно-кирпичного цвета. Это в наши дни церкви покрасили в белый цвет и другие цвета, а в те времена церкви были красного цвета с покрашенными белой краской, выступающими декоративными элементами (колоннами, крестами, рустовкой, кокошниками и др.)
    В 2000 годах некоторые предприниматели стали разбирать полуразрушенные здания и церкви, и стали продавать партии красного старинного кирпича для повторного использования, красочно расписывая как хорош старинный кирпич для изготовления каминов, украшения залов и помещений.    Только вдумайтесь в это кощунство. Кто-то сделает себе камин из руин церкви.
   О красном кирпиче пишут, что его формовали вручную из глины, сушили только летом и обжигали в напольных печах-времянках.  Основными компонентами для изготовления кирпича были красная глина и песок. Песок применялся, только для того, чтобы уменьшить жирность глины.
  Очень интересный вопрос о том, как сложно было ожигать кирпич. Для обжига нужна печь, которая поддерживает температуру 900 – 1150 градусов по Цельсию в течение 8 -15 часов. Чтобы не возникло трещин, требуется медленное охлаждение обожжённого  кирпича.
    Если процесс изготовления кирпича был настолько трудоёмким, то сразу возникает вопрос, сколько лет требовалось для того, чтобы изготовить кирпич для возведения здания только одной церкви?  Второй вопрос касается добычи красной глины. Где-то недалеко от завода должен образоваться карьер после добычи глины. Пишут про то, что глина нужна была особая – лёгкая, добывали её из озёр ледникового происхождения, что на настоящий момент эти месторождения вычерпаны.
   Если немного поискать, то можно найти довольно сложную машину Д. Д. Дагрлейна изобретённую им в 1810 году, с помощью которой прессовали  кирпич из глины. Я охотно поверю, что в один и тот же период времени существовали  ручной и машинный способ изготовления кирпича. Но когда я вижу,  совсем не редкие в Псковской области, высоченные здания церквей сложной архитектуры, имеющие декоративные украшения из кирпича, и имеющие кирпичи разной формы,  я думаю о том, что кирпич изготовили именно машинным способом.  Я думаю о том, какое большое количество кирпичных заводов должно было активно работать в тот момент времени на Псковской земле.
Ещё интересным для изучения является раствор, который использовали для кладки кирпича. Представляете, насколько клейким он должен быть, чтобы склеить кирпичи и выдерживать нагрузку от тяжести свода церкви, барабана, купола, креста и выпавших осадков. Нам говорят, что для такого раствора использовали яйца кур. Что когда шло строительство церкви людям запрещали есть куриные яйца. Эта версия, имеет право на существование, если предположить что для строительства одной церкви строили рядом с местом стройки не только кирпичный завод, но и куриную птицефабрику.

     Возьмём самые сложные и поистине шедевральные здания церквей  и руин церквей в Псковской области, которые мне довелось увидеть,  построенных из красного кирпича и рассмотрим известную информацию.
Псковский р-н. Мелётово. Церковь Троицы Живоначальной. 1914г.В Мелётово рядом стоят две церкви: Успения Пресвятой Богородицы (белая из известняковых плит) и Троицы Живоначальной (красная из кирпича). Глядя на эти церкви никто не скажет, что видит двух сестёр. Это кардинально разные здания. Нам говорят, что построили второе здание, когда в первом стало мало площади для всех прихожан. Но подобное явление совсем не редко на территории области, когда рядом стоят две церкви с разной верой. Когда церковь одной веры переделали и стали использовать для другой веры.
Плюсский р-н. Посолодино. Церковь Входа Господня в Иерусалим. 1893-1901г. Архит. С.И. Андреев.
Гдовский р-н. Ремда. Церковь Николая Чудотворца. 1902г. Архит.  Н.Н.  Никонов.
Гдовский р-н. Ветвеник. Церковь Петра и Павла. 1907г. Архит.  Н.Н.  Никонов.
Гдовский р-н. Гвоздно. Церковь Косьмы и Дамиана. 1912г. Архит. А. Аплаксин. Помощь строительству оказала баронесса Мария Корф, из рода Голенищевых-Кутузовых.
Гдовский р-н. Черма. Церковь Илии Пророка. 1874г. Построена купцом Фоминым.
Струго-Красненский р-н. Творожково. Церковь Троицы Живоначальной. 1873г. Архит. М.А. Щурупов.
Струго-Красненский р-н. Щир. Церковь Воскресения Христова. 1834г. Построена на средства помещика Ф. Г. Станищева.
Дедовичский р-н. Церковь Михаила Архангела. 1837г. Построена на средства помещиков Бибиковых.
Новоржевский р-н.  Посадниково. Церковь  Казанской иконы Божией Матери. 1733г.
Новоржевский р-н. Столбушино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. 1787г. Построена на средства помещика подполковника Николая Савича Бороздина.
Новоржевский р-н. Ладино. Церковь Воскресения Христова. 1768г. Построена  по приказу помещика генерал-аншефа Бороздина Корнилия Богдановича.
Бежаницкий р-н. Новое. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. 1744г. Построена по заказу М. И. Дубровского.
Бежаницкий р-н. Турово. Церквь Рождества Пресвятой Богородицы. 1842г. Построена тщанием помещика Алексея Васильевича Минина.
Опочецкий р-н. Паново. Церковь Казанской иконы Божией Матери. 1853г. Построена тщанием князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова.
Опочецкий р-н. Камено. Церковь  «Знамение» иконы Божией Матери. 1873г.
Палкинский р-н. Локно. Церковь Косьмы и Дамиана. 1909г.
Пыталовский р-н. Вышгородок. Церковь Бориса и Глеба. 1890г. Построена на средства потомственного дворянина Островского уезда Псковской губернии Владимира Алексеевича Изъединова.
Красногородский район. Синяя Никола. Церковь Николая Чудотворца 1901г. Построена  на деньги  местного купца Дмитрия Николаевича Бизюкина. Я обходила церковь вокруг и не могла найти места, чтобы она целиком вошла в кадр. Высота колокольни около 26 метров. Увиденное глубоко врезалось в память. "Ну, как они это построили"? - думала я.   
  Я не старалась в этом случае перечислить все увиденные мною церкви из красного кирпича. Мне хотелось отметить те церкви, которые  произвели на меня очень сильное впечатление, хотя некоторые из них стоят в руинах. Ещё скажу, что мы объехали далеко не всю Псковскую область.
Замечу, что ещё сохранились некоторые усадьбы, постройки которых выполнены из красного кирпича, но, по большей части, церкви стоят в гордом одиночестве, не окружённые кирпичными постройками.  Редко встречаются единичные сохранившиеся дома из красного кирпича.  И только в дер. Ашево Бежаницкого района сохранился целый ряд купеческих кирпичных построек. Возможно,  это говорит о том, что красный кирпич не был доступным материалом для строительства, о том, что это  был дорогой строительный материал,  и простые люди не могли им воспользоваться.  Правда, тут же я нахожу указ Петра I изданного в 1713 году «О запрете строительства из кирпича во всех других городах кроме Санкт-Петербурга».
Обыкновенно пишут, что скидывались на церковь «всем миром». Но верится в это с трудом. Человек необычайно богатый спонсировал строительство каждой церкви. Так пусть хоть и в густо населённой местности вдруг захотели люди возвести церковь и пригласили архитектора из Санкт-Петербурга, заказали проект, возвели рядом кирпичный заводик, пригласили знаменитых строителей и художников. И вот вам - шедевр зодчества.
 Обыкновенно архитектор церкви остаётся неизвестным, канули в лету имена строителей и художников. Вот имена архитекторов, которые удалось узнать.
    Архитектор Санкт-Петербурга Николай Никитич Никонов 1849-1918 родился в крестьянской семье в деревне Онофрево Пошехонского уезда Ярославской губернии. Архитектурные творения Никонова Н.Н.: доходный дом Н. П. Басина на площади Островского, собственный доходный дом на Большом проспекте Петроградской стороны, Покровская церковь на Боровой улице, Свято-Иоанновский монастырь на Карповке Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь и др.
     Архитектор Санкт-Петербурга 1815-1901 Михаил Арефьевич Щурупов родился в уездном городе Аренсбурге Лифляндской губернии. По его проектам построены церкви святителя Николая Чудотворца, святых Бориса и Глеба на Калашниковской (Синопской) набережной, Крестовоздвиженская (Николо-Труниловская) церковь на Б.Посадской и Смоленской Божьей Матери на Шлиссельбургском шоссе (пр. Обуховской обороны) и др.
   Архитектор Санкт-Петербурга Андрей Петрович Аплаксин 1879 - 1931 по его проекту построено  нескольких храмов в неорусском стиле в конце 1900 – начале 1910-х годов.
 Гражданский архитектор Санкт-Петербурга Семён Иванович Андреев 1863- 1935, сын петербургского 2-й гильдии купца. По его проекту был выстроен санаторий в Малой Вишере. По его проектам было построено около 10-ти построек в Санкт-Петербурге и провинции. В Санкт-Петербурге на Митрофаниевском кладбище по его проекту и на его собственные средства в 1904 г. была перестроена и расширена Кекинская церковь (во имя Св. Духа и Семи отроков Эфесских).
(Материалы из Википедии).
Рассматривая творения этих архитекторов, я могу себе представить какой баснословно дорогой должна была быть постройка одной такой церкви.  Иногда мне кажется, что золотой дождь просыпался на помещиков, купцов и генералов, которые вкладывали свои деньги в строительство этих церквей, учитывая проживавшее в этой местности бедное население. (Если бы население было не бедным, в округе сохранилось бы много кирпичных частных построек, нахожу, что проживало население 1-3 тысячи человек, которые относились к одному приходу). Замечу только, что кирпич население использовало. В каждой избе была русская печь, на возведение которой требовалось около 500 штук кирпичей.
А вот вопросы.
Чтобы возможно было выполнить такой сложный декор из кирпичной кладки, нужен проект, где расписан каждый слой кладки кирпича. Представляете себе кучу технической документации. Куда она исчезла?
Как изготовили такое количество красного кирпича? (Учитывая большое количество церквей из красного кирпича по всей России).
Как доставляли фундаментные блоки и кирпич к церкви? Если из транспорта были только повозки с лошадьми. Одна лошадь может везти только два своих веса (800кг), а вес некоторых блоков 2,5 тонны. Да и дорог то почти не было. 
Как строили на такой высоте, не имея подъёмных кранов? Пишут о том, что использовали устройство для подъёма кирпича, которое русские плотники прозвали векшей -  грузоподъёмное устройство, вращающееся на оси колесо с жёлобом, через которое перекинут канат, цепь.
На одной и той же церкви, обыкновенно, есть кресты разной формы – эти кресты являются частью кирпичной кладки. Почему кресты разные?
Почему двери в церкви такие громадные и высокие, намного больше человеческого роста?
Почему отопительные приборы в церквях сделаны позже, чем церкви были построены? (Отопление в них вовсе не проектировалось).
   В строительстве и украшении церкви участвовали высококвалифицированные строители, художники, мастера. По едва сохранившимся фрескам и росписям на стенах, видно, что это был очень высокий уровень исполнения работы.  Но фрески все тщательно зачищены и сбиты. А если бы они сохранились, мы бы читали по ним свою историю и имели открытую книгу.  И, возможно, нашли ответы на интересующие нас вопросы.
 
  Есть ли у меня версии? Конечно есть! Во время большого мора (некоторые предполагают, что была ядерная война, находят кратеры от взрывов по всей России), вымерло коренное население и местность заселили переселенцы, которые имели разную веру. Мистер X - очень богатый и умный захотел объединить людей с разной верой в одном храме, призывая людей к терпимости разных вероисповеданий. Тогда  были выделены средства на строительство,  построены заводы для изготовления красного кирпича,  а потом приглашены лучшие строители, художники, мастера и по всей России построены храмы из красного кирпича.  Ещё я думаю о том, что это нужно было для того, чтобы переписать всех людей, ведь записи о рождении, крещении младенцев, свадьбах и похоронах,  велись только в церквях и много людей, имеющих иную веру,  жило без регистрации, уходило от налогов и поборов. Россия всегда была котлом, где оседали тысячи переселенцев из разных мест. Да только эти версии не объясняют роскоши, достойной  императорских дворцов, с которой выстроены все эти церкви, предназначенные только для того, чтобы собрать в них людей для переписи и для того, чтобы внушить истину - "Христос терпел и нам велел".
  Нашла версию из интернета, что в церкви ставили магнитный генератор свободной энергии для получения которой не требовалось топливо (газ, нефть, уголь, дрова)  и использовали эту энергию для освещения и отопления поселения людей и самой церкви для перемещения тяжёлых блоков, возможно, для движения повозок и облегчения других работ. Такой генератор сохранился и работает до наших дней в Иерусалиме в храме Гроба Господня. Включают его как некое чудо для народа - "Схождение Благодатного огня". Происходит оно один раз в год — в Великую субботу накануне Пасхи.  Нашла, что разрушили церкви и генераторы, чтобы установить монополию на продажу топлива. Эту версию я вижу вполне объективной, потому, что мы видели уничтоженные и разграбленные малые ГЭС по всей Псковской области. Когда-то они тоже давали электроэнергию, используя силу движения воды в реках.  В 2017 году на территории Псковской области сохранились и работают только две  малые ГЭС из сорока.  Осталось их уничтожить и всё.
    
   Когда мне было лет десять,  я сделала ошибку, называя людей верящих в Бога – «крестьянами». Мы были атеисты и росли в стране, в которой октябрятам и пионерам запрещалось ходить в церковь.  Мне казалось, что крестьяне – это люди, которые крестятся и носят крест. Я думала о созвучии слов.    Оказалось, что правильно говорить – «христиане», а вера называется православной. Мне было так стыдно тогда, что я помню это до сих пор. Сейчас,  читая разные источники, я нашла, что крестьяне – это тоже вера, а то, что крестьянами стали называть землепашцев – это подмена понятий. 
  Поэтому, теперь я больше доверяю своему чутью. Слова  освящать и освещать мне кажутся очень созвучными, я думаю, что здесь тоже произошла подмена понятий.
  А вот и история, которая случилась не так давно. Один знакомый мужчина работал в компании, которая разместила своё предприятие в большом пустующем здании бывшего завода. Было время, когда на заводе работало около пяти тысяч человек. После перестройки завод прекратил свою деятельность, как и многие заводы на Псковской земле. Опустели цеха и кабинеты. Оборудование было распродано и разграблено. 
  Компания арендовала на заводе несколько небольших помещений на  разных этажах. Что бы была возможность быстрого общения, знакомому выдали рацию.    В тот день мужчина  пришёл в свой офис. Он шёл по длинному, плохо освещённому коридору. Вид был унылым.  Вокруг были пыль и запустение, царила разруха.  С двух сторон  находились  двери.  Некоторые двери были открыты, некоторые закрыты.  Мужчина был совсем один в этой части здания. Близился вечер, скоро нужно было идти домой.  Мужчина был не робкого десятка, но осознание того, что вокруг, почти во всём здании никого нет, заставляло его напрягаться, прислушиваться к звукам, оглядываться, заглядывать в пустые кабинеты. 
  В помещении офиса  для необходимых  вещей был выделен угол. Там стоял стол с компьютером и офисное кресло. В небольшой комнате стоял шкаф, который остался от бывших владельцев, столик с микроволновой печью, холодильник, в углу комнаты стояли  забытые  доски, плакат с фотографиями работников завода, люминесцентная лампа.  Уборщицы давно не  было. И в этом помещении скопилось много пыли. 
Знакомый мужчина стал говорить по рации, сообщая о том, что он собирается уходить домой. В этот момент  люминесцентная лампа вдруг замигала и стала светиться. 
Мужчина вздрогнул и выронил рацию. Лампа тут же погасла.
  Вот и вся история. Мужчина, конечно, очень перепугался. Свечение лампы, которую сняли от того, что она была неисправна и поставили в углу кабинета, потому, что такие лампы нельзя выкинуть на помойку, было неожиданным, непонятным и пугающим явлением.  Но этот факт говорил о том, что лампы, наполненные газом,  могут светиться не только от электричества.
  Считается, что первая газоразрядная лампа изобретена в 1856 году. Генрих Гейслер получил синее свечение от заполненной газом трубки, которая была возбуждена при помощи соленоида.
  Именно в эти годы было построено много церквей из красного кирпича. Можно предположить, что в церкви стоял прибор, который выпускал излучение, способное вызвать свечение ламп в церкви и в домах богатых людей, которые находились поблизости.

   Я читала о великой зачистке, когда сожгли почти все письменные источники, изъяли и разобрали артефакты. Только поверьте мне - всё уничтожить невозможно. Область огромна, она хранит свои тайны в руинах церквей. Нужно только искать...   
 


Рецензии
Бывал там в детстве...

Спасибо. С уважением,Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   25.12.2019 06:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.